Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Современный социализм
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Православие
Духовное наследие
Интеллект и право
Новости и комментарии
Институт прав человека
Библиотека
Здоровье
Магазин
Астроаналитический прогноз
Услуги и цены
ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА: ВОЗМОЖНА ЛИ? НУЖНА ЛИ?

Врез: В секторе социального прогнозирования Института социологии РАН только что завершено исследование "Ожидаемые и желаемые изменения в системе народного образования России". Трижды опрашивали экспертов из числа самых авторитетных в этой области специалистов. Трижды раздавали анкеты педагогам, управленцам, родителям, общественным деятелям, работающим в этой области, а также студентам и старшеклассникам. Общее впечатление такое: почти все признают необходимость радикальной школьной реформы, и в то же время почти все сомневаются в её возможности - по крайней мере, в обозримом будущем ближайших лет. Как разгадать такую загадку?

Сначала о том, нужна ли вообще школьная реформа. Эксперты почти единогласно вынесли приговор: еще как нужна! И привели немало аргументов в пользу такого заключения.

Эксперты напомнили известное изречение, что воспитание детей должно начинаться с воспитания их родителей. А как у нас воспитывают родителей? Известно, как: по телевизору. И "воспитывают" так, как видим вокруг воочию. Педагоги считают, что должна быть особая подсистема системы народного образования (СНО), посвященная просвещению родителей. Как будущих, так и только что состоявшихся. И в деталях рисуют контуры такой подсистемы.

Далее, эксперты полагают очень желательным, чтобы все без исключения дети дошкольного возраста, с трех и до шести-семи лет, посещали не просто детсад, а своего рода "дошкольную школу" (понятно, без парт, уроков и "двоек"), где в буквальном смысле слова играючи овладевали бы теми "науками", без которых им в первом классе приходится очень солоно. Начиная с азов этики, эстетики, физкультуры и кончая умением читать, считать хотя бы до ста, владеть важными элементами рисунка и письма. И тоже детально описывают, как именно могла бы выглядеть такая подсистема СНО.

Кроме того, эксперты напомнили еще одну давно избитую истину: сегодня любые полученные знания безнадежно стареют самое большее за пять-семь лет, и если их периодически не обновлять, то твой диплом через десяток лет станет такой же "липой", как если бы ты получил его по наследству. Стало быть, необходима особая подсистема СНО - повышения квалификации и переподготовки кадров. Такого рода учреждения имеются, но пока что образуют не систему, а скорее "бессистемье". Хорошо бы это поправить.

И еще одна истина: чтобы стать и оставаться образованным человеком, одних только школы и вуза мало. Надо всю жизнь заниматься общим самообразованием. Для этого существовала особая подсистема СНО - вечерние, они же народные, университеты. Она разгромлена в прах. Необходима реанимация на новых началах, соответствующих современным условиям.

Наконец, эксперты обратили внимание на то, что у нас подверглись хищническому погрому далеко не все дома детского творчества (бывшие дома пионеров, юных техников, юннатов и пр.). Многие из них успешно функционируют и привлекают тысячи ребят из окрестных школ. Так вот, было бы желательно полностью восстановить и даже расширить эту сеть, создав филиалы подобных учреждений в каждой школе. Тогда дети, подростки, молодежь изучали бы многое нужное им в будущей жизни не только "на отметку", но и "на интерес".

Много чего конструктивного высказали эксперты также о начальной, средней и высшей школе. Достаточно привести такой пример. Мы механически заимствовали западный опыт дифференциации высшего образования на бакалавриат, магистрантуру и докторантуру. Но там это - примерно по два года каждая ступень. Первая - для большинства студентов, за плечами которых четыре года колледжа. Вторая - для меньшинства, которым по профессии требуется дополнительное образование. А третья - вообще для считанных процентов, собирающихся идти в науку, оставаться преподавать в университетах, выбравших профессию врача и т. п. И все три ступени проходят обычно с 22 до 28 лет. А у нас бакалавриат - четыре года, столько же, сколько раньше "стоил" весь вуз. Дальше у тебя выбор: либо еще один год учебы, и тогда ты - "специалист"; либо целых два года, и тогда ты "магистр". Выходит, что бакалавр - это какой-то "недоспециалист", а магистр - "переспециалист" ?

Фантасмагория! Ну, а докторантура у нас, как известно, вообще для старцев предпенсионного, а то и глубоко пенсионного возраста. Аккурат на пороге колумбария. И всю эту трагикомедию тащить в ХХ1 век?!

В центре внимания оказалась средняя школа. Не детсадовцы и не докторанты, а злосчастные наши абитуриенты 17-18 лет.

В самом деле, задались вопросом эксперты, почему и зачем мы выпускаем наших подросших детей из школы в восемнадцать лет, а не в восемь и не в восемьдесят?

Совсем недавно ответ на такой вопрос напрашивался сам собой. Потому что большинство девушек в 18 лет шли "в невесты" и далее замуж, а большинство парней - в армию, чтобы успеть отслужить до обзаведения семьей. Кто не попадал ни туда, ни сюда - сразу же шел на производство наравне со взрослыми: работники требовались всюду. За этими рамками оставались инвалиды, которые тогда составляли ничтожный процент. Плюс считанные в то время проценты поступивших в вуз. Они тоже, как говорится, погоды не делали.

С тех пор, можно сказать, мир перевернулся. А мы - по-старому.

Если мы намереваемся с помощью 18-летних абитуриентов средней школы хоть немного поправить нашу кошмарную демографическую ситуацию (о ней шла речь в статье "Не боевые потери", см. "ТРУД-7", 13 июля 2000 г.), то напрасно стараемся. Статистика показывает, что даже в 25 лет подавляющее большинство нашей молодежи (более двух третей) не замужем и не женаты, хоть выпускай их из школы, хоть не выпускай. А уж в 18-20 лет сочетается браком меньше, чем раньше шло в вузы. Как говорят французы, это - величина, которой можно пренебречь.

Если кому-то пришло в голову, что таким образом можно улучшить трудовой потенциал страны, то и он жестоко ошибается. Во-первых, у нас и без абитуриентов каждый третий из трудоспособных - явный или "скрытый" безработный (под последним имеется в виду якобы трудящийся, но на деле просто получающий под видом грошовой зарплаты пособие по безработице - мы об этом говорили достаточно подробно в статье "Роботы и работа", см. "ТРУД-7", 13 апреля 2000 г.). Во-вторых, можно много спорить о том, является ли наш выпускник средней школы взрослым человеком или еще нет, но то, что он - такой же работник, как и выпускник первого класса той же школы, это абсолютная истина в последней инстанции. Уж такая у нас школа. И, добавим, такая семья. В этой связи вспоминается анекдот об оценке мужем обеда, поданного супругой: во-первых, несъедобно; во-вторых, мало.

Не менее жестоко ошибаемся мы, полагая, будто 18-летние тинэйджеры способны шибко укрепить обороноспособность страны. Здесь снова ситуацию проясняет только что рассказанный анекдот. Во-первых, образно говоря, сколько раньше было освобожденных от армии калек - ровно столько же признается теперь годными для воинской службы. Все остальные "косят", "отмазываются" и т. д. - см. полный перечень глаголов русского языка. Уже сегодня основной костяк армии составляют контрактники-профессионалы, а насильно забритыми рекрутами просто затыкают разные дыры. Иначе говоря, это - акт отчаяния, поскольку нет средств для привлечения более солидной публики. Во-вторых, военное дело за последние полвека претерпело существенные изменения. Теперь бессмысленно считать, как раньше, "штыки" и "сабли". Ныне один опытный боевик (он же "рейнджер", он же "моджахед") стоит сотни 18-летних "штыков". Поэтому чем больше мы будем забирать в армию со школьной скамьи, тем ужаснее будет "в час икс" повторение лета 1941-го …

Спора нет, на случай "часа икс" должен быть хорошо обученный резерв. Но кто сказал, что такой резерв должен обязательно готовиться в казарме, под вопли жертв "дедовщины" и слезы солдатских матерей? Впрочем, к этому вопросу мы вернемся чуть ниже.

Что еще? Остается только один резон: выпустить всех 18-летних в вузы, чтобы они к 23 годам стали дипломированными специалистами и начали обзаводиться семьями. Кстати, именно на это была ориентирована советская школа еще с 20-х годов, когда казалось, что коммунизм - не за горами, а при коммунизме, как было хорошо известно, на земле останутся только сплошь с законченным высшим образованием. Да и до сих пор почти все, что преподается в средней школе, рассчитано не на будущую жизнь школьника, а только на приемные экзамены в вуз, и ни на что больше. Но ведь жизнь уже наказала нас самым жестоким образом за попытку претворить в неё заведомую сказку-утопию.

Неужели нужно повторение пройденного и еще один урок?

Начнем с того, что в вузы (бесплатные, удельный вес платных еще не очень значителен) попадает ненамного больше пятой части 18-летних. Да и из тех почти треть отсеивается на первом-втором семестре из-за полной неспособности к учебе в вузе. А из числа окончивших лишь меньшинство идет работать по специальности, иногда - считанные проценты.

Так почему же миллионы родителей - практически все, у кого есть возможность - готовы потратить тысячи долларов, чтобы продлить своему чаду школьную жизнь на студенческой скамье? Не просто ведь из-за "корочек", которые нетрудно купить в любом переходе у метро по цене, ровно в десять тысяч раз дешевле полной стоимости обучения будущего студента. И, конечно же, не из-за специальности будущего выпускника вуза, по которой, как заранее известно, пойдут работать немногие.

Эксперты считают (внимание: сенсация!), что главная причина такого безумного ажиотажа с вузами - имея в виду, что подавляющее большинство выпускников средней школы неспособно к учебе в вузе и не желает работать по специальности, даваемой вузом - кроется в ином. Просто наши отцы и матери семейств оказались намного мудрее тех же отцов и матерей в роли государственных мужей и жен. Первые, в отличие от вторых, раньше сообразили, что выпускать сущих детей во взрослую жизнь, иначе сказать - в никуда, просто вопиюще. Ведь на практике это означает, что миллионы тинэйджеров будут год за годом проходить ад приемных экзаменов, для них самих непроходимых и ненужных. Что это равносильно многолетней пытке похуже каторги. Что другие миллионы будут годами сидеть на родительской шее, изнывая от безделья и постепенно деградируя обратно от человека к обезьяне. Что сотни тысяч мы сами, собственными руками, толкнем на "улицу", прямо в объятия так называемых криминальных структур. И, как подобает всяким приличным родителям, они не жалеют средств, чтобы их ребенок избежал только что перечисленных трех "дорог в никуда".

Можно ли помочь родителям и их отпрыскам в их злосчастной судьбе?

Эксперты считают: нужна качественно новая модель подсистемы среднего образования. Если свести воедино все конструктивное, высказанное экспертами по сему поводу, то получится примерно следующая картина.

В 14 лет, получив по новому закону паспорт и сделавшись таким образом вроде бы взрослым гражданином страны, школьник перестает быть школьником, у которого то и дело вызывают родителей, становится студентом. Пусть еще не университета, но уже колледжа (желательно, при университете). Студентами становятся все поголовно, безо всяких вступительных страданий и взяток. Даже будущий дворник поступает в Экологический колледж МГУ или МФТИ и получает специальность "оператор службы эконадзора". Первые два-три года студенты учатся, как и сегодняшние старшеклассники, только с большим удельным весом специальных дисциплин и более продолжительной производственной практикой соответствующего профиля. А затем отправляются стажерами по месту будущей работы (стажер работнику - не конкурент!), сдают профильные и общеобразовательные минимумы, подобно аспирантам, готовят диплом, подобный техникумовскому.

В стажерах можно пребывать сколь угодно долгое время. Пока не обзаведешься семьей и не подвернется работа с приличной зарплатой. Или пока не решишь поступать с дипломом колледжа в бакалавриат университета и далее со всеми остановками. Глядишь - тебе уже третий десяток лет и ты уже по всем статьям, а не только по паспорту, совершенно взрослый, действительно совершеннолетний. Главное, ты все время в системе социального института, в учебном, затем производственном коллективе, имеешь смысл и цель жизни, не болтаешься, как цветок в проруби, сам спокоен и родители не нарадуются. На это никаких денег не жалко, учитывая масштабы нынешнего социального бедствия с подростками и молодежью. Да ведь и деньги-то не Бог весть какие, тем более что стажеры способны отработать часть средств собственным трудом не за зарплату, а за стажерскую стипендию, хорошо бы побольше нынешней студенческой.

Часть колледжей можно разместить в военных городках и сделать настолько престижными, что в них будет конкурс. Тем более, что после их окончания вовсе не обязательно идти контрактником на тысячу долларов в месяц. Можно и поскромнее - по любой привлекательной гражданской специальности, которую тебе даст тот же колледж. Это и будет "фундамент" профессиональной армии ХХ1 века, причем безо всякой "дедовщины" - такой, чтобы бывшие солдатские матери вели туда за руку своих сыновей. А во всех остальных колледжах желательна военная кафедра, один день в шестидневку на военно-спортивную подготовку и один летний месяц на военные лагеря. Это и есть подготовка военного резерва в ХХ1 веке.

Реально ли все это? Абстрактно-теоретически, говорят эксперты, хоть завтра. Конкретно-практически? Для этого нужно изменить менталитет людей.

Игорь Бестужев-Лада, президент Академии прогнозирования


   TopList         
  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • поиск
     
    TopList  



     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки