Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Культурная жизнь России

Мы - страна величайшей, ослепительно расточительной культуры

Дорогие товарищи! Хотя сейчас слово "товарищи" невероятно ошельмовано, хотя доказывается, будто его принесли в нашу жизнь люди в кожаных куртках и с маузерами, - слово это на самом деле живет в наших летописях, в песнях, в созданиях Лермонтова, Жуковского, Пушкина, Блока, и слово это наше родное, особое, в котором заключено духовное братство.

В 1937 году Андрей Платонов написал статью и назвал ее "Пушкин - Наш товарищ". Ну, как все у Платонова, это совершенно поразительно. Трудно представить себе, например, даже на уровне фразы, а не просто названия статьи, скажем такое сочетание: "Пушкин - наш господин". Пушкин своим сиянием отторгает вот эту чудовищность, которая всегда предполагает, что там, где есть господин, во-первых, есть растленная челядь, а во-вторых, черный смерд или раб.

И вот поэтому, дорогие товарищи, хотелось бы высказать - и, если позволите, не в форме доклада - какие-то замечания в связи с тем, что сегодня обсуждается и о чем мы говорим.

Свободно конвертируемая рать правящей плутократии, все эти расстриги марксизма-ленинизма и плейбои непролетарского интернационализма, те, которых когда-то предвидел Бунин, когда писал: "своекорыстные пророки, лжецы и гордые умы", что можно просто выбить на фасаде нашего национального телевидения, они устами вседенежно избранного резидента доказывают с редким таким приплевывающе-чавкающим интонированием, что нам немедленно и давно уже пора бежать в так называемое стадо цивилизованных народов и вообще в некий рай цивилизации. Вот пусть туда они сами и бегут, плывут, ползут, летят, а лучше всего - улетают в печную трубу русской избы, куда должна улетать всякая нечисть, даже самая юркая, потому что мы - страна величайшей, ослепительно расточительной культуры, и мы останемся вопреки нынешнему ожесточению, - мы останемся на земле и в духе нашей величайшей, совершенно поразительной (да что об этом говорить!) культуры, которая была, есть и, несомненно, будет.

В связи с разговорами о судьбах современной русской культуры, не россиянской, вот так странно как-то сконструированной ахинеи, а русской, или российской, культуры, здесь возникает не то чтобы проблема, а существенное свойство - это взаимоотношение культуры и государства, культуры и интеллигенции. И не сегодняшнего государства, потому что это не государство, это вульгарнейший, антирусский тип правления, жестокий, мелкий, хамоватый, лишенный всякого художественного вымысла и нравственного достоинства. Это очевидно. А вот государства, в пределах которого жила и, надо надеяться, будет жить наша нация и вообще нации, населяющие великую Россию.

Я приношу извинения за неизбежную хаотичность. Слишком огромны эти лирические величины, по Блоку: государство и художник, государство и культура, государство и интеллигенция. Сколько об этом написано, все мы знаем. И величайшие наши художники, и величайшие наши мыслители постоянно и очень болезненно, особенно в начале века, скажем, Блок или еще раньше - Достоевский, касались всего этого.

К сожалению, в интеллигентском восприятии на протяжении нескольких веков эти категории - лирические величины - были полярны, они как бы отвергали друг друга. В последнее время на этом часто специализируются люди, национальность которых можно твердо, спокойно и вполне порусски определить так: политологи. Вдохновенные лакеи грошовой власти.

Прямое и последовательное отождествление государства и власти справедливо и верно до известной степени. Власть - есть власть и, безусловно, это существеннейшая часть государства и государственности. Но для непосредственного человеческого ощущения жизни, для народа государство - это историческое жилище, исторический дом нации. И с тем, что в этом доме плохо, холодно, и с тем, что в нем тепло - как когда-то писал наш мыслитель: тепло, потому что за много веков хорошо надышали.

Опять же, к сожалению, "каноническое" представление о русской духовной культуре, в частности, о русской художественной культуре, сводится в основном к противостоянию художника и государства. Это исток многовекового диссидентства и этакой ползучей оппозиционности. Чаще всего и внеморальной, и вненациональной.

Существуют либералистские мифологемы, в которых государственность идентична полицейщине, воплощает в себе, я бы сказал, метафизическую антихудожественность вообще. В окошке государственности непременно чиновник с лицом как тюфяк. Однако ведь есть такое явление, как писатель или художник, человек культуры, знаний и одновременно носитель определенной государственной идеологии - политической и социальной. И здесь можно приводить очень много примеров.

Блок когда-то писал, что между народом и интеллигенцией утеряна связь, и спасительным должно оказаться только возникновение между ними музыкального согласия.

Когда возникало музыкальное согласие между художником и государством, между культурой и государством, государственностью, тогда культура, литература наша становились понастоящему плодоносящими, передавали тепло исторического жилища, в котором личность не просто пребывает в потоке времени, как песчинка, а в известном смысле даже и воплощается с поразительной пластикой и заветностью для будущих поколений.

Георгий Федотов, у которого, как и у всех, много различных грехов, назвал свою статью 37-го года о Пушкине "Певец Империи и свободы", найдя замечательное смысловое равновесие, потому что художник не может не быть человеком свободы и не взывать к свободе. Но, с другой стороны, Пушкин - действительно певец империи, не только парадной, фасадной военно-морской ее стороны: "...Чу, пушки грянули... Ликует русским флот..." и т.п., но и самой сути. Я бы даже сказал какой-то духовно-растительной сферы. Потому что для Пушкина, и потом для наиболее значительных русских художников и мыслителей было очевидно, что антигосударственность и безгосударственность равны духовной и социальной бездомности, бомжествованию, если можно так выразиться. По слову Владимира Соловьева, государство пришло на свет не для того, чтобы "издать рай на земле, а для того, чтобы предотвратить ад.

Я не историк, но из прошлого мне совершенно ясно, и особенно это ясно теперь, что в России антирусскость и есть антигосударственность, а антигосударственность обязательно приходит к антирусскости - в самом широком и зловеще-агрессивном смысле.

Почему люди даже здравой национальной идеологии рукоплескали разрушению государственности, "тоталитаризма", не думая о последствиях? Почему в ходу в России отождествление консерватизма, то есть творческого и степенного обновления бытия, с реакционностью? Все это принесло в свое время много бед и подготовило почву для многого из того, что происходило в последнее десятилетие. Страшное десятилетие!

Мне кажется, главное - это чтобы нашлось, как находилось прежде в высших проявлениях русского гения, а он всегда выступал как оправдание жизни и человека, - чтобы нашлось согласие между музыкальнонационально устроенным государством и тем, в чем заключается суть, смысл и дело художника. Тем более художника русского!

Надо еще добавить, что Россия и ее государственность невероятна одиноки в мире. Одиночество это безбрежно. И когда происходит какая-то историческая пауза, спотыкание, нащупывается исторический тупик, это одиночество оборачивается для России цинично-глуповатым равнодушием Европы, холодной наглостью вчерашних сателлитов плевками невероятной вульгарности и сладострастной жаждой жить там где они никогда не сеяли.

И должно нас спасти только музыкальное согласие русской культуры, русского художества и настоящей высокой русской государственности, которая может быть, с моей точки зрения, только имперской в старом, великом, единственном смысле, в пушкинском смысле, потому что очертания русской государственности, социальной архитектуры более всего воплощены и как-то поразительно тревожно и замечательно с наивысшим пластическим достоинством выражены Пушкиным, рядом с которым, как было давно сказано, все пустяки, - Пушкиным, в сущности, нашим главным государственным идеологом.

И еще. Знаменитый наш эссеист, исследователь искусства, прекрасный писатель, к сожалению, оказавшийся в изгнании после Октябрьской революции, Павел Павлович Муратов когда-то написал, что не надо забывать: Россия - это страна великого северного крестьянина и страна исторически длинных мыслей. Исходя из этого, надо полагаться не просто на элементарный консерватизм, на поэтику возврата, реставрации, возрожденчества, а на некое воскрешение и органическое обновление всех сфер нашего национального бытия.

Перед художником, как и вообще в целом перед культурой, всегда будет стоять и иная, вопросительно-горестная интонация, потому что да, в государстве можно жить, пусть мучительно и страшно, вне государства тоже можно жить - вселенским бродягой, и вообще в любом случае омерзительно.

И еще. Все-таки русская культура никогда не была буржуазной. Она может быть какой угодно, она может обладать даже распадно-опустошительными чертами, как это было в ныне восхваляемом бед всякого предела так называемом Серебряной веке. Нашли уже такое ювелирно-металлургическое определение. Но буржуазной она никогда не была. И сегодняшнее оскудение, то, что исчез великий русский читатель, такая Атлантида… Кстати, великий русский писатель предполагает великого русского читателя, и наоборот... Так вот, все это - обморок культуры, в облаке "насаждаемой буржуазности.

В свое время наш замечательный поэт, один из последних орфических русских народных поэтов, Георгий Владимирович Иванов написал:

Туманные проходят годы,
И вперемежку дышим мы
То затхлым воздухом свободы,
То вольным холодом тюрьмы.

Вот предпоследняя строчка, к глубокому сожалению, определяет то, что есть сегодня.

Но я думаю, если мы будем держаться своей культуры - и не в абстрактных каких-то началах, а просто как живого опыта наших предков и в какой-то, даже скромной, мере нашего собственного, то мы несомненно победим, это сделать мы просто-напросто обязаны.

Я хочу завершить строчками того же Георгия Иванова. В мае 1945 года он написал стихотворение, неожиданное для многих, о взятии Берлина русскими, - он, который сам называл себя стопроцентным белогвардейцем и человеком, до конца презирающим российскую интеллигенцию, на что имел некоторое право. Там были такие строчки:

Россия русскими руками
Себя спасла и мир спасла.
Ребята, не Москва ль за нами?
Нет, много больше, чем Москва!

Владимир Смирнов
30 мая 1997 г.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки