Нынешнее 225-летие - это юбилей, который Большой впервые встречает как главный театр Российской Федерации.
К открытию сезоны 1856 года за полтора года возведено здание сегодняшнего Большого театра по проекту Альберта Кавоса. Освещение было масляным, с 1863 г. - газовым, с 1893-го - электрическим: люстру подняли под потолок, галерка стала лучше видеть и перестала париться. Дальнейшие архитектурные переделки касались внутреннего содержания.
Одно время в Большом играли много драматических спектаклей. Но настал век романтической оперы и балета. Оперы итальянские, а с середины XIX века - и русские. С того же времени до конца века 11 балетов в Большом поставил Петипа, его сменил Горский. Ровно 100 лет назад из Европы в Россию новоявленным триумфатором прибыл Шаляпин. "Борис Годунов" с ним (впервые после частной оперы) и Собиновым в апреле 1901-го, наверное, и есть начало золотого века оперы Большого театра. Дирижировали Альтани и Авранек, затем Рахманинов (впервые ставший не перед сценой, а перед окрестром) и Сук.
Сталинский период Большого - праздник искусства; Большой - лицо новой мощной империи, без малейшей уступки Европе за железным занавесом. С этого времени сменялись поколения корифеев советско-русского искусства. От Обуховой к Максаковой-Архиповой-Образцовой; от Держинской - к Милашкиной, от Ханаева и Нэлеппа - к Анджапаридзе и Атлантову, от Норцова, Мигая и Лисициана - к Мазуроку, от Рейзена и Пирогова - к Петрову и Ведерникову. Мессерер и Плисецкая - звезды семейной балетной династии. Несмотря на временный (хочется надеяться) закат оперы, блистают балерины Степаненко и Грачева, ученицы Семеновой и Улановой… Сегодняшний гала-концерт неминуемо расскажет о состоянии сил по-прежнему самого главного театра. Обещают участие Нины Ананиашвили, Галины Степаненко, Николая Цискаридзе, Маквалы Касрашвили, Владимира Маторина, Николая Баскова… В программе, выдержанной в сугубо патриотических тонах (из одиннадцати номеров даже Минкус - славянин на русской службе; в концерте - его московский шедевр - гран па из "Дон Кихота"). Начавшись Шествием из "Млады" Римского-Корсакова, гала-концерт продолжат увертюра из "Руслана и Людмилы", сцены из "Бориса Годунова" (сегодня как раз исполняется 120 лет со дня смерти Мусоргского), "Лебединого озера", "Евгения Онегина", "Половецкие пляски" из "Князя Игоря", оркестровые антракты из "Катерины Измайловой". Все завершит "Славься!" из "Ивана Сусанина".
"Независимая газета"
28.03.01
|