Под гуманитаризацией образования обычно понимают увеличение часов на предметы гуманитарного цикла за счет математики, физики, химии, биологии. Бесспорно, четыре последних предмета, особенно математика, занимают в школе неоправданно много места. Но, во-первых, нельзя забывать, что советская школа была традиционно ориентирована на подготовку преимущественно в техникум и ВТУЗ, где предметы данного цикла - основные. А, во-вторых, без этих предметов быть не может полноценного образования, и одним лишь механическим сокращением часов на них никакой гуманитаризации не получается. Тем более, в вузах, где расчасовка полностью зависит от профиля подготовки, и предметов естественнонаучного цикла вообще может не быть (что далеко не во всех случаях хорошо), а с гуманитаризацией все равно дела обстоят плохо.
Мы присоединяемся к пониманию гуманитаризации образования, как к приоритетности развития у учащихся всех семи форм общественного сознания. Не только научной (к которой фактически сводится все наше образование), но также мировоззренческой, эстетической, этической, правовой, политической и религиозной.
С мировоззрением дела обстоят особенно неважно, потому что оно до недавних пор было принудительным, да к тому же, согласно марксистским догмам, отождествлялось с философией как наукой (хотя на деле философия - форма общественного сознания, равнопорядковая науке). А сегодня, в связи с тотальной дезидеологизацией общества, сделалось хаотичным, особенно у учащейся молодежи, в том числе - что недопустимее всего - у студентов вузов. Не лишне напомнить, что дезидеологизация общества - это всегда деморализация (оподление), дезынтеллектуализация (оглупление), патопсихологизация (остервенение) людей. Не может долго существовать общество, у которого вместо идеологии - дикая мешанина останков марксизма, зачатков нацизма и клерикализма. Панацея от этой беды одна: повышение мировоззренческой культуры учащихся. Имея в виду, что на этой базе мировоззрение может и должно быть разным у разных групп учащихся.
Эстетическое начало у народов евразийской субцивилизации веками растаптывалось самым зверским образом. Поэтому мы до сих пор миримся с вонью и грязью как вокруг себя, так и в собственных душах как с чем-то само собой разумеющимся, хотя это обходится безмерно дорого во многих отношениях, начиная с экологии и кончая качеством жизни. Оказывается, развитие Чувства Прекрасного для жизнеспособности общества не менее важно, чем все науки, вместе взятые.
Точно так же в упомянутой субцивилизации веками подавлялось Чувство Собственного Достоинства. Оно подменялось патриархальщиной социальных отношений, где положение человека автоматически определялось его местом в семейной и сословной иерархии, когда "высший" мог как угодно помыкать "низшим", а тот должен был беспрекословно повиноваться. Крушение этих отношений привело к тотальному хамству-холуйству в социальной неразберихе наших дней. Опять-таки, единственная панацея здесь - высокая этическая культура как основа реморализации общества.
Не является секретом массовый правовой нигилизм в условиях пресловутой "азиатчины", один из главных индикаторов которой - дикий произвол всякого "начальства", от "хозяина государства" до последнего управдома. Здесь мало "правового ликбеза". Необходима высокая правовая культура, как основа того самого правового государства, к которому мы якобы идем, но от которого так же далеки, как и тысячу лет назад.
Мы прокламировали переход от тоталитаризма к демократии, но какая может быть демократия без граждан, с обывателями, голосующими за первого попавшегося демагога, нередко просто за бутылку водки? С шайками своекорыстных жуликов, выдающих себя за политические партии? Со скандальной боярской думой, выдающей себя за государственную? Со сплошными гоголевскими городничими вместо госслужащих? Со стряпчими на побегушках у местного начальства вместо суда и следствия? Наконец, с очередным Рюриком и его разбойниками вместо главы государства? Словом, без элементарной политической культуры?
Наконец, горький опыт показал, что без элементарной фидеистической культуры, без чувства сопричастности к Космосу и подчинения его законам, человек остается зверем при любых других достижениях. Этому тоже надо учить. Такой представляется в совокупности гуманитаризация образования в вузе.
И.В.Бестужев-Лада, академик РАО
6.10.98
|