История убедительно свидетельствует, что армия
любого государства не может жить и достойно выполнять возложенные на нее
задачи без концентрации в себе высокой культуры. Степень знаний о войне,
исторически определенная в конкретном обществе, а также способность военнослужащих
применить достижения культуры для выполнения задач армии с наибольшей эффективностью
представляют собой военную культуру, которая развивалась наряду с общей
культурой, пережив свои периоды подъема и упадка. Она обогащалась по мере
вовлечения в сферу военной деятельности все более широких масс людей и
разнообразных явлений общественной жизни. Поэтому военную культуру следует
оценивать с точки зрения социальных условий, ее породивших и сопровождавших.
Военная культура всегда находилась в сложных и неоднозначных отношениях
с тенденциями прогресса и регресса. Так обстоит дело и сейчас. Однако лучше
рассматривать все это, разделив содержание военной культуры на составляющие
ее компоненты. Основные из них — военно-политическая направленность деятельности
армии; управленческо-исполнительские качества (дисциплина, ответственность,
командирское творчество); военно-техническая и штабная подготовка; этические
отношения, в частности, долг и честь военнослужащего; взаимоотношения военно-служащих.
Все перечисленные факторы представляют основу военной культуры и определяют
ее своеобразие.
Политическая культура
Военно-политическая направленность деятельности армии является «краеугольным
камнем» всей военной культуры. Ведь политика вообще — основа войны, ее
причин, содержания, роли. И в то же время — «переходный мостик» от целого
к части, связующее звено деятельности вооруженных сил и политической культуры.
К военно-политическому элементу прежде всего относится верность определенным
идеалам и конкретным целям, за которые готовы сражаться солдаты и офицеры.
В истории человечества эти идеалы концентрировались в национальном патриотическом
сознании, приверженности к идеалам определенного класса, принадлежности
к религиозной вере.
Известно, что идейно-политической основой духа многих армий на протяжении
веков являлась и является вера. Именно общность православной христианской
веры сыграла ведущую роль в осуществлении Русской армией освободительных
миссий. Например, избавление болгарского, сербского и других балканских
народов от турецкого ига. Еще пример. Высоким авторитетом в Польше пользуется
католическая церковь, кстати, наряду с армией (во время гитлеровской оккупации
церковь была одним из оплотов Сопротивления). И ни один ксендз, как пишут
польские авторы, не сотрудничал с врагами. Также и в нашей стране. Православная
церковь всегда поддерживала, объединяла, вдохновляла народ на борьбу во
время нашествий на Россию.
Следовательно, военно-политическая направленность армейской службы
определена знанием и пониманием воинами национальной истории, верой в идеалы,
которые защищают вооруженные силы, способностью осмыслить цели войны в
процессе подготовки и проведения боевых действий.
Культура руководства и подчинения
Вторым компонентом военной культуры являются управленческо-исполнительские
качества, заключающиеся в единстве как высокого уровня выработки военных
решений, так и точного, своевременного и безоговорочного их выполнения.
Эти качества существуют только в единстве, ибо не может быть как «абсолютного
командира», так и «абсолютного исполнителя». Если не юридически, то объективно
даже «тотальный диктатор» подчинен своему народу хотя бы идейно. В то же
время у любого исполнителя всегда присутствует элемент смекалки и творчества.
Теоретически долг, дисциплина и ответственность обязательны для всех
уровней военных структур. Что же мы видим в жизни? Практически эти категории
тесно зависят от ряда факторов. В армиях различных стран, регионов и эпох
важным обстоятельством являются национальная психология и традиции, которые
отражаются на процессе обучения и подготовки армии.
Вспомним историю Российской и Красной армий. XVIII и XIX вв. знаменовались
большими успехами русского оружия, появлением выдающихся полководцев и
флотоводцев — Суворова, Румянцева, Кутузова, Ушакова, Нахимова, блестящих
военных теоретиков и организаторов — Драгомирова, Милютина и других. Даже
упадок Русской армии, связанный с общим социально-экономическим и политическим
кризисом самодержавия конца XIX—начала XX в. не прервал генерации талантливых
офицеров, генералов, полководцев. К сожалению, пока неостаточно изучены
процессы в российском офицерском корпусе в период Октябрьской социалистической
революции и гражданской войны. Тем не менее очевидно, что большая его часть
пошла за советской властью. Так, к 15 ноября 1918 г. в Красной армии служили
уже 20 488 генералов и офицеров старой армии — 75% всего командного состава.
В дальнейшем этот процент снизился за счет подготовки и выдвижения командиров
из рабочих и крестьян, но по-прежнему оставался высоким, особенно в штабах.
Следует признать, что Октябрьская революция породила образцы новой военной
культуры в сфере полководческого искусства. Троцкистские и сталинские репрессии
унесли почти всех командиров, воспитанных царской армией, которые выступали
хранителями преемственности военной культуры. Их места занимали новые люди.
В ходе Великой Отечественной войны из подготовленной революцией основы
поднялся новый строй способных офицеров, генералов, маршалов, чье командно-исполнительское
искусство, как более творческое, победило признанную во всем мире немецкую
исполнительность.
Дисциплинарная культура
Теперь коснемся очень чувствительного для армии и общества в целом вопроса
дисциплины. Речь идет не просто о подчинении как форме исполнения приказов
и распоряжений, точном и своевременном прибытии на работу, службу, но в
самом широком понимании — о дисциплине общественной, о верности данному
слову. Трудно не согласиться с мнением генерала Драгомирова: «Дисциплина
нужна не только в военной службе. И жаль того народа, который ею не проникнут.
Разница между военной и гражданской дисциплиной в силе напряжения, но не
в духе или основе ее. Многим воинская дисциплина рисуется так, будто столь
же полно обязывает одних, сколько развязывает других; будто она проявляется
во всеоружии палок и безграничного произвола, именно того, что уже признано
не охранительной силой, и разрушающей к ней примесью. Многим неизвестно,
что дисциплина столь же облекает властью, сколько и сдерживает произвол».
Россия не прошла полной стадии капиталистического развития, вырабатывающего
основу порядка — дисциплину труда, гражданских взаимоотношений, подчинения
законам. Революционный энтузиазм 20—30-х гг., периода войны и хрущевской
«оттепели» отчасти компенсировал недостаток дисциплинарной культуры, но
полностью его не снял. В целом словно между молотом и наковальней вырабатывалась
в те годы воинская дисциплина. С одной стороны недоверие к кадрам, боязнь
столкнуться с «врагами народа», а с другой — обыкновенная распущенность,
нетребовательность к себе и другим, своего рода плоды «псевдореволюционной
вольницы».
Лучшим периодом развития воинской дисциплины в нашей армии стали 50—60-е
гг. Великая Отечественная война научила ценить порядок. Гордость страны,
выигравшей войну, достоинство воина-победителя, помноженные на очистительные
процессы в обществе, придали новый облик воинской дисциплине. Ее не просто
терпели, а почитали и уважали. Увлекались учениями, любили парады, ценили
воинские ритуалы, гордились военной формой.
Деградация социально-политических отношений с наступлением брежневского
застоя, падение дисциплины в обществе сказались и на армии: появились «дедовщина»,
«землячества» и другие уродливые явления. И в прошлом и сейчас причина
которых — именно в слабости общественной дисциплины. Рост организованной
и уличной преступности, рецидивы гражданской войны, погромы, демонстративное
невыполнение законов и многие другие проблемы невозможно решить без укрепления
порядка в обществе. Вряд ли в нынешнем идейном хаосе и политической толкотне
стихийно вырастет дисциплинарная культура. Для ее формирования нужна энергичная
и твердая деятельность государственных органов и общественных организаций.
В настоящее время в Российской армии осуществляется военная реформа,
одна из задач которой — социальная защита военнослужащих, обеспечение их
законных прав. Но говоря об этом, мы часто обсуждаем мнимую противоположность
обязанностей и возможностей. Забываем, что дисциплина и права диалектически
связаны между собой и переходят друг в друга. Так, например, требовать
обеспечения всем законно необходимым — это право военнослужащего. Но вместе
с тем обязанность тех, кто отвечает за обеспеченность всем необходимым
для службы. Именно такова всеохватывающая дисциплина и организованность.
Штабная и техническая культура
На протяжении веков совершенствовались оружие и боевая техника. Соответственно
менялись тактика и стратегия. Подготовка солдат в петровскую эпоху непосредственно
зависела от практических задач армии в боевом противостоянии. Военные науки
в России того времени делали свои первые шаги. Поэтому обращение видных
деятелей от Петра I до Кутузова были, как правило, прикладного характера.
После Отечественной войны 1812 г. повысились требования к собственно военным
знаниям, появилась развернутая система военного обучения. Образованность
стала важным, нужным качеством офицера и полководца, а затем и солдата.
С появлением массовых армий, ростом в пространстве и времени масштабов
военных операций и кампаний выделилась военно-штабная культура. В результате
изменения характера военных действий, повышения требований к взаимодействию
родов войск и обеспечению их действий стали складываться своего рода «мозговые
центры» в частях, соединениях и во всей армии в целом — штабы. Работа в
них, а следовательно, и военно-штабная культура становится особым качеством
военнослужащего. Она представляет собой умение добывать информацию и анализировать
совокупность данных, необходимых для принятия решений и составления особых
документов, — карт, схем, приказов и др. — и доводить их до войск для четкой
подготовки и успеха боя и операции. Военно-штабная культура — обязательный
элемент деятельности не только офицера штаба, но и каждого военнослужащего.
Как показывает опыт, нет жесткого разделения между тем и другим — очень
полезной является ротация командных и штабных кадров. Кроме того, любой
офицер обязательно контактирует со штабом, представляя туда донесения и
другие документы. А получая распоряжения оттуда, должен их правильно уяснить
и точно выполнять.
Способность применить в военном деле достижения науки и техники, уровень
общего и специального образования военнослужащих представляют военно-техническую
культуру, которая имеет как бы два «среза». Высший — деятельность человека
по созданию и производству новой техники или управление ею на самом высоком
уровне военного искусства. И низший — обучение людей грамотному ее содержанию
и использованию на уровне ноу-хау. Эти два аспекта в разные периоды и в
разных странах имели различную жесткость связи.
На первый взгляд кажется, что Россия всегда отставала от передовых стран
Запада в сфере технической культуры и, в частности, военно-технической.
Однако на самом деле вопрос гораздо сложнее. Отличительной особенностью
развития русского общества являлся все нарастающий разрыв между высшим
слоем культуры и ее освоением массами. Коренным образом изменился характер
этого процесса после Октябрьской революции. Энтузиазм социалистического
строительства 20—30-х гг. вывел нас на передовые позиции как по возможностям
создания техники, в том числе и военной, так и по ее освоению. Даже
после разрушительной Великой Отечественной войны мы сохранили высокий технический
и научный потенциал. Ликвидация ядерной монополии США, запуск первого спутника
Земли и космонавта, выход в космос, достижение ядерного паритета — все
это наши научно-технические победы.
Сегодня же состояние военно-технической культуры нельзя считать благополучным.
Поломки, аварии, катастрофы — результат и халатности, и низкой военно-технической
культуры многих людей — от «стрелочника» до видного руководителя. С одной
стороны, взлет технической мысли, подтверждающий, что при желании можем
делать не хуже, а лучше других. С другой — вопиющая безответственность,
например, в создании и использовании средств спасения экипажей подлодок
и самолетов в случае аварий. Бурное непрерывное обновление и внедрение
новой техники в современных армиях разных государств создает подобные диссонансы
довольно часто и в какой-то степени глобально. И все же только высокая
военно-техническая культура способна остановить «злой рок». Забывать об
этом не следует.
Этика взаимоотношений
Этическая сторона военной культуры еще более органично вплетена в духовный
облик общества и вместе с тем имеет специфический характер. Дело в том,
что нравственное сознание воинов, в отличие от рассмотренных выше компонентов,
связано с общественной моралью наиболее крепко и стихийно. Оно фактически
неподконтрольно всей системе военной подготовки и воспитания. В духовном
отношении армия — «срез» общества, глубинный образ которого не в состоянии
изменить командиры и начальники.
«Откуда же взяться любви, уважению к армии, когда познание ее отсутствует?
Мало знаний — неоткуда появиться и уважению к армии; нет уважения — нет
и не может быть и любви к ней... Громадное количество наших будущих граждан
в этом отношении воспитывается в полном невежестве. Наша интеллигенция
так много требует от армии, а что она дает взамен! Пренебрежение, равнодушие
и, будем правдивы,.. порой — даже неприязнь. Пока в сознании каждого, стоящего
наверху и внизу... не будет ясного, точного, любовного отношения к своему
русскому штыку, до тех пор вопрос о предварительной подготовке молодежи
к военной службе будет висеть в воздухе. И так дальше продолжаться не может,
если мы хотим действительной, а не призрачной мощи нашей Родины», — так
говорил в 1914 г. Галкин Михаил Сергеевич, полковник Генштаба, участник
русско-японской войны. Его слова не утратили значимости и в наши дни.
Интересен краткий взгляд на эволюцию зависимости нравственных качеств
армии от способов ее комплектования и устройства общества.
История свидетельствует о пестрой картине моральных качеств воина и
войска в целом. Однако в этой пестроте прослеживается четко выраженная
тенденция — чем прогрессивнее, ближе к интересам народа государство, тем
более чистой и крепкой в духовном отношении является военная организация
общества и армия.
Общей чертой различных по структуре и формам комплектования вооруженных
сил всегда была их прочная связь со всем народом. Или же с определенной,
наиболее здоровой и сильной частью его. Как, например, армии свободных
рабовладельцев или рекрутируемые из народных масс вооруженные силы феодальных
государств. Именно в таких воинских соединениях зародилось чувство патриотизма.
Своеобразной вершиной взлета вооруженных сил подобного склада были массовые
армии периода ранних буржуазных революций, особенно Великой французской.
Не следует стесняться богатого опыта, накопленного в годы существования
Советского Союза. Победа над гитлеровской Германией, освобождение стран
Европы от фашизма были бы невозможны без высочайшей самоотверженности и
патриотизма нашего народа и военнослужащих в том числе. В послевоенные
годы Вооруженные Силы СССР представляли собой высший тип народной, передовой
по составу и духу, армии. Высокие моральные качества личного состава являлись
следствием глубоких народных корней, совпадением народных интересов с общечеловеческими.
Из поколения в поколение в русской армии передавались понятия о долге
и чести во славу Отчизны.
Фундаментальные труды лучших представителей офицерского корпуса обобщали
поиски эффективного повышения боеспособности армии. Создавалась богатая
традициями система воспитания воинов, положения которой не потеряли актуальности
до сих пор. И нам необходимо использовать исторический опыт, привлекать
в сферу военного дела достижения из других областей культуры. И сочетать
с высоким уровнем военных знаний, штабной подготовки, боевой выучки. Все
это логически приведет к научной организации деятельности армии в ходе
отражения агрессии. Основной показатель военной культуры — защита Отечества
ценою наименьших потерь, затрат сил, средств и времени. По этому критерию
и следует судить о культурном состоянии армии и народа в целом.
Поставить на службу проводимой сегодня военной реформе все достижения
культуры, в том числе и военной, значит, во многом предопределить ее успех.
В.КРУГЛОВ,
доктор военных наук,
полковник
|