Размышления перед конференцией
Мы исходим из того, что актуализированная событиями Октябрьской
революции, гражданской войны идея евразийства в трудах его адептов
прошла сложный эволюционный путь от реанимации имперской гегемонии,
православия и русской культуры до признания России как этнологического
союза различных народов, их истории и целей, взаимодействия культур,
социально-экономической интеграции. На наш взгляд, этот вывод стал
самым перспективным достижением евразийской идеи.
"Творцом и основным действующим лицом
истории Евразии, - писал Г.В. Вернадский, - является население Евразии
в совокупности составляющих его народов и биоценоза". Отвергая пан-национальные
доктрины (пантюркизм, панславизм, паназиатизм), Г.В.Вернадский провозгласил
лозунг "Евразия - для евразийцев" (1)
Общие проблемы России-Востока и Евразийства
преломлены на локально-региональном уровне Поволжья и Урала.
Сосредоточенность наших исследовательских
устремлений на этом регионе обусловлена тем обстоятельством, что
Урало-Поволжье в течение тысячелетий являлось важнейшим узлом интеграционных
процессов, осмысляемых сегодня в контексте евразийских идей. Это
- своеобразный "шов", соединяющий культуры Европы и Азии.
Территория Поволжья и Урала (более
990 тыс. кв. км.) включает 6 национальных республик (3 республики
- Мордовская, Марийская-Марий Эл, Удмуртская-Удмурт Шаер с финноязычным;
3 - Башкирская-Башкортостан, Татарская-Татарстан, Чувашская-Чувашень
- с тюркоязычным коренным населением). В этих республиках проживает
около 12 млн. человек, в т.ч. татар - 2,8 млн., башкир - 941 тыс.,
чувашей - 1,17 млн., марийцев - 442 тыс., мордвы - 432 тыс., удмуртов
- 536 тыс. человек. От 35 до 60 % населения в республиках региона
- русские. В среднем по региону - русских 44%: исключением является
Чувашская республика, где коренное чувашское население составляет
около 70%. Значительные группы тюркоязычного и финноязычного населения
проживают также в соседних областях - Нижегородской, Вятской, Самарской,
Оренбургской, Пензенской, Челябинской, Свердловской, Курганской,
Пермской и Ульяновской, - территории которых исторически входили
в зону формирования Волжско-Уральской историко-этнографической области
(УВИЭО)
С учетом указанных областей Волго-Уральский
регион населяют более 6,7 млн. человек тюркского (татары, башкиры,
чуваши) и 2,2 млн. финноязычного (марийцы, мордва и удмурты) населения.
Русское и украинское население в районе
составляет 23,6 млн. человек.
Весьма симптоматично, что именно
в национально-территориальных образованиях этого пространства высказана,
пусть пока на уровне народной дипломатии, идея конфедерации народов
Поволжья и Урала, а на государственном уровне декларируется идея
надэтнической пространственно-государственной принадлежности человека
- башкортостанец, татарстанец.
Традиция исторического и культурного
изучения народов Поволжья и Урала до последнего времени ограничивалась
рамками этносов, расселяющихся в границах соответствующих республик
и областей. Однако в последние десятилетия появились монографические
исследования, содержащие сравнительно-исторический и типологический
материал по истории этносов и отдельным сферам их культуры.
В этом контексте открывается возможность
представить Волго-Уральскую историко-этнографическую область - ВУИЭО
- как определенную социокультурную динамическую целостность во взаимодействии
и взаимосвязях составляющих ее элементов.
Глубоким анахронизмом во всех отношениях
являлась бы сегодня попытка вернуться к тезису 1896 г.: "Очевидно,
что ныне настала пора противопоставить татарско-магометанскому влиянию
влияние христианско-русского просвещения и употребить энергические
усилия, чтобы извлечь иногородцев из того невежества, в котором
они костенеют и вследствие которого они могут становиться жертвами
тех или иных пагубных влияний" (Сборник документов и статей по вопросу
об образовании инородцев. СПб., 1896, с. 5). Но живучие до сих пор
предрассудки делают чрезвычайно актуальной постановку и решение
проблемы Евразии в культурно-историческом, культурно-конфессиональном,
культурно-этническом, культурно-филологическом аспектах.
Во-первых, эти пласты запечатлели
естественные процессы продленного в исторический ретроспективе (и
перспективе) взаимного тяготения, интеграции и создания нового органического
синтеза из несочетаемых, казалось бы, противоположностей.
Во-вторых, - и это представляется
нам чрезвычайно важным, - доминанта представленных аргументов и
фактов дает возможность для интеграции их в контекст евразийской
культуры, открывает перспективу ее раскрытия во времени и пространстве
с максимальным сохранением общего и особенного в культуре каждого
этноса.
Собственно, в этом основная причина
сосредоточенности инициаторов проекта на анализе регионального слоя
истории культуры народов Поволжья и Урала, который в разной степени
вобрал в себя хозяйство, сферы материальной и духовной жизни. Как
подчеркнуто в важном для нас исследовании, "этот процесс не привел
к разрушению этносов и особенностей их национальных культур. Сложился,
таким образом, регион, населенный различными народами с глубоко
специфическими национальными культурами, языками, одновременно связанными
некой общностью пройденного исторического пути и сближающим их общим
слоем культуры" (2) Это и послужило основанием
для определения Поволжья и Урала в качестве опорного объекта анализа
в рамках евразийской проблематики.
Мы полагаем, что "современное "евразийство"
в научном плане не есть реанимация теоретических постулатов "первых
евразийцев", а разрабатывающийся, формирующийся взгляд на историю
культуры народов на евразийском пространстве, стремление глубже
понять сходство и различие в их культуре и менталитете" (Р.Г.Кузеев.
Евразийство: иллюзия и реальность? - Вестник АН РБ. 1998, № 3, с.75).
Поскольку идея "нового евразийства"
воспринимается рядом политиков, государственных деятелей, социологами,
философами и правоведами как "идеология", своеобразный фундамент
государственного строительства и межгосударственных отношений, есть
необходимость обратиться к анализу истории формирования и развития
государственных образований на территории Среднего Поволжья и Южного
Урала и континентальной Евразии; в целом к анализу облика городов
как концентрации и консервации культуры в ее взаимодействиях и взаимосвязях.
Историко-культурная общность населения региона находит отражение
в материалах археологических, филологических, этнографических и
экономических исследований: разработке многотомной серии "Археология
Поволжья и Приуралья", выдвинутых к обсуждению идей Волго-Уральского
языкового союза, историко-этнографического атласа Урало-Поволжья.
Реконструкция и анализ современного
состояния взаимосвязи региональной специфики и этнических особенностей
материальной и духовной культуры может и должен дать картину истории,
перспектив формирования и функционирования ментальности евразийского
человека. В этом смысле культура и история Поволжья и Урала, как
и этот историко-культурный регион, историко-этнографическая культурно-экономическая
область в целом, может послужить общей моделью Евразии.
Одним из показателей внутренней интеграции
является характерное для народов Урало-Поволжья с XI-ХVI двух и
трехъязычие, которое, естественно, было неодинаковым в различные
эпохи. В первую половину ХVIII века фиксируется трехъязычие татар
(татарское, русское, поволжско-финнское). Во-вторую половину Х1Х
века казанские татары признаются двуязычными (русский и татарский),
в то же время марийцы, удмурты, мордва и чуваши становятся трехъязычными
(родной, русский, татарский или башкирский).
Припущенники на башкирских землях
отлично знали башкирский язык и культуру, что позволяло многим из
них, в том числе и татарам, долгое время скрываться от налогов,
выдавая себя за башкир.
Предложенный нами Междисциплинарный
тематический профиль, позволяет таким образом, объединить усилия
исследователей самого различного профиля и стать методологическим
инструментарием совместного изучения ВУИЭО и проблемы в целом.
Аргументом в пользу размещения исследовательского
центра евразийства в Башкортостане является также, в частности,
сформировавшаяся в итоге многовекового развития евразийская структура
населения. (Наиболее многочисленными этносами здесь также, как и
в ВУИЭО, являются: русские (43%), татары (28%), башкиры (21%), марийцы,
чуваши, удмурты, мордва). Заслуживают внимания выводы, к которым
пришли исследователи этногенетики народов региона: "Оценка степени
генного разнообразия народов Волго-Уральского региона позволила
показать, что генофонд этих народов не только географически занимает
промежуточное положение между европейскими и сибирскими генофондами,
но и уровень генетических различий между популяциями в Волго-Уральском
этносе занимает как бы промежуточное положение между европейскими
и сибирскими народами. При этом по всем изученным показателям Волго-Уральский
регион оказывается ближе к европейскому миру, чем к сибирскому"
(3) .Таким образом, в этой "модели в модели" нашла
отражение история и практика развития государственных, общественных,
социально-культурных институтов, характерных для всей России в целом.
Помимо этого, регион располагает достаточно подготовленным для решения
задач проекта потенциалом устойчивой группы ученых, проявляющих
настойчивый интерес к евразийской проблематике (в частности, в гг.
Челябинске, Екатеринбурге, Казани и Оренбурге).
Достаточно последовательным оказалось
и исследование проблем евразийства научными силами Башкортостана,
в частности, в Башкирском государственном педагогическом университете.
Комплексное исследование в течение
длительного времени археологии, гражданской и этнической истории,
экономики, культуры, литературы и искусства народов Поволжья и Урала
способствовало выработке и совершенствованию потенциальными исполнителями
проекта принципов контактно-типологического и сравнительно типологического
анализа явлений в их онтогенезе и филогенезе.
Член-корр. АН РБ, профессором Т.М.Гариповым,
по существу, создана научная школа исследования тюркологического
компонента языковой карты Урало-Поволжья. Ак. МАН ВШ, профессор
Р.К Амиров интенсивно внедряет исследование идей и моделей евразийства
в научно-педагогический процесс.
Творчество Ф.М.Достоевского в евразийском
контексте осмысляется в исследовании проф. В.В.Борисовой, проводящемся
в течение 1999-2001 г.г.
по гранту МО РФ.
Составной частью межкафедрального
проекта, выполняемой по гранту педуниверситета, также является исследование
воплощенного в художественном мире и личности автобиографического
героя евразийского менталитета. Проблемы интерференции в условиях
многоязычия, отражения этих явлений в русском языке и русской литературе
Башкортостана являются предметом исследования проф. Р.Х.Хайруллиной
и Е.А.Яковлевой.
Археологические аспекты заявленной
проблемы много лет плодотворно изучаются профессорами В.С.Горбуновым,
В.И.Ивановым, М.Ф.Обыденновым.
Вопросы межкультурной коммуникации,
исследование процесса взаимодействия и взаимопроникновения культур
этносов региона осуществляются коллективом культурологов под руководством
проф. В.Л.Бенина.
Проблематика формирования и специфики
менталитета личности осуществляется специалистами - психологами
проф. А.З.Рахимовым, проф. Р.М.Фатыховой.
Сотрудниками библиотеки университета
составлена имеющаяся на сегодняшний день библиография зарубежных
и отечественных исследований по евразийству, которая постоянно пополняется.
Начата работа по составлению специального фонда научных и художественных
публикаций по проблеме.
Не являются для авторов проекта совершенно
новыми и научные разработки, пропаганда и внедрение проблем евразийства,
исследование взаимодействия западной и восточной (русско-тюркской
- татарской - башкирской - чувашской), христианско-исламской культур
на самом различном материале.
Во-первых, гуманитарные кафедры педуниверситета
давно и плодотворно занимаются историко-этнологическими аспектами
проблемы в тесном контакте с Центром этнологических исследований
УНЦ РАН под руководством члена-корреспондента РАН, академика АН
РБ профессора Р.Г.Кузеева.
Усилилось внимание к проблемам евразийства
со стороны негосударственного высшего учебного заведения - Восточного
института экономики, гуманитарных наук, управления и права - ВЭГУ,
гуманитарных структур Башкирского государственного университета.
В 1994 г. Башгоспедуниверситетом
осуществлена подготовка и издание коллективной монографии "Очерки
по культуре народов Башкортостана". Авторами этого первого в республике
пособия по культуре для средних специальных учебных заведений и
школ стали и авторы предлагаемого проекта. Образованная вскоре кафедра
истории мировой культуры академик МАН ПО - (зав.каф., проф. В.Л.Бенин)
вплотную занимается изучением полиэтнической культуры Башкортостана.
Совместно с кафедрой литературы (зав. каф., академик МАН ВШ, проф.
Р.К Амиров.) кафедра культурологии и социальной педагогики руководит
подготовкой выпускниками филологического факультета авторских программ
по культуре, литературе, искусству народов Башкортостана для работы
в полиэтнической школе.
Совместно с Центром этнологических
исследований УНЦ РАН, АН РБ кафедры БГПУ выступили организатором
и участником проведенных в г. Уфе международных, российских и республиканских
конференций, на которых поднимались и обсуждались различные аспекты
евразийской проблематики: "Россия и Восток: проблемы взаимодействия"
(Уфа, 1993): "Религиозная культура, народные традиции и современное
образование в национальной школе" (Уфа, 1994), научная конференция
и мероприятия к 90-летию медресе "Галия" - первого негосударственного
тюркоязычного высшего учебного заведения евразийского типа в России
(1996), международного тюркологического Конгресса (1997), научной
конференции к 125-летию реформатора Ислама, педагога-философа Зия
Камали (1873-1942).
Кроме того, при кафедре литературы
Башкирского государственного педагогического университета в течение
6-и лет работает научно-методологический семинар: "Евразия: развитие
историко-общественной и художественной мысли". На его заседаниях
обсуждаются доклады и сообщения, посвященные актуальным проблемам
истории формирования евразийства как концепции развития российской
художественной литературы и культуры, конкретные вопросы анализа
и осмысления историко-литературного процесса развития литератур
народов России и отдельных произведений в вузе и школе.
Сотрудники кафедры литературы также
инициировали дискуссию по проблемам евразийства в научной периодике
Республики Башкортостан (Вестник АН РБ, 1997, № 2, т. 2. Вестник
АН РБ, 1998, № 3, т. 3 "Истоки", 1997, № 38).
Итоги и выводы исследования проблемы
вошли в публикации по итогам конференций, а также в коллективный
сборник статей "Социокультурные ценности западного и восточного
миров" (Уфа, 2000). О степени важности для научной общественности
республики проблем евразийства говорит и следующий факт. Поддержанный
Российским Гуманитарным Научным Фондом проект проведения российской
научной конференции "История и культура народов Поволжья и Приуралья
в евразийском контексте" (№ 00-01-14037 г) перерос свои рамки. Благодаря
совместным усилиям Башгоспедуниверситета, Центра этнологических
исследований РАН и Восточного института экономики, гуманитарных
наук, управления и права конференция приобрела международный статус,
изменилось и название "Евразийство: историко-культурное наследие
и перспективы развития". На состоявшихся 14-15 сентября 2000 г.
пленарных и секционных заседаниях выступил 261 докладчик из разных
регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Большой интерес
к работе конференции проявили федеральные и республиканские государственные
структуры, средства массовой информации, общественные движения и
национально-культурные центра. Был отмечен высокий теоретический
уровень подготовленных докладов и их практическая значимость в российском
контексте государственного строительства в ХХ1 веке. Вместе с тем
неоднократно подчеркивалась необходимость конкретизации объекта
и предмета исследований по гуманитарным пластам, анализа исторического
бытования этносов и их культур России в евразийском пространстве.
Опираясь на результаты исследования
этнической истории, сравнительно-исторический и типологический материал,
накопленный на путях изучения отдельных сфер истории, археологии,
этнографии и философии, педагогики и психологии, культуры, языка
и литературы, сегодня необходимо продолжить исследование Волго-Уральской
историко-этнографической области и проблем евразийства в целом как
определенной социокультурной целостности.
Новизна нашего подхода в следующем:
для нас евразийство - историческая модель, используя которую можно
создать концепцию синтеза восточной и западной культур, которая
позволит человечеству понять стратегические пути спасения от планетарного
самоуничтожения, а России даст шанс занять достойное место в ряду
развитых стран. Поясним чуть подробнее.
Хотя идея евразийства не нова, на
пороге нового тысячелетия она приобретает новое содержание и значение.
Рациональная философия, которая служит фундаментом западной культуры
с ХVI века, поставила человечество на грань самоистребления. В поисках
выхода из тупика глобальных проблем в ХХ веке стали уделять внимание
специфике той философии, на которой основана традиционная культура
Востока. Вспомнили, что до ХVI века восточные страны были символом
богатства, благополучия, образованности, сказочной красоты, могущества,
а Запад - невежества, примитивности и грубости. За сто лет ситуация
кардинально изменилась. К началу ХVII века мы видим диаметрально
противоположную картину. "Растущая уверенность Европы в своих силах
привела к резкому изменению взгляда на Восток. В 1683-1739 гг. исчез
комплекс страха. Постепенно он уступил место комплексу превосходства…
Даже в России, в окружении Петра 1, ни у кого не было сомнения в
отсталости турецкой армии.
В середине ХVIII в. представления
об отсталости Востока стали получать на Западе все более широкое
распространение, а к концу века уже явно преобладали…
…Жители Востока утратили уверенность
в своих силах… Высокомерное, пренебрежительное отношение… уступило
место неподдельному интересу… и даже стремлению в чем-то походить
на европейцев. Если в ХV веке византийцы (в Индии и Китае европейцев
практически не знали) смотрели на жителей Запада как на людей, стоящих
ниже их в культурном отношении, то в ХVIII веке положение коренным
образом изменилось. Люди Запада стали восприниматься как носители
хотя и чуждой, но достаточно высокой культуры, особенно в области
науки, техники и образования" (История Востока. Т. 3 , М., 1999.
С. 640-641). Эта ситуация сохранялась до середины ХХ века. После
Второй мировой войны Восток, сохранив свою традиционную философию
бытия, сумел не только освоить западные технологии, но кое в чем
и превзойти. Именно на Востоке на практике произошел синтез двух
философских парадигм бытия: интуитивно-субъективного (восточного)
и рационально-объективного (западного). Евразийство начало новое
практическое развитие в ХХ в. именно на Востоке. Как свидетельствуют
данные за последние пятьдесят лет, эта конвергентная философия социального
бытия делает общество более адаптивным, ибо содержит синтез традиционно
аналитических ценностей Востока и рационалистических Запада. В такой
ситуации перспективы Запада очевидны. Альтернатива проста: или Запад
сумеет не менее эффективно и быстро освоить восточные ценности,
которые в свое время (в XVI в.) отодвинули Восток на периферию исторического
прогресса (как оказалось, лишь на время), или окажется в такой роли,
в которой оказался Восток четыре столетия назад. Есть, правда, еще
один вариант, - трагический: техногенный, ядерный, экологический
коллапс.
Евразийство - не просто концепция
конвергенции двух мировых культур, а будущая, возможно, единственная
философия выживания человечества в новом столетии.
Такова новизна мировоззренческой
и методологической основы проекта.
Исследование стихийно начавшейся
диффузии западных и восточных ценностей (экономических, политических,
правовых, этических, эстетических, научных, религиозных, философских,
национальных, семейных, бытовых и т.д.) на конкретном материале
жизни народов исторически и географически (во времени и пространстве)
ассимилировавших эти ранее взаимно противоположные (реципрокные)
культуры, будет, несомненно, продуктивным для выяснения стратегических
направлений развития и регионов, и России в целом, и планетарного
сообщества.
Суть исследовательского задания в
том, чтобы а)выявить конкретные механизмы сознательной конвергенции
восточной и западной культур, б)доказать, что такая философия бытия
содержит более гуманистичный потенциал, в)аргументировано показать,
что общество, ориентирующееся на евразийские ценности, способно
преодолеть проблемы, порождаемые однобокой западной (рацоналистически-объективной)
или восточной (субъективно-интуитивной) парадигмами бытия, г)выявить,
что евразийская конвергенция есть процесс, который уже на планете
начался объективно, и сегодня задача состоит в том, чтобы познать
его конкретные закономерности, д)обозначить контуры стратегических
прогнозов развития России и человечества в третьем тысячелетии.
Преимущества педагогического университета,
заключаются во-первых, в наличии структурированного сообщества высококвалифицированных
специалистов, исследующих проблему евразийства (философских, социологических,
исторических, филологических, педагогических, психологических),
с различных сторон и аспектов, во-вторых, в возможности включить
научные исследования в учебную и научно-исследовательскую деятельность
студентов, аспирантов, докторантов, стажеров с привлечением представителей
не только региона, но и всей России и СНГ.
Необходимо подчеркнуть и следующий
момент. Концептуальной основой " Доктрины национального образования
РФ", общегуманитарных и социально-экономических блоков государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования
является идея личности как субъект учебного процесса, интеграция,
а не конфронтация в истолковании фактов истории и современности.
Сквозной идеей аннотации стандарта по этим дисциплинам является
взаимодействие (Руси и Орды, восточного и западного типов культур,
экономики, социальных отношений философия взаимодействия цивилизаций
и сценарий будущего, социальные взаимодействия и социальные отношения
и т.п.)
На этот актуальнейший запрос времени
обязано искать ответы и способы его репродукции в образовательную
среду научно-педагогическое сообщество обновлением действующих и
созданием новых структур в первую очередь. Изучение накопленного
позитивного опыта евразийского обучения и воспитания, соответствующая
коррекция господствовавшей длительное время российской практики
европоцентристской системы образования становится актуальнейшей
задачей.
Наличие богатой библиотеки, сети
Интернет, материальной базы позволят проводить исследования не только
в теоретическом аспекте, но и в практических формах различных полевых
экспедиций (исторических, лингвистических, педагогических, психологических,
социологических, политологических, философских, этнографических,
антропологических и т.д.)
Кроме общенаучных методов наблюдения,
сравнения, обобщения, анализа и синтеза, моделирования, аналогии,
индуктивных и дедуктивных методов, идеализации, абстрагирования,
в ходе реализации проекта будут использованы конкретные методы специальных
дисциплин - изучение исторических документов и архивов, сбор этнографических
и фольклорных материалов, археологические экспедиции, анкетирование,
компьютерное моделирование, психологические тесты и др.
Уфимская социологическая школа, связанная
с именами Н.А.Аитова, Ф.С.Файзуллина, Р.Т.Насибуллина, А.Галлямова
и других, имеет богатый опыт социологической работы с хорошо апробированными
методиками конкретно-социологических исследований в области урбанизации,
политической структуры, молодежной культуры, геополитики, национальных
отношений, форм коммунакций, формирования межнациональных культурных
ценностей, специфики смешанных многоязычных семей, компактного проживания
разных национальностей их взаимовлияния и других общественных процессов.
Педагогический университет обладает
в этом плане тем преимуществом, что имеет опыт исследований в области
связи поколений (психо-педагогический аспект) народов, сочетающих
в своей жизни восточные и западные культурные ценности. Этот аспект
евразийства, - а также вопросы этнопедагогики, народной педагогики,
формирования гражданственности - составная часть исследований д.п.н.,
проф. Э.Ш.Хамитова, д.п.н., проф. Р.М.Асадуллина, д.п.н., проф.
К.Ш.Ахиярова, д.п.н., проф. А.С.Гаязова, д.п.н., проф. Ф.Ш.Терегулова,
д.п.н., Э.Т.Ардашировой и др.
Амиров Раиф Кадимович, академик
МАН ВШ, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой
литературы Башгоспедуниверситета
31 октября - 01ноября
2001 года. Москва, Новый Арбат, 36. Главные инициаторы и организаторы:
АНО Институт прав человека , МДО ГД РФ Евразия ,
Евразийская партия России, Евразийское экономической сообщество.
Заявки на участие, тезисы докладов, Ваши идеи и предложения просим
направлять по электронной
почте или по факсу (7-095) 208-3301 АНО Институт
прав человека
Примечания
-
В поисках своего места: Россия между Европой и Азией. (Т.11.М.,
1994.С.193-199)
-
Р.Г.Кузеев. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. М. Наука.
1991, с.5.
-
Э.К.Хуснутдинова. Молекулярная этногенетика народов Волго-Уральского
региона. Уфа. 1999. С. 202.
Амиров Раиф Кадимович
Международная конференция
Евразийство - будущее России:
диалог культур и цивилизаций
2001 г.
|