Российский союз промышленников и предпринимателей проявил интерес к кино
Вчера состоялось очередное обсуждение проблем российского кинематографа. Проблемы те же - новым стало лишь место встречи. Заместитель министра культуры Сергей Лазарук, режиссер и продюсер Алексей Учитель и социолог, главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей встретились с журналистами в помещении РСПП. Из чего следовало, что российские промышленники и предприниматели готовы обсуждать свое участие в кинопроцессе. Причем стимулом для них должен стать уже не поиск льгот, а экономический интерес. Во встрече участвовал также Андрей Нещадин - исполнительный директор экспертного института при РСПП.
Поскольку льготы по налогам на прибыль с 1 января 2002 г. отменяются, интерес у потенциальных инвесторов теоретически может быть только один: получение прибыли от проката фильма в стране и мире. По не раз уже перечислявшимся причинам (малое количество современных кинозалов в стране, низкая платежеспособность публики, трудности с выходом российских фильмов на мировой рынок) прокатной прибыли пока ждать не приходится. Следовательно, интерес у промышленников-предпринимателей другой - и они не скрывают, какой: участие в акционировании студий. Известно уже, что акционером Студии им. Горького становится Внешэкономбанк, к "Ленфильму" присматривается "Банкирский дом Санкт-Петербург", и, по словам Сергея Лазарука, некие уральские предприниматели проявляют интерес к Свердловской студии. На вопрос "Ведомостей", ставит ли государство заинтересованным лицам условие вложить деньги в производство фильмов, Лазарук признался: да, ставит. Но процесс пока в самом начале, много выплывает разного непредвиденного и о возможных результатах говорить слишком рано.
Собственно, с уверенностью пока можно говорить лишь о том, что государство, отменив налоговые льготы, более чем вдвое увеличило бюджетное финансирование кинематографа. В 2002 г. на кинопроизводство выделяется 1, 026 млрд руб. Из них на игровое кино пойдет 760 млн руб. Принципы финансирования остались прежними. Это поддержка фильмов-дебютов (пять запусков в год по $100 000 каждый, в этом году среди дебютантов - Александр Гордон и Игорь Угольников), гранты полнометражным фильмам (в среднем - $300 000 на фильм) и госзаказ, т. е. 100% -ное бюджетное финансирование (тут речь может идти о сумме в $1 млн). Иными словами, государство может частично профинансировать 35 фильмов и полностью - девять. Уже сейчас на 2002 г. подано 179 заявок, в том числе от Никиты Михалкова (Лазарук, кстати, опроверг слухи, что Михалков уже получил на свой проект от государства $2 млн), Сергея Соловьева, Алексея Балабанова, Георгия Данелии, Владимира Хотиненко, Станислава Говорухина - в общем, от всех классиков-современников и иже с ними. Понятно, что на $300 000 никто из них кино снять не сможет, да и $1 млн для таких проектов, как, скажем, "Статский советник" и "Утомленные солнцем - 2", - не бюджет, роль промышленников-предпринимателей в процессе глубоко не ясна, в общем - сколько фильмов реально будет снято в 2002 г. , вычислить трудно.
С точки зрения Даниила Дондурея, ситуация радикально сможет измениться лишь к 2004 г. К тому времени в России будет существовать 350 - 400 современных кинотеатров и роль инвестора начнет играть зритель, а роль регулировщика процесса - продюсер. По мнению Дондурея, эта ситуация коснется буквально всех, в том числе и телевидения, которое уже не сможет с таким шиком продвигать свою сериальную продукцию, рассчитанную исключительно на людей пенсионного и предпенсионного возраста. Пока же роль и регулировщика, и инвестора призвано играть государство.
Одну из схем возможной государственной стратегии упорно предлагает Алексей Учитель - это интеграция в мировой кинопроцесс, участие (в том числе и финансовое) в международных проектах. И, кажется, в этой области действительно вот-вот произойдет прорыв. Во-первых, правительство решило наконец вступить в Euroimage - европейскую киноорганизацию, участвующую в финансировании интернациональных проектов. Во-вторых, Россия уже задействована в двух крупнейших проектах - Тео Ангелопулоса и Питера Гринуэя.
Ангелопулос снимает фильм о греках, разбросанных по миру и проживающих в том числе и на территории бывшего СССР. От России в проекте участвует Студия им. Горького, съемки на нашей территории начнутся в феврале-марте 2002 г. , финансовое участие России составит $1 млн. Новый фильм Гринуэя - "Чемодан Тульса Люпера" - тоже связан с этническими проблемами, от России в производстве участвует кинокомпания "12 А" (продюсер Александр Михайлов).
Что касается интернационального проекта с российским режиссером во главе, то на эту роль по-прежнему претендует "Дом" Алексея Учителя: один эпизод из истории Второй мировой войны. Ориентировочная стоимость этого проекта, интерес к которому проявляют несколько американских киностудий, - $12 млн. Так что без участия российских промышленников и предпринимателей, по всей видимости, не обойтись.
|