Адамишин Анатолий Леонидович,
заместитель министра иностранных дел СССР (1986-90гг.) и России (1992-94 гг.),
министр СНГ Российской Федерации (1997-98гг.),
Чрезвычайный и Полномочный посол РФ
Председатель Попечительского Совета
Института прав человека
Права человека это область, впитывающая в себя фактически все философию жизни, экономическое, социальное развитие, взаимоотношения между государством и личностью, становление самой личности. Это то, что определяет лицо общества, его эволюцию. Печально, но недоразвитость нашего общества в его подходе к правам человека, интересам личности в значительной степени привела, наряду, конечно, с другими факторами, к тому, что мы, зачастую, остаемся в стороне от основного потока мировой цивилизации, от наиболее развитых стран. У нашей страны есть шанс исправить ситуацию, опираясь не только на собственные силы и желание сформировать истинно правовое общество, но и обращаясь к международному сотрудничеству с ведущими организациями, цель деятельности которых защиты прав и свобод человека вне зависимости от того, на территории какого государства он проживает. Исполнилось 5 лет с момента присоединения России к Совету Европы. Отмечая эту дату, полезно подчеркнуть, что в фундамент строящегося здания правового общества в России закладываются договорно-правовые акты Совета Европы, признанные и реализуемые в ведущих странах континента. Теперь, когда мы подходим к становлению правового государства, не грех вспомнить некоторые этапы этого многотрудного пути.
Так, в 70-80 годы многие из нас понимали, что не все благополучно в датском королевстве, где отношения между государством и личностью сводились фактически к тому, что государство подминало все под себя. Другой же стороне личности была уготована довольно жалкая судьба, если эта личность не была номенклатурная, и тем самым огражденная от многих материальных неприятностей, о моральных особый разговор. Когда пришла перестройка, появилось ощущение, что можно многое исправить после стольких лет затхлости и застоя. В том числе перестроить отношения в нашем социалистическом обществе, дав простор гуманизму. Что-то вроде построения социализма с человеческим лицом.
В 1985 году М.С. Горбачев сделал министром иностранных дел Э.А. Шеварднадзе, а тот через год назначил меня своим заместителем, в функции которого входили также проблемы прав человека. В МИДе впервые в истории этого ведомства было создано управление по гуманитарному сотрудничеству. Была предпринята попытка совершить прорыв в целом ряде областей, таких как выезд из СССР, свобода совести, свобода слова, проблемы психиатрических лечебниц, что было очень остро в то время и так далее. В соответствии с тогдашним нашим ГОСТом новая, более передовая правовая база создавалась по большей части не в виде законов, а в форме указов Президиума Верховного Совета СССР. Вокруг одного из них - Указа о въезде и выезде из страны развернулась в 1986-87 гг. очень серьёзная борьба. Один из главных ее моментов институт государственной тайны . Люди, которые хоть ненадолго соприкоснулись с государственными секретами, теряли возможность выехать за границу. В общем-то, людям не пристало уезжать из своей страны, надо, чтобы им было хорошо в ней, но если уж они хотят уехать, то должны иметь такую возможность. Секретность была одним из тяжелых последствий того периода 70-80 годов, когда в мощную силу вошел военно-промышленный комплекс, когда милитаризация захватила не только экономику, но и мышление. Вывешивался знак секретно и под его прикрытием делали то, что хотели, стараясь не допустить какой бы то ни было контроль. Сколько сил было потрачено на то, чтобы если не отменить, то хотя бы смягчить эту практику, доходившую до абсурда, сохраняя в силе разумные меры, направленные на то, чтобы секреты не разбазаривались. Оно, это разбазаривание пришло позже, уже после развала Советского Союза.
Иногда меня спрашивают: почему вдруг во время перестройки так заиграла не очень традиционная для России проблематика прав человека? Что, Запад надавил? Нет! На первое место я определенно ставлю наше собственное общественное движение за либерализацию внутренней жизни. Что же касается Запада, то его позиция использовалась теми, кто хотел демократических перемен для того, чтобы облегчить их осуществление. В конечном итоге, права человека вышли на уровень важнейших государственных проблем, на тот же уровень, что и вопросы разоружения, или урегулирования региональных конфликтов.
Насчет свободы печати одним из ее аспектов была необходимость реформировать издательскую деятельность. Все издательства тогда были государственными и в условиях подобной монополии, в условиях цензуры напечатать нечто свободомыслящее было весьма сложно. Именно в тот период удалось разукрупнить издательства, лишить их в какой-то степени монополистических прав. Это были первые, с боями дававшиеся шаги, но во многих областях они расчистили дорогу для дальнейших демократических преобразований.
А как приходилось бороться, чтобы облегчить жизнь деятелям культуры, хотя бы предоставить им возможность свободно выезжать за границу в индивидуальном качестве. До этого практически всегда надо было ехать группой, причем в составе делегации обычно ехала личность в штатском, как пел Высоцкий. Получение гонорара, авторские права - это тоже были серьезные проблемы. Тогда я был одновременно и председателем комиссии СССР по ЮНЕСКО. Помню, что впервые Дмитрию Сергеевичу Лихачеву удалось выехать за рубеж в весьма почтенном возрасте как раз на сессию ЮНЕСКО в Париже. До этого его никуда не пускали. Или, кто сейчас помнит, сколько сил было потрачено на то, чтобы разрешить Ю.П. Любимову вернуться в Союз. Многие вещи кажутся сейчас если не мелкими, то само собой разумеющимися. Но на первых стадиях перестройки ее лейтенанты вели изнурительную борьбу, которая зачастую решалась только на самом верху, на Политбюро ЦК КПСС.
Потом стали появляться первые проекты законов по правам человека, о свободе печати, об общественных и политических организациях, о религиозной свободе и т.д. При их подготовке мы брали за образец международно-правовые документы, ориентируясь, прежде всего, на здравый смысл. Нередко, однако, то, что выходило в свет разительно отличалось от первоначального замысла, ибо существовала довольно изощренная система растворения, разжижения, кастрации новаторских предложений. К примеру, докладывал я как-то на секретариате ЦК КПСС что требовалось бы сделать для либерализации культурных связей. Довольно жесткая была дискуссия, в результате которой примерно половина из того, что мы предлагали, была выброшена. Потом приходят ко мне эти документы из Секретариата, смотрю из той половины, что оставалась, еще половина выкинута. Вот она, природа половинчатости принимаемых решений.
Для многих из нас те годы романтического периода перестройки, утверждения в том числе прав человека в СССР оказались звездными годами . Не было зазора между тем, во что ты верил, и тем, что ты делал на практике. Не было люфта между взглядами и реальными делами. Это, пожалуй, было не более двух-трех лет за все сорок лет моей дипломатической карьеры.
И все же я надеюсь, что кропотливыми ежедневными усилиями нам все-таки удастся приблизить тот день, когда мы будем с гордостью жить в своей стране, в состоявшемся правовом государстве, чувствуя себя законопослушными гражданами, которые уверенно смотрят друг другу в глаза и чувствуют, что закон их защитит. Уверен, что свою роль в приближении этого дня сыграет и сотрудничество России с Советом Европы.
Институт прав человека Ежегодник
|