Становится все более очевидным, что исторически необходимый этап эмоционального отвержения правящего режима исчерпал себя. Соответственно этому исчерпали себя и ставшие привычными формы и методы оппозиционной деятельности, использующие искренние чувства и настроения людей, которые не принимают несправедливых перемен в их жизни.
Но люди все более и более начинают осознавать, что митинги и демонстрации, приуроченные к «красным датам календаря», заявления лидеров оппозиции – лишь имитация борьбы, которая не приводит к действительному улучшению жизни людей. Тех самых людей, которые преодолели свою разобщенность и страх перед новыми властителями России, отстояли свое неотъемлемое право на публичную оппозицию властям, создали свои политические партии и объединения и направили своих представителей в парламент, рассчитывая на эффективную защиту своих интересов и конституционных прав и свобод.
Парламентские выборы 1993 и 1995 гг. способствовали тому, что Коммунистическая партия Российской Федерации стала крупнейшей оппозиционной силой, центром притяжения разнородных оппозиционных структур. Хотя ельцинский режим, используя финансовые и административные ресурсы, устоял в ходе президентских выборов 1996 года, оппозиционные силы окрепли и смогли создать оппозиционный блок – Народно-патриотический союз России.
Тесное сотрудничество оппозиционных организаций плодотворно сказалось на творческом потенциале лидеров и идеологов КПРФ. Именно в этот период партия достигла высшей ступени своей политической зрелости. Сознавая свою ответственность не только перед своим членами, но и перед всем оппозиционным движением, она провела весной 1997 года IV съезд, который дал верную оценку политической ситуации, принял важные резолюции и постановления.
Однако в дальнейшем КПРФ не смогла организовать исполнение своих собственных решений. Ни одна организация КПРФ так и не приступила к выполнению резолюции «О защите прав человека в России», хотя коммунисты провели на должность Уполномоченного по правам человека члена ЦК КПРФ Олега Миронова. Эта судьба постигла и другие политические решения съезда: «О Всероссийской политической стачке», «О единстве действий народно-патриотических сил», «Об отношении к «реформированию» жилищно-коммунального хозяйства» и др. Подавляющее большинство решений последующих пленумов ЦК КПРФ также стались на бумаге.
Именно это стало основой утраты КПРФ морально-политического лидерства в оппозиционном движении. Под влиянием своих лидеров партия стала утрачивать присущие политической организации черты, превращаясь в машину проведения выборов.
Ныне в КПРФ нет никакой общенациональной политической деятельности, кроме выборов, довыборов, перевыборов.
Предана забвению воля 10 миллионов человек, которые подписали в 1997 году требование отставки правительства В.Черномырдина. 18 октября 1997 года пленум ЦК КПРФ высказался за «постановку вопроса о недоверии правительству ПФ». Но Октябрьский кризис завершился фарсом, снятием руководством фракции КПРФ вопроса о недоверии правительству.
Тогда лидеры КПРФ прибегли к публичному цинизму, объясняя свою политическую трусость заведомом фантастическими причинами. «Отправка правительства в отставку стала бы вероятной, если бы коммунисты вступили в тесный альянс с «Яблоком», которое поддерживает расширение НАТО, ликвидацию ракетно-ядерного щита, выступает против союза с Белоруссией, за распродажу народного достояния. Но ясно, что патриоты не имеют ни политического, ни морального права заключать какие-либо соглашения с разрушителями Отечества». (Письмо Президиума ЦК КПРФ 22 октября 1997 г.). Однако в те же дни «тесный альянс» с тем же «Яблоком» ни сколько не омрачил лидерам КПРФ создание (с последующим бездействием) «большой четверки» и «круглого стола».
С того времени н одна инициатива партии в Госдуме не получила поддержи вне стен парламента. Апелляция к трудящимся в 1998-99гг., призывы к массовым выступлениям в связи с утверждением главой правительства С.Кириенко, импичментом Б.Ельцина и отставкой правительства Е.Примакова, не были поддержаны даже теми, кто голосовал на выборах за КПРФ и ее кандидатов.
Именно в это время, накопив опыт закулисных переговоров с командой Б.Ельцина, руководство КПРФ перестает считаться со своими союзниками по Народно-патриотическому союзу России. Свертывается теоретическая работа, практически прекращает свою деятельность программная комиссия. Партия все больше и больше отстает от потребностей масс и не предлагает никаких новых форм и методов деятельности, в которую могли бы включиться разные слои и группы общества. Все силы направлены лишь на то, чтобы сохранить свое присутствие в информационном поле.
Общественная жизнь является по существу практической, и потому деятельность партии должна быть направлена на целесообразное изменение общественной практики людей. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Этот широко известный тезис К.Маркса остался чуждым нынешним лидерам КПРФ. Они по-прежнему не различают партийную работу и оппозиционную деятельность и потому стремятся подогнать всю оппозиционную деятельность под шаблоны организационно-партийной работы своих функционеров.
Обладая достаточными ресурсами, лидеры партии не смогли выработать теоретического представления о содержании оппозиционной деятельности во всех сферах жизни людей. Их бесполезно даже спрашивать: что такое оппозиционная деятельность в сфере экономики, в социальной сфере, в сфере досуга… Или: каковы критерии эффективности оппозиционной деятельности.
Для любого последовательного марксиста непреложной истиной является то, что без изменения общественной деятельности людей не может быть и речи об устойчивом изменении общественного сознания.
Лишь «народники» Х1Х века полагали достаточным для изменения общества выработку общественного идеала и его пропаганду среди населения. Их метод состоял в том, чтобы «гнусной действительности» противопоставить свои «светлые идеалы» и «чистые помыслы».
Ныне ту методологию полностью воспроизводят и пытаются насаждать в оппозиционном движении лидеры КПРФ. Парадоксально, но факт: они, истово божась именем В.Ленина и всячески декларируя верность его учению, на деле привержены его идейным противникам. Опираясь на протестные настроения людей, они апеллируют не к их рассудку, не к их пониманию предлагаемых средств достижения благородных целей, не к их убежденности в том, что лидеры КПРФ способны к созидательной деятельности, а к вере в то, что они более честные, чем нынешние власть предержащие, и к надежде, что они, авось, не обманут.
Отстояв право на деятельность в постсоветской России коммунистической партии, ее лидеры законсервировали кружковые формы партийной работы, которая сводится к собраниям членов партии и заседаниям руководящих органов, а в период избирательных кампаний дополняется сбором подписей и иной агитационной работой в пользу предложенных партией кандидатов. Однако предложить новые формы работы партия не смогла, в силу этого она не смогла привлечь к себе новые слои общества, особенно молодежь.
Но даже в традиционно ориентированных на компартию слоях общества ее круг сторонников не расширяется потому, что партия устранилась от систематической деятельности, позитивно воспринимаемой «человеком труда» на производстве. Отстаивание повседневных и коренных интересов людей наемного труда полностью отдано на откуп лидерам профсоюзных организаций, которых V (внеочередной) съезд КПРФ заклеймил как соглашателей, от которых «давно пора очистить руководство ФНРП».
Приверженность лидеров КПРФ идеологии «народничества» проявляется в насаждении ими преимущественно субъективно-идеалистических представлений об общественном развитии и об его источниках, которые сводятся исключительно к мудрости, проницательности и информированности председателя КПРФ, который всюду побывал, все повидал и со всеми повстречался, а также и его ближайших соратников. Концепции этатизма и патернализма насквозь пронизывают стали необъемлемым элементом программы КПРФ и основанной на ней партийной пропаганды.
В свое время В.Ленин писал, что социализм для нас – это госкапитализм, обращенный на пользу трудящимся.
В этом емком определении заложена программа теоретической и практической деятельности для тех, кто считает себя сторонником общественного прогресса. Это предполагает не пустые мечтания об отстранении того или иного чиновника от госслужбы, а нечто иное и более продуктивное: анализ современного состояния госсектора экономики и его связей с другими хозяйственными укладами; содержание того, что вкладывается и в чем видится «польза трудящихся»; состояние и структура государственного аппарата и возможность изменения его деятельности в соответствии с интересами трудящихся.
Сегодня, когда оппозиция в лице КПРФ начинает терять влияние в обществе, необходимы теоретическое осмысление оппозиционной деятельности, выработка адекватных форм такой деятельности во всех сферах жизни общества с использованием таких методов активного включения в эту деятельность людей разных социальных групп.
Духовное наследие
17.05.2001
|