Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Практика защиты интеллектуальной собственности в РФ

ТОВАРНЫЙ ЗНАК И ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Что помогает потребителю ориентироваться на рынке, насыщенном товарами и услугами разных производителей, и чем руководствуется покупатель, желая приобрести тот или иной товар? Без особого преувеличения можно утверждать, что значительное большинство до знакомства с техническими и стоимостными показателями товара обращает внимание на его производителя. Действительно, еще в доперестроечное время мы, покупая мороженое, интересовались, на каком из московских хладокомбинатов его изготовили, а, попадая в центр, хлеб старались купить в определенной булочной. Сейчас разобраться в многообразии товаропроизводителей нам помимо фирменного наименования предприятия еще помогает и особая маркировка товаров при помощи товарного знака.

Назначением товарных знаков, знаков обслуживания (в обиходе часто и то и другое часто называют "товарной маркой") является возможность отличить товары и услуги одних производителей от таких же или сходных товаров и услуг других производителей. В соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, к которой СССР присоединился в 1965 году, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования места происхождения товара, относятся к объектам промышленной интеллектуальной собственности. В Российской Федерации товарным знакам предоставляется правовая охрана на основании их государственной регистрации в соответствии с Законом "О товарных знаках и знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров" или в силу международных договоров РФ.

ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ

Владелец товарного знака обладает исключительным правом его использования и без его разрешения пользование этим товарным знаком запрещено. Под использованием товарного знака понимается маркировка товаров, применение в рекламе, на вывесках, официальных бланках и др.

Несанкционированное использование товарного знака влечет за собой гражданскую и (или) уголовную ответственность. Таким образом, наиболее очевидным путем введения в хозяйственный оборот товарного знака является маркировка им собственной продукции и запрет несанкционированного использования третьими лицами этим знаком.

Помимо этого, уступка права на использование третьим лицом товарного знака также может служить его владельцу источником дополнительных доходов. Это право предоставляется владельцем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) на возмездной основе по лицензионному договору, который должен содержать требование, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что последний имеет право осуществлять контроль за выполнением этого условия. Данный договор регистрируется в Патентном ведомстве и без этой регистрации считается недействительным.

ВИДЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

В качестве товарных знаков могут регистрироваться словесные, объемные, изобразительные или иные обозначения и их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Также в качестве товарного знака могут быть признаны некоторая мелодия или запах.

Словесные товарные знаки наиболее широко распространены и представляют собой как естественные, так и искусственные слова или сочетания букв словесного характера (например, аббревиатуры), отдельные предложения, другие единицы языка, а также их сочетания. Желательно, чтобы словесный товарный знак имел содержание, соответствующее профилю предприятия, особенностям выпускаемой продукции ("КОММЕСАНТЪ" - издательский дом, холдинг, основное направление публикаций которого связано с предпринимательством), легко произноситься и быть благозвучным (сыр "ВИОЛА") и др.

Изобразительные товарные знаки могут содержать фигуры любых форм, различные символы (круг, треугольник), конкретные изображения (растения, животные и т.д.), абстрактные изображения, композиции линий, пятен на плоскости. Данные знаки обладают высокими рекламно-эстетическими свойствами и позволяют эффективно выполнять функцию индивидуализации товаров.

К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур. В качестве предмета объемного товарного знака обычно выступает тара или упаковка товара (например, бутылки для "Кока-колы" или "Рижского бальзама") или же оригинальная форма самого изделия (форма мыла или кондитерского изделия). По отношению к прочим видам товарных знаков доля зарегистрированных объемных невелика.

Комбинированные товарные знаки представляют собой комбинацию элементов различного характера: изобразительных, словесных и др. Сочетание словесного обозначения с изобразительным приводит к формированию определенного образа у потребителя в отношении маркируемой продукции и позволяет получить эффективный рекламный результат.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА

Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Патентным ведомством РФ выдает свидетельство, удостоверяющее приоритет товарного знака и исключительное право владельца в отношении товаров и услуг, указанных в этом свидетельстве. Для этого в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) необходимо подать оформленную соответствующим образом заявку. Именно при подаче заявки и указываются те классы товаров и услуг, в отношении которых испрашивается охрана. Размер пошлин за подачу и рассмотрение заявки зависит от количества указываемых классов товаров и услуг.

Поданная заявка рассматривается Патентным ведомством и осуществляется проверка заявленного знака условиям охраноспособности в соответствии с требованиями Закона. По результатам рассмотрения экспертизой может быть вынесено решение о выдаче свидетельства на товарный знак или об отказе в этой выдаче.

В случае отказа в выдаче заявитель вправе обжаловать это решение в Апелляционной палате, направив мотивированное возражение и уплатив пошлину за рассмотрение.

Срок рассмотрения заявки составляет около одного года, однако предусмотрена и официальная процедура ускоренного рассмотрения. На основании решения о регистрации товарного знака Патентное ведомство в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины производит его регистрацию в Реестре, после чего публикует сведения о нем в официальном бюллетене.

Следует учитывать, что реально исключительные права на товарный знак предоставляются на основании его государственной регистрации.

Срок действия свидетельства составляет 10 лет и предполагает в отличие от изобретений возможность его неоднократного продления. Однако, свидетельство может и досрочно прекратить свое действие в случаях его успешного опротестования третьим лицом, ликвидацией фирмы-владельца товарного знака или в связи с неуплатой пошлины за его поддержание в силе. В отечественной практике последнее обстоятельство зачастую связано с небрежностью владельцев товарного знака.

ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Во время проходившей в Санкт-Петербурге выставки-конференции государственных научных центров в 1997г. сделал весьма интересное заявление, согласно которому российские предприниматели не имеют планов освоения американского товарного рынка. Свое мнение он мотивировал тем, что несмотря на определенный рост числа поданных в Патентное ведомство США заявок на изобретения за последние два-три года, поступление заявок на товарные знаки было практически нулевым. Действительно, в соответствии с международным опытом, фирмы предварительно регистрируют свой товарный знак в осваиваемом регионе, предотвращая тем самым возможные попытки недобросовестных конкурентов воспользоваться их добрым именем и высокой репутацией. Подобным образом таким простым, дешевым и, главное, надежным способом можно получить весьма важную коммерческую информацию стратегического характера.

В отличие от прочих объектов промышленной собственности (изобретения и др.) при экспертизе их охраноспособности к товарным знакам предъявляются несколько иные требования, например в отношении новизны: если в отношении изобретения или промышленного образца учитывается мировая новизна, то для товарного знака - только локальная, т.е. российская.

Кроме того, следует учитывать, что область правовой охраны товарного знака ограничена определенным перечнем товаров и услуг, следовательно, третье лицо вправе оформить на свое имя заявку на уже известный в отношении других товаров и услуг товарный знак и получить затем по ней охранный документ. На практике это позволяет получить экономию на рекламу, а также на законном основании воспользоваться уже сложившимся имиджем известной фирмы. Так, одна риэлтерская фирма зарегистрировала на свое имя товарный знак, сходный товарному знаку одного из наиболее известных российских банков, в отношении оказываемых ею услуг. Вполне естественно, что у руководства этого банка данные действия особого энтузиазма не вызвали, в связи с чем в Патентное ведомство было направлено возражение против выдачи риэлтерам свидетельства, которое, однако, было рассмотрено, а затем отклонено Апелляционной палатой, на том основании, что данную регистрацию упомянутая фирма осуществила в полном соответствии с действующим законодательством.

Упущения, допускаемые при регистрации товарных знаков, могут быть использованы третьими лицами для достижения своих производственных и коммерческих целей. Одна московская фирма, являющаяся представителем английской корпорации, производящей композитные материалы для ремонта оборудования, реализовала данную возможность следующим образом. Корпорация, имея на территории России ряд представительств, использующих эти материалы в своей производственной деятельности, ни одно из них не выделяла из числа прочих, что вынудило их вести работы по демпинговым ценам, конкурируя между собой. Упомянутое московское представительство установило, что корпорация защитила в Российской Федерации товарный знак лишь по классу производства своих материалов. Подав от своего имени заявку на товарный знак, идентичный товарному знаку иностранной корпорации, в отношении выполнения ремонтных работ, для которых и предназначены данные материалы, а также рекламы, обучения специалистов и др., наши соотечественники получили исключительное право на эти виды деятельности на территории России. В соответствии с действующим законодательством они после получения охранного документа имеют возможность запрещать несанкционированное использование этого знака любому третьему лицу, являющемуся их конкурентом. Таким образом, данная московская фирма получила весомый аргумент, позволяющий ей влиять на техническую политику иностранной корпорации на территории России, а в отношении своих конкурентов - привлечь в качестве инструмента комплекс мер правового характера.

Существующий судебный порядок защиты интересов владельца объекта авторского права (например, программы для ЭВМ, базы данных и др.) нельзя, к сожалению, считать совершенным. В этой связи следует обратить внимание разработчиков программного продукта на необходимость комплексной защиты своих разработок посредством дополнительной охраны созданного объекта при помощи товарного знака.

В данном случае механизм процедуры судебного разрешения конфликта при несанкционированном использовании программного продукта может быть реализован не только подачей иска о нарушении авторских прав, но и в отношении нарушения исключительных прав владельца товарного знака.

ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

В зависимости от характера конфликта, порядок его разрешения может быть судебным или административным. Вопросы, решаемые в настоящее время административным путем (т.е. в рамках патентного ведомства РФ), связаны с вынесением решения ВНИИГПЭ об отказе в выдаче свидетельства на товарный знак, как отмечалось выше, или столкновением интересов сторон по поводу нарушения исключительных прав патентовладельца на охраняемый объект. В последнем случае оспаривание выданного охранного документа, как правило, обусловлено накладываемым патентовладельцем ограничением на деятельность третьих лиц, в результате чего последние заинтересованы в его аннулировании.

Судебным путем решаются споры о нарушении исключительного права на товарный знак, о заключении и исполнении лицензионного договора.

Подробному анализу причин возникновения конфликтов и различным аспектам путей разрешения споров в отношении товарных знаков будет в дальнейшем посвящена отдельная публикация.

БЕСПЕЧНОСТЬ К РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Мировой опыт предпринимательства рекомендует осуществить регистрацию своего товарного знака в качестве одного из первых шагов деятельности фирмы. Отступление от данного правила чревато определенным материальным ущербом, а, в отдельных случаях, - еще и потерей деловой репутации.

В России уже существует ряд фирм, которые регистрируют на свое имя товарные знаки зарубежных предприятий, намеревающихся выйти на отечественный рынок со своей продукцией, после чего под угрозой запрета пользования собственным товарным знаком и даже фирменным наименованием предлагают за немалое вознаграждение право использования их же собственного знака у нас в стране. Развитие в нашей стране рыночных отношений позволяет прогнозировать распространение подобного подхода и в отношении отечественных фирм. Следует иметь ввиду, что данная деятельность не является чисто российским изобретением - один наш соотечественник не так давно таким образом понес значительные убытки, поставляя запатентованную продукцию в Ю. Корею, когда один из его несостоявшихся диллеров зарегистрировал аббревиатуру российского оборудования на свое имя в виде товарного знака, вынудив изменить наименование продукции и повторно провести рекламную кампанию.

Действительно, хотя подобных предпринимателей в России пока не так уж много, чтобы рассматривать такую деятельность в качестве серьезного препятствия развитию предпринимательства и деловых связей, пренебрежительно к данной проблеме относиться все же не следует. Помимо этого правомерно возникает вопрос: можно ли всерьез воспринимать партнера, допускающего подобное вольное обращение с собственным интеллектуальным багажом, т.е. со своей собственностью, и не подведет ли он вас с подобным отношением в других вопросах?

ТОВАРНЫЙ ЗНАК И ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

Фирменное наименование является именем собственным юридического или физического лица. Успешная коммерческая деятельность создает определенную деловую репутацию данному лицу, в связи с чем каждый участник рыночных отношений крайне заинтересован в том, чтобы его конкурент не смог использовать ее в своей деятельности.

В соответствии с действующим законодательством, юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование. Фирменное наименование юридического лица подлежит регистрации в государственном реестре. Таким образом, охрана фирменного наименования в РФ возникает с момента государственной регистрации предприятия, а юридическое лицо, его зарегистрировавшее, обладает исключительным правом его использования. Самовольное использование чужого фирменного наименования в соответствии со ст.10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" расценивается как недобросовестная конкуренция и должно быть прекращено с возмещением нанесенного ущерба.

К сожалению, в России отсутствуют в настоящее время и специальные законодательные акты, регламентирующие взаимоотношения по вопросам охраны фирменного наименования, а также богатая судебная практика этой защиты. В связи с этим дополнительно рекомендуется регистрировать товарный знак, сходный с фирменным наименованием. В этом случае при возникновении спора сторона, имеющая зарегистрированный товарный знак, имеет больше шансов на судебное решение в свою пользу. С другой стороны, известность зарегистрированного установленном порядке фирменного наименования может служить мотивом вынесения решения об удовлетворении возражения против правомерности регистрации самого товарного знака конкурента с более поздним приоритетом. Хотя реальный механизм этой процедуры до конца в настоящее время не проработан, и на практике подобные прецеденты буквально можно пересчитать по пальцам одной руки, данную возможность следует рекомендовать в качестве вероятного довода в случае возникновения претензий по поводу нарушения вами товарного знака.

ВЫВОДЫ
  1. Товарный знак как таковой является весьма эффективным средством конкурентной борьбы.
  2. При регистрации товарного знака необходимо учитывать всю деятельность предприятия в комплексе, учитывая как основные, так и второстепенные направления, в том числе и перспективные.
  3. Беспечность в отношении к использованию товарного знака может привести к значительным материальным потерям.
Перечень правовых актов, принятых законодательными органами Российский Федерации, которыми следует руководствоваться по вопросам, связанным с товарными знаками:
  • Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23.09.92, № 3520-I;
  • "Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания" зарегистрировано в Минюсте РФ 08.12.95, № 989;
  • "Порядок включения объектов интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов", зарегистрировано в Минюсте 20.03.95, № 809.

Н.С. Борщ-Компанеец
Патентовед, к.т.н.(095) 921-84-93
Сентябрь, 2000 г.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList

    магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    магазин "Все Стулья.ру"