Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Культурное наследие России
Русская национальная идея как духовная сущность Российского государства

К рубежу веков Россия подошла с большим багажом исторического опыта, примерив на себе две общественно-политические формации, пройдя две мировые войны и одну гражданскую.

Последние десятилетие Россия прожила под лозунгами "перестройка", "демократия", "плюрализм", "реформы" и т.п. Вступив в завершающую фазу развития рыночных реформ, для России возник вопрос о закреплении экономических преобразований идеологическим фактором. Таким образом, возникает понятие об идеологической реформе, т.е. создание новой, идеологии российского общества.

Лейтмотивом проведения идеологической реформы является развитие "Русской идеи" - идеологического фактора укрепления российского общества.

Основной составляющей "Русской идеи" является понятие сильного государства - сильного "русским духом" сообщества граждан вокруг главы государства. Как дерево сильно корнями, так и сила сообщества граждан уходит корнями в историю Отечества и в память о предках. Таким образом, одним из методов проведения идеологической реформы самосознания российских граждан становиться пропаганда Отечественной истории, истоков русской государственности, развития русской культуры и русской духовности.

Под "Русской идеей" следует понимать философскую мысль, способную возвратить россиянам чувство самоуважения и гордости за свой народ и свою страну. Такая идея, призванная консолидировать российское общество, привести к единению граждан и власти, нужна сейчас, как воздух. Это и есть то необходимое, без чего разговоры о праве и законности, о "примате морали", о честности в бизнесе, были и остаются пустым звуком. Пока русские люди продолжают говорить о России "эта страна…", дела их будут идти вкривь и вкось. Общество, не уважающее ни себя, ни своих предков, обречено на саморазрушение.

Менталитет русской нации - ее самосознание, психология и т.п. - есть результат исторического пути, пройденного народом. Конечно, и ордынское иго, и международная изоляция России при московских государях, и засилье бюрократии в послепетровскую эпоху - все это не прошло без следа. Однако все это не более чем "Штрихи к портрету" русской нации. Сам же портрет создавался в иную эпоху и совсем в иных условиях. Понять особенности русского менталитета можно, только обратившись к истокам. И исходной точкой в этом процессе является формирование в IX веке н.э. первого государственного образования на Восточно-европейской равнине - Начальной Руси с центром в Ладоге (затем перенесенным в Новгород, а еще позднее - в Киев).

Поиски объединяющей идеи начались еще десять веков назад, с призвания на Русь, согласно новгородской летописи, князя Рюрика и его дружины. "Всташа град на град, и не беше в них правды … Земля наша велика и обилна, а наряду у нас нету…" С возникновением государства Русь встал вопрос о государственном устройстве на Руси, едином правовом пространстве, о Праве и Морали, объединяющем разрозненные феодальные вотчины и города под одно начало. С дальнейшим развитием государства, с принятием православия Русью, развитием Культуры начался духовный поиск русской идеи. Русскую идею пытались найти и философски оформить в приемлемую концепцию Волынский А.П. и Радищев А.Н., Герцен А.И. и Уваров С.С. Извечные вопросы " как дальше жить, что делать", уваровская триада "самодержавие, православие, народность" становились модными философскими идеями, но, к сожалению, оставались философскими сентенциями, важными лишь для российской интеллигенции, темой для салонных разговоров.

Маятник приоритетов в XVIII - XX веках склоняется, то к вариациям на тему "самодержавие, православие, народность", либо скатывается к откровенному национализму и шовинизму.

Национализм в многонациональном государстве неизбежно становится фактором дестабилизирующим. И власти, и народу России необходима такая "русская идея", за которую не пришлось бы потом краснеть перед целым светом. Ее нельзя "выдумать", нельзя навязать "сверху" по конъюнктурным соображениям и т.д. Она должна быть органичной, т.е. действительно, помогать гражданам России лучше понять и себя самих, и свое время. В противном случае над новой "идеей" лишь посмеются или попросту не заметят.

До последнего времени культурологи совсем не обращались к периоду зарождения Руси за объяснением загадок русского менталитета. Почему? Рискнем предположить: поклонникам "русской идеи" образца XIX века Русь Рюрика, Олега и Игоря казалась подозрительно "Интернациональной". Признание многоэтничного характера культуры Начальной Руси и русской нации считалось оскорблением нашего национального достоинства. Потому-то в книгах, ориентированных на широкого читателя, культура Древнерусского государства зачастую представлялась, как однозначно славянская. Различие между понятиями "славянский" и "древнерусский" в массовом сознании оказалось стерто полностью. Об этом до сих пор можно прочесть лишь в специальной литературе.

Новейшие археологические исследования позволяют составить принципиально иное представление о Начальной Руси. Теперь уже не остается никаких сомнений, что русская культура - это национальная культура, и она никогда не носила замкнутого племенного характера. Это было явление нового типа - культура формирующегося государства, вовлекающего в свою орбиту все новые этнические единицы и объединяющего их в единое целое. В первые полтора-два века ее существования, древнерусскую культуру можно считать специфически городской, ибо рождалась она в городах и вместе с городами. Как не вспомнить в этой связи старинное скандинавское название Руси - Гарды, Гардарики, "Страна городов"! Лишь к концу XI в., уже в эпоху Ярославичей, древнерусская культура перестает быть специфически городской и становиться народной. В этот период она распространяется на огромные территории, в том числе и на те, которые изначально были заняты неславянскими племенами (верхнее и среднее Поволжье, значительная часть современной Ленинградской области и т.п.). Подобно интернациональной Римской культуре I тыс. н.э. "древнерусская вуаль" нивелировала этнические различия, способствуя повсеместному распространению единого государственного языка и формированию единой древнерусской народности.

Настоящей "купелью" Начальной Руси является Балтика. Именно интенсивное взаимодействие различных племен Балтийского бассейна, продвижение на север наиболее мобильных и энергичных элементов славянства (VIII-IX в.в.) и " встреча" их в Приладожье со скандинавами, породили это "новое качество" - Русь - прообраз будущей великой державы. Позднее столица Руси была перенесена с "многонационального" Севера в славянское Поднепровье. Однако пути развития древнерусской культуры остались прежними. Она сохранила свой надплеменной, синкретический характер.

То, что упорно замалчивалось прежде, как оскорбление национального достоинства, в действительности, должно быть предметом национальной гордости. История знает немало примеров строительства "великих держав", которые рассыпались при первом же натиске извне. Внутренне единство пространства, занятого в XII-XIII в.в. древнерусской народностью, в течение последних семи веков не раз подвергалось испытаниям. Это пространство охватывает большую часть современной Европейской России, а также Украину и Белоруссию. На разных этапах истории единство ослабевало, но оно никогда не исчезало полностью. По-видимому, сегодняшним политикам есть, чему поучиться у наших предков. Их "культурное и национальное строительство", начатое еще 1000 лет назад, выдержало испытание временем.

Именно оттуда, из древнерусской эпохи, берут начало такие особенности русского менталитета, как терпимость к иноэтничным элементам в своей среде, отсутствие (и неприятие) национальной замкнутости, открытость иноземным влияниям и одновременно способность "переплавить" все заимствованное по-своему в горниле русской культуры. В свете этого петровские реформы, покончившие с изоляционизмом XVII в., следует рассматривать не как отход от русских традиций, а, скорее, как возвращение к ним. На это с удивительной проницательностью указывал еще в XIX в. выдающийся писатель и знаток древнерусской эпохи А.К. Толстой!

Наблюдая сегодня повсеместный наплыв американской культуры, увлечение молодежи иноземными ритмами, кинофильмами и т.д., не стоит проклинать ни заграницу, ни современную молодежь. Вспомним лучше, что в петровскую эпоху наблюдалась "массированная атака" на русскую культуру, лихорадочное заимствование нового - и не всегда лучшего - из Германии и Голландии. Да и в екатерининское время наиболее образованные люди нередко предпочитали французский язык русскому. Что же ожидало Россию впереди? XIX в. - это расцвет русской литературы, русской музыки, русской позитивной науки…

Открытость влиянию Запада - это, скорее, необходимое условие существования России как великой державы. Саморазрушение нации может заключаться в другом - в изоляционизме и забвении собственной истории, потере уважения к собственным истокам, скатывании к оголтелому национализму и шовинизму.

С началом перестройки наше общество отказалось от коммунистической идеологии. Природа не терпит пустоты. В первое пятилетие перестройки резко возрос интерес к православной религии. По данным НИИ комплексных социальных исследований СП б Госуниверситета в 1995 г. православными себя считали 57,5%. На нынешний год эта цифра практически не изменилась. Однако вместе с интересом к православию в образовавшийся вакуум произошло вторжение целого сонма идеологических чудовищ типа Аум - Сенрике, Белого Братства, Свидетелей Иеговы, тоталитарной секты Муна, сект, движений, чуждых русскому человеку религий. Идея "золотого тельца" вот уже десятилетие с сомнительным успехом прививается русскому человеку как конечная цель бытия. Считаем, что только глубоко духовная сущность русской нации позволила сохранить целостность российского менталитета. В этой связи особой ценностью общения и воспитания души человека является слово духовного пастыря, традиционного православного наставника российских граждан. Православная церковь должна эволюционировать, отказаться от догматизма и изоляции, через проповеди стать ближе к человеку, воспитывая в нем лучшие русские качества характера.

В свое время митрополит Санкт - Петербургский и Ладожский Иоанн призывал "прекратить поиски какой-то современной русской идеологии, искусственное конструирование идеологических и мировоззренческих систем для русского народа…Русская идея существует в неизменной своей нравственной высоте и притягательности, так как в основе ее лежит абсолютная праведность Закона Божия и Его святых заповедей".

В силу много этничности русской нации, наличия различных конфессий, православие не может стать доминантным признаком русской идеи. Но русская идея - понятие емкое и духовность является несущей мыслью, на которую нанизаны лучшие традиции русской нации: Терпимость, Сострадание, Открытость, Сплоченность вокруг лидера нации в опасное для государственности время.

В последнее время, вместо открытого лоббирования сознания граждан псевдорелигиозными идеями, происходит скрытая экспансия сознания россиян через интерес нации к своей истории. Появились мало научные, но очень популярные псевдоисторические сочинения, получившие в последнее время широкое распространение. Подобные издания в изобилии проникают не только на прилавки книжные магазинов, но и в школу (как в среднюю, так и в высшую) - иногда в переработанном виде, даже в качестве учебных литературы, и, следовательно, оказывает серьезное влияние на формирование массового исторического мышления. Обойти молчанием их существование было бы не только неверно, но и опасно. Это серии изданий В.Кандыбы и П.Золина "История и идеология Русского народа", А.Т.Фоменко, Г.В.Носовского, В.В.Калашникова "Новая хронология Русси", С.Лесного "Откуда ты, Русь?", С.Велянского и Д. Калюжного "Явление Руси", статьи поддержки этих идей в газете "Московский комсомолец". Официально по ТВ (канал ТВЦ) о себе заявила группа "Новая хронология". Правительство Татарии, вооружившись идеями Фоменко и Носовского, обратилось в Министерство образования с просьбой переписать страницы истории, связанные с татаро-монгольским игом. Министерству образования следовало бы ознакомить правительство Татарии с археологическими материалами М.В.Седовой раскопках уничтоженного ордой типичного древнерусского города Ярополча Залесского - одного из городов Владимиро- Суздальской Руси, где были вскрыты археологами массовые захоронения жителей-защитников города с наконечниками ордынских стрел- срезнями в черепах, перерубленных саблями скелетов и обезображенных копьями, с материалами по Старой Рязани, Мурома, Владимира и т.д. С экранов петербургского ТВ, шахматист Г.К.Каспаров, выступая на вечере в Академии Профсоюзов, заявил о своей поддержке идеи Фоменко и Носовского и необходимости переписать историю Российского государства. Книги печатаются большими тиражами, в различных обложках, дорогие и дешевые. Эти авторы пишут книги, в которых отрицаются элементарные истины исторической науки. Основное содержание - не более чем сплошные повторы (зачастую - текстуальные) предыдущих книг. Серьезные ученые-историки предпочитают делать вид, что трудов А.Т.Фоменко, Г.В.Носовского и В.В.Калашникова не существует. "Судя по всему, - пишет Данилевский И.Н. - им просто жаль тратить драгоценное время на чтение сомнительных, с их тоски зрения, рассуждений. Тем более что потенциальные собеседники не слышат, если с ними не соглашаются. Об этом свидетельствует полное пренебрежение их к многочисленным критическим статьям, написанным профессионалами-историками и астрономами высокого класса". Дело, между тем, зашло слишком далеко. Только человек, не понимающий, что значит печатное слово в России, может отважиться публиковать многотысячными тиражами спорные, мягко говоря, гипотезы академика, да еще с грифом Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, к тому же - от имени Учебно-научного центра довузовского образования; другими словами, пособия для школьников, подготовленные в ведущем вузе страны представителем высшей научной элиты. И вот результат: уже есть случаи, когда не вполне грамотные чиновники от образования рекомендуют школам приобретать эти книги и использовать в учебном процессе. История повторяется. Вероятно, точно так же когда-то в школах начинали пропагандировать труды другого академика, разводившего на их страницах ветвистую пшеницу. Иначе как скрытой идеологической диверсией это явление не назовешь. Возможно, что в угоду конъюнктуре, спросу граждан на литературу по истории появилось это чтиво.

Смена формы собственности на предприятии с государственной на акционерную не влечет изменение состояния производственных фондов и выпуска продукции. Изменение исторического мышления и исторического самосознания нашей нации может привести к разрушению государственных институтов.

У русской нации очень высокий иммунитет ко всему новому. Принимая на себя различного рода веяния, русская нация их адаптирует под свой менталитет. Этот устойчивый механизм сложился веками, так возникла русская культура. Однако надо помнить, что базисом для этого механизма является историческое мышление, вековые национальные традиции.

Идеологическое вторжение в исторический механизм генезиса культуры нации является крайне опасным явлением и проблемой #1, главным вопросом национальной безопасности нашего общества. Русские люди смогли многое осилить и пережить и смуту, Отечественные войны, революцию, Беломорканал, и "перестройку", и т.д. благодаря силе русского характера заложенной в историческом мышлении. Это надо беречь.

Нации не страшны геополитические потрясения, пока нация сплочена доминирующей идеей сообщества. Русская идея - это доминанта механизма генезиса культуры нации. Современной конструкцией русской идеи, хотя это и не бесспорно, может стать новая триада, с учетом глобальных изменений в российском государстве за столетие. Это - "право, мораль, культура".

Культивирование основных признаков русского характера, бережное отношение к ним, пропаганда их как национальное достояние есть основная задача идеологической реформы и суть успеха государственного строительства. Необходимо в кратчайшие сроки разработать программу идеологической реформы российского государства.

Мы уверены, что программа идеологической реформы, должна стать частью программы национальной безопасности Российской Федерации.

Общественный фонд "Культурное наследие"
Алексашин С.С.
© Центр Стратегических Разработок, 1999-2000


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок


  • TopList

    vsestulya
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    vsestulya