Известно, что благодаря переходу на новые, прогрессивные технологии многие в прошлом разрушенные или отсталые страны вошли сегодня в число передовых промышленно развитых стран мира.
Уровень разработок российских специалистов по-прежнему высок и в отдельных отраслях значительно превышает зарубежные аналоги. Что же сдерживает их внедрение в отечественную промышленность? Безусловно, основным препятствием использования передовых технологий, выпуска новых товаров является недостаток финансирования. Один из возможных путей решения данной проблемы - льготное налогообложение предприятий, использующих изобретения, а роль государства в этом случае заключается в создании благоприятных условий для внедрения передовых решений в производственную сферу.
В соответствии с Патентным законом РФ изобретениям, промышленным образцам и полезным моделям предоставляется правовая охрана как объектам промышленной собственности. Охранный документ (патент на изобретение или промышленный образец, свидетельство на полезную модель) удостоверяет в числе прочих исключительное право владельца таких объектов на их использование.
Действующий порядок налогообложения предприятий предусматривает определенные положения, направленные на активизацию изобретательской деятельности.
При использовании запатентованных решений в производственной деятельности предприятий различного профиля все затраты на изобретательство, в том числе выплаты различного рода вознаграждений, относятся на себестоимость продукции в составе "Прочих затрат", уменьшая при этом налогооблагаемую прибыль (Положение о составе затрат, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 с учетом изменений и дополнений).
По изобретательской деятельности предусмотрены следующие виды вознаграждений:
- поощрительное, выплачиваемое предприятием-патентовладельцем автору, соавторам изобретения;
- авторское, за использование изобретения в течение срока действия патента;
- за содействие созданию и использованию изобретения, выплачиваемое предприягием-патентовладсльцем работникам (возможно и автору) или другим лицам.
Указанные вознаграждения не включаются в фонд оплаты труда, что позволяет сократить отчисления предприятия во внебюджетные фонды. Особый порядок предусмотрен Пенсионным фондом. В Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 02 96 г № 153, не были включены вознаграждения, выплачиваемые за использование изобретений и рационализаторских предложений. Последующие специальные разъяснения Пенсионного фонда распространили льготу по платежам в отношении авторов изобретений, исключив остальные виды вознаграждений (Письмо ПФР от 17.06.96 г. № 12-23/4051).
Размеры вознаграждений в отношении изобретений и промышленных образцов регламентируются Постановлением Совмина - Правительства РФ от 14.08.93 г. № 822 (в соответствии с Законами СССР "Об изобретениях в СССР" и "О промышленных образцах"):
- поощрительное - не менее среднемесячного заработка работника;
- авторское:
- за изобретение - не менее 15% прибыли (соответствующей части дохода), получаемой патентовладельцем от использования изобретения, а в случае ее отсутствия - не менее 2% доли себестоимости продукции, приходящейся на данное изобретение;
- за промышленный образец - в 5-кратном размере минимальной месячной оплаты труда;
- лицам, содействовавшим созданию и использованию изобретения (промышлен-ного образца), - не менее 30% прибыли (соответствующей части дохода), получаемой патентовладельцем от использования изобретения (промышленного об-разца), а в случае ее отсутствия - не менее 4% доли себестоимости продукции, приходящейся на данное изобретение (промышленный образец).
Конкретную величину вознаграждения определяют условия договора между авто-рами объекта промышленной собственности и Предприятием-патентовладельцем.
Поощрительное вознаграждение выплачивается в месячный срок с даты получения патента и не учитывается при последующих выплатах. Выплаты по авторскому вознаграждению могут осуществляться в течение 20 лет с даты подачи заявки в Российское патентное ведомство (Роспатент) - для изобретений, 8 лет - для полезных моделей и 15 лет - для промышленных образцов (Патентный закон РФ).
Дополнительная льгота предоставляется авторам изобретений и промышленных образцов, предусматривающая исключение из налогооблагаемого дохода 30% суммы вознаграждения, полученного за первые 2 года использования объекта (Постановление Правительства РФ от 28.05.92 г. № 355).
Выплаты вознаграждения лицам, содействовавшим созданию и использованию изобретения, могут осуществляться в течение 3 лет с начала его внедрения.
В соответствии с мировой практикой передача права на использование запатентованных решений осуществляется на основе заключаемого лицензионного договора. Данная операция, зарегистрированная в установленном порядке в Российском патентном ведомстве, освобождена от уплаты налога на добавленную стоимость (кроме договоров на уступку товарных знаков).
Использование объектов промышленной собственности предусматривает амортизационные отчисления, сокращающие налогооблагаемую прибыль предприятия. В состав нематериальных активов, подлежащих амортизации, включаются права, возникающие не только из самих охранных документов, но и из лицензионных договоров на использование запатентованного решения (Порядок включения объектов интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов, утвержденный Письмом Миннауки России и Роспатента и зарегистрированный в Минюсте России 20.03.95 г № 809).
Безусловно, нормы действующего законодательства по изобретательству нельзя признать достаточными как для улучшения результатов деятельности отдельной предприятия, так и для восстановления экономики страны в целом, однако определенные задачи все же решаются.
В связи с принятием Госдумой в первом чтении проекта Налогового кодекса возникают вопросы сохранения действующего порядка налогообложения предприятий при использовании запатентованных объектов, а также включения новых льгот. Однако отдельные положения этого документа не содержат условий для стимулирования замены устаревшего оборудования, выпуска новых товаров и внедрения прогрессивных технологий. Более того, предусматривается очередное сокращение льгот для предприятий, внедряющих новые прогрессивные решения в производство.
Так, имеющаяся в действующем законодательстве льгота по налогу на добавленную стоимость в отношении патентно-лицензионных операций, снизанных с объектами промышленной собственности, в проекте Налогового кодекса отсутствует. В определенной степени сейчас эта мера стимулирует передачу новых технологий предприятиям производственного профиля. Учитывая, что размеры платежей по лицензиям, предусматривающим передачу результатов научно-технической деятельности, невелики и указанная льгота не распространяется на производимую запатентованную продукцию, ее ликвидация не приведет к реальному пополнению бюджета. В то же время научные организации, разрабатывающие новые технологии, а также те предприятия, которые их внедряют, будут лишены и этой незначительной поддержки.
Заметим также, что в отношении ряда положений составителям кодекса не удалось избежать неоднозначных толкований, а также ссылок на иные нормативные акты (отчисления и Пенсионный фонд производятся в соответствии с пенсионным законодательством и не включены в кодекс). Как показывает практика, трактование этих норм налоговыми органами исходя из собственных представлений неминуемо приведет к возникновению конфликтных ситуаций.
Тем не менее проект Налогового кодекса все же сохраняет отдельные положения, направленные на развитие изобретательской деятельности: расходы на изобретательство включаются в состав налоговых вычетов, уменьшающих налогооблагаемую базу (глава 52). В состав этих расходов включаются:
- суммы вознаграждений за изобретения;
- выплаты вознаграждений за содействие созданию и использованию изобретений и промышленных образцов;
- затраты на приобретение соответствующих лицензий для выпуска товаров (работ, услуг) с использованием запатентованных изделий.
При этом проект Налогового кодекса относит затраты, связанные с изобретательством и рационализацией, к расходам на подготовку и освоение производства (ст. 519), затратам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (ст. 529) или же прочим расходам по производству и реализации товаров (ст. 531). Подобная дифференциация затрат, вероятно; усложнит бухгалтерский учет на предприятиях, поскольку не всегда можно однозначно отнести различные виды работ, связанные с изобретательской деятельностью, к той или иной из указанных выше расходных статей, а серьезной помощи патентных работников именно по данным вопросам ожидать не следует ввиду их недостаточного числа не только в регионах, но и в Москве.
По проекту Налогового кодекса нематериальное имущество, находящееся в собственности налогоплательщика, так же, как и в настоящее время, подлежит амортизации. В соответствии с ч. 3 ст. 524 к нематериальным объектам в составе амортизируемого имущества (применительно к рассматриваемой теме) относятся права, возникающие из:
- авторских и иных аналогичных договоров на произведения науки, литературы, искусства, на программы для ЭВМ, базы данных;
- патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на полезные модели и товарные знаки или лицензионных договоров на их использование;
- владения ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией промыш-ленного, коммерческого или научного опыта.
Положительные моменты предлагаемого документа в данной части нельзя не отметить. Однако в связи с тем, что в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) пока отсутствует понятие ноу-хау, хотя и содержится практически полностью совпадающее с ним понятие коммерческой и служебной тайны (С1. 139 ГК РФ), во избежание недоразумений с налоговыми органами потребуется тщательное оформление документации на предприятиях. Не исключено, что понятие "ноу-хау" будет включено в третью часть ГК РФ, и эта проблема будет снята.
Проект Налогового кодекса сохраняет также возможность включения прав на использование объектов интеллектуальной собственности в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества (по смыслу ст. 523), что отвечает интересам разработчиков научно-технической продукции.
Безусловно, активное участие общественности в обсуждении текста Налогового кодекса и подключение патентоведов к работе над его редакцией в Госдуме позволят внести в него весьма существенные положения, стимулирующие внедрение новых разработок.
Начальник отдела договорных отношений ППБ "Эксперт"
кандидат технических наук
Н.С.Борщ-Компанеец.
Телефоны: 921-84-93, 926-13-22
июль 1997 г.
|