Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Современный социализм
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Православие
Духовное наследие
Интеллект и право
Новости и комментарии
Институт прав человека
Библиотека
Здоровье
Магазин
Астроаналитический прогноз
Услуги и цены
ДИПЛОМ НА ТРИ ГОДА.

Значительную часть последних тридцати лет своей постылой жизни я провел не только в академических секторах и на университетских кафедрах, но и профессором в учреждениях с леденящими душу названиями ИППК, РИПКРО и т.п. Вообще-то за этими загадочными аб-бревиатурами скрываются самые обычные учебные институты, только не простые, а "повы-шения квалификации и переподготовки кадров" (грозно рычащее "ро" в данном случае означает совершенно безвредных "работников образования"). Этих ИПК было и остается не меньше, чем "просто" институтов, университетов, академий и других вузов, т.е., по пословице, тоже как собак нерезаных. Но только это - совершенно особый мир со своей нелегкой судьбой.

Так вот, на 31-м году меня вдруг без церемоний вычеркнули из списков профессуры самого родного прежде ИПК. И не потому, что разонравился начальству - внешне скорее наоборот. А потому, что стало некому повышать квалификацию и некого переподготавливать.

Там, где прежде являлось каждый семестр полтысячи слушателей, теперь не набирается и полусотни, а то и пяти.

Что произошло?

Первое, что приходит на ум: нет денег. И это правда. Горькая правда. Но не вся правда

Конечно, явившийся "повышаться" профессор и тем более завкафедрой - это тебе не бедолага-студент, которому в лучшем для него случае можно всучить "Талон на право занятия койки. Цена - 60 коп." (есть у меня и такой в моей личной кунсткамере) - и дело с концом. Профессору подавай роскошные одноместные апартаменты площадью аж в 6 кв.м. и ценой примерно в такое же количество рублей каждые сутки. Плюс астрономическая по былым временам сумма суточных: 2 р. 60 к. Не говоря уже о проездных, зашкаливавших нередко за целую десятку. Помножьте все это на семестр и переведите на нынешнюю почти свободно конвертируемую валюту: у любого бухгалтера рука отсохнет подписывать такую платежку.

Но ведь у НИИ и "просто вуза" положение сегодня ничуть не легче, чем у ИПК. Тем не менее и там, и там как-то выходят из положения. В одном случае совместителя осыпают золотым дождем на сумму 278 р. за сентябрь прошлого года. В другом раскошеливаются на целых полторы тысячи - правда, не в месяц, а за весь учебный год. И жизнь продолжается ничуть не хуже, чем в каком-то там Гарварде или на Гудзоне. Значит, имеются еще какие-то причины для глубокого обморока. Сверх общего безденежья.

Эти причины сразу проясняются, если мы вспомним, для чего всегда учились и ныне учатся на Руси. Конечно же, не для получения новых знаний, как в иных-прочих странах. А , во-первых, для того, чтобы написать в соответствующей графе анкеты: "незаконченное высшее" вместо "незаконченного начального"; во-вторых, чтобы получить вожделенные "корочки", под-тверждающие эти анкетные данные. Иных побудительных стимулов не было и нет.

Меж тем, основатели сети ИПК совершили в свое время ту же роковую ошибку, что и князья-разбойники Древней Руси. Они не стали сводить эту сеть в определенную подсистему образования, наподобие школы или университета, а пошли "переподготавливать" каждый кто во что горазд по каждому из более чем сотни наших ведомств. Получилась полная свобода, она же анархия, с полным произволом каждого удельного князя - директора ИПК. Предельно далекая от всяких уз скучной науки педагогики.

Вспоминаю одну свою аудиторию: четыре сотни заведующих кафедрами со всего Советского Союза, из них половине 50-летний лектор годился в праправнуки. Чему и как учить людей с таким жизненным опытом? И вслед за тем - группа молодых преподавателей, только что со студенческой скамьи. Эти-то зачем в ИПК? А затем, что с неба свалилась командировка в Москву на полгода. Какой же дурак откажется от такого подарка судьбы хоть в первый же день своей работы по специальности, хоть в последний?

А в конечном итоге "корочки" вуза - важнее важного: без них "оформление" на любую синекуру резко осложняется.А "корочки" ИПК?В каком отделе кадров на них обратят внимание? И целая подсистема образования, добровольно обрекшая себя на бессистемье, пропадает пропадом. Так приходит расплата за пренебрежение к элементарным требованиям педагогики, её методологии и методики.

Попробуем хотя бы в самых общих чертах разобраться со спецификой этих требований в рассматриваемой нами подсистеме.

Первое открытие, поджидающее здесь исследователя, сводится к тому, что все мы, по сути - даже женщины! - отъявленные двоеженцы. Наша общая вторая супруга, одна на всех, еще более сварливая и скандальная, нежели законная половина, называется по латыни

Профессия,а по русски - Специальность.И с ней каждый из нас проживает жизнь, неотличимую от супружеских будней с их общеизвестными кризисами.

Помните? Милые бранятся - только тешатся хоть до золотой свадьбы, за исключением полудюжины критических периодов: а/ Исход первой брачной ночи, б/ Конец Медового месяца, в/Рождение ребенка, г/ Отправление ребенка в школу, д/Уход ребенка из родительской семьи в свою собственную, е/Уход самих себя на пенсию. В каждый из этих моментов супружеская жизнь переходит как бы в новое качество, и если к сему загодя психологически не подгото-виться, то можно "натешиться" сразу вплоть до развода.

Абсолютно то же самое происходит в производственно-профессиональной жизни. Первый день на работе - и к вечеру кажется: все, финита, жизнь не состоялась, надо менять профессию. Как же в этот момент необходима любящая профтеща, которая эту беду в момент разводит своими руками! Проходит полгода-год, и ты начинаешь коснеть в своей профессии. Очень нужен свежий ветер, который сделал бы тебя профессионально вечно молодым. Проходит еще пять-семь лет, и ты чувствуешь, как катастрофически отстаешь от быстро летящего времени. Впору снова садиться на пять-шесть лет на студенческую скамью. Но зачем? Наука педагогика выработала гораздо более экономное и действенное лекарство, называемое "переподготовка". Еще пять-семь лет - и все повторяется сначала, но с очень большими осложнениями: ведь ты теперь опытнейший специалист с укоренившимися привычками и взглядами, которые трудно изменить без особой, стимулирующей обстановки. Самое сложное - еще одна, последняя переподготовка, которая должна дать импульс для плодотворной работы до самого выхода на пенсию. А в промежутках - неуклонное повышение квалификации. Постоянное, разностороннее, разными способами. Не обязательно по полгода.

Можно возразить: зачем же для всего этого какие-то особые учебные заведения? Может быть, вполне достаточно предметно-методической литературы, профессионально-целевых, журналов, наконец? Да, все это - очень полезные вещи. И мы в Издательстве Педагогического общества России, например, собираемся выпускать серии книг и журналов, которые помогли бы каждому педагогу-предметнику повышать свою квалификацию и проходить периодическую переподготовку, так сказать, не выходя из учительской. Но ведь здесь имеется еще одна, не менее важная сторона дела: личное общение "повышаемых" и переподготавливаемых как с новой для них профессурой, так и особенно между собой. Не секрет, что доклады на всякой научной конференции - это только своего рода надводная часть айсберга. Не менее, если не более важное происходит в кулуарах, когда идет обмен опытом, что называется, глаза в глаза. И слушатели вдруг с изумлением обнаруживают, что Земля - круглая, а вовсе не ограничена стенами их кафедры где-нибудь в их родном Беднодемьяновске или Царевококшайске. И начинают сравнивать: а в нашем-то родном серпентарии ... Причем многие сравнения оказываются вовсе не в пользу каких-то там питерцев или, еще хуже, москвичей. Поверьте, это дорогого стоит. Только ради одного этого стоило бы выдумать специальную подсистему образования, если бы она давно не была выдумана - правда, без преобразования в жизнь.

Как прикажете нас с вами называть, если мы вот уже сорок лет твердим, как попугаи: в эпоху НТР все полученные знания безнадежно стареют самое большее за пять-семь лет, после чего свидетельство об их получении можно спокойно приравнивать к полученному по наследству. А вместе с тем спокойно выдаем и принимаем пожизненные дипломы, полностью эквивалентные по своей свежести и, так сказать, адекватности занимаемой должности любому патенту государыни-матушки Екатерины Второй на чин секунд-маиора.

Наши эксперты весьма убедительно рисуют нам контуры если не идеальной, то хотя бы оптимальной для существующих условий подсистемы образования, в рамках которой, каждый этап производственной карьеры предваряется прохождением курса переподготовки и справкой о полном порядке с повышением квалификации. Конечно же, с учетом специфики каждой специальности, ибо всем понятно, что токаря вовсе не обязательно переподготавливать в точности так же, как пекаря. Но есть и каноны, общие для всех. Собрался из преподавателей, эмэнэсов, инженеров, лейтенантов в доценты, эсэнэсы, старшие инженеры, капитаны и далее в профессоры, ведущие, главные, майоры - будь добр, пройди соответствующий курс пере-подготовки. Ведь даже в стране, где все вокруг горело синим пламенем, Василия Ивановича Чапаева направили в Москву не куда-нибудь, а именно на переподготовку. То, что хорошо понимали наши давние и недавние предки, начисто выветрилось из головы у их неразумных потомков.

Хотелось бы видеть в каждом дипломе ХХ1 века не один, а два вкладыша. Первый - с привычным перечислением оценок по сданным предметам. Второй, подобный отметкам об уплате членских взносов, - со штампами прохождения переподготовки. Обязательно!

И.В.Бестужев-Лада, академик РАО


   TopList         
  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • поиск
     
    TopList  



     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки