ПРОЕКТ Депутаты Совета Федерации, участники парламентских слушаний по вопросу "О правовом статусе и сохранении перемещенных культурных ценностей" отмечают, что в последнее время значительно активизировались контакты Российской Федерации с зарубежными странами по проблемам художественных ценнностей, находящихся в России с конца второй мировой войны. Письмом от 12 сентября 1990 г. министры иностранных дел ФРГ и ГДР информировали министров иностранных дел четырех держав (Великобритании, СССР, США, Франции) о том, что Германия отказывается от претензий любого характера к этим странам в силу Акта о безоговорочной капитуляции. В этом документе от имени правительств ФРГ и ГДР со ссылкой на их совместное заявление от 15 июня 1990 г. излагается следующее: "Меры по изъятию имущества, принятые на основе прав и верховенства оккупационных властей (за 1945-1949 гг.), являются необратимыми...". Вместе с тем за последние два года Германия и ряд других стран Европы высказывают настойчивые требования передать прежним владельцам музейные, библиотечные и архивные фонды, которые получила наша страна за понесенный ею во время войны ущерб, не гарантируя возвратить России все то, что было захвачено на ее временно оккупированных территориях. Такой подход вызывает негативную реакцию общественности России, видных ученых и деятелей культуры.
Заключение Института государства и права Российской Академии наук "О правовых основах решения вопросов, относящихся к культурным ценностям, перемещенным в СССР в результате второй мировой войны", подписанное заместителем директора института Ю-Л.Шульженко, доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ Е.Т.Усенко, доктором юридических наук, прфессором Н.А.Ушаковым, гласит, что "все культурные ценности, перемещенные в СССР по приказам Главнокомандующего Советской Военной администрации в Германии, изданным во исполнение постановлений (распоряжений) компетентных органов Советского Союза, находятся на территории России на законных основаниях. Поэтому каких-либо обоснованных претензий по поводу материального ущерба, причиненного бывшим собственникам, России предъявлено быть не может...". Однако созданная по Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 июня 1992 г. № 426 Государственная комиссия по реституции культурных ценностей направила свою работу не на возвращение культурных ценностей России из Германии, а в основном на передачу в одностороннем порядке немецкой стороне и также другим странам-союзникам Германии во второй мировой войне. Более того, комиссия рекомендовала Правительству передать Германии хранящиеся в России с послевоенного времени оставшиеся части Готской библиотеки и Бременской коллекции. Страна оказалась перед угрозой утраты таких выдающихся художественных собраний, как Коллекция Кенигса и Коллекция Шлимана. Также в одностороннем порядке на основе российско-французского межправительственного Соглашения с 28 декабря 1993 г. по 20 мая 1994 г. Франции было передано шесть партий архивных фондов, в которые вошли 942 565 дел из 3-х государственных архивных учреждении Франции (Главное управление национальной безопасности, 2-е бюро Генштаба, Военное министерство), 2153 дела из 11 личных фондов и 2 фондов религиозных организаций. Дело дошло до того, что в числе материалов, переданных Франции, оказались и документы, касающиеся России. Между тем Государственная комиссия за 2 года работы так и не выработала юридически проработанных решений по статусу перемещенных культурных ценностей, защищающих интересы России и ее международный престиж. Комиссии не удалось вернуть на Родину ни одной коллекции и даже экспоната, утраченных в годы второй мировой войны. Продолжаются случаи раздаривания высокопоставленным иностранным деятелям предметов из числа перемещенных культурных ценностей, представляющих часть нашего общенационального достояния. Участники парламентских слушаний рекомендуют: I. Президенту Российской Федерации
Использовать свой высокий авторитет, чтобы приостановить дальнейшие передачи культурных ценностей, перемещенных в СССР в результате второй мировой войны. II. Федеральному Собранию Российской Федерации
III. Правительству Российской Федерации
IV. Средствам массовой информации
|