Дети рождаются все умнее. За это их гонят в школу все раньше. В мои времена, лет семьдесят назад, как и до революции, это происходило в 8 лет. Семилетки были редким исключением. Затем исключение стало правилом. А не так давно добрались и до шестилеток. Но засомневались, и сегодня стрелка школьной рекрутчины подрагивает где-то возле отметки 6,5.
И вдруг появляются эксперты, которые заявляют: в шесть лет "рекрут" слишком стар, чтобы сажать его за парту. Все поголовно, кроме дебилов, должны идти в школу, как только младенец становится ребенком, т.е. в три, а особо одаренные даже в 2,5 года. Причина: ребенку с трех до шести лет предстоит одолеть ровно десять наук, без которых сажать его за парту в первом классе - все равно, что из первого класса сразу в университет.
Первейшая из них - этика, наука о правильных отношениях с людьми. Без неё человек - зверь, в чем нетрудно убедиться, оглянувшись вокруг или просто посмотрев в зеркало. Коварство этой науки в том, что её невозможно осилить без постоянной практики, то-бишь без общения со старшими, младшими, в разновозрастном коллективе, со сверстниками. Но и теория в смысле обобщения опыта должна присутствовать столь же постоянно. Малейшее упущение - и пожалуйста: отъявленный хам.
Засим следует эстетика. Не просто песенки-рисуночки, а развитие Чувства Прекрас-ного, задавленного в нас тьмой батыев-мамаев. Без этого наши потомки, как и их предки, так и будут продолжать мирно сосуществовать с поганой свалкой в своей квартире, с вонючей лужей под окном, с грязными словами, делами, поступками, будут без тошноты поглощать всю ту полиграфическую и телевизионную мерзость, которой нас пичкают с утра до ночи.
Далее идут навыки физического и умственного труда. Без первых человек неизбежно получает титул: "руки-крюки" или, в лучшем случае, "мастер-ломастер". Без вторых он так никогда и не сможет сосредоточить на чем-нибудь свое внимание долее, чем на минуту. И вечно будет слышать: Иванов, о чем задумался? А он вообще не может ни о чем задуматься.
Не менее важны азы естество- и обществознания. Конечно, не Теория относительности и не политическая экономия. Но знать, почему гремит гром и идет дождь, в какой стране ты живешь и как важна семья - это с трех лет назубок.
Наконец, многие не поверят, но опыт показывает: если к ребенку дошкольного возраста подойти с умом, то он играючи, безо всяких мучений, начинает бегло читать, считать хотя бы до сотни и даже писать или, во всяком случае, овладевает важными элементами рисунка и письма. При этом вполне может овладеть любым языком (включая иностранный) не хуже родителей и даже стать "мастером спорта" (правда, в кавычках).
В конечном итоге, учительница первого класса получает контингент, неотличимый от медалистов на приемных экзаменах в вузе. А не Запорожскую Сечь времен Тараса Бульбы с такими разнокалиберными экземплярами, что хоть плачь. И в школе можно начинать школьные, а не детсадовские, как сейчас, занятия.
Понятно, прохождение всех этих наук напрочь исключает не только лекции-семинары, но даже малейший намек на школьную парту. Ибо индивид указанного возраста, подобно многим взрослым, признает только одно занятие в жизни - игру. (Помните оперное: "Что наша жизнь? Игра!"). И страшно скандалит, когда ему докучают любым занудством.
Итак, налицо социальный заказ: всеобщее бесплатное образование всех поголовно детей трех-шести лет, исключительно играючи и желательно рядом с родительским домом,под страхом самых нежелательных социальных последствий в случае неисполнения заказа и с существенным повышением эффективности школы в случае исполнения.
Неужели такое реально возможно?
Вы, наверное, будете смеяться, но теоретически - хоть завтра, а практически - никогда.
Теоретически, потому что педагогическая мысль предусмотрела все до мелочей. Практически, потому что мы - очень эгоистические люди, достойные потомки своих предков из щедринского города Глупова.
Теоретически в постоянно действующем семинаре "Детсад 2000 года" при Секторе социального прогнозирования Института социологии РАН еще 20 лет назад была детально разработана концепция Микрорайонного (сельско-поселкового) Дошкольного Центра со сто-процентным охватом всех детей дошкольного возраста разным режимом воспитательной работы - в зависимости от особенностей семейной жизни каждого и с полным прохождением вышеперечисленных наук.
База Центра - лучшее дошкольное учреждение микрорайона во главе с координаторами работы - методистом и педиатром. На неё опирается множество закрытых и открытых пло-щадок разного типа. В одной семье с ребенком много занимается бабушка или мама, и ему необходимы только прогулки со сверстниками (помните важность общения в группах?). В другой - родители заберут ребенка только вечером. В третьей вообще нужен недельный стационар. В четвертой желателен бассейн или оздоровительно-спортивная группа. В пятой требуется иностранный язык или логопед. И так далее без конца. И на все случаи жизни - конкретное предложение учебно-воспитательных услуг. Под строгим методическо-педиатрическим контролем. Под контролем со стороны государства, что особенно важно ныне в условиях криминального базара (в том числе и в сфере образовательных учреждений).
Самое смешное, что все только что сказанное давно вышло из области теории и не только присутствует множеством разных элементов в работе тысяч лучших дошкольных учреждений страны, но и, так сказать, исполнено в натуре целиком на нескольких экспери-ментальных площадках Москвы и ряда других городов страны.
Казалось бы, за чем дело стало?
Да за пустяком: мешает наша крепостническая идеология, ущербность нашего гражданского сознания. Крестьян мы дважды освобождали от нечеловеческого, рабского состояния - в 1861 и 1956 годах. А детей дошкольного возраста так и не удосужились признать
людьми, требующими образования. Так и продолжаем считать вещью - принадлежностью родителей, наподобие чемодана, которому никакого образования не требуется. И все наши
ясли-детсады, даже самые лучшие - никакие не образовательные учреждения, а по сути всего лишь разновидность камер хранения "живых чемоданов", создаваемых исключительно для удобства родителей.
Доказательства? Сколько угодно! Не отправил ребенка в школу - совершаешь анти-общественный поступок. Не отправил в детсад - твое личное дело, пропадай он пропадом! Отправил ребенка в школу - не надо никаких денег, ибо образование важно не столько человеку, сколько обществу, государству (школьные поборы - разговор особый). Отправил в детсад - выкладывай наличные, как в камере хранения! Если бы у нас большинство школь-ников оказалось беспризорными на улице - какой бы был скандал! Сейчас меньшинство - и то законно вопием в пустыне. А то что большинство дошкольников фактически беспризорны - это волнует общество не больше, чем Салтычиху - судьба её крепостных.
При этом на нас обрушились три бедствия - одно другого кошмарнее.
Первое - обнищание подавляющего большинства - до 80%! - населения, особенно молодых семей, не имеющих родительской поддержки. В этих условиях даже небольшие рубли за детсад трудно выкладывать: пусть побегает во дворе даром! И он добегается ...
Второе - депопуляция, начавшееся численное вырождение народа. Детей на глазах становится меньше и меньше с каждым годом. Детсадовские группы тают, и возникает дьявольский соблазн: согнать несколько групп в одну, несколько детсадов - в один. Потому что обязательно возникает третье:
Третье - хищничество пресловутых "коммерческих структур". Ведь детсад большей частью так легко переоборудовать в офисную или барскую усадьбу, да еще с таким огромным приусадебным участком! Попробуй-ка, найди другую такую роскошную и легкую добычу в большом городе! До детей ли тут? И вот по городам-весям воздвигаются детские кладбища-мавзолеи в виде шикарных особняков на месте бывшего детсада.
Что необходимо? Всего ничего: сообразить, наконец, что человечек в три года - не младенец и не взрослый, а такой же ребенок, как и в десять лет, только чуть моложе. И требует точно такого же образования, только с учетом возрастных особенностей.
Однако из этого простого соображения тут же проистекают довольно сложные выводы.
Во-первых, необходима особая дивизия педагогического корпуса страны. Не просто "тети-воспитательницы" (спасибо им, кстати, большое за то, что выходили нас, как могли, в отсутствие родителей за зарплату и престиж смешнее учительских). А такие же учителя, как и в начальной школе, с тем же образованием, престижем и зарплатой. И даже с мужской про-слойкой: в семинар "Детсад-2000" пришло целых четверо "усатых няней" и ни один не уступал по профессионализму безусой коллеге. Мудрые французы вообще называют каждого учителя "професёр", начиная с "материнской школы", т.е. нашего детсада. И только у нас профессор - предсмертное звание, среднее меж заслуженным артистом и аксакалом.
Во-вторых, необходимы учебные помещения и оборудование, специально на детей дошкольного возраста рассчитанные. Захваченного без гражданской войны, увы, не вернешь. Поэтому придется строить, строить и строить. Слишком мрачна перспектива, если и дальше сидеть со сложеннными руками.
В-третьих, необходима теория и методология, организация и технология дошкольного образования, не только не уступающая школьной и университетской, но даже превосходящая их, потому что здесь с учащимися намного труднее, чем в школе и институте.
А главное, начинать надо сегодня, сейчас. Потому что, как говаривал Петр Первый, промедление здесь поистине смерти подобно.
И.В.Бестужев-Лада, академик РАО
|