Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Мероприятия
О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

24.05.00 Выступление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова в Государственной Думе

Постановление Государственной Думы “О мерах по реализации предложений Уполномоченного по правам человека в РФ”

17.06.00 О нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

27.11.00 Выступление Уполномоченного по правам человека в РФ О.О. Миронова на V Всероссийском съезде судей

Судебная система и права человека

Выступление уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 24 мая 2000 года

Конституция Российской Федерации 1993 года учредила должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В соответствии с Конституцией в 1994 году Государственная Дума назначила на эту должность присутствующего здесь Сергея Адамовича Ковалева. Но в то время не было закона об Уполномоченном, сам Уполномоченный не был защищен, его независимость не была обеспечена. И спустя год с небольшим Государственная Дума отстранила Ковалева от обязанностей Уполномоченного по правам человека. В это время продолжалась работа над законопроектом. Закон “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” был принят лишь в 1997 году, и 4 апреля 1997 года началась процедура назначения на должность Уполномоченного. Поскольку эта процедура сложная, она затянулась более чем на год, и лишь 22 мая 1998 года Государственная Дума уже в соответствии и с Конституцией, и с законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” назначила Уполномоченного на эту должность.

Согласно Феедеральному конституционному закону Уполномоченный действует по четырем главным направлениям.

Первое - восстановление нарушенных прав граждан. В адрес Уполномоченного и рабочего аппарата ежемесячно поступает около 2 тысяч обращений и жалоб. В 1999 году мы приняли около 23 тысяч таких обращений и жалоб. Если говорить об их тематике, то около 31 процента поступивших обращений и жалоб - это проблемы гражданского права и жилищного законодательства. Приблизительно такое же количество - криминальные проблемы. Это вопросы, связанные с привлечением к уголовной ответственности, с возбуждением либо невозбуждением уголовных дел. Мы получаем большое количество жалоб из следственных изоляторов, в которых ужасные условия. Следственные изоляторы в России переполнены. Недавно вы заслушали информацию министра юстиции Российской Федерации. Он приводил цифры и примеры, говоря о необходимости реформировать нашу уголовно-исполнительную систему, реформировать нашу уголовную политику. Немало, около 14 процентов, мы получаем жалоб, связанных с трудовыми спорами. В аппарате Уполномоченного работает отдел по жалобам военнослужащих и членов их семей.

Но Уполномоченный и его аппарат не только рассматривают индивидуальные и коллективные жалобы, мы и по собственной инициативе, видя нарушения прав граждан, стараемся разрешать эти ситуации. Под постоянным контролем находится ситуация на Северном Кавказе, в Чеченской Республике. Но здесь мало рассматривать отдельные жалобы, нужно решать проблемы. И такие проблемы по инициативе и нашей структуры, и правозащитных организаций решаются.

Мы столкнулись с тем, что тысячи людей в Чечне не имеют паспортов. Они не могут выехать за пределы республики, они не могут передвигаться по территории республики. Мы обратились к министру внутренних дел, и в настоящее время работники паспортно-визовой службы выдают паспорта по месту нахождения этих людей.

Всем известно, что в Чечне существует проблема разрушенных жилых домов и зданий. Людям некуда возвращаться. Мало восстановить жилье одного человека, который обратился с жалобами в те или иные инстанции, нужна мощная экономическая и социальная программа, разработанная и принятая Правительством Российской Федерации, которая бы позволила решать проблемы жилья, открытия рабочих мест. Бесспорно, внимание международной общественности, международных наблюдателей к положению в Чечне заставляет военных действовать более сбалансированно, а гражданские службы - более активно.

По роду своей деятельности мне приходится посещать психиатрические лечебницы, дома для престарелых, детские дома, дома-интернаты для больных детей и престарелых людей. Я недавно посещал такие дома в городе Анадыре на Чукотке. Положение там весьма сложное, но люди стараются делать все, что возможно, чтобы облегчить положение и детей, и стариков, которые находятся в таких заведениях.

Около 19 процентов жалоб, принятых к рассмотрению, удовлетворяются. Это европейский стандарт. Я общаюсь со своими коллегами, и, по их статистике, где-то 14-18 процентов поступивших к ним жалоб удовлетворяются. По остальным жалобам мы ведем работу, поскольку иногда требуются не только месяцы, а и более длительное время, чтобы удовлетворить законные требования гражданина.

Второе направление деятельности Уполномоченного, определенное законом, - это совершенствование законодательства Российской Федерации в области прав и свобод человека и гражданина и приведение его в соответствие с мировыми и европейскими стандартами. Россия вступила в Совет Европы, ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. В связи с этим каждый закон, принимаемый российским парламентом, должен сверяться с европейскими стандартами и соответствовать этим стандартам.

Мы подготовили заключения на некоторые законы, действующие в Российской Федерации. Сравнили их с европейскими стандартами и увидели, что там имеют место отклонения от этих стандартов. Такое заключение было подготовлено на закон “О свободе совести и о религиозных организациях”. Мы подготовили заключение на закон “О милиции”, полагая, что этот закон не во всем соответствует статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая говорит о запрете пыток, жестокого и жесткого обращения с людьми. К сожалению, Государственная Дума на наши предложения и замечания пока не отреагировала. Но я думаю, что в соответствующих комитетах работа будет проведена и можно будет внести изменения и дополнения в законы с тем, чтобы они отвечали европейским стандартам.

Острой остается проблема отмены смертной казни. Смертная казнь не приводится в исполнение в Российской Федерации. Ни один суд Российской Федерации не может выносить смертные приговоры, такое решение принял Конституционный Суд. Но тем не менее в Уголовном кодексе Российской Федерации существуют пять составов преступлений, по которым предусмотрена смертная казнь. Я полагаю, что по трем составам такую меру ответственности можно исключить из УК РФ немедленно. Это нормы уголовного права, предусматривающие ответственность за посягательства на жизнь общественного, государственного деятеля, работника правоохранительной, судебной систем. Я полагаю, что поэтапное исключение из уголовного кодекса смертной казни будет соответствовать европейским параметрам и что в ближайшее время может быть Государственная Дума ратифицирует протокол № 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающий смертную казнь в государствах-членах Совета Европы.

Вполне понятно, что отсутствие целого ряда важнейших законодательных актов отрицательно сказывается на защите прав граждан. До сих пор не принят уголовно-процессуальный кодекс, и в нашей стране действует старая система, когда санкцию на арест дает прокурор, в то время как Конституция Российской Федерации относит решение вопросов об аресте, заключении под стражу к компетенции суда. Уже седьмой год действует Конституция, но ее норма оказывается безжизненной. Так, может быть, не ждать принятия нового уголовно-процессуального кодекса, а уже сейчас закрепить судебную процедуру ареста, заключения под стражу?!

Не приняты Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, третья часть Гражданского кодекса, которая очень важна для граждан, поскольку здесь должны быть определены нормы, регулирующие наследственные отношения, авторское право. К сожалению, в Российской Федерации не принят до сих пор закон об адвокатуре.

С удовлетворением нужно отметить, что Государственная Дума приступила к рассмотрению законопроектов, которые должны установить возможные сроки содержания подсудимых в следственных изоляторах. У нас в этой сфере картина ужасающая: когда следствие по делу закончено, человек находится в следственном изоляторе и ждет, когда же суд приступит к рассмотрению его уголовного дела. Проходит полгода, год, два, иногда три года. А в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод есть норма о разумном сроке рассмотрения дел в судах. Если такие люди обратятся в Европейский суд, этот суд удовлетворит их требования и Российское государство вынуждено будет выплачивать суммы в 30, 40 тысяч долларов в качестве компенсации материального и морального ущерба.

Можно было бы избежать многих негативных явлений, которые наблюдаются в Чечне, если бы был принят федеральный конституционный закон о чрезвычайном положении. Я знаю, что Государственная Дума, ее комитеты начали обсуждать этот законопроект. Он необходим, и принятие федеральных конституционных законов является обязанностью российского парламента. Эти законы прямо перечислены в Конституции.

Большие проблемы возникают с мощными миграционными потоками в нашей стране, и я полагаю, что было бы целесообразно подготовить и разработать законопроект о миграционной политике в Российской Федерации. У нас есть люди, которые оказываются незащищенными в связи с отсутствием законов, хотя они пострадали от локальных кризисных ситуаций в Российской Федерации. Я имею в виду, например, жителей Дагестана, которые в прошлом году подверглись нападению чеченских боевиков. Разрушены дома, уничтожено имущество, но эти люди не подпадают под категорию вынужденных переселенцев - они не покинули территорию своего субъекта Федерации. И с правовой точки зрения они оказываются абсолютно незащищенными. Мы предлагаем разработать и принять закон об оказании помощи лицам, пострадавшим в ходе разрешения локальных кризисных ситуаций в субъектах Российской Федерации.

Мы получаем также много жалоб в связи с отсутствием закона об альтернативной военной службе. К нам обращаются молодые люди, которые убеждают нас в том, что они не могут служить в армии, держать в руках оружие по религиозным соображениям. И ссылаются при этом на Конституцию, которая дает право таким людям на альтернативную службу. Но закона нет, и эти люди оказываются в тяжелом положении.

Много споров идет в обществе по поводу трудового кодекса. В ближайшее время, видимо, Государственная Дума ратифицирует после подписания Социальную хартию, и может сложиться такая ситуация, что трудовой кодекс, принимаемый российским парламентом, будет не соответствовать Социальной хартии и во вновь принятый закон придется вносить изменения. Было бы целесообразно скоррелировать положения трудового кодекса с международным правовым актом.

В Российской Федерации согласно закону “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” каждый ее субъект может утверждать на своей территории Уполномоченного по правам человека. В настоящее время только семь субъектов Российской Федерации из 89 учредили у себя такую должность. Может быть, есть смысл подумать о том, чтобы изменить норму Федерального конституционного закона “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” и сформулировать ее как обязательство, как обязанность субъекта учреждать у себя эту должность. Я думаю, что если бы это было так и у нас появились бы уполномоченные в каждом субъекте Федерации и сложилась бы несудебная система защиты прав граждан, это было бы на пользу россиянам.

Третье направление деятельности Уполномоченного - это развитие международного сотрудничества в области прав человека. В мире формируется несудебная система защиты прав. На уровне Организации Объединенных Наций - это Комиссия по правам человека, это Верховный Комиссар ООН по правам человека. Таким комиссаром является Мэри Робинсон, и мы устанавливаем с ней нормальные деловые отношения. На европейском уровне - это ОБСЕ, это Совет Европы, Европейский суд по правам человека, Комиссия по правам человека, Комиссар Совета Европы по правам человека. Закон обязывает Уполномоченного устанавливать конструктивные деловые связи со всеми этими структурами.

И, наконец, четвертое направление деятельности Уполномоченного, определенное законом, - это правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека и гражданина. Мы обратились в правительство, в министерство образования с разработками о включении во все учебные заведения страны, начиная от средней школы и заканчивая вузами, курса по правам человека. Мы также полагаем, что целесообразно разработать (и мы внесли такие предложения) федеральную программу правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина. Здесь требуется участие и телевидения, и радио, и других средств массовой информации. Я думаю, что такая программа могла бы способствовать повышению правового, культурного уровня всех граждан России, в том числе и должностных лиц, которые бы четко понимали необходимость защиты человека и заботы о нем как приоритетного направления в их деятельности.

Наш институт достаточно молодой. Два года, как мы существуем, но можно сказать, что институт Уполномоченного сформирован, он действует. Мы, бесспорно, испытываем немало сложностей. Нам нужны помощь и поддержка со стороны неправительственных правозащитных организаций, средств массовой информации, нам нужны помощь и поддержка со стороны депутатского корпуса. Я думаю, что только совместными усилиями мы сможем изменить отношение к правам человека в нашей стране, добиться того, чтобы действительно человек, его права, его свободы стали истинной ценностью, о чем сказано в Конституции Российской Федерации.

Постановление Государственной Думы “О мерах по реализации предложений Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации”

Ознакомившись с представленным в Государственную Думу в соответствии с пунктом первым статьи 33 Федерального конституционного закона “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” ежегодным докладом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации об итогах его деятельности в 1999 году, заслушав и обсудив сообщение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по данному вопросу, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации об итогах его деятельности в 1999 году.

2. Поручить комитетам Государственной Думы рассмотреть предложения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, связанные с совершенствованием федерального законодательства, и принять необходимые меры по их реализации.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезнев
Москва, 24 мая 2000 года

О нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федераци

Специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” и является первым специальным докладом Уполномоченного по вопросам соблюдения прав и свобод граждан России при прохождении ими военной службы. Доклад направлен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Закрепленные Всеобщей декларацией прав человека, Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан в полной мере распространяются на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожных войск Российской Федерации, войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войск гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований (далее - воинские формирования), службы внешней разведки Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы) и создаваемых на военное время специальных формирований.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”, другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Анализ практики исполнения законов в воинских коллективах, а также поступающих на имя Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации жалоб свидетельствует о том, что закрепленные в законах права военнослужащих часто не соблюдаются.

В 1999 году военными судами рассмотрено 47415 жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы военнослужащих, что на 8,7% больше, чем в 1998 году.

Чаще всего с жалобами обращаются офицеры: 31754 жалобы (в том числе 57 жалоб генералов), 9216 жалоб подано прапорщиками и мичманами, 6043 - сержантами, старшинами, солдатами и матросами, проходящими службу по контракту, 402 - военнослужащими, проходящими службу по призыву.

Рост количества жалоб вызван не столько повышением правовой грамотности военнослужащих, сколько неудовлетворительным состоянием дел в войсках по обеспечению личного состава положенными видами довольствия и соблюдению иных (неимущественных) прав военнослужащих, что в немалой степени обусловлено сложным социально-экономическим положением страны.

Наибольшую обеспокоенность вызывают жалобы родителей военнослужащих, касающиеся глумления и издевательств над их сыновьями в воинских коллективах.

Эта проблема для армии и флота является наиболее серьезной, так как преступления, посягающие на уставные правила взаимоотношений между военнослужащими, разъедают воинские коллективы, калечат молодые души и ломают судьбы людей. Это одна из наиболее острых криминологических проблем не только Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, но и общества в целом. Конечно, количество преступлений, связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, несравнимо, например, с числом регистрируемых в стране краж или умышленных убийств.

Повышенное внимание к этим правонарушениям обусловлено рядом причин, прежде всего потому, что они часто приводят к необратимым последствиям. Их жертвами становятся молодые граждане нашей страны, призванные на военную службу в мирное время. Указанные правонарушения грубо попирают воинский порядок и дисциплину, что является основой деятельности воинских формирований, снижают социальный престиж войск, и тогда воинская служба, которая должна быть школой жизненной закалки молодого поколения, превращается в свою прямую противоположность - в рассадник насилия, жестокости, “суперменства”, правового нигилизма. Они, как правило, являются первопричиной значительной доли самоубийств, уклонений от военной службы и умышленных убийств, настраивают общество против человека в погонах. Однако реальная цена потерь значительно выше. Никакой меркой нельзя измерить горе родителей, потерявших сыновей, самих военнослужащих, ставших калеками.

Нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, как показывают опросы общественного мнения, держат первенство в ряду негативных явлений, характерных для Вооруженных Сил России.

На протяжении ряда лет не удается добиться стабильного снижения уровня этих преступлений. Нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в общей структуре преступности в 1969 году составили 9%, в 1970 году - 10%, в 1980 году - 11%, в 1985 году - 17%. В последующие годы эта цифра колебалась от 7 до 18%. Так, за совершение вышеуказанных преступлений в 1996 году было осуждено 18 % от общего числа осужденных за воинские преступления, в 1997 году - 26%, в 1998 году - около 43%, в 1999 году - более 41%.

В 1998 году по войскам (силам), воинским формированиям и органам зарегистрировано 2687 преступлений указанной категории, в 1999 году - 2394.

Сокращение данного вида преступлений произошло в Вооруженных Силах Российской Федерации - с 1466 до 1343, в войсках Федеральной пограничной службы - с 378 до 281, во внутренних войсках Министерства внутренних дел - с 222 до 192, в войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации с 23 до 21.

В то же время возросло количество учтенных преступлений в железнодорожных войсках - с 45 до 49, в войсках Федеральной службы охраны Российской Федерации - с 4 до 11 и в войсках МЧС России - с 9 до 11.

В 1999 году в военные суды направлено 1531 уголовное дело в отношении 2079 лиц, изобличенных в нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (в 1998 году - 1749 дел на 2484 лица). От указанных преступных деяний пострадали 2223 (в 1998 году - 2801) человека, в том числе причинен вред здоровью 1260 (в 1998 году - 1578), из них - 15 военнослужащих погибли и 11, не выдержав издевательств, покончили жизнь самоубийством, 333 военнослужащих получили тяжелые травмы и увечья. В 1999 году по статье 335 Уголовного кодекса Российской Федерации было осуждено 1415 военнослужащих Вооруженных Сил, 50 военнослужащих железнодорожных войск, 335 военнослужащих Федеральной пограничной службы и 33 - в других воинских формированиях.

В частности, состояние судимости военнослужащих за нарушения уставных правил взаимоотношений (ст. 335 УК РФ) по военным округам и флотам Вооруженных Сил Российской Федерации характеризуется следующими показателями.

Осуждено военнослужащих:

Дальневосточный военный округ (ДВО) - 60; Сибирский военный округ (СибВО) - 157; Уральский военный округ (УрВО) - 47; Приволжский военный округ (ПриВО) - 79; Московский военный округ (МВО) - 218; Ленинградский военный округ (ЛенВО) - 104; Северо-Кавказский военный округ (СКВО) - 92; Тихоокеанский флот (ТОФ) - 89; Балтийский флот (БФ) - 58; Северный флот (СФ) - 181; Черноморский флот (ЧФ) - 25; войсковая часть 16666 - 105; Московский округ военно-воздушных сил и противовоздушной обороны (МО ВВС и ПВО) - 31.

Всего пострадало человек от этих преступлений:

ДВО - 108; СибВО - 236; УрВО - 57; ПриВО - 113; МВО - 340; ЛенВО - 194; СКВО - 146; ТОФ - 133; БФ - 106; СФ - 233; ЧФ - 50; войсковая часть 16666 - 181; МВО ВВС и ПВО - 35. Погибло в результате совершенных преступлений:

СибВО - 2; МВО - 2; СКВО- 1; ТОФ - 4; ЧФ - 1; войсковая часть 16666 - 1; МО ВВС и ПВО - 1.

Лишь в 1999 году впервые за последние годы отмечено сокращение общего количества нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности.

Проблема нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими возникла не в последние годы.

О криминальных проявлениях в этой сфере говорится в Соборном Уложении России 1649 года, в частности, о мерах наказания за насильственные действия в отношении воеводы и за оскорбление стрельцами друг друга. Об этих преступлениях указывалось в Уложении фельдмаршала Б. Шереметьева 1702 года и в воинских артикулах Петра I 1715 года. Данные воинские артикулы представляли собой первый систематизированный военно-уголовный кодекс, составленный специально для российских вооруженных сил, и образцом для него послужили шведские военные артикулы Густава Адольфа 1621 года.

О “неподобающем” поведении в казармах написано в трудах многих русских военачальников восемнадцатого и девятнадцатого веков.

В Красной Армии в 20-е годы обращалось самое серьезное внимание на рукоприкладство, активно велась борьба с глумлением над красноармейцами и прочими подобными проявлениями.

В 50-е годы ситуацию усугубил массовый призыв осужденных, амнистированных в 1953, 1955, 1957 годах. Именно в этот период нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими приобрели новые качества, напоминающие уголовные, лагерные нравы.

В 60-е годы произошло омоложение армии, резкое сокращение ее численного состава, послевоенные демографические проблемы открыли негативным явлениям широкую дорогу в казарму. Постепенно эти явления приняли устойчивую форму лжетрадиций, передаваемых “по наследству” от призыва к призыву, обросли целой системой обрядов и ритуалов.

Уголовная ответственность за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности была введена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 декабря 1983 г.

В то время в Уголовном кодексе РСФСР имелись статьи о насильственных действиях в отношении начальника, о насильственных действиях начальников в отношении подчиненных, о сопротивлении начальнику или принуждении его к нарушению служебных обязанностей, об угрозе начальнику, оскорблении подчиненным начальника и наоборот.

До Указа от 15 декабря 1983 г. насильственные действия в отношении военнослужащих, не состоящих между собой в отношениях подчиненности, квалифицировались как хулиганство или как преступление против личности.

С момента признания этих преступлений воинскими, отрицательно влияющими на обеспечение боевой готовности армии и флота, грубо нарушающими воинский правопорядок, появилась стройная система военно-уголовных норм о насильственном нарушении уставных взаимоотношений, что в целом обеспечивало борьбу с воинскими насильственными преступлениями.

Новый уголовный кодекс по существу разрушил эту систему норм, исключив насильственные действия начальников над подчиненными как самостоятельное преступление. Представляется необходимым восстановление прежней системы военно-уголовных норм о насильственных преступлениях.

Подробно исследуя проблему нарушения уставных взаимоотношений, социальная психология теснейшим образом увязывает это явление в воинских коллективах с тенденциями и противоречиями общественного развития.

Глубинные причины насильственных преступлений, как и в целом преступности по стране и в армии, обусловлены социально-экономическими условиями жизни общества, низким уровнем культуры поведения и общения людей.

Болезненный переход страны на рыночные рельсы, сопровождающийся падением моральных устоев, расслоением населения по имущественному признаку и ориентированием определенной его части не на закон, а на культ силы, отрицательно сказывается и на состоянии правопорядка в воинских коллективах.

Поэтому для кардинального решения проблемы нужны общесоциальные предупредительные меры, к которым относится решение вопросов социально-экономического, правового и культурно-бытового характера в масштабах всей страны.

Криминальный беспредел, расслоение общества находят свое отражение в армейской и флотской среде. Вот некоторые данные о качественной характеристике пополнения, прибывшего в Вооруженные Силы за последние годы: устойчивая склонность к употреблению спиртных напитков - 14%, опыт потребления наркотиков - 9%, до призыва на военную службу были безработными - 37%, воспитывались в неполных семьях - 22%, имели приводы в милицию - 8%, дефицит массы тела - 8%, низкий уровень нервно-психической устойчивости - 13%, психические расстройства - 4%, травмы головы - 5%.

До 70% прибывшего пополнения при проверке умственных способностей не справились с простейшими математическими задачами и тестами, около 30% имеют неполное среднее образование. Каждый третий юноша призывного возраста из числа явившихся в военные комиссариаты освобождался или получал отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Только за последние 4 года более чем в 10 раз увеличилось количество призывников с диагнозами: венерические заболевания, наркомания или токсикомания.

Проведенные опросы призывников в Московской, Ленинградской, Воронежской и Тверской областях показывают, что 60% призванных граждан не собираются противостоять нарушениям, связанным с уставными правилами взаимоотношений между военнослужащими, считают их необходимым элементом жизнедеятельности частей и подразделений. Следствием этого является резкая поляризация внутри воинских коллективов по принципу “сильный-слабый”.

Живучести нарушений уставных правил взаимоотношений в воинских коллективах способствует в первую очередь порочная практика сокрытия их от учета. Это вызывает особую тревогу.

Изучение латентной преступности показало, что примерно каждое третье преступление скрывается от учета. Причем три четверти из них являются правонарушениями, от которых пострадали рядовые. Из числа этих потерпевших на долю тех, кто прослужил до 6 месяцев, приходится более половины скрываемых преступлений, и на прослуживших от 6 до 12 месяцев - четвертая их часть. Сержантский и старшинский состав становится жертвами указанных преступлений, которые затем скрываются от регистрации, в 15% случаев от их общего числа.

Из полученной Уполномоченным информации следует, что способы сокрытия фактов нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими приобретают все более разнообразные формы: помещение травмированных в гражданские лечебные учреждения; перевод правонарушителей и пострадавших в другие подразделения и воинские части; фиксирование травм как причиненных по личной неосторожности; фальсификация материалов расследований, принуждение пострадавших и очевидцев к даче ложной информации об обстоятельствах происшедшего.

Примером сокрытия истинных причин совершения преступления может служить уголовное дело по факту убийства в июле 1998 г. старослужащими - рядовыми войсковой части 3377 Мищенко и Темных своего сослуживца более позднего срока призыва рядового Власова В.Л.

В жалобе, которая поступила в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от родителей Власова (вх. № В-184), сообщается, что в документах, полученных ими от командования части, причиной смерти их сына указана острая сердечно-сосудистая недостаточность, в то время как из материалов уголовного дела усматривается, что их сын был жестоко избит сослуживцами, а судебно-медицинский эксперт дал заведомо ложное заключение об истинных причинах смерти. Жалоба для разрешения по существу Уполномоченным передана в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Среди мотивов, по которым факты нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и другие преступления скрываются от регистрации, опрошенные военнослужащие называли: боязнь огласки случившегося, нежелание “связываться” из-за сложности процедуры следствия, круговую поруку, нежелание “выносить сор из избы”.

Результаты опросов показывают, что наиболее заинтересованными в сокрытии преступлений, связанных с указанными взаимоотношениями, являются командиры воинских частей (их назвал каждый четвертый респондент), командиры подразделений и заместители командиров частей по воспитательной работе (их назвал каждый шестой опрошенный), потерпевшие, по чьей вине преступления становятся латентными (около 10% от общего числа опрошенных).

Среди мер, необходимых для пресечения сокрытия преступления, названо всемерное поощрение должностных лиц, способствующих раскрытию преступлений.

В числе наиболее значимых, по мнению респондентов, мер оказались: ужесточение дисциплинарной ответственности должностных лиц за сокрытие преступлений; организация системы защиты лиц, доложивших о преступлениях, от мести правонарушителей; обеспечение конфиденциальности сведений о лице, сообщившем о преступлении; более активное внедрение в практику “телефонов доверия”.

Указанные опросы были проведены Научно-исследовательским институтом проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации совместно с Главной военной прокуратурой, Министерством обороны Российской Федерации при участии членов секции экспертного совета при Уполномоченном.

В результате проверки, проведенной по принятой к рассмотрению Уполномоченным жалобе матери военнослужащего (вх. № Ф-63), установлено, что ее сын - рядовой войсковой части 74268 (г. Псков) Федоров Ю.М. 8 марта 1999г. получил черепно-мозговую травму (сотрясение головного мозга), которую ему причинил рядовой Поповцев, за что последнему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст.335 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В течение месяца командование полка скрывало это преступление. Только после обращения Уполномоченного, в том числе и в военную прокуратуру, 8 апреля 1999 г. было возбуждено уголовное дело. Командованию части военным прокурором внесено представление в связи с попыткой сокрытия преступления.

Нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими являются также следствием недостаточного контроля со стороны командиров и начальников за личным составом, особенно в вечернее и ночное время, за организацией и несением службы лицами суточного наряда и низкая роль младших командиров в поддержании порядка. Более 80% случаев таких нарушений приходится на свободное от службы время, что свидетельствует о недостатках в организации досуга и службы войск, т.е. о слабой воспитательной работе, бездействии суточных нарядов и дежурных служб.

В ходе проведения проверки обстоятельств, изложенных в жалобе матери военнослужащего Серкина А.Д. (вх. № С-910), проходившего военную службу в батальоне обеспечения учебного процесса одного из военно-учебных заведений в г. Москве, было установлено, что еще с детства он страдал различными заболеваниями, уже на военной службе перенес в тяжелой форме ангину, неоднократно лечился в санчасти по поводу дерматита и фурункулеза. Из-за болезненного состояния и бесконтрольности со стороны командиров рот старшего лейтенанта Мищенко, а затем старшего лейтенанта Гриднева неоднократно подвергался избиениям. Так, в новогоднюю ночь его избил младший сержант Александров, в результате чего у него были повреждены ребра. В июле 1999 г. систематически подвергался побоям с вымогательством денег в санитарной части рядовым Преснецовым, находившимся, как правило, в состоянии алкогольного опьянения. В октябре 1999 г. во время командировки в г. Ногинск был избит рядовым Патрикеевым, вследствие чего получил обширные гематомы головы и тела.

Из-за унижающего его человеческое достоинство отношения, а также по причине безысходности ситуации рядовой Серкин А.Д. в октябре 1999 г. самовольно оставил часть.

Указанный случай является ярким подтверждением необходимости кардинального изменения системы подбора и обучения сержантского и старшинского состава, укрепления статуса указанной категории военнослужащих. Неприемлемым является положение в войсках, при котором абсолютное большинство младших командиров не имеет достаточной профессиональной подготовки, жизненного опыта и даже физических сил для управления подразделениями. Это приводит к тому, что эти командиры не могут контролировать ситуацию в среде подчиненных, а часто и сами становятся объектом издевательств со стороны старослужащих. Представляется, что сержантские и старшинские должности должны комплектоваться лицами, полностью прошедшими военную службу по призыву и проходящими военную службу по контракту, имеющими определенный жизненный опыт. Можно сказать однозначно: без профессионализации сержантского и старшинского состава навести должный порядок в войсках вряд ли возможно.

Нарушениям уставных правил взаимоотношений между военнослужащими способствует и то, что не все командиры и начальники кардинально изменили свой подход к проблеме искоренения этих явлений. Если в одних соединениях указанные правонарушения воспринимаются как серьезный повод к критическому анализу собственной деятельности, то в других отдельные офицеры и прапорщики, неспособные на кропотливую воспитательную работу с подчиненными, подменяют уставную требовательность и заботу о них грубой силой, допускают рукоприкладство. Такие “воспитатели” сами подталкивают подчиненных на путь совершения преступлений.

Так, 5 июня 1999 г. более 40 военнослужащих, проходящих службу по призыву в войсковой части 3411 (внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации), организованно самовольно оставили часть из-за систематических издевательств со стороны офицеров и прапорщиков, недоведения положенных норм довольствия, отсутствия медицинской помощи при заболеваниях.

6 июня того же года указанная группа военнослужащих была обнаружена сотрудниками Чугуевского РОВД Приморского края недалеко от военного городка и возвращена в часть.

По данному факту военной прокуратурой возбуждено уголовное дело и виновные офицеры и прапорщики привлечены к уголовной ответственности.

В немалой степени нарушениям уставных правил взаимоотношений между военнослужащими способствует отсутствие четкой системы правового обучения. Существовавшая система в 70-х - начале 80-х годов была разрушена, равноценной замены найдено не было, что не могло не сказаться и на состоянии правового воспитания в армейских и флотских коллективах.

В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил, существовавшем до 1993 года, было сказано, что командиры (начальники) организуют и проводят правовое воспитание подчиненных. В Уставе, утвержденном Указом Президента Российской Федерации 14 декабря 1993 г., указанная норма отсутствует.

Уполномоченный поддерживает необходимость активизации мер по восстановлению системы правового воспитания как в целом в стране, так и среди военнослужащих, и постановление, принятое Государственной Думой в 1998 году, “О мерах по усилению государственной поддержки военнослужащих и членов их семей, укреплению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках”, в котором наряду с иными вопросами предложено Президенту России (являющемуся в соответствии со ст.87 Конституции Российской Федерации Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации) рекомендовать министру образования рассмотреть вопрос об установлении шефских связей с воинским частями и учреждениями Вооруженных Сил России и других войск, обратиться к организациям и учреждениям культуры, деятелям культуры и искусства с просьбой уделить особое внимание вопросам идейно-нравственного воспитания военнослужащих.

Решению проблемы правового воспитания способствуют Целевая программа правового воспитания личного состава и поддержания правопорядка в Вооруженных Силах на 1998-2001 годы, утвержденная Министром обороны Российской Федерации 15 апреля 1998 г., и его приказ “Об основных направлениях поддержания правопорядка, воинской дисциплины, организации службы войск в Вооруженных Силах Российской Федерации”.

Во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации в силу специфики выполняемых служебно-боевых задач правовое воспитание входит отдельным разделом в предмет общественно-государственной подготовки со всеми категориями военнослужащих. На основе указанной Целевой программы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации разработана “Целевая программа правового воспитания военнослужащих внутренних войск на период до 2001 года”.

О важности и нужности этих документов свидетельствуют их наименования, но необходимо, чтобы в них был четко определен механизм реализации намеченных мероприятий.

К приоритетным направлениям деятельности, реализация которых позволила бы воспитательной работе действительно стать основой формирования уставных взаимоотношений в воинских коллективах, можно отнести следующие: совершенствование прогнозирования социально-психологических процессов в подразделениях и воинских частях; более конкретная координация усилий общественности, в частности, родительских комитетов, командования воинских частей в решении проблем создания нормальных социально-психологических условий прохождения военной службы; повышение ответственности местных органов власти, военных комиссариатов за качество призыва граждан на военную службу; изучение опыта борьбы с подобными явлениями в армиях зарубежных государств; дальнейшее совершенствование взаимодействия командования с военными прокурорами в вопросах правового воспитания военнослужащих, повышения правовой компетентности офицеров.

Заслуживает поддержки предложение Министерства обороны Российской Федерации, выступившего инициатором государственной программы патриотического воспитания молодежи, которая опробована в войсках и дала положительные результаты, и соглашения о сотрудничестве с Русской Православной Церковью. Основная цель этих документов - убеждение молодых граждан нашей страны в значимости военной службы, воспитание военнослужащих в духе войскового товарищества.

Работа по предупреждению преступных проявлений, связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, должна начинаться задолго до того, как подросток переступит порог казармы, то есть в регионах. Совершенствование этой работы является средством если не решения, то, по крайней мере, определенного продвижения в решении проблемы.

В ранней профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими до настоящего времени недостаточно активно используются возможности такого органа, как Координационное совещание правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Такое совещание с обсуждением состояния исполнения Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” проводилось в Московском военном округе около двух лет назад и показало свою эффективность. В его работе участвовали прокуроры и начальники управлений внутренних дел 14 областей России.

Эффективности принимаемых мер в борьбе с фактами нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими должны способствовать средства массовой информации, взаимодействие с которыми в регионах осуществляют представители командования и соответствующих военных прокуратур гарнизонов, округов и флотов. К сожалению, еще не все должностные лица побороли в сознании сложившиеся стереотипы и не всегда придают широкой огласке негативные факты из жизни воинских коллективов. Замалчивая эти факты, коллективы окружают себя информационным вакуумом. Не происходит обмена накопленным опытом борьбы с этим социальным злом.

Представляется целесообразным, чтобы командование поощряло контакты подчиненных с представителями средств массовой информации. Тесное сотрудничество органов военной прокуратуры со средствами массовой информации уже приносит результаты. Так, рядом печатных изданий в центре и на местах были опубликованы номера “телефонов доверия” военных прокуратур. Проверка поступивших сообщений позволила раскрыть ряд преступлений, связанных с нарушением уставных взаимоотношений между военнослужащими, и привлечь виновных к уголовной ответственности.

Анализ показал, что около трети всех телефонных звонков последовало от общественных организаций родителей военнослужащих.

Обоснованные критические материалы о происходящих в воинской среде негативных процессах необходимы и важны, так как они способствуют созданию обстановки нетерпимости к нарушениям норм закона и морали.

Вот выдержки из статьи М. Могилевкина “Жестокость”, газета “Невельский вестник” Псковской области, июль 1999 г.

“Призванный осенью 1998 г. Алексей Харитоненко был направлен для прохождения военной службы в учебную часть, а затем в войсковую часть 3526 (п. Лебяжье).

Вначале служба проходила нормально. И вот пришло письмо: “Мам, ты не пугайся и не бойся, но я убежал из части. Сейчас уже второй день прикомандирован к другой роте в Петергофе. Гниют ноги, к ногам пристают штаны”. Таких побегов было три. Убегал, возвращали. Потом с матерью обратились в военную прокуратуру. Вот объяснительная, написанная Алексеем военному прокурору при переводе в г. Псков.

“Ежедневно избивали, унижали, заставляли искать деньги, чтобы покупать им дорогие сигареты, еду, лезвия, мыло. В случае, если мы не находили этого, они заводили в бытовку и избивали. Поднимали ночью, заставляли делать чай, массаж, включали музыку, заставляли танцевать, отрабатывали приемы… 21.6.99 г. меня поймали и отвезли в часть, но в роту не повели, а на одну неделю меня поселили в общежитие, где живут офицеры, но и там мне не было покоя. Каждый день приходили старослужащие и давали срок найти две банки тушенки и сигарет “Петр 1”. Не нашел. На следующее утро пришли и стали бить по ногам и по почкам, я вырвался, убежал и закрылся в комнате. Они кричали, что придешь через три дня в роту, ты повесишься, а сам не повесишься, мы тебя повесим. И в этот день 28.6.99г., я снова покинул самовольно войсковую часть 3526…”.

Так, мать, вторично оставив сына в Пскове, со спокойной душой уехала в Невель. Живым она видела сына последний раз.

Из Лебяжьего вновь приезжает офицер и… забирает солдата. По пути в Лебяжье он выпрыгнул из вагона. 29 июля ему исполнилось бы 19…”.

Именно негативные факты занимают доминирующее место в публикациях о Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, что дезориентирует общественность о действительном положении дел в войсках. Однако многие материалы носят конъюнктурный характер и страдают серьезными издержками в плане объективности.

Опубликованные материалы о Вооруженных Силах Российской Федерации (20%) не затрагивают проблем реформирования армии (за исключением газеты “Красная звезда”). В них сообщается в основном об отрицательных явлениях в воинских коллективах, в том числе и о случаях нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, об их последствиях, но почти нет сообщений о работе командиров, начальников и общественности по предупреждению преступлений, об открытых судебных процессах по уголовным делам. Причиной такого положения является то, что средства массовой информации не всегда имеют прямую связь с командованием воинских частей и соединений, органами военной юстиции. В данном случае, по мнению Уполномоченного, речь идет о гласности и открытости, о доступе представителей этих средств к достоверной информации.

Можно и нужно подвергать критике нерадивых командиров и начальников, выражать недоверие отдельным должностным лицам, однако нельзя порочить всю армейскую систему, весь командный корпус, который является основой укрепления законности и воинской дисциплины.

В настоящее время как никогда необходимы конструктивные предложения по укреплению органов военного управления, по формированию уважения ко всем людям в погонах - от солдата до генерала, несущим тяжелую и небезопасную службу, в том числе в экстремальных условиях, в “горячих” точках. Для этого нужны обстоятельные материалы не только негативного характера, но и о положительных примерах из жизни войск, о славных боевых традициях армии, о ее героях.

Гражданскому контролю над армией, гласности мероприятий, проводимых в Вооруженных Силах, мешает засекреченность данных о совершаемых в армии и на флоте преступлениях, в том числе связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Очевидно, необходимо снять с них гриф “секретно”, как это было сделано в отношении преступлений, совершаемых в стране в целом.

Информация Уполномоченному о нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в воинских коллективах поступает не только от родственников и знакомых пострадавших, но и от общественности, в частности, от Союза комитетов солдатских матерей России, других правозащитных организаций, с которыми поддерживаются регулярные деловые контакты.

Комитеты солдатских матерей, другие объединения родителей военнослужащих основным смыслом своей деятельности считают сохранение жизни и здоровья солдат, борьбу с антиуставными проявлениями в воинских коллективах. Естественно, мы не можем не использовать в своей работе такой мощный потенциал.

В феврале 2000 г. представители Уполномоченного приняли участие в работе Второго Международного конгресса “За жизнь и свободу”, на котором среди прочих обсуждался вопрос о взаимоотношениях в воинской среде и мерах по искоренению такого позорного для Вооруженных Сил явления, как “дедовщина”.

Проблема, которая затронута в специальном докладе, является сложной и многогранной, и решить ее можно только путем заинтересованного и целеустремленного участия всех сил и средств государства и самых разных слоев общества.

В целях предупреждения и искоренения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими Уполномоченный обратился к Государственной Думе с предложением ускорить рассмотрение законопроектов:

“О военной полиции” с представленными в этот законопроект Министерством обороны дополнениями;

“О государственной защите потерпевших и других участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, оказывающих содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений”, конкретно отразив в нем вопросы государственной защиты военнослужащих, как свидетелей, так и потерпевших в результате нарушений уставных правил взаимоотношений.

Для устранения имеющегося в законодательстве пробела и создания основы нормативной правовой базы в развитие части 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации ускорить принятие Федерального закона “О гражданской службе, альтернативной военной службе”, принятого Государственной Думой в двух чтениях.

Защита жизни, здоровья, чести и достоинства гражданина, исполняющего воинский долг, должна стать одной из приоритетных задач в области прав человека.


О.О. Миронов,
Уполномоченный по правам человека
в Российской Федерации
17 июня 2000 г.

Выступление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова на V Всероссийском съезде судей

Москва, 27 ноября 2000 года

Уважаемые делегаты и гости съезда!

В этом зале собрались лучшие из лучших служителей Фемиды. Вы делаете большое и благородное дело. Направление судебной реформы определено правильно. Созданы и действуют Конституционный Суд Российской Федерации, работают арбитражные суды, сформирована, хотя еще и не полностью, система судебных приставов, и по тем жалобам, которые мы получаем, могу судить, что ее создание повысило эффективность исполнения судебных решений. Хотя бесспорно и здесь есть проблемы. Иногда судебные приставы упускают сроки начала искового производства, оказывается, что когда нужно исполнять решение суда, фирма уже распущена, имущества нет, деньги переведены неизвестно куда.

Формируются суды присяжных. Эту работу необходимо продолжить, и Конституционный Суд абсолютно верно поступил, приняв решение о том, что ни один суд России не может выносить смертные приговоры, пока во всех субъектах Российской Федерации не будут созданы суды присяжных. Думаю, что в этой аудитории нет надобности говорить, что иначе обвиняемые попадают в разное положение. Так, где есть суд присяжных, он может предстать перед ним, но где суда присяжных нет, его будут судить профессиональные судьи.

Я с величайшим удовлетворением воспринял решение Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона об административных судах. В этот день был в Государственной Думе и видел настроения некоторых депутатов, которым не нравилась эта инициатива. Они пытались каким-то образом торпедировать принятие этого решения и мне пришлось объяснять, что все это делается в интересах гражданина, чьи права и интересы могут быть ущемлены, нарушены должностным лицом, государственным служащим. Если это произойдет, он пойдет в специальный административный суд. Такие суды распространены в мире, они являются надежной защитой прав и интересов граждан от произвола чиновников.

Вообще мы переживаем сегодня интересные события, принимаемые решения зачастую требуют к себе диалектического отношения. Например, должность, которую я занимаю. Ее учредило государство - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Смысл этой должности -защищать гражданина от произвола самого государства. Так может поступать только государство, избравшее демократический путь развития, государство, которое не боится, что государственный чиновник предстанет либо перед административным судом, либо жалобу на него будет рассматривать Уполномоченный по правам человека. Наверное, настанет время подумать и о создании специальных ювенальных судов, которые будут рассматривать дела, связанные с судьбами несовершеннолетних. А может быть в нашей стране будет специально учрежден пост уполномоченного по правам детей. Московская городская Дума обсуждает такой законопроект, и может быть в Москве появится такая должность. Хотя в некоторых субъектах Российской Федерации уже есть уполномоченные по правам ребенка, но они действуют на общественных началах.

Всем нам приходится нелегко. Нам нужно учиться. Такова судьба юристов. Изменяется законодательство, нужно успевать следить за его развитием. Не все судьи, да и другие юристы, осознали, что в своей практической деятельности, правоприменительной практике можно и нужно применять нормы международного права, поскольку международные конвенции, договоры, ратифицированные Российской Федерацией, становятся частью российской правовой системы. Нужно осознавать и осмысливать эти веши.

Рад, что в этом зале присутствует профессор Ковлер - судья Европейского Суда по правам человека, избранный от Российской Федерации. Я дважды обращался к Президенту Российской Федерации с предложением ускорить представление кандидатур для избрания судьи от России в Европейский Суд, полагая, что отсутствие такого судьи ущемляет права и интересы тех россиян, которые в этот суд обратились. А после ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый гражданин, пройдя всего две национальные судебные инстанции может обращаться в Европейский Суд за защитой своих прав и интересов.

В вашей работе есть гигантские сложности: нагрузка российских судей в два раза превышает нормативную, финансирование недостаточно для обеспечения нормальной работы всех судебных служб, не каждый суд имеет надлежащее помещение, которое бы соответствовало высокому назначению суда.

Немало вопросов есть к квалификационным коллегиям судей. Я со многими коллегами советовался, консультировался и нашел подтверждение своим долгим размышлениям в сегодняшнем выступлении Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Видимо, действительно общественное мнение полагает именно так, если квалификационные коллегии судей состоят только из судей, то возникают какие-то корпоративные интересы: либо никого не отдавать, либо лишать судейских полномочий тех, кто каким-то образом не вписывается в общую систему. Это мнение людей, которые к нам обращаются. Свои рекомендации Высшей квалификационной коллегии судей мы выскажем.

Возникает немало вопросов, связанных с пожизненным назначением судей, несменяемостью председателей судов. Эти проблемы ставят юристы, ставит общественность, думаю, что можно их рассматривать.

В адрес Уполномоченного в месяц приходят две тысячи жалоб, немало связано с деятельностью судов. Но по закону Уполномоченный не может вмешиваться в судебную деятельность. В некоторых странах в законе закреплен принцип: обращайся либо к омбудсману, как называют эту должность в мире, либо в суд. Если ты обратился в суд, то Уполномоченный в эту процедуру не вмешивается. Наш закон построен несколько иначе, и мы получаем массу жалоб на длительность сроков рассмотрения дел в судах. Эта проблема очень сложна, здесь нарушаются нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которой сказано о разумном сроке рассмотрения дел в суде.

Президент Российской Федерации приводил примеры, когда расследование по делу закончено, дело направлено в суд, и теперь уже подсудимый месяцами, а то и годами ждет, когда же суд начнет рассматривать его дело. Я очень часто посещаю следственные изоляторы и люди говорят: "Да, пусть будет суд. Пусть будет приговор, но только, чтобы я ушел из этого следственного изолятора в колонию, где более благоприятный режим". На эти вещи нужно обратить внимание. Нарушение указанных сроков - это и есть повод для обращения гражданина в Европейский Суд. И я думаю, что граждане такие процессы будут выигрывать.

Конечно, работе судов не способствует отсутствие нового Гражданского процессуального кодекса; законодателям следует ускорить его подготовку. Она началась еще в Государственной Думе первого созыва - я это прекрасно помню, так как был депутатом Государственной Думы первого и второго созывов, работал в Комитете по законодательству и судебно-правовой реформе. Затягивается принятие Уголовно-процессуального ко декса. Не исполняется, оказывается "мертвой" норма Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что арест и заключение под стражу - это компетенция суда. Есть переходные положения, которые гласят, что пока нет нового законодательства, действует старый порядок. Но прошло уже 7 лет с момента принятия Конституции. Сколько должен продолжаться этот переходный период? Так может быть, не ожидать нового Уголовно-процессуального кодекса, а уже в действующий внести норму, соответствующую Конституции. То же самое, относится к законопроекту об ограничении срока содержания под стражей подсудимых. Он сейчас находится в Государственной Думе. Здесь, наверное, нужно дать право решать вопрос самому суду: если не успеваешь в отведенный законом срок рассмотреть дело, то бери на себя ответственность по изменению меры пресечения.

Перед нами стоит задача создать новый образ судов. Сегодня, граждане, когда речь идет о них, вспоминают тюрьму и штраф. К сожалению, многими россиянами суды воспринимаются, как какие-то репрессивные органы. Нам нужно своей работой, своей деятельностью доказать, что суд - главный, надежный правовой гарант прав и свобод человека и гражданина. Когда обращаются ко мне с жалобами, я говорю, что Уполномоченный по правам человека - это дополнительное государственное средство защиты прав и свобод. Сначала используй судебные средства защиты. Во всех цивилизованных странах суд - это тот орган, куда люди идут, зная, что он рассмотрит возникший спор, защитит честь, достоинство, имущество, поможет людям.

В настоящее время существует большая проблема, связанная с правовым воспитанием нашего общества. Я обратился к Президенту Российской Федерации с письмом о целесообразности разработки федеральной целевой программы правового просвещения общества в области прав и свобод человека и гражданина. Думаю, что Министр юстиции Российской Федерации согласится с тем, чтобы именно Минюст России выступил заказчиком этой программы. Так требует закон. А мы, российские юристы, будем принимать в правовом просвещении граждан активное участие.

О работе Уполномоченного можно судить по нашим докладам. 22 ноября исполнилось 2,5 года - половина срока - моей работы в этой должности. За это время мы подготовили шесть докладов: два годовых и четыре специальных. Темы специальных докладов: психиатрия; "дедовщина" в армии; нарушение прав граждан со стороны работников милиции (наиболее жесткие нарушения происходят в момент задержания) и проблемы уголовно-исполнительной системы Минюста России, свобода выбора места жительства.

Мы все делаем общее дело - защищаем людей, формируем новое мировоззрение, новую психологию уважения к человеку. Путь демократии, законности, уважения и защиты человека - правильный путь. И с него мы не свернем. Желаю всем нам в нашем трудном, но благородном деле успехов.

Судебная система и права человека

В правовом государстве важен независимый, свободный от политической и идеологической предубежденности суд, выступающий гарантом законности и справедливости.

С начала 90-х годов в России осуществляется реформирование судов и совершенствование их деятельности. Началом этого процесса явилась Концепция судебной реформы в РСФСР, одобренная постановлением Верховного Совета РСФСР 24 октября 1991 года.

Достижениями судебной реформы за прошедшие годы стали:

- укрепление независимости судей в соответствии с законодательством о статусе судей;

- учреждение Конституционного Суда Российской Федерации;

- преобразование административных органов - государственных арбитражей - в арбитражные суды;

- создание на федеральном уровне законодательной базы для введения мировых судей и начало формирования института мировых судей в ряде российских регионов;

- применение судами при рассмотрении дел норм Конституции Российской Федерации, а также международно-правовых актов в области прав человека;

- установление судебного контроля за правомерностью заключения под стражу и продления прокурорами срока содержания под стражей, а также применение судами других процессуальных мер (обыска жилища, прослушивания телефонных переговоров и других);

- введение и развитие процедуры исключения из разбирательства недопустимых в качестве доказательств материалов;

- введение в 9 субъектах Российской Федерации суда с участием присяжных заседателей, работающего в соответствии с конституционными принципами состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности.

В настоящее время суды общей юрисдикции выполняют огромный объем работы в неблагоприятных условиях. Более 700 зданий судов непригодны для отправления правосудия, около 170 из них находятся в аварийном состоянии и не отвечают элементарным требованиям безопасного пребывания в них людей.

Из года в год возрастает количество дел, жалоб и материалов, поступающих для судебного рассмотрения. Этот объем работы выполняет относительно небольшое число судей. Служебная нагрузка многих федеральных судей общей юрисдикции более чем в 2 раза превышает нормы, определенные совместным постановлением от 27 июня 1996 года Минтруда России и Минюста России.

Судьи и персонал судов в настоящее время получают заработную плату вовремя и в полном объеме. Вместе с тем не хватает средств на первоочередные нужды: оплату почтовых и коммунальных расходов, выплату компенсаций свидетелям и гонораров экспертам. Не получая достаточного финансирования из федерального бюджета, суды, вопреки требованиям статьи 124 Конституции Российской Федерации, прибегают к привлечению внебюджетных средств, получая их от местной исполнительной власти. Например, такие субсидии составляют в Санкт-Петербурге не менее 20 процентов.

Как отмечается в пояснительной записке к подготовленному Верховным Судом Российской Федерации, проекту федерального конституционного закона "О федеральных административных судах в Российской Федерации", "...ставится под сомнение объективность принимаемых судами решений по делам об обжаловании действий высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, представительных органов власти по тем мотивам, что в связи с недостаточным финансированием суды вынуждены получать от этих органов определенную материальную поддержку...".

Обобщение итогов рассмотрения обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации свидетельствует о том, что при рассмотрении в судах трудовых, жилищных дел, вопросов, связанных с неприкосновенностью личности, социальным обеспечением и предоставлением установленных законом льгот, не в полной мере гарантируется судебная защита конституционных прав и свобод.

По данным Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов с нарушением процессуальных сроков разрешается по первой инстанции каждое четвертое уголовное дело. Возросло число дел с протестами, по которым нарушены сроки их рассмотрения, - с 933 до 1040, или на 11,5 процента. Вместе с тем количество нарушений сроков по оконченным по первой инстанции гражданским делам в областных и к ним приравненных судах сократилось с 586 до 490, или на 16,4 процента. Одновременно в этих судах возросло число дел с протестами, по которым нарушены сроки их рассмотрения, - с 1016 до 1607.

Увеличивается количество лиц, числящихся за судами. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в следственных изоляторах на 1 января 2001 года только 30 процентов содержащихся под стражей лиц числятся за органами следствия и дознания, 57,3 процента - за судами. В отдельных регионах число последних доходит до 74 процентов.

Нарушение судами процессуальных сроков носят массовый характер. На начало 2001 года ожидали судебного производства от 1 до 3 месяцев 23,2 тыс. человек, более 7 месяцев - 3,3 тыс. лиц, содержащихся под стражей.

В следственных изоляторах содержатся лица, расследование дел в отношении которых давно закончено. Причем многие из них привлекаются к ответственности за преступления небольшой тяжести. Ведомственный контроль за сроками рассмотрения дел судами первой и второй инстанции ослаблен. Такая ситуация противоречит статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статье 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым каждому гарантируется судебное разбирательство дела в разумные сроки.

Нарушение сроков рассмотрения дел в судах негативным образом отражается на соблюдении прав и законных интересов граждан.

В 2000 году в результате действий Уполномоченного получили положительное разрешение обращения многих граждан, длительное время содержа щихся под стражей и просивших помочь ускорить рассмотрение дел в суде первой инстанции.

Немало жалоб поступает Уполномоченному на нарушение судами сроков рассмотрения трудовых споров.

При рассмотрении исков граждан, связанных с незаконным увольнением с работы, суды не всегда полно и объективно исследуют фактические обстоятельства дела, что впоследствии являются основанием для отмены в порядке надзора судебных решений.

В результате вмешательства Уполномоченного были отменены судебные постановления по трудовым делам в отношении приславших свои жалобы граждан из Краснодарского края, из г. Малгобека, Республика Ингушетия, из Саратовской области.

При разрешении судами жилищных споров, в частности дел, касающихся выселения, признания граждан утратившими право пользования жильем, а также при рассмотрении иных жилищных споров люди часто просто лишаются крова. Судами не всегда соблюдается один из основных принципов жилищного законодательства, когда во всех случаях, за исключением прямо указанных в законе, в судебном решении о выселении граждан должно быть указано другое предназначенное для них жилье, находящееся в том же населенном пункте.

Не уменьшается число жалоб и обращений, связанных с неисполнением судебных решений, особенно в части возмещения гражданам причиненного ущерба, розыска и реализации имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. Имеются примеры, когда судебные приставы-исполнители не принимают своевременно мер для принудительного исполнения судебного решения, не запрашивают информацию о наличии у должника денежных средств либо иного имущества, которое может быть реализовано для погашения задолженности. Однако нередко неисполнение судебных решений вызвано объективными причинами: это признание банкротом предприятия-должника, открытие конкурсного производства, ликвидация предприятия-должника или отсутствие у него имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Положение дел с обеспечением прав человека в деятельности судебной сис темы диктует необходимость продолжения судебной реформы в стране.

4 июля 2000 года состоялось расширенное заседание Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, посвященное вопросам совершенствования российского правосудия.

Свои позиции высказали Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека П.АЛаптев, председатель Московской Хельсинкской группы Л.М.Алексеева, экс-председатель Совета по судебно-правовой реформе при Президенте Российской Федерации, генерал-лейтенант С.Е.Вицин, председатель Московской городской коллегии адвокатов Г.М.Резник, ученые, журналисты.

Участники заседания констатировали, что судебная реформа в стране замедлилась. Законодательные и организационные мероприятия последних лет не обеспечили достижения многих целей судебной реформы, в частности, преодоления обвинительного уклона при рассмотрении уголовных дел и нарушений сроков рассмотрения дел, быстрого и эффективного восстановления нарушенных прав жертв преступлений и злоупотребления властью; реального исполнения решений судов о материальной компенсации причиненного гражданам вреда; ограждения судов от вмешательства федеральных и местных органов власти в их деятельность.

Для успешного продолжения судебной реформы необходимо дальнейшее совершенствование законодательства. Так, в проекте нового УПК Российской Федерации следует развивать прогрессивные положения Модельного Уголовно-процессуального кодекса, принятого Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств 17 февраля 1996 года. В нем необходимо закрепить:

- гарантии состязательности процесса и равноправия сторон;

- право представителей общественности на участие в уголовном деле в качестве защитников и представителей как важнейшую гарантию права обвиняемого и других лиц на выбор защитника (представителя) по своему усмотрению;

- условия оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи потерпевшим от преступлений, компенсации им части причиненного ущерба за счет государства;

- юридическое значение примирительного договора между обвиняемым и жертвой (вплоть до прекращения уголовного дела либо отказа от осуждения к наказанию в виде реального лишения свободы) и последствия несоблюдения обязательств по такому договору;

- обязанность судей, дающих санкцию на заключение и дальнейшее содержание подозреваемых (обвиняемых) под стражей, проверять обоснованность подозрения (обвинения) по существу, путем непосредственного исследования доказательств в судебном заседании;

- преграды фальсификации протоколов судебных заседаний, возможно, в виде дословной записи судоговорения с помощью технических средств, используемых независимыми от судей операторами-протоколистами;

- обязательное ведение протоколов заседаний суда второй инстанции;

- эффективные правила реабилитации лиц, незаконно или ошибочно подвергнутых уголовному преследованию и правоограничениям в рамках уголовного судопроизводства;

- четкие критерии решения вопроса о допустимости доказательств, основанные на судебной практике первых лет действия законодательства о суде присяжных.

Следует ускорить принятие федерального закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разработку и принятие Административно-процессуального кодекса Российской Федерации, новой редакции Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Это позволит создать четкие юридические механизмы и процедуры защиты прав человека, отвечающие современным мировым стандартам.

Необходимо решить вопрос о надлежащем финансировании и материальном обеспечении судов, одновременно качественно улучшая состав судейского корпуса.

Назрел вопрос о целесообразности изменения состава квалификационных коллегий судей. В их состав возможно введение представителей юридической общественности, правозащитников, деятелей культуры.

Необходимо принять меры по повышению уровня культуры и профессиональной подготовки судей и судебного персонала, судебных приставов. Следует отказаться от назначения председателей судов и их заместителей без ограничения времени их полномочий.

Без надлежащего кадрового, финансового и материально-технического обеспечения работы судов невозможно полное и независимое осуществление правосудия, как того требует статья 124 Конституции Российской Федерации. Можно только приветствовать тот факт, что в отличие от прошлых лет в федеральном бюджете на 2001 год вопросам финансирования судебной системы уделено особое внимание.

Наряду с повышением требовательности к судьям, выполняющим свой профессиональный долг, следует первостепенное внимание уделить разрешению проблем, связанных со страхованием, выплатой денежного содержания судьям, семьям погибших (умерших) судей, в том числе пребывавших в отставке.

Для обеспечения доступа граждан к правосудию необходимо в соответствии с федеральным законом учредить во всех субъектах Федерации первичные, наиболее приближенные к населению звенья судебной системы - мировых судей, которые будут обслуживать небольшие судебные участки с населением несколько тысяч человек. В настоящее время в более чем половине субъектов Российской Федерации созданы необходимые условия для введения института мировых судей. Свыше 1тыс. мировых судей уже назначены и приступили к осуществлению правосудия. Вместе с тем процесс введения мировой юстиции в большинстве субъектов Российской Федерации сдерживается отсутствием надлежащего кадрового, финансового и материально-технического обеспечения.

Усилением судебной защиты прав граждан должно стать введение судопроизводства с участием присяжных заседателей на всей территории России. Последовательное учреждение суда присяжных во всех субъектах Федерации вместе с введением института мировых судей и повышением качества правосудия в целом позволит преодолеть имеющееся недоверие населения к судам, станет еще одним шагом на пути формирования правового государства.

В дальнейшем совершенствовании нуждается процедура рассмотрения дел, вытекающих из административно-правовых отношений. В этой связи для деятельности судов общей юрисдикции имеет большое значение внесенный Верховным Судом Российской Федерации в Государственную Думу проект федерального конституционного закона "О федеральных административных судах в Российской Федерации", принятие которого будет способствовать эффективному разрешению указанной категории дел в условиях независимого осуществления правосудия.

Обеспечению реализации принципов публичности и гласности в сфере правосудия способствовало бы и более тесное взаимодействие судов со средствами массовой информации.

Важным инструментом повышения качества правосудия могло бы служить создание кафедр прав человека и включение в программу высших юридических учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров судебных, прокурорских и следственных работников, специализации "Права человека".

V Всероссийский съезд судей, прошедший 27-29 ноября 2000 года в Москве, рассмотрел широкий комплекс проблем. Воплощение в жизнь его решений будет способствовать дальнейшему совершенствованию деятельности судебной системы страны.

Институт прав человека
Издания



   TopList         

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    Институт прав человека

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки