Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Практика защиты интеллектуальной собственности в РФ

ПАТЕНТОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ


За рубежом стоимость объектов интеллектуальной собственности составляет примерно 50% стоимости любого предприятия. В России же такие объекты практически повсеместно не включаются в состав нематериальных активов предприятий и не учитываются в составе их имущества. Это техническая, технологическая документация, проекты, результаты НИОКР, программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, товарные знаки, рационализаторские предложения и т. д.

Пренебрежительное отношение к вопросам интеллектуальной собственности, легкомысленный подход к должному оформлению технической и технологической документации характерны для отечественных предприятий. И это не может не сказываться на результатах их хозяйственной деятельности.

Известно, что охранный документ на один из объектов промышленной собственности (изобретение, полезная модель, промышленный образец, товарный знак) позволяет владельцу получить исключительное (т. е. монопольное) право на введение этого объекта в хозяйственный оборот любым способом, обеспечивает пресечение несанкционированного использования запатентованной разработки конкурентами и возмещение понесенного ущерба в судебном порядке. Однако в ряде случаев патентование используется не для зашиты законных прав их владельца, а как способ получения весьма крупных доходов.

Некоторые фирмы, специализирующиеся на оказании патентных услуг, нашли следующее применение своим профессиональным знаниям, которое с определенной условностью можно квалифицировать как вымогательство или шантаж: они регистрируют на свое имя "работающие" на рынке товарные знаки (или торговые марки) иностранных и отечественных производителей, чужие результаты творческой деятельности и затем предъявляют истинным владельцам иски на нарушение исключительных прав на использование объектов промышленной собственности, охраняемых в соответствии с Патентным законом РФ. Естественно, выпускай продукцию или оказывать услуги под этими товарными знаками эти фирмы и не предполагают. Их конечная цель - предъявление производителям ультиматума: приобрести у них лицензию (свидетельство на товарный знак) либо уйти с российского рынка, сменить "раскрученное" наименование товара (фирменное наименование) самого производителя этого товара на новое, неизвестное потребителю. Очевидно, что реальный ущерб от подобной деятельности не ограничивается материальной составляющей - потеря имиджа несет не меньшие убытки.

Если учесть сравнительно небольшую стоимость расходов на патентование объекта, рентабельность данного бизнеса по единичному случаю регистрации товарного знака (активность на данном сегменте рынка намного превышает пока аналогичную деятельность в области изобретений или полезных моделей) составляет не менее 2500-3000%. Хотя коэффициент полезного действия предъявления подобных претензий вряд ли превышает 10%, рентабельность этого бизнеса в целом довольно высока, что предопределило расширение данной сферы деятельности за счет привлечения в качестве инструментария других объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), защищаемых в соответствии с Патентным законом РФ.

Так, Пермской фабрике Гознака была предъявлена претензия на нарушение исключительных прав патентообладателя, получившего правовую охрану на выпускаемый фабрикой почтовый конверт. Для доказательства необоснованности материальных притязаний фабрике потребовалось документально удостоверить факт выпуска этих конвертов до даты приоритета охранного документа (так называемое преждепользование). Что характерно, на фабрике в течение длительного времени не могли представить в суд техническую документацию для подтверждения факта выпуска этой продукции до даты приоритета охранного документа (т. е. до даты подачи заявки в патентное ведомство РФ). Лишь привлечение квалифицированного специалиста в области интеллектуальной собственности, в чьих силах оказалось найти доказательства факта так называемого преждепользования, позволило избежать крупных материальных потерь.

Аналогичные неприятности ожидали и крупный металлургический комбинат на Урале, выпускавший в течение ряда лет гостируемый прокат, который сейчас попал под действие чужого охранного документа.

Оставив в стороне морально-этическую оценку, следует отметить, что с правовой точки зрения такая деятельность ведется в соответствии с действующим законодательством России. Естественно, она становится возможной лишь благодаря поразительному легкомыслию предпринимателей и небрежению элементарными правилами защиты своих интересов.

Справедливости ради необходимо все же уточнить: подобная практика не является российским изобретением - аналогичная ситуация сложилась и на рынке Южной Кореи.

Что в этой связи можно порекомендовать предприятиям? Прежде всего квалифицированно оформлять свои права на результаты творческой деятельности, в том числе внутреннюю техническую и технологическую документацию, а также постараться исключить возможную "утечку конфиденциальной информации. Конечно, последнее условие соблюдать на предприятиях в полной мере вряд ли возможно, ведь происходят переговоры по каким-либо вопросам с потенциальными партнерами, увольняются сотрудники и т. д., и не исключена вероятность того, что этими лицами будет запатентован данный объект на свое имя, а действительному владельцу предложат приобрести на нее лицензию (подобный случай в отечественной практике уже имел место).

Возможность использования чужого товарного знака в собственных интересах объясняется особенностями правовой зашиты данного объекта промышленной собственности. Известно, товарный знак предоставляет правовую охрану лишь на определенный перечень товаров и услуг, указанных в свидетельстве. Если по каким-либо причинам в данный перечень при регистрации товарного знака не вошли те или иные наименования, третье лицо вправе в дальнейшем оформить на свое имя заявку на уже известный и зарегистрированный в отношении других товаров и услуг товарный знак и также получить затем по ней охранный документ. На практике это позволяет сократить расходы на рекламу, а также на законном основании воспользоваться уже сложившимся имиджем известной фирмы. К примеру, одна фирма выпустила в Санкт-Петербурге партию пива "Windows 99", а другая - партию пельменей под знаком "Intel". Кроме того, такая ситуация может быть использована не только в целях экономии на рекламе, но и для наложения запрета и ограничений на производственную и коммерческую деятельность конкурентов.

Так, одна московская фирма, являющаяся представительством английской корпорации, производящей композитные материалы для ремонта оборудования, реализовала данную возможность следующим образом Корпорация, имеющая на территории России ряд представительств, использующих эти материалы в своей производственной деятельности, ни одно из них не выделяла из числа прочих. Это вынудило их вести работы по демпинговым ценам, конкурируя между собой. Упомянутое московское представительство, установив, что корпорация защитила в России товарный знак лишь по классу производства своих материалов, подала от своего имени заявку на товарный знак, идентичный товарному знаку иностранной корпорации, в отношении выполнения ремонтных работ, для которых и предназначены данные материалы, а также рекламы, обучения специалистов и др. В соответствии с действующим законодательством после получения охранного документа наши соотечественники получают исключительное право на эти виды деятельности на территории России и имеют реальную возможность запретить несанкционированное использование этого знака любому третьему лицу (конкуренту), даже несмотря на имеющийся у того договор с иностранной корпорацией на поставку материалов. Дело в том, что ведение производственной деятельности на основе этих материалов нарушает в соответствии с Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" исключительное право упомянутого московского представительства. Таким образом, московская, фирма получила рычаги воздействия на техническую политику иностранной корпорации на территории России, а также действенное средство борьбы с конкурентами.

***

Как видно из примеров, игнорирование проблем, обусловленных различными аспектами использования объектов интеллектуальной собственности, рано или поздно приводит к серьезным финансовым потерям. Должное оформление на предприятиях технической и технологической документации, а также получение патентной охраны на результаты творческой деятельности позволят исключить основания для возникновения претензий со стороны недобросовестных участников рыночных отношений.

В то же время, реализуя законодательные возможности, заложенные в патентном законодательстве, предприятия могут воздействовать на других участников рыночных отношений, запрещая выпуск запатентованных товаров и услуг, подпадающих под действие товарных знаков, а также регулируя цены на запатентованные объекты. Патент, таким образом, становится действенным средством зашиты прав собственности на разработку, позволяя в определенных ситуациях препятствовать деятельности "пиратов" и конкурентов, решает ряд проблем взаимодействия с партнерами.

Начальник отдела договорных отношений ППБ "Эксперт"
кандидат технических наук
Н.С.Борщ-Компанеец
Телефоны: 921-84-93, 926-13-22
июль 1997 г.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList

    интернет-магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    интернет-магазин "Все Стулья.ру"