Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Культурная жизнь России. Театры, Кино, Живопись, Музыка.
От боевика - к десяти заповедям
Мир эстетических ценностей неизменен

В свое время кино было разновидностью дополнительного образования. В школах иногда целыми классами шли в кинотеатр, потому что фильм давал больше, чем урок. Можно рассказывать о войне, а можно посмотреть "А зори здесь тихие..." - фильм без назидания, после которого ясно понимаешь, что люди не зря отдавали жизнь... Со временем оформилось особое направление - кинопедагогика. Она была призвана открыть детям кино как искусство. Именно как искусство, а не просто развлечение. Вначале, в 1960-х годах, преобладал искусствоведческий подход к кино. Потом стало ясно, что для школы мало одних усилий киноведов и нужна опора на учителя. Появились энтузиасты-кинопедагоги. Их целью стало воспитать грамотного зрителя, что свидетельствовало о большем уклоне в сторону кино.

Сегодня кинематограф стал другим, и формы его функционирования в обществе тоже изменились. Да и сама социокультурная среда намного отличается от прежней. Появились новые проблемы и вопросы. Что происходит с нами во время просмотра? Как влияет фильм на сознание? Какие качества формируются у ребенка? Какие образы формирует современный экран и зачем? Как смягчить удар, наносимый им по детской психике?.. В основе этих и других проблем - взаимодействие ребенка и экрана со всеми последствиями, негативными и позитивными.

Воспитание грамотного зрителя осталось задачей кинопедагогики, но усилился акцент на развитие ребенка (в том числе и творческое) средствами экрана. Кинотворчество в школе долгое время стояло особняком, уйдя во дворцы и дома пионеров, ведь съемки требовали немалых затрат. Появление видео позволило делать свое кино в школе. Понятие "кинопедагогика" рассматривается уже несколько шире. Появился термин "медиапедагогика", обозначающий отношение школьника ко всем средствам массовой информации - телевидению, газетам, рекламе...

Чтобы воспитывать, необходимы два фактора, считает заведующая лабораторией экранных искусств Института художественного образования РАО Лариса Баженова, - хорошее кино и хороший педагог.

Педагог, который умеет вести ребенка. Уже создано много методик, которые могли бы использоваться в школе. Но школа, к сожалению, только-только выходит на этапы освоения кинопедагогики. Разработанные методики уходят в прошлое, так и не дойдя до школы. Программы с широким искусствоведческим уклоном мало использовались учителями, поскольку требовали глубокого киноведческого и просто эстетического образования. Они найдут своего учителя, когда будет разработано специализированное кинообразование с учетом профориентации. А пока в школе более популярны адаптированные программы.

Как используется кино, зависит не только от программ, но и от самих учителей, от запросов и типов школ, от их руководства. Программы существуют самые разные: в одних предусмотрено определенное количество часов на кино, в других - "погружение" на целые дни. Запросы школ зависят от понимания проблемы взаимодействия ребенка и кино. Об этом рассказывает научный сотрудник лаборатории экранных искусств Ольга Калмановская:.

- Кино - это тоже текст, только особый. С письменным текстом в школе учат работать, с экранным - нет. Представим, что учитель истории осознал, что, используя кино, он легче сумеет вывести ребенка на понимание исторического времени. Но он сталкивается с проблемой: ребенок не умеет работать с экранным текстом. Нужна двухуровневая работа - курс, где присутствует непосредственно историческое содержание, и в то же время идет изучение экранного текста. Мы учим, как выйти на исторический контекст, обучая понимать кино. При погружении надо посвятить кино целую неделю, вместе с детьми пройти путь от анализа первых впечатлений до осознания, что нам, зрителям, нужно, чтобы понять это кино.

Лариса Баженова:

- Рынок кино ставит человека в определенные условия. Нас спрашивают: "Когда вы занимаетесь с ребенком, станет ли он смотреть плохие фильмы?" Такого не будет никогда! Он будет эти фильмы смотреть, но понимая, что они плохи. Что греха таить, ведь и мы, взрослые, их смотрим. Только мы осознаем, какого качества это кино и почему мы его смотрим. Ты отдыхаешь, но не будешь строить жизнь по тем моделям, что оно предлагает. Нужно, чтобы и ребенок это осознавал. Надо все посмотреть. Надо быть насмотренным зрителем. Есть кино, и есть Кино. А дети пусть выбирают.

- У нас хорошая киноклассика. Добрые фильмы, где с детьми говорят на их языке. Конечно, это не панацея от всех бед...

Елена Бондаренко, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории:

- Наша задача - найти условия, в которых киноклассика могла бы работать должным образом. Старый фильм "Золушка" 1946 года прекрасно срабатывает в кинозале, в тех условиях, которые можно считать классическими для кинопросмотра. А на телеэкране или на видео этот фильм чаще всего проигрывает. Значит, надо искать пути, чтобы он не прошел мимо своего зрителя. Восприятие - очень тонкая вещь.

Как киновед и педагог могу сказать: то, что сейчас происходит с восприятием, - не только вопрос распространения американских боевиков. У нас изменилась структура восприятия вообще. Главное место в ней заняло телевидение, которое в большей степени влияет на детей, чем кинофильмы. Особенности экономического существования телевидения и обилие рекламы диктуют сбои восприятия. Ребенок склонен напрямую перенимать из телепередач и фильмов модели поведения, имитирующие жизнь. Только проверяя их на практике, он приходит к выводу, что эти модели для жизни непригодны, они существуют для других целей.

Чтобы работать в кинопедагогике, нужно иметь определенный уровень эстетического развития и, конечно же, желание. Остальное изыскать несложно. Можно пойти от киноклассики, можно от боевиков и прийти к высокому, потому что мир эстетических ценностей неизменен. Рано или поздно мы приходим к десяти заповедям.

- То есть если у учителя есть видеотека или видеокамера и желание что-то снимать с детьми, то все равно, с чего начинать.

- Был бы вкус. Любой путь даст положительный результат.

Ольга Калмановская:

- Сразу предупреждаю, педагог не должен заслонять собой ребенка. Он помогает ему смотреть, понимать и оценивать кино. Пусть учитель занимает исследовательскую позицию, поставит в нее и ребенка.

Кинопедагогика - это диалог учителя и ученика.

- Вот мы обучим ребенка кино смотреть, он читать бросит...

- Не волнуйтесь, все будет отлично! Кино - тоже текст, у которого есть автор, желающий что-то сказать. Чтобы понять человека, стоящего за текстом, нужно понять киноязык - как делается фильм, зачем мне надо его смотреть, суметь расшифровать этот текст. Я не говорю о контекстах. Кино - многоуровневый текст, включающий в себя знание многих текстов. Главное, чтобы у ребенка возникали вопросы, чтобы шел поиск. Обсуждение фильма может быть переведено на личностные проблемы, на мировоззренческий уровень. Дискуссионный клуб - это очень интересная форма для юношества. К письменному тексту мы привыкли с детства, а текст кино только учимся понимать.

...Детское кино - это такое кино, где есть детская психология. Часто оно у нас основано на представлениях взрослых о том, что чувствуют дети. Они используют ребенка, чтобы раскрыть свои идеи, мысли. Дать определение детскому кино не так просто. Есть взрослые фильмы с актерами-детьми - так то совсем другое дело. Есть фильмы, не предназначенные для детей, но те с удовольствием смотрят их. Как бы то ни было, а подлинное искусство говорит со всеми, и в нем нет деления на "взрослое" и "детское".

Федор ТОННЕЕВ



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок


  • TopList

    интернет-магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    интернет-магазин "Все Стулья.ру"