Уважаемые коллеги!
Глубинные процессы, идущие в нашей стране, безусловно, заинтересуют будущих политиков и историков своей неординарностью, неожиданностью.
С одной стороны, власти делают все возможное и невозможное, чтобы необратимо разрушить отечественную культуру, образование и науку. С другой стороны, силы внутреннего сопротивления, выживания изо дня в день находят возможности не поддаться этому беспрецедентному нажиму, о чем в том числе говорит и нынешнее собрание.
В самом деле, по данным Счетной Палаты, наихудшие показатели выполнения бюджета 1996 Года имеют культура, наука, образование и здравоохранение.
Кроме того, именно здесь Правительство ухитрилось за один год утроить долги по зарплате, не выделяя средств на поддержание материальной базы.
Продолжая курс на разрушение отечественной промышленности, и в первую очередь наукоемкого производства, "реформаторы" - я, конечно, это слово использую в кавычках - создают искусственный вакуум спроса на специалиста, выпускника вуза, нанося удар по престижу образования.
Давно забыты и злополучный Указ № 1 Президента, и клятвенные предвыборные обещания уже образца 1996 года. Самая последняя "ценная" инициатива господина Чубайса - секвестр. Думаю, что присутствующим будет интересно узнать, что Правительство предложило секвестрировать и защищенные статьи бюджета: образование и науку.
Здравомыслящие силы в Думе полгода боролись за то, чтобы сделать эти статьи защищенными. То есть не подлежащими сокращению. А теперь мы получаем предложение окончательно перекрыть кислород именно здесь.
Невольно вспоминаются 1989-90-е годы, когда представители научно-технической интеллигенции шеренгами вышагивали по улицам Москвы, опьяненные обещаниями сделать у нас, как во всех цивилизованных странах.
Теперь, по-видимому, всем ясно, что больше всех в результате так называемых реформ пострадали те, кто больше других способствовал приходу к власти сегодняшней правящей олигархии.
Горестно признать, что часть интеллигенции не смогла в то время критически оценить возможные последствия всех радикальных политических и социальных переворотов.
А ведь последствия оказались не просто плохими или тяжелыми, они оказались катастрофическими: сотни тысяч детей вне школы, учебников нет и не предвидится, учителя без зарплаты, школы, вузы в непоправимых долгах, не отапливаются и не ремонтируются. Никакого нового строительства - только разрушение. Из регионов сотни писем: отчаянных, с призывами и просьбами о помощи. Да, собственно, вы все это хорошо знаете.
И сейчас можно сказать, что подавляющая часть интеллигенции не поддерживает реализуемый исполнительной властью социально-экономический курс. Оценивая его по результатам, а не судя по декларациям, все большее число учителей, ученых, работников образования и культуры справедливо усматривают в этом курсе угрозу не только себе, своим семьям, но угрозу будущности России в целом. Однако просто сказать, что мы этот курс не одобряем, отвергаем, это хоть и важный личностный выбор для каждого, но не решение проблемы, поскольку следом сразу встает вопрос: что же делать? Как остановить эту вакханалию разрушения?
Чтобы хоть частично ответить на этот вопрос, мы должны заметить, что закономерным итогом всей, с позволения сказать, деятельности нынешней правящей группировки стал огромный разрыв между властью и мыслящей Россией, абсолютное несовпадение общественного мнения и позиции властных структур. Мы видим ежедневно попытки выдать за общественное мнение суррогат, фабрикуемый Киселевым, Сванидзе и другими с помощью маленькой группы людей - назовем их условно деятелями культуры, - еще сохранивших небескорыстную верность властям. Но этот суррогат уже никого не убеждает.
Вместе с тем подлинное общественное мнение носит почти подпольный характер, его выразители ограничены в средствах, в контактах с аудиторией.
Следовательно, первая и главная, на наш взгляд, задача истинно народной интеллигенции - это консолидировать общественное мнение, сделать неприятие курса властей гласным, не дать расколоть общество, не дать убаюкать его мыльными операми и сериалами.
Именно поэтому мы, интеллигенция, должны дать обществу правильные ориентиры, правдивые оценки. Только в этом случае общественное мнение сможет выразиться не в размытой, разрозненной стихийной форме, только в этом случае общественное мнение станет реальной силой.
Мы должны развеять мифы, навязанные пропагандой разрушителей. Среди них, для примера, я бы выделил три мифа.
Первый. СССР был империей, тюрьмой народов.
Второй. Россия, СССР не смогли освоить, произвести на свет передовые технологии.
Третий. Школа, вся система образования в стране была тоталитарной, ее разрушение - есть благо для общества.
Эти и другие мифы ежечасно встраиваются в общественное мнение с помощью самых современных методов коллективного оболванивания.
Миф о технологическом отставании России служит обоснованием для того, чтобы закрыть отечественную науку. В самом деле, если эта самая наука не сумела создать зубочистку с электронным приводом и пятью скоростями, то туда ей и дорога.
В коридорах власти день ото дня слышно: России не нужно столько ученых, столько вузов, столько конструкторских бюро. А в это время наших ученых, и не только, кстати, ядерщиков, но и биологов, психологов, металлургов и т.д. и т.д., охотно приглашают КБ, фирмы, вузы в странах, которые числят себя в развитых. Так обеспечивается искусственное выселение из страны активной части ее интеллектуального потенциала.
Те, кто бывал в наших научных городках лет 15-20 назад, помнят об атмосфере, о стиле жизни в этих городках. Не только огромная концентрация мысли, но и одухотворенность всего бытия в самых малых мелочах вспоминается сейчас.
В новосибирском академгородке, помнится, у входа на лесо-парковые участки стояли таблички: "Не ходите по этим тропинкам - лес отдыхает!" Мне кажется, в одной этой фразе можно увидеть весь тот академгородок.
Я не призываю всю свою энергию перевести в ностальгические воспоминания. Но мы обязаны сказать людям главное, сказать правду. Эта правда в том, что в стране была создана уникальная, не сравнимая по уровню ни с одной другой система государственной поддержки науки. Эта система пользовалась одобрением всего народа, принадлежать к ней было делом престижным.
Другой миф - о тоталитарной школе, в которой все подавлялось, ничего не разрешалось, ученики были перегружены, а учителя - все сплошь серые. Мы здесь должны дать жесткий ответ, ответ профессионалов на эту пропагандистскую чепуху. Школа в России строилась веками. Тот взлет, та мощная энергия, которые настоящий всеобуч получил при советской власти, с одной стороны, опирались на колоссальную государственную поддержку, а с другой - на вековые педагогические традиции русской школы. Возьмите, к примеру, учебники по математике 30-х, 50-х, 70-х годов и книги для школы конца прошлого века. Вы увидите неразрывную цепь, преемственность развития, выверенность канонов.
Конечно, можно сегодня взять французский учебник по геометрии, перевести его и начать преподавание. Но тогда профессионал заметит, как шаг за шагом он будет отступать от линии русской математической школы и приближаться к более созерцательной, а не действенной концепции французской школы. Что лучше - доказала история Россия явила миру таких гигантов математики, физики, инженерии, и в таком количестве, что спор просто смешон.
Здесь как в культуре вообще свое самобытное по крупицам накопленное и века, нельзя и одночасье разменять на звонкие фразы о пришествии демократии. Это значит, что для каждого учителя для каждого педагога фронт действия проходит прямо в классе, в лаборатории. Учебники под предлогом устарелости будут заменяться только потому, что кто-то получит за это неплохую субсидию от Сороса или другого благодетеля. В угоду политическим пристрастиям будут и дальше разрушаться воспитательные институты, на смену которым приходят скороспелки типа "полового воспитания".
Что касается мифа об "империи зла", то и здесь мы должны сказать правду, которая с каждым годом, с каждым днем становится все яснее. СССР был семьей народов, семьей с ее проблемами и трудностями, но семьей. И уж во всяком случае школа, образование и наука были у нас общими и пользовались обшей поддержкой. Не нужно, конечно, думать, что мистификаторы плохо стряпают свои отравленные блюда на политической кухне. Они спекулятивно используют реальные проблемы, которые были у нас в стране. Однако сегодня почти всем стало ясно, что для решения этих проблем не нужно было все уничтожать, все разрушать. Мы должны постоянно разъяснять людям, что образование и наука - это не просто обязанность государства, а это одна из высших цепей общества. Это сфера, где общие интересы непосредственно сомкнуты с интересами каждого отдельного человека. Кстати говоря, понимание этого всегда было традиционно высоким в российском обществе. Поэтому сейчас, когда шоковое состояние, порожденное "шоковой терапией", начинает проходить, растет и протестный потенциал общества. Люди не просто не принимают, не понимают, не одобряют социально-экономический курс, который на деле проводится. Они перестают верить декларациям и обещаниям, которые, как рекламные ролики, мелькают в предвыборных шоу, в еженедельных президентских обращениях. Потенциал протеста растет, и он переходит в действия. Но кто придаст этим действиям осмысленный характера кто даст им импульс мысли?
Кто поможет людям сплотиться и защитить свои права? Конечно, это может сделать мыслящая Россия, те, кто учит добру и справедливости, те, для кого поиск истины есть содержание жизни. И тогда передача власти в руки патриотических сил состоится как выражение народной воли, как это уже произошло в ряде регионов страны. Тогда каждый честный интеллигент может сказать, что он свой долг перед людьми исполнил.
Иван Мельников
30 мая 1997 г.
|