Великий французский писатель Виктор Гюго ошибочно полагал, что самые большие злодеи на земле - ужасные компрачикосы, члены преступных тайных сообществ, которые выкрадывали детей и уродовали их на продажу в качестве маленьких монстров. Но это потому, что он понятия не имел о советских (или, что то же самое, нынешних российских) педагогах и родителях. В совокупности они представляют собой сообщество намного кошмарнее всяких компрачикосов по части детоненавистничества.
Судите сами.
Сто лет назад рабочая неделя взрослых превышала порой 80 часов - до 12-14 и более часов в день. А учебная неделя учащихся - такая же рабочая для детей! - вместе с домашними заданиями целиком укладывалась в сорок часов. И даже всего полвека назад, когда я был школьником, число уроков в начальной школе никогда не превышало четырех в день, в неполной средней - пяти, в полной - шести. При этом последний урок был всегда релаксационный: физкультура, пение, рисование и т.д. А общий объем домашних заданий не превышал полутора-двух часов в день. За этим строго следил завуч, и трудно было позавидовать предметнику, который вздумал бы превысить отведенные ему минуты в этом объеме.
С тех пор прошло три революции. Нагромоздили гору трупов. Разорили
страну. А единственный результат: взрослые и дети как бы поменялись местами. Взрослые правдами и неправдами сократили свою рабочую неделю вдвое, да и в ней чуть не каждый день - праздничный. А детям - удвоили. Число уроков приблизилось к десятку, а наиболее оголтелые компрачикосы кое-где пошли на второй. А домашних заданий каждый предметник задает столько, что если их добросовестно выполнять - не разогнешься до утра. Хорошо еще, что наши дети пошли в своих родителей и на всякую глупость начальства научились отвечать вопиющей халтурой. Но научились далеко не все. И самое обидное: 90% того, что преподается в школе и каторжно зубрится дома, для 90% учащихся в их дальнейшей жизни абсолютно ненужно. А на то, что нужно - ясно, времени не хватает.
Общеизвестный результат: свыше половины школьников становится невротиками с сильно расшатанной нервной системой, почти две трети - аллергики, требующие постоянной медицинской заботы, четверо из пяти по сути - инвалиды: имеют серьезные проблемы с ухом-горлом-носом, зрением, позвоночником. И мы еще имеем бесстыдство дивиться злодеяниям царя Ирода,
который не мучил младенцев годами, а просто приказывал убивать их сразу - и дело с концом.
Причины нашего дикого детоненавистничества тоже общеизвестны. Педагогам в вузах платят помесячно, и поэтому там главная задача - дать возможно меньше часов за те же деньги. А педагогам в школе - почасно, и поэтому там чем каторжнее детям - тем выше зарплата учителя. Ну, а чудовищный объем домашних заданий - просто дикость, необъяснимая ничем.
С другой стороны, типичный родитель не видит никакой разницы между любимым кутенком четвероногим и чуть менее любимым - двуногим. Первого он готов загнать за Можай, лишь бы только тот принес ему медаль с очередной выставки. Второго он готов загнать в гроб, лишь бы впихнуть в престижные школу и вуз на предмет получения аналогичных медалей. И вот как бы взявшись за руки родитель и учитель дружно обрекают своего питомца на каторгу.
На семинаре "Детсад 2000 года" при Секторе социального прогнозирования Института социологии РАН было высказано предположение, что в нашей системе народного образования издавна идет жестокая классовая борьба между четырьмя враждебными друг другу "классами": учениками, родителями, учителями и управленцами. У каждого "класса" - свои собственные классовые интересы, не имеющие ничего общего с интересами других. Интересно, неужели детям, подобно их отцам и дедам, надо строить баррикады или ложиться на рельсы, чтобы их рабочая неделя, включая домашние задания, сравнялась с рабочей неделей взрослых, а все остальное - пусть даже той же продолжительности - перешло в подсистему дополнительного образования школьных клубов по интересам, где занятия велись бы не "на отметку", а именно" на интерес"?
И чтобы каждый злодей, вводящий в школу показухи ради один новый предмет за другим, рассматривался как обычный педхулиган, карающийся пятнадцатью сутками принудработ возможно дальше от учебных заведений?
Или существуют более цивилизованные способы гуманизации воинствующе антигуманной сегодня российской школы?
И. В. БЕСТУЖЕВ-ЛАДА, академик РАО,
Президент Российского педагогического общества
|