Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Мероприятия
Урало-Поволжье как объект исследования евразийства

Размышления перед конференцией

Мы исходим из того, что актуализированная событиями Октябрьской революции, гражданской войны идея евразийства в трудах его адептов прошла сложный эволюционный путь от реанимации имперской гегемонии, православия и русской культуры до признания России как этнологического союза различных народов, их истории и целей, взаимодействия культур, социально-экономической интеграции. На наш взгляд, этот вывод стал самым перспективным достижением евразийской идеи.

"Творцом и основным действующим лицом истории Евразии, - писал Г.В. Вернадский, - является население Евразии в совокупности составляющих его народов и биоценоза". Отвергая пан-национальные доктрины (пантюркизм, панславизм, паназиатизм), Г.В.Вернадский провозгласил лозунг "Евразия - для евразийцев" (1)

Общие проблемы России-Востока и Евразийства преломлены на локально-региональном уровне Поволжья и Урала.

Сосредоточенность наших исследовательских устремлений на этом регионе обусловлена тем обстоятельством, что Урало-Поволжье в течение тысячелетий являлось важнейшим узлом интеграционных процессов, осмысляемых сегодня в контексте евразийских идей. Это - своеобразный "шов", соединяющий культуры Европы и Азии.

Территория Поволжья и Урала (более 990 тыс. кв. км.) включает 6 национальных республик (3 республики - Мордовская, Марийская-Марий Эл, Удмуртская-Удмурт Шаер с финноязычным; 3 - Башкирская-Башкортостан, Татарская-Татарстан, Чувашская-Чувашень - с тюркоязычным коренным населением). В этих республиках проживает около 12 млн. человек, в т.ч. татар - 2,8 млн., башкир - 941 тыс., чувашей - 1,17 млн., марийцев - 442 тыс., мордвы - 432 тыс., удмуртов - 536 тыс. человек. От 35 до 60 % населения в республиках региона - русские. В среднем по региону - русских 44%: исключением является Чувашская республика, где коренное чувашское население составляет около 70%. Значительные группы тюркоязычного и финноязычного населения проживают также в соседних областях - Нижегородской, Вятской, Самарской, Оренбургской, Пензенской, Челябинской, Свердловской, Курганской, Пермской и Ульяновской, - территории которых исторически входили в зону формирования Волжско-Уральской историко-этнографической области (УВИЭО)

С учетом указанных областей Волго-Уральский регион населяют более 6,7 млн. человек тюркского (татары, башкиры, чуваши) и 2,2 млн. финноязычного (марийцы, мордва и удмурты) населения.

Русское и украинское население в районе составляет 23,6 млн. человек.

Весьма симптоматично, что именно в национально-территориальных образованиях этого пространства высказана, пусть пока на уровне народной дипломатии, идея конфедерации народов Поволжья и Урала, а на государственном уровне декларируется идея надэтнической пространственно-государственной принадлежности человека - башкортостанец, татарстанец.

Традиция исторического и культурного изучения народов Поволжья и Урала до последнего времени ограничивалась рамками этносов, расселяющихся в границах соответствующих республик и областей. Однако в последние десятилетия появились монографические исследования, содержащие сравнительно-исторический и типологический материал по истории этносов и отдельным сферам их культуры.

В этом контексте открывается возможность представить Волго-Уральскую историко-этнографическую область - ВУИЭО - как определенную социокультурную динамическую целостность во взаимодействии и взаимосвязях составляющих ее элементов.

Глубоким анахронизмом во всех отношениях являлась бы сегодня попытка вернуться к тезису 1896 г.: "Очевидно, что ныне настала пора противопоставить татарско-магометанскому влиянию влияние христианско-русского просвещения и употребить энергические усилия, чтобы извлечь иногородцев из того невежества, в котором они костенеют и вследствие которого они могут становиться жертвами тех или иных пагубных влияний" (Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. СПб., 1896, с. 5). Но живучие до сих пор предрассудки делают чрезвычайно актуальной постановку и решение проблемы Евразии в культурно-историческом, культурно-конфессиональном, культурно-этническом, культурно-филологическом аспектах.

Во-первых, эти пласты запечатлели естественные процессы продленного в исторический ретроспективе (и перспективе) взаимного тяготения, интеграции и создания нового органического синтеза из несочетаемых, казалось бы, противоположностей.

Во-вторых, - и это представляется нам чрезвычайно важным, - доминанта представленных аргументов и фактов дает возможность для интеграции их в контекст евразийской культуры, открывает перспективу ее раскрытия во времени и пространстве с максимальным сохранением общего и особенного в культуре каждого этноса.

Собственно, в этом основная причина сосредоточенности инициаторов проекта на анализе регионального слоя истории культуры народов Поволжья и Урала, который в разной степени вобрал в себя хозяйство, сферы материальной и духовной жизни. Как подчеркнуто в важном для нас исследовании, "этот процесс не привел к разрушению этносов и особенностей их национальных культур. Сложился, таким образом, регион, населенный различными народами с глубоко специфическими национальными культурами, языками, одновременно связанными некой общностью пройденного исторического пути и сближающим их общим слоем культуры" (2) Это и послужило основанием для определения Поволжья и Урала в качестве опорного объекта анализа в рамках евразийской проблематики.

Мы полагаем, что "современное "евразийство" в научном плане не есть реанимация теоретических постулатов "первых евразийцев", а разрабатывающийся, формирующийся взгляд на историю культуры народов на евразийском пространстве, стремление глубже понять сходство и различие в их культуре и менталитете" (Р.Г.Кузеев. Евразийство: иллюзия и реальность? - Вестник АН РБ. 1998, № 3, с.75).

Поскольку идея "нового евразийства" воспринимается рядом политиков, государственных деятелей, социологами, философами и правоведами как "идеология", своеобразный фундамент государственного строительства и межгосударственных отношений, есть необходимость обратиться к анализу истории формирования и развития государственных образований на территории Среднего Поволжья и Южного Урала и континентальной Евразии; в целом к анализу облика городов как концентрации и консервации культуры в ее взаимодействиях и взаимосвязях. Историко-культурная общность населения региона находит отражение в материалах археологических, филологических, этнографических и экономических исследований: разработке многотомной серии "Археология Поволжья и Приуралья", выдвинутых к обсуждению идей Волго-Уральского языкового союза, историко-этнографического атласа Урало-Поволжья.

Реконструкция и анализ современного состояния взаимосвязи региональной специфики и этнических особенностей материальной и духовной культуры может и должен дать картину истории, перспектив формирования и функционирования ментальности евразийского человека. В этом смысле культура и история Поволжья и Урала, как и этот историко-культурный регион, историко-этнографическая культурно-экономическая область в целом, может послужить общей моделью Евразии.

Одним из показателей внутренней интеграции является характерное для народов Урало-Поволжья с XI-ХVI двух и трехъязычие, которое, естественно, было неодинаковым в различные эпохи. В первую половину ХVIII века фиксируется трехъязычие татар (татарское, русское, поволжско-финнское). Во-вторую половину Х1Х века казанские татары признаются двуязычными (русский и татарский), в то же время марийцы, удмурты, мордва и чуваши становятся трехъязычными (родной, русский, татарский или башкирский).

Припущенники на башкирских землях отлично знали башкирский язык и культуру, что позволяло многим из них, в том числе и татарам, долгое время скрываться от налогов, выдавая себя за башкир.

Предложенный нами Междисциплинарный тематический профиль, позволяет таким образом, объединить усилия исследователей самого различного профиля и стать методологическим инструментарием совместного изучения ВУИЭО и проблемы в целом.

Аргументом в пользу размещения исследовательского центра евразийства в Башкортостане является также, в частности, сформировавшаяся в итоге многовекового развития евразийская структура населения. (Наиболее многочисленными этносами здесь также, как и в ВУИЭО, являются: русские (43%), татары (28%), башкиры (21%), марийцы, чуваши, удмурты, мордва). Заслуживают внимания выводы, к которым пришли исследователи этногенетики народов региона: "Оценка степени генного разнообразия народов Волго-Уральского региона позволила показать, что генофонд этих народов не только географически занимает промежуточное положение между европейскими и сибирскими генофондами, но и уровень генетических различий между популяциями в Волго-Уральском этносе занимает как бы промежуточное положение между европейскими и сибирскими народами. При этом по всем изученным показателям Волго-Уральский регион оказывается ближе к европейскому миру, чем к сибирскому" (3) .Таким образом, в этой "модели в модели" нашла отражение история и практика развития государственных, общественных, социально-культурных институтов, характерных для всей России в целом. Помимо этого, регион располагает достаточно подготовленным для решения задач проекта потенциалом устойчивой группы ученых, проявляющих настойчивый интерес к евразийской проблематике (в частности, в гг. Челябинске, Екатеринбурге, Казани и Оренбурге).

Достаточно последовательным оказалось и исследование проблем евразийства научными силами Башкортостана, в частности, в Башкирском государственном педагогическом университете.

Комплексное исследование в течение длительного времени археологии, гражданской и этнической истории, экономики, культуры, литературы и искусства народов Поволжья и Урала способствовало выработке и совершенствованию потенциальными исполнителями проекта принципов контактно-типологического и сравнительно типологического анализа явлений в их онтогенезе и филогенезе.

Член-корр. АН РБ, профессором Т.М.Гариповым, по существу, создана научная школа исследования тюркологического компонента языковой карты Урало-Поволжья. Ак. МАН ВШ, профессор Р.К Амиров интенсивно внедряет исследование идей и моделей евразийства в научно-педагогический процесс.

Творчество Ф.М.Достоевского в евразийском контексте осмысляется в исследовании проф. В.В.Борисовой, проводящемся в течение 1999-2001 г.г.

по гранту МО РФ.

Составной частью межкафедрального проекта, выполняемой по гранту педуниверситета, также является исследование воплощенного в художественном мире и личности автобиографического героя евразийского менталитета. Проблемы интерференции в условиях многоязычия, отражения этих явлений в русском языке и русской литературе Башкортостана являются предметом исследования проф. Р.Х.Хайруллиной и Е.А.Яковлевой.

Археологические аспекты заявленной проблемы много лет плодотворно изучаются профессорами В.С.Горбуновым, В.И.Ивановым, М.Ф.Обыденновым.

Вопросы межкультурной коммуникации, исследование процесса взаимодействия и взаимопроникновения культур этносов региона осуществляются коллективом культурологов под руководством проф. В.Л.Бенина.

Проблематика формирования и специфики менталитета личности осуществляется специалистами - психологами проф. А.З.Рахимовым, проф. Р.М.Фатыховой.

Сотрудниками библиотеки университета составлена имеющаяся на сегодняшний день библиография зарубежных и отечественных исследований по евразийству, которая постоянно пополняется. Начата работа по составлению специального фонда научных и художественных публикаций по проблеме.

Не являются для авторов проекта совершенно новыми и научные разработки, пропаганда и внедрение проблем евразийства, исследование взаимодействия западной и восточной (русско-тюркской - татарской - башкирской - чувашской), христианско-исламской культур на самом различном материале.

Во-первых, гуманитарные кафедры педуниверситета давно и плодотворно занимаются историко-этнологическими аспектами проблемы в тесном контакте с Центром этнологических исследований УНЦ РАН под руководством члена-корреспондента РАН, академика АН РБ профессора Р.Г.Кузеева.

Усилилось внимание к проблемам евразийства со стороны негосударственного высшего учебного заведения - Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права - ВЭГУ, гуманитарных структур Башкирского государственного университета.

В 1994 г. Башгоспедуниверситетом осуществлена подготовка и издание коллективной монографии "Очерки по культуре народов Башкортостана". Авторами этого первого в республике пособия по культуре для средних специальных учебных заведений и школ стали и авторы предлагаемого проекта. Образованная вскоре кафедра истории мировой культуры академик МАН ПО - (зав.каф., проф. В.Л.Бенин) вплотную занимается изучением полиэтнической культуры Башкортостана. Совместно с кафедрой литературы (зав. каф., академик МАН ВШ, проф. Р.К Амиров.) кафедра культурологии и социальной педагогики руководит подготовкой выпускниками филологического факультета авторских программ по культуре, литературе, искусству народов Башкортостана для работы в полиэтнической школе.

Совместно с Центром этнологических исследований УНЦ РАН, АН РБ кафедры БГПУ выступили организатором и участником проведенных в г. Уфе международных, российских и республиканских конференций, на которых поднимались и обсуждались различные аспекты евразийской проблематики: "Россия и Восток: проблемы взаимодействия" (Уфа, 1993): "Религиозная культура, народные традиции и современное образование в национальной школе" (Уфа, 1994), научная конференция и мероприятия к 90-летию медресе "Галия" - первого негосударственного тюркоязычного высшего учебного заведения евразийского типа в России (1996), международного тюркологического Конгресса (1997), научной конференции к 125-летию реформатора Ислама, педагога-философа Зия Камали (1873-1942).

Кроме того, при кафедре литературы Башкирского государственного педагогического университета в течение 6-и лет работает научно-методологический семинар: "Евразия: развитие историко-общественной и художественной мысли". На его заседаниях обсуждаются доклады и сообщения, посвященные актуальным проблемам истории формирования евразийства как концепции развития российской художественной литературы и культуры, конкретные вопросы анализа и осмысления историко-литературного процесса развития литератур народов России и отдельных произведений в вузе и школе.

Сотрудники кафедры литературы также инициировали дискуссию по проблемам евразийства в научной периодике Республики Башкортостан (Вестник АН РБ, 1997, № 2, т. 2. Вестник АН РБ, 1998, № 3, т. 3 "Истоки", 1997, № 38).

Итоги и выводы исследования проблемы вошли в публикации по итогам конференций, а также в коллективный сборник статей "Социокультурные ценности западного и восточного миров" (Уфа, 2000). О степени важности для научной общественности республики проблем евразийства говорит и следующий факт. Поддержанный Российским Гуманитарным Научным Фондом проект проведения российской научной конференции "История и культура народов Поволжья и Приуралья в евразийском контексте" (№ 00-01-14037 г) перерос свои рамки. Благодаря совместным усилиям Башгоспедуниверситета, Центра этнологических исследований РАН и Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права конференция приобрела международный статус, изменилось и название "Евразийство: историко-культурное наследие и перспективы развития". На состоявшихся 14-15 сентября 2000 г. пленарных и секционных заседаниях выступил 261 докладчик из разных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Большой интерес к работе конференции проявили федеральные и республиканские государственные структуры, средства массовой информации, общественные движения и национально-культурные центра. Был отмечен высокий теоретический уровень подготовленных докладов и их практическая значимость в российском контексте государственного строительства в ХХ1 веке. Вместе с тем неоднократно подчеркивалась необходимость конкретизации объекта и предмета исследований по гуманитарным пластам, анализа исторического бытования этносов и их культур России в евразийском пространстве.

Опираясь на результаты исследования этнической истории, сравнительно-исторический и типологический материал, накопленный на путях изучения отдельных сфер истории, археологии, этнографии и философии, педагогики и психологии, культуры, языка и литературы, сегодня необходимо продолжить исследование Волго-Уральской историко-этнографической области и проблем евразийства в целом как определенной социокультурной целостности.

Новизна нашего подхода в следующем: для нас евразийство - историческая модель, используя которую можно создать концепцию синтеза восточной и западной культур, которая позволит человечеству понять стратегические пути спасения от планетарного самоуничтожения, а России даст шанс занять достойное место в ряду развитых стран. Поясним чуть подробнее.

Хотя идея евразийства не нова, на пороге нового тысячелетия она приобретает новое содержание и значение. Рациональная философия, которая служит фундаментом западной культуры с ХVI века, поставила человечество на грань самоистребления. В поисках выхода из тупика глобальных проблем в ХХ веке стали уделять внимание специфике той философии, на которой основана традиционная культура Востока. Вспомнили, что до ХVI века восточные страны были символом богатства, благополучия, образованности, сказочной красоты, могущества, а Запад - невежества, примитивности и грубости. За сто лет ситуация кардинально изменилась. К началу ХVII века мы видим диаметрально противоположную картину. "Растущая уверенность Европы в своих силах привела к резкому изменению взгляда на Восток. В 1683-1739 гг. исчез комплекс страха. Постепенно он уступил место комплексу превосходства… Даже в России, в окружении Петра 1, ни у кого не было сомнения в отсталости турецкой армии.

В середине ХVIII в. представления об отсталости Востока стали получать на Западе все более широкое распространение, а к концу века уже явно преобладали…

…Жители Востока утратили уверенность в своих силах… Высокомерное, пренебрежительное отношение… уступило место неподдельному интересу… и даже стремлению в чем-то походить на европейцев. Если в ХV веке византийцы (в Индии и Китае европейцев практически не знали) смотрели на жителей Запада как на людей, стоящих ниже их в культурном отношении, то в ХVIII веке положение коренным образом изменилось. Люди Запада стали восприниматься как носители хотя и чуждой, но достаточно высокой культуры, особенно в области науки, техники и образования" (История Востока. Т. 3 , М., 1999. С. 640-641). Эта ситуация сохранялась до середины ХХ века. После Второй мировой войны Восток, сохранив свою традиционную философию бытия, сумел не только освоить западные технологии, но кое в чем и превзойти. Именно на Востоке на практике произошел синтез двух философских парадигм бытия: интуитивно-субъективного (восточного) и рационально-объективного (западного). Евразийство начало новое практическое развитие в ХХ в. именно на Востоке. Как свидетельствуют данные за последние пятьдесят лет, эта конвергентная философия социального бытия делает общество более адаптивным, ибо содержит синтез традиционно аналитических ценностей Востока и рационалистических Запада. В такой ситуации перспективы Запада очевидны. Альтернатива проста: или Запад сумеет не менее эффективно и быстро освоить восточные ценности, которые в свое время (в XVI в.) отодвинули Восток на периферию исторического прогресса (как оказалось, лишь на время), или окажется в такой роли, в которой оказался Восток четыре столетия назад. Есть, правда, еще один вариант, - трагический: техногенный, ядерный, экологический коллапс.

Евразийство - не просто концепция конвергенции двух мировых культур, а будущая, возможно, единственная философия выживания человечества в новом столетии.

Такова новизна мировоззренческой и методологической основы проекта.

Исследование стихийно начавшейся диффузии западных и восточных ценностей (экономических, политических, правовых, этических, эстетических, научных, религиозных, философских, национальных, семейных, бытовых и т.д.) на конкретном материале жизни народов исторически и географически (во времени и пространстве) ассимилировавших эти ранее взаимно противоположные (реципрокные) культуры, будет, несомненно, продуктивным для выяснения стратегических направлений развития и регионов, и России в целом, и планетарного сообщества.

Суть исследовательского задания в том, чтобы а)выявить конкретные механизмы сознательной конвергенции восточной и западной культур, б)доказать, что такая философия бытия содержит более гуманистичный потенциал, в)аргументировано показать, что общество, ориентирующееся на евразийские ценности, способно преодолеть проблемы, порождаемые однобокой западной (рацоналистически-объективной) или восточной (субъективно-интуитивной) парадигмами бытия, г)выявить, что евразийская конвергенция есть процесс, который уже на планете начался объективно, и сегодня задача состоит в том, чтобы познать его конкретные закономерности, д)обозначить контуры стратегических прогнозов развития России и человечества в третьем тысячелетии.

Преимущества педагогического университета, заключаются во-первых, в наличии структурированного сообщества высококвалифицированных специалистов, исследующих проблему евразийства (философских, социологических, исторических, филологических, педагогических, психологических), с различных сторон и аспектов, во-вторых, в возможности включить научные исследования в учебную и научно-исследовательскую деятельность студентов, аспирантов, докторантов, стажеров с привлечением представителей не только региона, но и всей России и СНГ.

Необходимо подчеркнуть и следующий момент. Концептуальной основой " Доктрины национального образования РФ", общегуманитарных и социально-экономических блоков государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования является идея личности как субъект учебного процесса, интеграция, а не конфронтация в истолковании фактов истории и современности. Сквозной идеей аннотации стандарта по этим дисциплинам является взаимодействие (Руси и Орды, восточного и западного типов культур, экономики, социальных отношений философия взаимодействия цивилизаций и сценарий будущего, социальные взаимодействия и социальные отношения и т.п.)

На этот актуальнейший запрос времени обязано искать ответы и способы его репродукции в образовательную среду научно-педагогическое сообщество обновлением действующих и созданием новых структур в первую очередь. Изучение накопленного позитивного опыта евразийского обучения и воспитания, соответствующая коррекция господствовавшей длительное время российской практики европоцентристской системы образования становится актуальнейшей задачей.

Наличие богатой библиотеки, сети Интернет, материальной базы позволят проводить исследования не только в теоретическом аспекте, но и в практических формах различных полевых экспедиций (исторических, лингвистических, педагогических, психологических, социологических, политологических, философских, этнографических, антропологических и т.д.)

Кроме общенаучных методов наблюдения, сравнения, обобщения, анализа и синтеза, моделирования, аналогии, индуктивных и дедуктивных методов, идеализации, абстрагирования, в ходе реализации проекта будут использованы конкретные методы специальных дисциплин - изучение исторических документов и архивов, сбор этнографических и фольклорных материалов, археологические экспедиции, анкетирование, компьютерное моделирование, психологические тесты и др.

Уфимская социологическая школа, связанная с именами Н.А.Аитова, Ф.С.Файзуллина, Р.Т.Насибуллина, А.Галлямова и других, имеет богатый опыт социологической работы с хорошо апробированными методиками конкретно-социологических исследований в области урбанизации, политической структуры, молодежной культуры, геополитики, национальных отношений, форм коммунакций, формирования межнациональных культурных ценностей, специфики смешанных многоязычных семей, компактного проживания разных национальностей их взаимовлияния и других общественных процессов.

Педагогический университет обладает в этом плане тем преимуществом, что имеет опыт исследований в области связи поколений (психо-педагогический аспект) народов, сочетающих в своей жизни восточные и западные культурные ценности. Этот аспект евразийства, - а также вопросы этнопедагогики, народной педагогики, формирования гражданственности - составная часть исследований д.п.н., проф. Э.Ш.Хамитова, д.п.н., проф. Р.М.Асадуллина, д.п.н., проф. К.Ш.Ахиярова, д.п.н., проф. А.С.Гаязова, д.п.н., проф. Ф.Ш.Терегулова, д.п.н., Э.Т.Ардашировой и др.

Амиров Раиф Кадимович, академик МАН ВШ, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой литературы Башгоспедуниверситета

31 октября - 01ноября 2001 года. Москва, Новый Арбат, 36. Главные инициаторы и организаторы: АНО Институт прав человека , МДО ГД РФ Евразия , Евразийская партия России, Евразийское экономической сообщество. Заявки на участие, тезисы докладов, Ваши идеи и предложения просим направлять по электронной почте или по факсу (7-095) 208-3301 АНО Институт прав человека


Примечания
  1. В поисках своего места: Россия между Европой и Азией. (Т.11.М., 1994.С.193-199)
  2. Р.Г.Кузеев. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. М. Наука. 1991, с.5.
  3. Э.К.Хуснутдинова. Молекулярная этногенетика народов Волго-Уральского региона. Уфа. 1999. С. 202.

Амиров Раиф Кадимович
Международная конференция
Евразийство - будущее России:
диалог культур и цивилизаций
2001 г.



   TopList         

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    Институт прав человека

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки