Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Культурная жизнь России

Музыкальная культура в Томске: традиции и современность

Развитие музыкальной культуры в г. Томске происходило в течение последних 120 лет. Точкой отсчета является середина 70-х годов XIX в., когда в городе появился первый хор "любителей духовного и светского пения", организованный преподавателем иностранных языков местных гимназий Рейнгольдом Карловичем Сиреном. Он был учеником профессора скрипичной игры Стокгольмской музыкальной академии Иоганна Линберга. В г. Томске Сирен нашел полное отсутствие музыкального образования и, вместе с тем, достаточное количество людей, стремящихся к искусству. Он начал давать бесплатные уроки игры на скрипке и собрал небольшой кружок, члены которого составили инструментальный ансамбль. Бесплатные концерты хора и ансамбля Сирена начались в 1876 году. Думаю, что эту дату можно считать началом хорового искусства в Томске.

Преемником и последователями Сирена в дореволюционном Томске были хормейстеры Томского отделения Русского музыкального общества (ТоИРМО) Ауэрбах, Томашинский, Герасимов, Лебедев. С открытием в Томске Хорового-певческого общества в начале XX в., во главе которого стоял Папий Васильевич Леонов, хоровое дело поднялось на новую высоту. Это повлияло на деятельность хора в музыкальном училище, которое осуществляло постановки хора. Преподавание хора было введено в частной музыкальной школе Тютрюмовой, любительские хоры были в учебных заведениях. Заметим, что до революции славились томские церковные хоры, регентами которых были прекрасные хормейстеры, в том числе композитор, фольклорист, ученый, исследователь музыкальной культуры Алтая Андрей Викторович Анохин.

Хоровое общество было закрыто после Октябрьской революции, но хоровое искусство не заглохло. 20е г. - это начало детского музыкального образования, создание музыкальной школы при муз. училище, в котором хор был обязательным предметом. Поскольку появилось много подготовленных хормейстеров, то хоровые коллективы стали возникать в общеобразовательных школах, других учебных заведениях, на предприятиях.

Расцветом хорового искусства в Томске надо признать послевоенные годы, В середине 50-х годов было возрождено Хоровое общество, которое стало Всесоюзным. Я помню, как мы, студенты муз. училища вступали в него и получали удостоверения и значки. В Хоровом обществе плодотворно работал выдающийся хормейстер города Евгений Георгиевич Станишевский. При нем (с конца 50-х до сер. 70-х гг.) хоровое общество укрепило свою материальную базу, что позволило открыть мастерскую по ремонту музыкальных инструментов.! Было открыто две хоровые школы (при школах №3 и №51). Отделения хорового общества были открыты в Асино, Колпашево, Каргаске. Общество вело большую просветительскую работу, проводило семинары для учителей пения. В середине 80-х гг. по настоянию музыкальной общественности Хоровое общество переросло в Музыкальное. Однако сегодня музыкальное общество в Томске существует лишь формально и эффект от его деятельности практически равен нулю.

Возвращаясь к 50-м годам, мне особо хочется сказать о смотрах хоровых коллективов. Они подразделялись на детские и взрослые. Каждая школа, пройдя районный смотр, могла завоевать право участвовать в областном смотре, который проходил в театре, где многочисленный хор исполнял обязательную программу. Мне выпало счастье, как я теперь это понимаю, школьницей участвовать в таких смотрах и петь в театре в сопровождении симфонического оркестра под управлением М.И. Масомета.

Аналогичным образом проводился смотр вузовских хоров. Здесь в 50-е годы блистали хоры Института инженеров железнодорожного транспорта, Политехнического и Педагогического институтов. В начале 60-х годов появилась хоровая капелла Университета с великолепным хормейстером Кузьминовым. Слава Богу, что она есть до сих пор, поскольку другие вузовские хоры уже давно не существуют. Буквально на всю страну стал известен знаменитый хор "Лампочки", руководитель В.Лавриненко. Признаком высокой степени развития хорового искусства был "Праздник песни", который в 50-6О-е годы собирал полные стадионы исполнителей и слушателей.

Теперь у нас нет подобных смотров хоровых коллективов, нет "Праздников песни".

В 70-е годы появился Всесоюзный фестиваль детских хоров "Музыкальный подснежник". Он впервые был проведен в Томске, потом в Челябинске и других городах, позднее прекратил свое существование. В 1995 году по линии Музыкального общества был проведен праздник детских хоров, в котором принял участие один из ведущих хормейстеров Томска Тугушев.

В 1995 г. мне пришлось составлять план предполагаемой деятельности Музыкального общества на 1995-1996 год. В этом плане фигурировала дата - 120 лет хоровому искусству в Томске. Но провести не только региональный фестиваль хоров, но и свой собственный юбилей не удалось по организационным и материальным причинам.

Означает ли это, что дело, начатое 120 лет тому назад Сиреном, заглохло в Томске? Нет, тысячу раз нет. Под пеплом современного лихолетья сохраняется жар хормейстерского творчества. Примером может служить деятельность з.р.к. России Виталия Сотникова в капелле Университета и Фарида Тугушева в хоре ТМУ, а также других хормейстеров в музыкальных и общественных школах и школах искусств.

Однако вернемся к кружку Сирена. Среди его активных участников была Елизавета Алексеевна Дмитриева-Мамонова, супруга Председателя государственного правления. Она была ученицей Николая Рубинштейна и прекрасной пианисткой. По ее инициативе было открыто в Томске отделение Императорского Русского Музыкального общества. Для этого потребовалось 3 месяца времени, поддержка Генерал-губернатора Западной Сибири и утверждение ходатайства в Главной дирекции РМО в Петербурге. После получения разрешения на открытие ТоИРМО 12/II-1879 г., бывшие члены кружка Сирена избрали председателя: им стала Е.А.Дмитриева-Мамонова. В состав общества вошло 130 человек.

Первый концерт состоялся 13/Х-79 г. Программа его показательна: из 12-ти номеров только один принадлежит перу русского композитора Глинки. Остальное - зарубежная музыка (хотя какие имена: Шопен, Мейербер, Керубини, Вебер), но это шло явно в противовес Уставу ФМО, поскольку пропагандировалась зарубежная музыка. Не правда ли, очень похоже на наше время, когда радио, телеэфир и звукозапись буквально забита западной музыкой? И, тем не менее, произошло выдающееся событие в культурной жизни Томска. Программа этого концерта по представленным формам и жанрам музыки достойна исполнения в любом современном филармоническом концерте. Об этом событии Дмитриева-Мамонова сообщила в Москву своему учителю Николаю Рубинштейну, которой ответил любезным письмом, поздравил и пожелал энергии и успеха в работе. (9/XII-1879 г.)

Итак, у Томска впервые оказался симфонический оркестр, хор, солисты (вокалисты и инструменталисты), нотная библиотека и инструменты. Хватало ли правительственной субсидии на деятельность ТоИРМО? Нет, конечно. Средства складывались из частных пожертвований, членских взносов, доходов с концертов, оперных спектаклей и ежегодно проводимых с разрешения властей лотерей-аллегри. Что собой представляла такая лотерея (благотворительный базар) можете себе представить, вспомнив знаменитую сцену продажи куклы в кинофильме "Анна на шее". Замечу, что правительственная субсидия составляла примерно 1/10 всех расходов. При этом оплате не подлежала работа руководителей ТоИРМО, из музыкантов оплачивались приглашенные (в том числе гастролеры), а также аренда помещения ТоИРМО и концертного зала.

Если сравнить ситуацию 100-летней давности и нынешнюю, то можно усмотреть ряд сходных черт, например в системе аренды Но есть прецеденты в опыте работы наших предшественников которым вполне можно использовать и в наше время именно организация концертов (музыкальных и литературно-музыкальных) вечеров отдыха и танцев, но особенно лотерей, дававших доход

Деятельность ТоИРМО не всегда была плодотворной и развивалась по восходящей линии. Были моменты, когда вставал вопрос о закрытии отделения за неимением средств и из-за отсутствия исполнителей. Но всегда находилось и то и другое, потому что появлялись (и во время появлялись!) активные люди, которые брали на себя абсолютно бескорыстно тяжелые обязанности организаторов - и все это - во имя Искусства".

Такими людьми были Григорий Северинович Томашинский, Правитель канцелярии Западно-Сибирского учебного округа, и его жена, Камилла Ивановна, получившая хорошее музыкальное образование. Оба они выступали в концертах как пианисты (соло и в аккомпанементе), Камилла Ивановна прекрасно пела, а Григорий Северинович был симфоническим и хоровым дирижером.

Камилла Ивановна была избрана Председателем ТоИРМО и много лет успешно исполняла эту общественную должность. Именно с именами Томашинских и Ауэрбаха связано начало музыкального образования в Томске, идея о развитии которого появилась сразу после открытия ТоИРМО. В 1886-93 гг. не было отчета в главную дирекцию, где бы не давалось обоснование для открытия музыкального училища. Если прибавить к этому многочисленные газетные публикации, сбор средств в фонд будущего училища, разработку программ в его Устава, то станет ясно, насколько серьезно подходила дирекция ТоИРМО к организации профессионального музыкального образования в Томске.

Причин было несколько.

Во-первых? низкий уровень исполнительства музыкантов-любителей. Вот пример: в 1888 г. впервые выступил в концерте юный Яша Медлин. На него обратили внимание, и газеты Томска поместили статьи, в которых поставили вопрос о дальнейшем образовании скрипача. Медлин - сибиряк по рождению и родина должна помочь таланту. Были даны благотворительные концерты и сбор с них - 300 р. - позволил Медлину поехать в Варшавскую консерваторию, окончить ее и вернуться в Томск прекрасным музыкантом. Он стал одним из выдающихся деятелей томской культуры. Расстрелян в 1937 году.

Во-вторых, в Томске существовала насущная потребность в обучении музыке как детей, так и взрослых во всех слоях населения. Преподавателей же было крайне мало для частных уроков. Педагоги могли поехать в Томск при условии стабильной работы в музыкальном училище или в оркестре.

Третья, наиболее важная причина, заключалась в том, что руководители ТоИРМО понимали огромное значение музыкального образования для развития культуры народа.

Важную роль в развитии культурной жизни Томска сыграло и открытие Университета. Но коль скоро наша конференция проходит в его стенах, я должна назвать первого ректора - Николая Александровича Гезехуса. Прекрасно образованный музыкант, он окончил физико-математический факультет Петербургского университета, владел фортепиано и скрипкой. В историю отечественной культуры Гезехус вошел не только своими научными работами по изучению природы музыкальных звуков, физической и музыкальной акустики. Он был дружен с великими композиторами Римским-Корсаковым, Глазуновым. Бородиным, его ценили как исполнителя на знаменитых "беляевских пятницах".

Приехав в Томск в 1887 году, он за год сумел сделать много для университета и стал одновременно активным членом ТоИРМО. Он организовал для студентов музыкальную комнату в общежитии и давал бесплатные уроки скрипки. Наиболее подготовленные студенты играли в оркестре ТоИРМО, который насчитывал тогда 42 человека - это немногим меньше нынешнего состава оркестра Томской филармонии.

В последние годы в ТоИРМО активно работали и другие ученые Томска, например профессор антропологии Малиев, в роли певца выступал профессор химии Залесский. Список этот можно продолжить, но я хочу перенестись в наше время, когда в Томске появилась в 1946г. филармония. Она взяла на себя концертные функции и на долю музыкально образованных ученых Томска выпала уже функция слушателя. И все же были исполнители: я имею ввиду профессора Сереброва, часто выступавшего в камерных концертах в качестве певца. Если же говорить о меломанах, постоянных посетителях филармонических концертов, то среди десятков имен я назову лишь некоторые: профессор Тереневский, Суздальский, Бабушкин, Разгон, Плотникова, Канунова, Тетенев... Из старых меломанов до сих пор не пропускает ни одного симфонического концерта С.Г. Шифрис.

Шаг за шагом ТоИРМО в своих концертах вело планомерную пропаганду лучших образцов симфонической и камерной классической музыки. Вот что писал Томашинский (1889 г.): "Считаясь со степенью подготовленности к музыке публики, музыкальное общество должно... обращать большое Внимание на то, чтобы развивать вкус к музыке, как искусству, идти всегда немного впереди наличных вкусов массы, т.е. поднимать массу, а не опускаться к ней... Музыкальное общество впало бы в непростительную ошибку, если, прислушиваясь к вкусам массы, оно стало включать в свои концерты песенки из опереток, или что-либо подобное, правда очень понятное и нравящееся публике, но с музыкой, как искусством ничего общего не имеющего".

О неуклонном росте культурного уровня томской публики в то время свидетельствует заметка в "Сибирском вестнике" за чрезвычайно характерной подписью "г. Язвин": "Другие звуки послышались в здании бесплатной библиотеки. Концертировала "знаменитая", "энергичная", "кругосветная" пианистка г-жа Ольга Дюбуан. Но нам эти звуки мало пришлись по душе. Томск слышал такого выдающегося из ряда пианиста, как Рейзенауэр, у нас давала концерты пианистка Дашина и теперь есть Залесская, но в игре знаменитой г-жи Дюбуан мы не нашли ни выдающейся силы, на техники, ни души..."

Право, есть в чем позавидовать г-ну Язвину: мне за 30 лет журналистской работы ни разу не удавалось сказать правду о провальном концерте, разрешалось лишь осторожно пожурить!

Дореволюционные томские газеты имели специальную рубрику "Театр и музыка", где давали анонсы и короткие заметки. Кроме этого - обязательно статьи и рецензии. Часто возникала полемика на страницах газет, когда авторы, опубликовав заметки, скажем, в "Сибирском вестнике", получали ответ со страниц макушинской "Сибирской газеты".

Анализируя старую и современную прессу, я обнаружила ряд сходных черт, именно привлечение широкого круга авторов, анонсы, статьи и рецензии на музыкальные темы, наличие сходных рубрик, но это не относится к последним пяти годам, когда все совершается с точностью до наоборот, именно, произошло изгнание авторов-профессионалов со страниц газет, сокращение количества или полное исчезновение статей и анонсов, которые теперь считаются объявлениями и за которые автор должен платить, а не получать гонорар, исчезновение проблемных статей, рецензий и сведение их на уровень информации, исчезновение постоянных рубрик и публикация материала от случая к случаю.

Я думаю о том, что пройдут годы, уйдут поколения нынешних музыкантов-профессионалов и критиков, а будущим музыковедам, пожелавшим изучать музыкальную жизнь Томска по материалам печати, придется сделать вывод: Томск в 1991-96 гг. деградировал, как культурный центр Сибири, в Томске не было профессионалов-музыкантов и критиков.

Я приведу пример отношения областных властей к музыкантам. Года два тому назад в Томск приехал какой-то заграничный бизнесмен, видимо нужный экономике области. Его возили по городу, очаровывали и решили в честь гостя устроить концерт, пригласив лучших артистов филармонии. Каково же было удивление, когда в зале они увидели бизнесмена, переводчика и двух чиновников администрации - вот и вся "публика"! Но и это бы ничего. После выступления двух-трех артистов за кулисы влетел один из чиновников и остановил готовившуюся выйти на сцену пианистку, сказав: "Достаточно, остальные выступать не будут".

Как тут не вспомнить опубликованный в "Сибирском вестнике" сюжет из культурной жизни Томска начата 80-х годов прошлого века: "Однажды хором взялся дирижировать один бойкий техник и стал задом к публике, а лицом к хору, что обыкновенно теперь делает дирижер... Это показалось неприличным отношением к публике. "Дирижеру" сделали замечание. На сообщение о том, что, дескать, Берлиоз именно так дирижирует, последовал ответ, что Берлиоз Томску не указ. Дирижера повернули".

Как видите оба примера вполне соответствуют теме моего доклада "Музыкальная культура Томска: традиции и современность".

Если на открытие ТоИРМО потребовалось три месяца, то на открытие музыкального училища - 14 лет Причина отказа была одна - нет денег, а субсидии-то всего 3 тысячи рублей в год - это при общих расходах 18-20 тысяч. Нет денег? И не надо, говорили томичи, мы найдем деньги, помещение, педагогов, инструменты - дайте, нам официальный статус! И так - 14 лет! "Устав" Томичи разрабатывали на основе принятого тогда в России "Устава музыкальных училищ". Нужно заметить, что в нем очень много сходного с современными Уставами прежде всего в организации учебного процесса. "Положение Муз. Училища" гарантировало:

- прием лиц обоего пола независимо от вероисповедания,

- общеобразовательный ценз - начальная школа,

- обучение платное (100 р. в год, это в два раза меньше, чем в других городах),

- бедные, но талантливые ученики освобождаются от платы,

- преподавать могли специалисты с высшим музыкальным образованием,

- по российским законам - иногородние ученики имели право на бесплатный проезд по железной дороге,

- по окончанию выдавалось свидетельство, дающее право поступать в консерваторию.

Это "Положение", было опубликовано в газетах и привлекло всеобщее внимание. В фонд училища стали поступать пожертвования - от 1 рубля 30 копеек от бедных обывателей до крупных сумм от городского купечества, чиновников и интеллигенции. И Петербург сдался, не дав однако ни копейки субсидии. Открытие первого в Сибири музыкального учебного заведения состоялось 7 (20) февраля 1893 г. Принято было 14 учеников, 2 преподавателя (по фортепьяно и скрипке). На открытии присутствовал Томский губернатор. Однако, не взирая на программы, учебное заведение получило лишь статус "музыкальных классов".

Спустя 100 лет этот факт был использован для того, чтобы поставить под сомнение дату открытия ТМУ и утверждать, что была открыта детская муз. школа. Именно под этим соусом Сухушин, директор ДМШ №1, которая получила свой номер и стала самостоятельной лишь в начале 60х годов нашего века, отметил столетие своей школы. Не будем вдаваться в подробности спора, скажем лишь одно: нигде в мире, и в России в том числе, не было отдельного детского музыкального образования. Дети учились в консерваториях и училищах наравне со взрослыми. И в Томске было открыто именно музыкальное училище. Однако потребовалось еще 18 лет для того, чтобы главная дирекция ФМО признала де-юре то, что уже существовало де-факто.

Открывая в 1893 г. музыкальные классы, Томашинский и Ауэрбах мечтали, что со временем в Томске будет и консерватория. До осуществления этой мечты потребовались годы, но именно в Томске, в 1917 году, была открыта Первая Сибирская народная консерватория, просуществовавшая несколько лет. Во главе ее стояли корифеи музыкальной культуры Томска Медлин и Тюрюмова. Не вина Томска, что быстро растущие города Сибири - Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Кемерово, - отодвинули Сибирские Афины и получили то, чего до сих пор во многом лишен Томск. Но вина томских властей, что они ничего не сделали для исправления положения.

Первым зданием, где разместилось ТМУ, была Бесплатная библиотека (ныне к/т им. И. Черных), первым (бесплатным!) директором был А.А. Ауэрбах. За свою историю ТМУ имело в городе 8 или 9 адресов, арендуя помещения. Только после Октябрьской революции училище получило здание по пр. Ленина, 99. Но оно за годы Советской власти ни разу капитально не ремонтировалось и пришло в аварийное состояние.

В 1993 году на юбилейном вечере, посвященном 100-летию ТМУ, мы оглянулись на славную историю училища и поразились, как много было сделано:

- подготовка музыкантов по всем специальностям,

- кадры ТМУ были основными при открытии всех музыкальных учебных заведений области и Сибири - до Тихого океана,

- выпускники ТМУ были костяком симфонических оркестров и оркестров русских народных инструментов, профессиональных хоров в Томске, Новосибирске, Барнауле, Кемерово и др. городах Сибири,

- среди выпускников ТМУ выдающиеся певцы, артисты оперных театров и театров оперетты" музыканты, композиторы - Медлин, Маломет, Мясникова, Степанов, Берниковский, Э.Денисов, Лакин, Шульгин, Гаврилова, Зеленкин, Марухленко, С.Королев, Нейзлер, Карчинский, Бубнович, Куницын, Тео Майсте, Лузин, Н.Хлопков, Лавриненко, Андр. Новиков, Невструева - всех не перечислишь!

- ТМУ до 1996 г. было главной концертной организацией города и области,

- до 50-го ТМУ за неимением в Томске оперного театра осуществляло постановки опер и имело свой симфонический оркестр,

- музыкальные программы томского телевидения и радио во многом обеспечивались профессионалами ТМУ.

Переселение в новое здание показало, как плохо и недальновидно ведут культурную политику наши власти. Раздав каждой сестре (б-ке и ТМУ) по серьге, не украсили ни одну: у каждой остались свои проблемы - разбросанность зданий у библиотеки и нехватка помещения у муз. училища. Если на открытии ТМУ в 1893 г. присутствовал губернатор и поздравил 14 первых учеников, то сто лет спустя глава обл. Администрации не удостоил своим присутствием юбилей первого и старшего в Сибири музыкальною учебного заведения.

Особо следует сказать о филармонии. Это гордость музыкальной культуры Томска наравне с театрами и музеями.

В мае 1996 года она отметила свое 50-летие. Такие руководители филармонии как Цейтлин, Жеравин, Зайдман сумели создать авторитет этой концертной организации. Мне, как рецензенту и критику, приходилось беседовать со многими выдающимися музыкантами нашей страны. Я задавала им вполне традиционный вопрос:

- "Почему Вы приезжаете - и не один раз! в Томск?" И получала единодушный ответ:

- "Томск - один из немногих городов страны, где умеют слушать и понимать музыку".

Смело могу сказать: это результат творческой деятельности ТоИРМО, ТМУ и за последние 50 лет - филармонии.

Нынче в Томске далеко не каждый концерт эстрадной знаменитости собирает большой концертный зал, не говоря уже о дворце спорта. Концерты гастролеров часто отменяются по причине непроданных билетов. Так случилось с Машей Распутиной, которая теперь боится ехать в Томск, Агутиным и даже тяжелая артиллерия нашей эстрады - Кобзон и Кикабидзе - потерпели поражение: 1-й концерт Кобзона сорвался, на второй пускали бесплатно студентов и курсантов. На концерт Кикабидзе было продано 150 билетов (при зале на 1000 человек). Одновременно - полный, или почти полный зал на симфонических концертах. Открытие сезона в 1996 году прошло с аншлагом: лишние билетики спрашивали у входа.

Я вижу, что интерес томской публики к филармоническим концертам не случаен. Многолетние давление эстрады, авторитет которой искусственно насаждался телевидением, радио, аудио- и видео- записями в подражание Западу, начинает падать. Просто люди устали от попсы, от грохота эстрадных оркестров. Замечательный виолончелист нашего времени Даниил Шафран отметил, что его радовали в зале лица молодых слушателей, а на симфоническом концерте - потоки детей.

Я думаю, что теперь настало время поворота и нам, деятелям культуры, надо не упустить этот момент. Один хороший музыкант-гастролер сказал;

- "В наше время главное - выжить, выстоять во что бы то ни стало".

Согласна с первой частью - надо выстоять, но не любой ценой. Надо выжить, сохранить все лучшее, что имели, и внести свой вклад в культуру. Сейчас культуре в нашей стране тяжело. Не легко и Томску. Но есть неистребимая сила в искусстве и проявляется она в повседневной, кропотливой и планомерной деятельности. Я имею в виду не только осуществленные впервые в истории Томска зарубежные гастроли симфонического оркестра в 1995-96 гг. в Польшу, Германию, Францию, Швейцарию. Я имею ввиду то, что происходит ежедневно.

Дирекция филармонии во главе с К.В.Лесиной сумела сохранить все основные творческие коллективы филармонии, что дает возможность проводить симфонические и камерные концерты для детей и взрослых. Но за то, что музыканты Томского симфонического не падают в голодные обмороки, как это было в Иркутском симфоническом оркестре, надо сказать спасибо руководству филармонии. Юбилейные торжества в честь 50-летия, выпуск буклета, газетные публикации не поставили точку в исследовательской работе по истории филармонии. Сейчас готовится к публикации "Сборник" статей, отражающий творческий путь филармонии. Идет подготовка к созданию музея. Дирекция филармонии мало-помалу находит деньги на создание архива. Уже переснят фотоматериал - 400 фотографий по истории филармонии, переданных другими лицами. На очереди - афиши и программы.

И вот, пройдя многолетний путь музыковеда, историка, рецензента, зная, что собой представляет жизнь томских музеев, театров, творческих организаций, я пришла к выводу о том, что должен быть музей истории культуры Томска.

За последние 20 лет не было ни одного начальника обл. Управления культуры или начальника городского отдела культуры, к которым я не обращалась бы с устными или письменным предложениями на этот счет. И всегда я получала отказ - "за неимением средств" - помните эту знаменитую фразу при отказе Томску в открытии музыкального училища?

Нынче я выступала с инициативой более широкого плана: Томску необходим культурный центр или Дом искусств, где нашли бы пристанище все творческие организации города и муниципальные коллективы, мыкающиеся из одного угла в другой. При Доме искусств должен быть создан музей истории культуры Томска, где была бы отражена история музыки, театра, литературы и изобразительного искусства. Докладную на эту тему и приложение к ней о предполагаемой деятельности Дома искусства подала в сентябре 1996 года на имя мэра Томска г-на Макарова. Докладная эта отличается еще и тем, что под ней поставили свои подписи замечательные деятели томской культуры. Однако до сих пор я не получила ответ из мэрии, а когда попыталась записаться на прием, то чиновники не знали к какой категории меня отнести, им невозможно понять, что частное лицо обращается по общественному вопросу. Однако отступать не следует. Я предлагаю объединиться и направить новый документ, который подпишут не только деятели культуры, но и ученые города и все те, кому дорога идея сохранения и развития культуры, что вполне отвечает задаче сохранения ценностей нашей культуры.

Воробьева Н.А., музыковед
1.12.2000


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок


  • TopList

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки