У Большого театра нет окончательно утвержденного проекта реконструкции. Министерство культуры, руководящее с недавнего времени и театром, и реставрационным процессом, считает, что два проекта лучше, чем один, поскольку можно сделать правильный выбор. "Госстрой РФ", новый заказчик реконструкции, знает, что с Большим все идет по плану и никаких изменений план претерпевать не будет. А "Моспромстрой" и правительство Москвы, единственные подрядчики процесса, продолжают строить театр и считают, что выполнят поставленную федеральными властями новую задачу о завершении строительства филиала Большого в 2001 г. и начале реконструкции старой сцены сразу после этого.
Во времена, когда строительство Большого театра заказывал и выполнял "Моспромстрой", был проведен тендер, и реконструкция театра пошла по плану организации "Курортпроект". И как реставраторы и архитекторы ни спорили, что выбранный проект не самый лучший, конкурс есть конкурс. К тому же перебои с финансированием реставрационных работ помогли прославить реконструкцию от "Курортпроекта" как самую дешевую и потому единственно возможную. Но когда в театре сменилась власть, речь зашла о проведении нового тендера, кстати, в обязательном порядке положенного федеральным законом. И всплыл еще один проект Ассоциации реставрационных предприятий "Союзреставрация", а вместе с ним и информация о том, что реконструкция от "Курортпроекта" не такая уж и дешевая, да и претерпела со времени проведения конкурса некоторые, планом не предусмотренные, изменения.
Так, например, выяснилось, что больше половины здания Большого будет снесено. И в результате реконструкции он вообще перестанет быть памятником архитектуры мирового значения.
"Союзреставрация" к памятнику культуры и архитектуры относится более трепетно, что не могло не понравиться Министерству культуры, снова вытащившему проект ассоциации. Однако трепетное отношение к памятнику в свое время никак не повлияло на результаты тендера. Но именно "Союзреставрация" "Курортпроект" заказал историко-архивные исследования и реставрационное зонирование. Результаты исследования не понравились заказчику, потому что выявили серьезные, малоизвестные проблемы Большого театра. Например, с начала строительства филиала основное здание просело на 3 см с одной стороны и на 7 см с другой, а план реконструкции не предусматривал серьезного укрепления фундамента. (Большой всегда славился плохой гидрогеологией. С тех пор серьезные просадки фундамента отмечались последний раз в 1926 г.
Нового тендера, несмотря ни на что, не будет. "Курортпроект" собирается продолжать реконструкцию по своему плану. А через федеральное правительство скоро проведут постановление, смысл которого в том, что Большой театр не является памятником архитектуры мирового значения. И потому с ним можно делать все что угодно. Такое очень даже возможно, если прикрыть это мировым опытом и идеей того, что труппе нужны современные технологии. Труппе для создания шоу мирового уровня действительно нужны более современные технологии, но существующий план реконструкции не имеет к этому отношения. Затратив на реконструкцию около 350 млн. долл., мы получим Большой театр, закрытый со всех сторон, всего с двумя сменными сценами. Тогда как проект "Союзреставрации", например, при стоимости 300 млн. долл. предполагает сохранение исторических границ театра, укрепление фундамента и 6 сменных сцен, одна из которых будет под открытым небом и сможет выезжать на портик Бове. Но дело даже не в сменных сценах, главное - укрепление фундамента.
Что же до мирового опыта, то тут еще сложнее. Существует список театров, в который входят все самые крупные. Они поделены на 7 групп. Самая ценная в вольном переводе называется "Театры-дворцы" -- в нее пока входят Большой и питерская Мариинка. Но главное не это, а то, в какую группу попадают театры после реконструкции. Знаменитый Ла Скала переместился во вторую по ценности группу - "Европейские модели", а французский L`Opera de la Bastille замыкает общий список в группе "Театры будущего".
Екатерина Бычкова
15.12.2000 г.
|