Врез: В секторе социального прогнозирования Института социологии РАН завершается очередной, 8-й по счету с 1969 г. исследовательский проект. На сей раз это "Ожидаемые и желаемые изменения в системе народного образования России". Проект предусматривает несколько опросов экспертов и построение прогнозных сценариев на этой основе. Эксперты высказали немало интересных суждений насчет школы ХХ1 века. И, пожалуй, главное : пора переходить от слов к делу в отказе от пресловутого "школоцентризма". Иными словами, пора перестать сводить систему народного образования только к трем-четырем её подсистемам: к начальной, средней, специальной средней и высшей школе. Есть еще больше подсистем, не менее, если не более важных, без которых "школа", как без рук, но которым доселе не уделяется должного внимания. Это подсистемы образования родителей, дошкольного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, общего самообразования взрослых, дополнительного образования. Да и "школьные" подсистемы видятся при таком подходе совершенно в ином свете. Ниже приводится нечто вроде сводки наиболее "инновационных" суждений экспертов по первой из подсистем - образованию родителей. В последующем мы намереваемся дать такие же сводки и по остальным подсистемам.
Если верна пословица: врачу, исцелися сам! - то в еще большей мере она относится к родителям. Никто не возражает против тезиса: образование детей должно начинаться с образования их родителей. Но вот как это сделать? Лет тридцать-сорок назад, когда у нас в стране подавляюще господствовал сельский образ жизни, такого вопроса просто не могло существовать. Дети и родители трудились, отдыхали, жили вместе. И к пятнадцати годам чадо знало все, что знали родители, готово было в любой момент стать матерью или соответственно отцом своего собственного семейства. Иными словами, было воспитано до состояния полной социальной зрелости. Сравните это с сегодняшним подростком, который получает паспорт гражданина страны. Небо и земля! Родители для него - как инопланетяне. А школа по-прежнему надеется в этом отношении только на родителей. В результате получается новый родитель, который наломает немало дров в своей семейной жизни. Просто по невежеству.
Как хоть в какой-то мере уменьшить колоссальные масштабы такого бедствия?
В 80-х и 90-х годах одна за другой были предприняты две попытки развести эту беду педагогическими руками. И обе с позором провалились.
Одна называлась новым школьным предметом "Этика и психология семейной жизни". Он, по идее, должен был подготовить будущего родителя не хуже, чем раньше на селе. Но авторы этого проекта (среди которых был и автор сих строк), увы, слишком увлеклись привычными для них социально-педагогическими абстракциями. Забыв, что 80% даже
взрослых людей никаких абстракций не понимают. А уж среди школьников этот процент приближается к ста. Именно поэтому Господь наш Иисус Христос предпочитал просвещать нас, неразумных, притчами. И именно поэтому авторы "Этики и психологии" сыграли роль гороха о школьную стенку, сгинув от сознания своей никчемности.
Второе нашествие матримониалов на школу сразу же вылилось в грызню между неофитами "сексуального просвещения" и прозелитами "полового воспитания". При этом немедленно вмешались силы с другого конца света, шкурно заинтересованные в скорейшей погибели России и не пожалевшие миллионов долларов на вербовку туземных иродов, которые занялись бы духовным растлением российских школьников путем демонстрации им всех прелестей полового акта и его извращений. Возможно, в условиях евроамериканской цивилизации такое шоу и способно дать какой-то эффект, да и то сомнительно. Но в условиях евразийской цивилизации здесь ничем, кроме дикого скандала в классе, не пахнет. Именно поэтому Церковь решительно отмежевалась как от неофитов, так и от прозелитов. И именно поэтому российский учитель наверняка ответит привычным саботажем на очередную благо-глупость начальства, буде она воспоследует.
Что же делать, как спрашивали в подобных случаях Герцен и Ленин?
Прежде всего, не забывать, что у нормальных детей до 10-12- летнего возраста (патология не в счет - это забота психолога) половая потребность еще не пробудилась, пробуждать её искусственно - преступно , рассуждать с ними о половой жизни - все равно, что со взрослыми об увлекательности скатывания с горы на собственном заду. В обоих случаях поймут превратно. А вот рассказ о том, насколько важно в жизни всего живого воспроизводство поколений, и как это происходит у растений и животных; рассказ о том, как важно уважение к другому, особенно мальчика к девочке и наоборот; как важно уважение к старшему, забота о младшем, милосердие к слабому - вот все это и должно составлять первую ступень образо-вания будущего родителя. И не абстракциями - живыми примерами из жизни!
Для чего не нужно никаких новых предметов, которыми сегодня буквально террори-зируют школу.
Иное дело - подросток. С 13-14 лет у него, как правило, начинается бурное половое созревание. А к 16-18 годам оно завершается, и десятки процентов начинают беспорядочную половую жизнь, не дожидаясь никаких паспортов и загсов. С ужасающими последствиями для себя лично и для общества в целом.
Как помочь этому горю?
Убийственно глупо обращаться с такими вещами к школьному классу в целом. Ибо в евразийской цивилизации пока еще далеко не у всех девушек и юношей утрачены всеобщие некогда чувства целомудрия, стыдливости, естественной стеснительности - даже у тех, кто тайком начал половую жизнь! Даже отдельно к юношам и отдельно к девушкам - и то нельзя. Потому что они - разные, и фригидная в разной степени особь не найдет общего понимания с
сексуально озабоченной (тоже в разной степени). С другой стороны, очень желательный индивидуальный подход не всегда возможен из-за нехватки подготовленного педперсонала.
К счастью, психологи выделяют не более полудюжины основных физиопсихологических типов учащихся. Вот с однотипными малыми группами и необходима доверительная беседа специалиста. Понятный (не абстрактный!) рассказ о том, что половая жизнь - это своего рода "технология", нарушения которой приводят к катастрофическим последствиям. Технология, в которой большую роль играют этика, эстетика, физиология, психология и многое другое, что отличает человека от животного. Рассказ, сопровождаемый ответами на вопросы и ознаком-лением с соответствующей литературой сугубо конфиденциального характера.
Система подобных собеседований и должна явиться второй ступенью матримониаль-ного образования старших школьников. Опять-таки, безо всяких новых учебных предметов.
Третья ступень - "Университет будущего родителя", начиная с третьего месяца беременности и на следующие полгода. И для будущей матери, и для отца - сегодня уже не так важно, муж это с женой или все чаще просто сожители: интересы ребенка главнее. Раньше, при господстве сельского образа жизни, в этом не было необходимости. Сегодня необходи-мость отчаянная и массовая. Ведь подавляющее большинство нынешних "начинающих" родителей имеет о ребенке меньше представления, чем о каком-нибудь синхрофазотроне. С соответствующими последствиями для себя, для ребенка и для общества в целом.
Несколько московских роддомов выступили с похвальной инициативой. Они стали приглашать к своим пациенткам гинекологов, педиатров, психологов, социологов. Для доверительных бесед с готовящимися стать мамашами. Успех у аудитории неизменно потрясающий, причем счастливые будущие отцы готовы выложить за это последнюю десятку, лишь бы послушать увлекательный пересказ своего секс-партнера об удивительных чудесах, ожидающих их в роли продолжателей потомства.
Неужели к будущим родителям применима только такая форма их образования? Тем более, что они готовы оплатить любую необходимую им информацию, если она не пусто-словна ...
Четвертая ступень - "Университет молодого родителя". Минимум трехлетний, пока начинающие родители не освоятся окончательно со своей самой важной и самой сложной профессией на земле. С учетом, что у них больше нет времени на лекции и собеседования. Что у них теперь каждая копейка должна идти на ребенка. Но посмотреть интересную телепередачу, познакомиться с интересной компьютерной программой, почитать интересную статью или брошюру могут и они. Важно лишь, чтобы все это было сведено в определенную систему, избавлено от обычного и привычного пустословия. И как знать, может быть, титул "дипломированный родитель" станет в ХХ1 веке таким же привычным, как в ХХ-м - дипломи-рованный инженер, педагог, врач?
Наконец, последняя, пятая ступень - "Университет молодых бабушек и дедушек". Название шокирующее и потому подлежащее уточнению, но необходимость в таком учебном
заведении ныне не менее отчаянна, чем в предыдущих двух. Вы только представьте себе: на молодую по нынешним понятиям особу женского пола, которая охотно откликается на призыв "девушка!" - такую же легкомысленную вертихвостку, как и её 20-летняя дочь - вдруг обруши-
вается потрясающее известие: отныне она не только "девушка" (в кавычках), но и бабушка (без кавычек). С производством её суженого сразу из "молодых людей" в дедушки. А ведь нормальные бабушка и дедушка любят своего внука/внучку гораздо больше, нежели родители - - своего ребенка. И обязаны знать о повадках своего любимца тоже гораздо больше. Помочь им в этом может и должна только система народного образования страны.
К сожалению, ни наше родное Министерство образования, ни двоюродная родителям Академия образования, ни троюродное им Педагогическое общество России не проявляют ровно никакого интереса ко всем вышеизложенным, с их точки зрения, пустякам. Что, по мнению экспертов, отнюдь не добавляет им лавров. Потому что речь идет об интересах десятков миллионов людей, о подсистеме образования, которая не уступает по своей социальной значимости школе.
И.В.Бестужев-Лада, академик РАО
|