России нужно возрождение, а не реставрация.
Возрождение, всеобъемлюще проникнутое идеями нации и
Отечества, свободы и собственности и в то же время
свободное от духа и духов корысти и мести.
П.Б. Струве
В книгах, исследованиях и статьях об эмиграции, особенно об ее отношении не просто к нашей общей исторической Родине, а к бывшему Советскому Союзу, мы как-то привыкли делить наших зарубежных соотечественников на "чистых" и "нечистых", на тех, кто с нами, и тех, кто против нас. Настоящей реабилитации, даже посмертной, полного прощения "Россия в миниатюре" еще не получила. Это объясняется и историческими обстоятельствами со всеми входящими в это понятие "перегибами" и нашими национальными особенностями. Часто говорят, что Родина - мать жалеет всех своих детей, даже заблудших, и всегда готова их простить и принять со всеми слабостями и "духовными" недугами.
Но мы, к сожалению, своих соотечественников, волей судьбы оказавшихся за рубежом, могли либо ненавидеть, либо игнорировать, но только не любить, воздавая им по заслугам. Даже в наши дни мы никак не можем спокойно принять тот факт, что русская эмиграция существует "сама по себе"; как самостоятельная этническо-политическая общность, вобравшая в себя все три волны "отчуждения". Она будет жить и впредь по своим правилам, обычаям и законам. И нам просто необходимо научиться более цивилизованному отношению к своим же братьям и сестрам по крови. Нельзя осуждать то, что до конца не понято, не прочувствовано, не испытано на собственной судьбе. В нескольких километрах от Парижа, в городке Сен-Женевьев-дю-Буа расположено русское православное кладбище. Первые могилы появились там в 1927 году. Р. Рождественский так писал о них: Здесь похоронены сны и молитвы. Слезы и доблесть: "Прощай!" и "Ура!". Штабс-капитаны и гардемарины, Хваты-полковники и юнкера. Белая гвардия. Белая стая. Белое воинство, белая кость. Смерть примирила с прожитой жизнь всех, кто покоится в "мире ином". Но для нас, ныне живущих в Российской Федерации в двадцать первом веке, этот уголок Парижа - вечный укор совести нашей равнодушной памяти, нежеланию осознать истинную цену потерянным сокровищам национальной духовной культуры. На русском кладбище в Сен-Женевьев-дю-Буа захоронены останки тех, кто верой и правдой служил своему идеалу России: князья Романовы, Гагарины, Голицыны, Оболенские; потомки Радищева и Пушкина, Сумарокова и Одоевского.
Вокруг святыни Белого движения - копии Галиполийского мемориала, разрушенного в 20-х годах землетрясением в Румынии - выстроились в последнем каре могилы белой гвардии: галиполийцы, донские артиллеристы, Русский кадетский корпус, казачьи полки. Как воины на самом ответственном и последнем посту, стоят памятники и мемориалы - "Корнилову и всем корниловцам", Деникину, Врангелю, Алексееву, Маркову… На памятнике дроздовцам - выписка из последнего приказа начальника дивизии генерала А.В. Туркула: "Севастополь, 2 ноября 1920 года. Покидая родную землю, храните память о 15-ти тысячах убитых и 35-ти тысячах раненых дроздовцев, проливших кровь свою за честь и свободу Отчизны.
Этими жертвами мы неразрывно связаны с Родиной…" Но нет в этом скорбном строю надгробной плиты с именем Донского атамана, генерала от кавалерии и писателя Петра Николаевича Краснова. Нет и не могло быть. 17 января 1947 года, на 78-ом году жизни Краснов был повешен в Лефортовской тюрьме в Москве как враг советской власти и предатель. В 1917 году П.Н. Краснов в возрасте 48-ми лет был произведен в генерал-лейтенанты и получил под командование 3-ий Конный корпус, входивший в состав армии, предназначенной для спасения России. Но политика Временного правительства резко изменила его планы. Краснов после ареста Л. Корнилова и побега А. Керенского был вынужден эвакуировать корпус на Дон. После избрания его атаманом войска Донского Краснов становится без преувеличения главным и наиболее грозным противником большевиков.
На заседании "Круга спасения Дона" 1 мая 1918 г. П.Н. Краснов говорил о том, что "Россия теперь поругана и опозорена большевиками, она разгромлена ими и лежит в обломках". Донской атаман коснулся и отношения к немцам, убеждая казаков мирным путем удалить их с донской земли. Были приняты законы об атаманской власти, вере, о правах и обязанностях казаков и граждан Всевеликого войска Донского, об отделе финансов, войсковом суде, о флаге, гербе и гимне. П.Н. Краснов искренне хотел создать действующую армию на основе "авторитета не господства, а служения" главной задаче - освобождению земли Донской от большевиков. Атаман не раз шутя говорил: "У меня - четыре врага: наша донская и русская интеллигенция, ставящая интересы партии выше интересов России; генерал Деникин; иностранцы - немцы или союзники и большевики". Через несколько дней после избрания Краснов писал императору Вильгельму о том, что Донское Войско "не находится в войне" с Германией и просил о том, чтобы дальнейшее продвижение немецких войск было приостановлено. Атаман предлагал немцам установить торговые отношения в ответ на их помощь оружием. 8 мая к Краснову явилась делегация от генерала фон Кнерцера из Таганрога, заявившая, что германцы никаких завоевательных целей не преследуют, заинтересованы в скорейшем восстановлении порядка на Дону. Встреча атамана с представителями германского командования носила деловой характер. В весенние дни 1918 г. все Войско Донское жило энергичной, "нервно пульсирующей" жизнью проснувшегося народа. В Новочеркасске спешно печатались свои уставы, составлялась особая хрестоматия для изучения истории и географии Войска. На школьных праздниках после молитв дружно пели "Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон", читали стихотворение в прозе донского писателя Ф. Крюкова "Родимый край", полное горячей любви к Родине. Краснов искал союзников и помощников в жестокой борьбе с большевиками и главной своей опоры считал генерала Деникина, стоявшего во главе Добровольческой армии. Но единения между двумя армиями не произошло, так как, по мнению Краснова, А.И. Деникин не понимал немецкой оккупации как свершившегося факта и, получая помощь оружием от германского командования через атамана, все-таки считал его изменником.
В своих мемуарах Деникин писал: "В письмах к генералу Алексееву и Эльснеру генерал Краснов просил, скорбел, негодовал, призывая армию бросить Кубань и идти на Царицын. Он рисовал отчаянное положение нашей армии, когда она, двинувшись на Кубань, неминуемо попадет в "мешок между немцами и большевиками…". Краснов делал черновую работу, не хотел кровавой смуты в русской армии, обещая нейтралитет германскому командованию. Но распри в Белом движении привели к трагическому концу. В феврале 1919 г. Краснов подает в отставку, а в 1920 назначается русским военным представителем в Эстонии, участвует в переговорах об эвакуации русских офицеров и солдат, активно занимается литературной и политической деятельность. Его главная тема - жизнь казачества, его боевое прошлое.
Особый успех, по авторитетному свидетельству Г. Струве, выпал на долю многотомного романа "От Двуглавого Орла к красному знамени", в котором отразились главные события царствования Николая II и первых послереволюционных лет, свидетелем и активным участником которых был сам П.Н. Краснов. Талант писателя признавался И.А. Буниным, который в дневнике 28 июля 1940 г. записал: "Читаю роман Краснова "С нами Бог". Не ожидал, что он так способен, так много знает и так занятен". С 1921 по 1943 годы Краснов опубликовал более сорока книг. И нашему читателю еще предстоит знакомство с такими романами военачальника-писателя, как "Опавшие листья", "Понять-простить", "Цесаревна. 1709-1762", "Екатерина Великая", "Ложь" и др. Молодежи небезинтересно будет узнать о событиях в таких приключенческих повестях, как "Амазонка пустыни", "Белая свитка", "Мантык, охотник на львов" и др. С 1990 года московское издательство "Голос" приступило к выпуску избранных произведений известных военачальников, историков и рядовых участников гражданской войны под общим названием "Белое дело" в 16-ти томах, что является несомненным фактом возрождения интереса к нашей истории, к русской эмиграции. И, может быть, "та сторона, что могла быть раем", по высказыванию Н. Гумилева, поймет, простит и воздаст должное всем тем, кто любил ее "золотое сердце", боролся и отдавал свои жизни за высокое достоинство и мировой авторитет нации, за неделимую и Великую Россию.
Л.А.Шевченко,канд.пед. наук, доцент
М.Л. Антонова, аспирантка ТГУ им. Г.Р.Державина
2001 г.
|