С переходом России к рыночным отношениям высокий научно-технический потенциал отечественных специалистов, к сожалению, остается невостребованным, а результаты их творческой деятельности, не имея практического использования, морально стареют. Отсутствие государственного финансирования повлекло отток из научной сферы значительной части квалифицированных и энергичные. сотрудников. Отдельные случаи реализации объектов интеллектуальной собственности в производстве не позволяют говорить о высокой эффективности этой работы.
Как показывает опыт освоения международного рынка технологий, отечественные изобретатели часто становятся добычей недобросовестных партнеров. Взамен переданной документации и прав на использование своих разработок они получают либо радужные перспективы на весьма скромные дивиденды, либо солидный счет за оказанные услуги. Причем в подобные ситуации попадают как физические лица, так и весьма солидные предприятия.
Российский рынок интеллектуальной собственности все более активно осваивается различными зарубежными структурами, которые привлекают российских специалистов для решения собственных технических проблем. При этом предусматривается как выезд отечественных специалистов на определенный срок за рубеж, так и выполнение работ российскими организациями по заключаемым с ними контрактам.
Нередко в условия таких контрактов включаются требования о передаче зарубежной стороне всех прав собственности не только на результаты выполненных работ, но и на более ранние разработки. Труд наших специалистов оценивается по мизерным ставкам наравне с албанскими, болгарскими и румынскими учеными. В то же время специалисты Венгрии, Польши и Словении, к примеру, получают за подобные работы в 2,5 раза больше. И несмотря на это, при квоте на нашу страну 200 с небольшим проектов в прошлом году получено свыше 1,5 тыс.заявок и предложений.
Таким образом, экономическая ситуация в стране вынуждает квалифицированных специалистов за гроши продавать свои знания и опыт. Однако, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, объекты интеллектуальной собственности могут приносить владельцам реальные доходы за счет передачи прав на их реализацию заинтересованным лицам.
И в нашей стране, и за ее пределами стоит проблема выгодного и надежного размещения денежных средств. Известно, что финансирование торговых операций уже не приносит прежних доходов и становится все менее предсказуемым, а в области внедрения и развития новых технологий не наблюдается особого оживления. В то же время мировой опыт относит венчурный бизнес к числу наиболее доходных.
К сожалению, в России не создана инновационная (венчурная) система, задача которой - доведение перспективных разработок до стадии промышленного освоения. Действующие в России отдельные венчурные фирмы, к сожалению, не могут сформировать ни сколько-нибудь солидный капитал для реализации нескольких масштабных проектов, ни систему надежных связей в российских регионах. Таким образом, пока субъектами венчурного бизнеса являются исключительно физические лица и мелкие фирмы, серьезных положительных результатов от их деятельности ожидать не приходится.
Существующая государственная система поддержки науки сводится главным образом к финансированию определенных работ и не предусматривает решения проблемы дальнейшей коммерческой реализации их результатов. А без отработанного механизма не стоит ожидать и серьезных результатов в этой области. В то же время не следует надеяться на подключение к венчурному бизнесу банковских структур. Прежде всего в связи сих привычкой работать на "коротких деньгах". Следует также отметить нехватку специалистов в области коммерциализации технологий.
Первоначально деятельность венчурного бизнеса в России целесообразно направить на продажу перспективных патентных лицензий, а поступающие платежи - на создание базы для развития и совершенствования уже апробированных решений, их реализацию на отечественных предприятиях, а также подготовку для коммерческого использования и внедрения следующих. По мере роста доходов венчурная структура будет вкладывать средства в производство продукции на основе запатентованных новшеств.
По сути единственной реальной возможностью поддержки научно-технического потенциала России и использования перспективных разработок представляется создание централизованной структуры венчурного бизнеса. На этапе ее становления - предпочтительно с государственным участием. Желательно, чтобы государство обеспечило возможность тесного взаимодействия такой организации с промышленными предприятиями. Это существенно сократит затраты на внедрение разработок.
Выделение средств для функционирования данной структуры потребуется лишь на начальном этапе. В первую очередь они должны быть направлены на придание предварительно отобранным разработкам товарного вида. То есть необходимо обеспечить их патентную защиту, документальное оформление ноу-хау, маркетинговые исследования и др. В дальнейшем необходимость в государственной поддержке отпадет. Более того, данная деятельность будет приносить весьма ощутимый доход.
Помимо крупной государственной структуры достаточно эффективны малые предприятия, специализирующиеся в области инноваций. Они на практике должны способствовать внедрению новых разработок на предприятиях. Именно их следует рассматривать в качестве важнейшей составной части государственной инновационной политики.
Зарубежный опыт внедрения новых технологий позволяет фирмам в условиях жесткой конкуренции получать весьма высокие прибыли, несмотря на то, что до стадии промышленного освоения доходит не более 10% таких разработок. Эффект от их введения в хозяйственный оборот значительно превышает расходы венчурной фирмы не только по этим разработкам, но и с лихвой позволяет возместить ущерб по тем из них, которые в силу каких-либо обстоятельств не внедрены.
Попытки создания венчурных структур в России уже имели место. Однако особых успехов отечественный опыт инновационной деятельности пока не принес. В какой-то степени это объясняется попытками решать вопрос коммерциализации инноваций без специальных знаний и опыта. Для успешной работы на рынке трансферта технологий ни бизнесмену, ни патентоведу недостаточно одних лишь профессиональных знаний. Необходимо владеть вопросами авторского права, налогообложения, маркетинговых исследований и т.д.
Очевидно, что эффективность венчурного бизнеса прежде всего определяется возвратом средств, вложенных в научно-техническую разработку. В этой связи сомнительно достижение данной цели при отсутствии необходимых кадров. Иллюстрацией может служить деятельность Фонда технологического развития Миннауки РФ или АО "Московский комитет по науке и технологиям". Они распределяют бюджетные деньги на возвратной основе уже довольно продолжительное время, но их работа пока не принесла особых успехов.
Вместе с тем перспективы венчурного бизнеса в России представляются весьма соблазнительными, Прежде всего из-за отсутствия конкуренции на данном сегменте рынка, а также наличия обширного банка оригинальных решений, которые, безусловно, вызовут интерес и у нас в стране, и за рубежом.
Отбираемые венчурной структурой разработки должны обладать потенциальной коммерческой ценностью и высокой степенью готовности к промышленному освоению (наличие технической документации, опытных образцов и др.). Необходимым условием является и договоренность с разработчиками об их обязательном содействии внедрению, отчислении им определенной доли доходов от использования новшеств.
Отдельные ведомства считают возможным централизованное решение проблем, связанных с отсутствием достаточных средств, за счет коммерческого использования интеллектуальной собственности. В частности, на научно-практической конференции ВПК "Коммерциализация технологий двойного назначения" (сентябрь 1996 г.) ставился вопрос о необходимости создания межведомственного органа, осуществляющего отбор проектов для их последующего финансирования. При Госкомоборонпроме предлагалось организовать маркетинговый и консультационный центр по вопросам реализации технологий.
Концепция инновационной политики, разрабатываемая Минэкономики РФ, отмечает наличие в нашей стране серьезной базы для инновационной деятельности и определяет принципиальные пути ее реализации. К их числу относятся разработки, обеспечивающие переход к новому технологическому укладу, развитие технологий двойного назначения, становление инфраструктуры инновационного процесса и др. В вопросах освоения перспективных технологий особый упор делается на малые предприятия. Опыт зарубежных стран показывает, что работа именно в этом направлении обеспечивает максимальную эффективность.
Предполагается введение льготного налогового режима как для государственных, так и для частных предприятий. Однако реальность такого шага вызывает определенные сомнения, так как экономическая ситуация в стране не способствует введению каких-либо новых льгот для венчурных фирм. Более перспективным было бы использование уже имеющегося, но не востребованного по ряду причин механизма налогового стимулирования внедренческой деятельности, а также возврат прежних льгот. Предприятия лишились их в связи с постановлением Правительства РФ "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации" от 19.02.1996 г. № 153.
Эффективный экспорт наукоемких технологий наряду с функционированием малых предприятий венчурного бизнеса требует организации сети региональных инновационных центров. Действительно, маловероятно, чтобы малые предприятия имели значительные успехи в реализации разработок за рубежом. Их деятельность была бы более эффективной на отечественном рынке. Региональные ж" центры и крупные федеральные структуры, обладая более широкими возможностями, могли бы представлять интересы разработчиков как в новых, неосвоенных регионах. так и перед иностранными партнерами.
Как уже отмечалось, эффективность работы венчурной структуры в значительной степени определяется квалификацией ее кадров. Поэтому предпочтительно, чтобы для патентного обеспечения ее деятельности привлекались неслучайные люди. Более активную роль здесь мог бы играть Роспатент, тем более, что успешное функционирование венчурных структур в значительной степени активизирует и изобретательскую деятельность.
Начальник отдела договорных отношений ППБ "Эксперт",
кандидат технических наук
Н.С.Борщ-Компанеец
Телефоны: 921-84-93, 926-13-22
Июнь 1999
|