В мире появился «террористический» налог
На прицеле -
мировая глобализация
Атака
на Центр всемирной торговли и Пентагон была не только «ударом по
Америке», хотя многие восприняли трагические события именно так.
Теракты стали в первую очередь ударом по глобализации – ударом по
усилению мировых связей, упрощению условий мировой торговли,
межстрановому обмену людьми, товарами, знаниями и финансами. Вторым
ударом по глобализации стала антитеррористическая война, начатая
Соединенными Штатами.
Два
глобальных события кардинально изменили картину мирового бизнеса.
Во-первых, растут издержки, причем больше всего издержки
внешнеэкономических операций. Во-вторых, во многих странах
увеличиваются (или увеличатся в скором времени) расходы на оборону и
на обеспечение безопасности. В результате меняется баланс между
частным и государственным секторами, увеличивается налоговое бремя.
Если за 15 лет после окончания «холодной войны» США снизили военные
расходы с 6,5% ВВП до 3%, а Европа – с 4% до 2,2% валового
внутреннего продукта, то теперь начинается рост расходов на оборону.
Не исключено, что уже в 2003 году оборонный бюджет США вырастет на
треть, достигнув $400 млрд. Придется вооружаться и другим странам.
Увеличение
государственных инвестиций способствует росту долгосрочных
процентных ставок, уменьшению инвестиций частного сектора и, по
мнению American Enterprise Institute, серьезно замедляет темпы роста
производительности труда. Рост бизнес-издержек и отчислений
государству равнозначен, по сути дела, введению нового,
«террористического» налога. Война с терроризмом вынуждает отвлекать
все больше средств на оборону, безопасность, страховые взносы и
проч. Эти деньги вымываются из бизнеса.
Военная
экономика
В последние годы корпорации всей планеты (за исключением отдельных
депрессивных стран типа России) привыкли жить в условиях мира,
стабильности, предсказуемости, растущей экономики и снижающихся
налогов. В США расходы бюджета за 1990-е уменьшились с 20,4% до
17,6% ВВП. Снижение цен на перемещение товаров и телекоммуникации
дало огромный толчок развитию рекламы, консалтинга, послужило
транснационализации образовательных услуг. Одним из самых
быстроразвивающихся секторов экономики стал туризм.
Теперь
вектор развернулся в обратную сторону, причем так круто, что пока не
видно, когда закончится разбухание государственного сектора. Войны и
депрессии вообще способствуют отходу от принципов рыночной
экономики. Ситуацию усугубляют американская и мировая рецессии,
начавшиеся еще до террористических актов. Замедление темпов роста
экономики приводит к падению спроса, снижению расходов корпораций,
уменьшению объемов инвестиций и прибылей (по ряду прогнозов, в этом
году корпоративные прибыли в США упадут на 14 – 18%) и
т.д.
В
России острее других резкое ухудшение условий ведения бизнеса
почувствовала черная и цветная металлургия. Упали цены на никель и
платиноиды, причем не в последнюю очередь из-за спада производства в
мировой автоиндустрии. Стальной рынок переживает острейший кризис
перепроизводства, что приводит к снижению цен и к новым торговым
барьерам, устанавливаемым ведущими импортерами (США и ЕС). На
очереди – попытка США вынудить Китай, Россию и в меньшей степени
страны Юго-Восточной Азии сократить «избыточные» с точки зрения
мирового рынка мощности.
Другие
российские экспортеры пока не столкнулись со сколько-нибудь
серьезным ухудшением ситуации. Но в том, что это произойдет уже
довольно скоро, сомневаться не приходится. Если не будет сокращения
поставок нефти из Персидского залива, довольно затяжным окажется
снижение цены на нефть. Кроме того, российским компаниям грозит и
ряд специфических рисков. Все-таки на юге России гораздо более
неспокойно, чем в южных штатах США, а Закавказье и Средняя Азия как
очаги напряженности куда взрывоопаснее Латинской Америки. Активно
работающие на юге России и на Каспии нефтекомпании все это ощутили
уже в полной мере: то перерабатывающий завод взорвут, то часть
трубопровода унесут... Наконец, с новой угрозой столкнулись и
российские экспортеры оружия: под предлогом борьбы с терроризмом США
намерены снять ограничения на поставки вооружения в Индию, Китай,
Иран, во Вьетнам, в Сирию и другие страны. А это как раз основные
покупатели российского оружия.
Затраты
«рискового» времени
Первая
составляющая «террористического» налога – рост неналоговых затрат
компаний. О ней пока и будем говорить: расходы государств растут, но
это не сразу выльется в увеличение налогов. А бизнес-издержки уже
выросли.
Раньше
других увеличиваются таможенные расходы: государства усиливают
охрану своих границ. Для компаний это означает рост финансовых
затрат и увеличение сроков, необходимых для прохождения таможни.
«После всех разговоров о глобализации мы внезапно осознали, что
национальные границы все еще существуют», – говорит экономист Джон
Стиглиц из Колумбийского университета (США). А в 1990-е уже
казалось, что границ нет. Пожалуй, не было двух других стран,
настолько доверяющих друг другу, как США и Канада. Теперь же
американские таможенники особенно тщательно досматривают и грузы, и
людей, прибывающих из этой страны.
Суда,
собирающиеся зайти в американские порты, должны теперь предоставлять
список экипажа и декларацию о грузе не за 24 часа, а за 96 часов до
прибытия. Машиностроительные компании Caterpillar Inc. и Deere &
Co. объявили, что расходы крупнейших импортеров на пересечение
американской границы из-за усиления мер безопасности вырастут на $4
млрд. Вице-президент занимающейся грузовыми авиаперевозками Danzas
AEI Intercontinental Риг Кенни предупреждает своих клиентов об
ожидаемом ужесточении таможенных процедур. По прогнозам, годовой
объем транспортных и страховых расходов американских импортеров (без
увеличения объемов импорта) вырастет с нынешних $36 млрд до $42
млрд. И даже электронная коммуникация теряет свою прелесть из-за
усиления надзора.
Затем
начинают расти транспортные расходы. В основном это связано с
увеличившимся риском транспортников стать объектами терактов и
возросшими в связи с этим расходами на страховку. По той же причине
транспортные профсоюзы активно требуют увеличения зарплаты и
резервов «на несчастный случай». Наконец, не только авиакомпаниям,
но и другим транспортникам в ближайшее время придется сильно
потратиться на новые системы безопасности.
Однако
в целом прогноз относительно динамики цен на перевозки неясен.
Падение объема морских перевозок вынуждает моряков снижать цены. Еще
до 11 сентября морской трафик между Юго-Восточной Азией и восточным
побережьем США снизился на 11%, и до конца года он может уменьшиться
еще на такую же величину. В результате за сентябрь цена фрахта в
отдельных случаях снизилась почти на 20%, а стоимость доставки
контейнера из Китая на западное побережье США упала по сравнению с
пиковыми 1999 – 2000 годами более чем вдвое. В условиях, когда
контейнерные мощности превышают снизившийся спрос на перевозки,
транспортники вынуждены консолидироваться – процессы слияний и
поглощений на этом рынке резко активизировались. Недавно о создании
нового альянса объявили пять китайских, японских и корейских судовых
компаний.
Теракты
затруднили работу экспресс-перевозчиков, имевших льготы по
ускоренной «растаможке» грузов. Представитель компании UPS, которая
активно занимается доставкой компонентов для компьютерной индустрии
и телекоммуникационных производств, отмечает, что авиационная
администрация США запретила перевозить грузы пассажирскими рейсами.
Естественно, держать на каждом направлении грузовой чартер
экспресс-перевозчики не могут, поэтому та же UPS, оценивающая в $130
млн рост своих издержек, вызванных терактами, ищет альтернативные
решения. Но все эти решения заведомо более дороги и
медленны.
Растут
и страховые тарифы, что тоже вполне объяснимо: еще один-два теракта,
сопоставимых по масштабам с событиями 11 сентября, и крупнейшие
страховые и перестраховочные компании без повышения тарифов окажутся
банкротами. Страховщики закладывают террористические риски в спешно
пересматриваемые ставки и оценивают их весьма высоко. По прогнозам,
в будущем году страховые издержки компаний, составляющие порядка 2 –
2,5% от объема всех затрат, вырастут в полтора раза (в том числе по
страхованию недвижимости на 80 – 100%)
Однако
даже рост страховой премии не спасает страховщиков. В условиях
растущих рисков они пытаются сделать государство «страховщиком
последней инстанции». Впрочем, по данным Electronic Data Systems,
избыточная капитализация индустрии страхования недвижимости и
несчастных случаев составляла перед 11 сентября примерно $100 млрд.
То есть в принципе страховщики могут расплатиться и сами: проблемы
не у отрасли, а у отдельных компаний. Тем не менее государства,
похоже, не оставят страховщиков наедине с рынком, а введут новую
статью расходов за счет налогоплательщиков. Риски в военное время
велики, и протекционистски настроенная команда Джорджа Буша подает
пример другим, избавляя национальный бизнес от сложных проблем и не
учитывая, что страхование грозит превратиться из частного бизнеса в
государственный. В мирное время бюджеты могут получать от страховой
деятельности прибыли, а в «рисковое» – покрывать потери компаний и
граждан за общий счет.
То
же самое касается и авиакомпаний. Нынешние низкие доходы не
позволяют им увеличивать страховые взносы и тратить существенные
средства на оборудование аэропортов и самолетов системами
безопасности. Что делает в этой ситуации американское государство?
Дает компаниям $15 млрд в виде прямой помощи и гарантий по займам. И
обещает дальнейшую поддержку. Фактически тем самым в отдельно взятой
отрасли перестает действовать закон о банкротстве. Кроме того,
правительство берет на себя большую часть расходов по оборудованию
аэропортов системами безопасности и их охране.
А поскольку мировой
рынок авиаперевозок един, то вслед за американцами (и вопреки
собственному желанию) адекватную помощь авиакомпаниям вынужден
оказать ЕС. Иначе европейские авиакомпании просто не смогут
конкурировать с американскими авиаперевозчиками, имеющими мощную
государственную поддержку. В перспективе такая политика ведет либо к
огосударствлению отрасли, либо к ухудшению условий конкуренции и
последующему разделу рынка небольшим числом перевозчиков,
поддерживаемых национальными правительствами.
Борис Грозовский
Журнал "Компания"
ЗАО "Издательский дом "Курьер". 2001
|