Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Документы и материалы
"Человеческое измерение" - краеугольный камень всесторонней концепции безопасности"

1 августа 2000 года Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) отметила 25-ю годовщину подписания Хельсинкского заключительного акта, который может рассматриваться как своего рода свидетельство о рождении.

С начала хельсинского процесса в начале 70-х годов данная международная структура претерпела значительные изменения. Заявив о себе как об организации, подготовившей Хельсинкское совещание 1975 г., СБСЕ внесла свой вклад в развитие общеевропейских этических стандартов и новых взаимоотношений стран Востока и Запада. СБСЕ превратилась в оперативную общеевропейскую организацию, которая заботится о предотвращении и о регулировании конфликтов в регионах, простирающихся от Ванкувера на западе до Владивостоке на востоке.

Так называемое "человеческое измерение" понятия безопасности с самого начала играло ключевую роль в деятельности СБСЕ/ОБСЕ. ОБСЕ исходила из того, что безопасность и уважение к правам человека неразрывно связаны между собой - эта взаимосвязь в очередной раз была подтверждена последним конфликтом в Косово. Политические и общественные потрясения прошедших лет отчетливо показали, что верховенство закона, уважение к правам человека, к действующим демократическим структурам - необходимые условия стабильности во внутренней и внешней жизни общества.

Хельсинкский процесс 1975-1991: "разрядка напряженности" и установление норм

1 августа 1975 года главами государств и правительств тридцати трех стран Европы, а также США и Канады, был подписан Хельсинкский заключительный акт. Тогда немногие наблюдатели поняли, какое значение приобретет этот документ, принятый после тридцати двух месяцев переговоров. Более того, в западных средствах массовой информации это соглашение горячо критиковалось за то, что Запад позволил СССР ввести себя в заблуждение.

Идея созыва общеевропейской конференции по безопасности была предложена Советским Союзом еще в 50-е годы. Но эта идея десятилетиями не имела шансов на реализацию из-за конфронтации между военными блоками. Советский Союз, предложив созвать конференцию, ожидал прежде всего, что Запад признает территориальный, политический, послевоенный status quo, а также, что удастся вытеснить США из европейских структур безопасности. Только в конце 60-х годов западный альянс согласился на созыв конференции по безопасности, но при условии, что США и Канада имели бы право на участие, а вопросы прав человека стали частью повестки дня.

Документом, подписанным несколько лет спустя в Хельсинки, могли быть довольны все участники. Советский Союз добился формального признания послевоенных границ в Европе, тем самым и признания советской гегемонии в Восточной Европе. Нейтральным же государствам было предоставлено право сидеть за столом вместе с представителями военных блоков в качестве равноправных партнеров при обсуждении безопасности в Европе. А Запад смог, наконец, добиться того, что по вопросам прав человека были приняты постановления, которые "заложили мину" под коммунистическое господство в Восточной Европе, сделав, тем самым, "железный занавес" более проницаемым.

Хельсинкский заключительный акт представляет собой некий политический обязательный кодекс поведения, регулирующий не только отношения государств-участников между собой, но и отношения между государствами и их гражданами. Три части Заключительного акта содержали, помимо декларации принципов (так называемые "десять принципов"), ряд постановлений, касающихся мероприятий, способствующих установлению доверия в военной сфере, совместной работы в области экономики, науки и защиты окружающей среды. А также были написаны положения, которые регулировали дальнейший процесс переговоров и контроль над выполнением взятых на себя государствами - участниками обязательств. Учитывая понятие "человеческое измерение", особое значение имели седьмой принцип и третья часть Заключительного акта, поскольку государства-участники договорились уважать права человека и облегчать гуманитарные контакты.

Создание СБСЕ, опирающееся на Хельсинкский заключительный акт, было во многих отношениях единственным в своем роде явлением. В период конфронтации между военными блоками СБСЕ служила постоянным форумом для обмена информацией и ведения переговоров, где в качестве равноправных партнеров могли участвовать все государства Европы и Северной Америки. Принцип консенсуса (принятый на заседаниях СБСЕ), благодаря которому уже сам процесс переговоров приобретал важное значение, также оказал стабилизирующее влияние на взаимоотношения между странами. Поскольку обязательства СБСЕ, в противоположность классическим договорам, касающимся межгосударственных правовых норм, не были юридически обязательными, они допускали значительное расширение объектов, регулируемых до этого момента многосторонними соглашениями. Тем самым стала возможной, вероятно, самая важная и действенная инновация СБСЕ: развитие всестороннего, выходящего за классическую военно-политическую сферу, понятия безопасности, включающего, помимо экономических и экологических аспектов, также и вопросы прав человека. Хельсинкский заключительный акт - первое многостороннее соглашение по безопасности, в котором обязательство уважать права человека упомянуто в одном ряду с традиционными принципами межгосударственного права, такими как принцип невмешательства во внутренние дела или принцип уважения территориальной целостности.

Благодаря соглашениям, подписанным в Хельсинки, права человека достигли уровня законного субъекта межгосударственных отношений, критика нарушений прав человека больше не могла быть отклонена как "вмешательство во внутренние дела". Коммунистические правительства в Восточной Европе больше не могли запретить задавать им неприятные вопросы - не только государствам Запада, но и своим гражданам. Диссиденты и правозащитные организации (такие как, например, "Хартия-77" в Чехословакии) могли, ссылаясь на Хельсинкские соглашения, обратить внимание на очевидное расхождение между принятыми их правительствами обязательствами и действительной политикой в области прав человека в их странах. Думается, что Хельсинкский документ оказался, несмотря на свой чисто политический характер, много действеннее, чем все юридически обязательные нормы.

Конец конфронтации Восток - Запад открыл возможность дальнейшего развития отношений между государствами-участниками в области прав человека. Уже перед падением "берлинской стены" третья Хельсинкская конференция приняла решение о введении механизма, который обязывал бы государства-участники предоставлять по желанию других государств-участников информацию по вопросам прав человека. Большой прорыв произошел на встрече СБСЕ в верхах в Париже в 1990 году, где государства-участники объявили в "Хартии для Новой Европы" наступление новой эры демократии, мира и единства. Прошли конференции в Копенгагене (1990г.) и в Москве (1991г.).

Копенгагенский заключительный документ содержит единственные в своем роде обязательства в сфере "человеческого измерения", касающиеся не только взаимоотношений правительств и граждан, но и детально регулирующие вопросы взаимодействия государственных институтов. В этом контексте нашла яркое отражение и концепция правового государства, являющаяся обязательной предпосылкой соблюдения прав человека. Копенгагенский документ содержит всесторонние обязательства, позволяющие реализовать минимальные демократические нормы проведения электоральных кампаний и защиты национальных меньшинств. В Московском документе, очевидно, под впечатлением неудавшегося московского путча 1991 года, впервые была отчетливо подтверждена еще одна инновационная особенность деятельности СБСЕ: обязательства в сфере "человеческого измерения" отражают непосредственное и обоснованное желание всех государств-участников и относятся поэтому не только к сфере их внутренних дел. Иначе говоря, государства-участники СБСЕ взаимно признали друг за другом право вмешиваться, если где-то в пространстве СБСЕ нарушаются права человека.

СБСЕ/ОБСЕ после окончания "холодной войны": разработка структур управления и их внедрение

Однако раздел Европы, распад Югославии и Советского Союза вскрыли старые конфликты, породили новые проблемы - создалась новая серьезная угроза европейской безопасности. С учетом требований времени центр тяжести работы СБСЕ с установки норм был перенесен на создание структур управления. В течение нескольких лет СБСЕ превратилась в оперативную международную организацию с прочной структурой. В 1994 году на Будапештской встрече СБСЕ была переименована в Организацию по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Сегодня целый ряд учреждений внутри новой развившейся структуры ОБСЕ занимаются дальнейшим развитием принципов концепции "человеческого измерения", разработкой структур управления и контролем. Сюда относятся: центральные политические руководящие и исполнительные комитеты ОБСЕ, еженедельно заседающий в Вене Постоянный Совет, представляющий собой постоянный форум. Каждый год проходят встречи министров иностранных дел. Регулярно - встречи в верхах, семинары. Нормы ОБСЕ по "человеческому измерению" раз в год подвергаются экспертизе на так называемой "встрече по выполнению обязательств". При поддержке неправительственных организаций, которые могут принимать активное участие в упомянутых мероприятиях, вырабатываются конкретные предложения о том, как государства-участники, наравне с ОБСЕ как организацией, могут дальше работать над переориентацией обязательств ОБСЕ.

Структурные подразделения ОБСЕ, в частности Бюро по вопросам демократических институтов и правам человека в Варшаве, Верховный Комиссар по национальным меньшинствам в Гааге и Уполномоченный ОБСЕ по средствам массовой информации призваны оказывать поддержку государствам-участникам при развитии норм ОБСЕ. Правление ОБСЕ может поставить вопрос на самом высоком политическом уровне, если события, происходящие в одном из государств-участников в сфере "человеческого измерения", вызывают тревогу. И, наконец, в Центральной и Восточной Европе, в Юго-Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии появились 18 миссий ОБСЕ, которые являются важным инструментом для предотвращения конфликтов, для преодоления кризисов, для оказания поддержки государствам-участникам при условии выполнения их обязательств.

ОБСЕ в начале XXI века: время перемен

События начала XXI века предъявляют к системе европейской безопасности новые требования, ставят мир перед новой ситуацией. Локальные конфликты, нередко возникающие из-за несоблюдения прав человека, все чаще занимают место классических международных конфликтов. Религиозные и этнические очаги напряженности, международный терроризм, экстремизм с применением насилия и бесконтрольное распространение легкого оружия дестабилизируют процессы демократизации, происходящие во многих государствах-участниках. Торговля людьми, организованная преступность, контрабанда наркотиков побуждают международное сообщество к решительным действиям. Продолжающиеся конфликты в Нагорном Карабахе и Приднестровье должны быть, наконец, разрешены. Требуются большие усилия, чтобы преодолеть последствия военных конфликтов на Балканах и на Кавказе.

Как в период принятия Хельсинкского заключительного акта, так и в настоящее время ОБСЕ снова подвергается критике. Ей ставятся в упрек бездействие и недостаточная эффективность. При всей частично справедливой критике нельзя не отметить, что ОБСЕ с ее 54 полноправными государствами-участниками (Югославия была временно отстранена от участия в 1992 году) может быть достаточно полезной для решения спорных вопросов. Без ОБСЕ возникла бы ощутимая брешь в системе европейской безопасности.

ОБСЕ отличается от других международных организаций (НАТО, ЕС, ЗЕС, Совет Европы или СНГ) всесторонней концепцией безопасности, широким географическим охватом стран-участников, но главное, что ОБСЕ основана на принципах равноправного сотрудничества и согласия. Ввиду своего чисто политического характера и малого бюрократического аппарата ОБСЕ оказалась способной быстро и гибко реагировать на изменения ситуации. Это утверждение справедливо и применительно к выработке норм.

По отношению к внутренним конфликтам, происходящим в странах-участниках, ОБСЕ располагает целым рядом преимуществ, в частности, считает незаконным запрет на вмешательство во внутренние дела государства. Преимуществом также является и то, что в основе деятельности организации лежит политика сотрудничества, а не конфронтации. Благодаря своим представительствам на местах ОБСЕ способна быстрее предотвращать, улаживать конфликты или помогать преодолевать их последствия.

Упомянутые структуры ОБСЕ развились со временем в оперативный политический аппарат. В первую очередь, это Бюро по вопросам демократических институтов и правам человека (БДИПЧ) - центральное учреждение ОБСЕ по правам человека. БДИПЧ поддерживает процессы демократизации во многих странах Восточной и Юго-Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа с помощью внедрения различных проектов по вопросам права, миграции, равноправия полов, поддержки гражданского общества и интеграции народа и власти. В сотрудничестве с Парламентской Ассамблеей ОБСЕ БДИПЧ наблюдает за проведением выборов в государствах-участниках и оказывает им техническую помощь в проведении выборов. В рамках своих полномочий БДИПЧ следит за ситуацией в странах-участниках, связанной с правами человека, обращает внимание председателя ОБСЕ на случаи их нарушения. Верховный Комиссар по вопросам национальных меньшинств с помощью средств превентивной дипломатии, содействующих разрядке потенциальных конфликтов в многонациональных государствах, и уполномоченный по вопросам свободы средств массовой информации также взяли на себя важные функции в области "человеческого измерения".

В каком направлении будет развиваться ОБСЕ дальше, учитывая требования времени? Прежде всего, обязателен дальнейший рост профессионализма персонала. Решение о создании группы быстрого реагирования по экспертной помощи и сотрудничеству (REACT) на последней встрече ОБСЕ в верхах в Стамбуле в ноябре 1999 года было важным шагом по созданию резерва квалифицированных специалистов в государствах-участниках, к которым ОБСЕ может прибегнуть в кризисном случае. ОБСЕ должна делать все, чтобы сохранить свою гибкость - одно из самых больших своих преимуществ, умение обойтись небольшим эффективным бюрократическим аппаратом и способность оперативно использовать свои децентрализованные структуры с относительно автономными миссиями и учреждениями. Необходимо далее устанавливать и развивать международные контакты для предотвращения конфликтов и преодоления кризисов в странах-участниках, эффективнее использовать имеющиеся для этого ресурсы. В этих целях на встрече в Стамбуле была принята "Платформа по совместной безопасности".

Углубилось сотрудничество с финансовыми и экономическими учреждениями, например с Европейским банком реконструкции и развития. В настоящее время эти структуры признают "принцип обусловленности" и поддерживают те государства, где соблюдаются права человека и другие демократические и правовые принципы.

С момента своего основания СБСЕ/ОБСЕ, формируя обязательные правила политической игры, внесла весомый вклад в создание современной нормативной базы, регулирующей сферу "человеческого измерения". Тем не менее, остается ряд нерешенных вопросов, таких, например, как соблюдение прав детей и борьба с торговлей людьми.

Хотя со дня подписания Хельсинкского заключительного акта и прошло уже 25 лет, ОБСЕ осталась молодой, динамичной и гибкой организацией. Если она сохранит эти черты, то и в дальнейшем будет в состоянии находить эффективные решения в ответ на новые требования, связанные с европейской безопасностью.

Жерар Штудманн,
директор Бюро по вопросам демократических институтов
и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ,
(Варшава, Польша)



   TopList         

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    Институт прав человека

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки