Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Материалы дискуссий по вопросам глобализации
Конец глобализации

В мире появился «террористический» налог

На прицеле - мировая глобализация

Атака на Центр всемирной торговли и Пентагон была не только «ударом по Америке», хотя многие восприняли трагические события именно так. Теракты стали в первую очередь ударом по глобализации – ударом по усилению мировых связей, упрощению условий мировой торговли, межстрановому обмену людьми, товарами, знаниями и финансами. Вторым ударом по глобализации стала антитеррористическая война, начатая Соединенными Штатами.

Два глобальных события кардинально изменили картину мирового бизнеса. Во-первых, растут издержки, причем больше всего издержки внешнеэкономических операций. Во-вторых, во многих странах увеличиваются (или увеличатся в скором времени) расходы на оборону и на обеспечение безопасности. В результате меняется баланс между частным и государственным секторами, увеличивается налоговое бремя. Если за 15 лет после окончания «холодной войны» США снизили военные расходы с 6,5% ВВП до 3%, а Европа – с 4% до 2,2% валового внутреннего продукта, то теперь начинается рост расходов на оборону. Не исключено, что уже в 2003 году оборонный бюджет США вырастет на треть, достигнув $400 млрд. Придется вооружаться и другим странам.

Увеличение государственных инвестиций способствует росту долгосрочных процентных ставок, уменьшению инвестиций частного сектора и, по мнению American Enterprise Institute, серьезно замедляет темпы роста производительности труда. Рост бизнес-издержек и отчислений государству равнозначен, по сути дела, введению нового, «террористического» налога. Война с терроризмом вынуждает отвлекать все больше средств на оборону, безопасность, страховые взносы и проч. Эти деньги вымываются из бизнеса.

Военная экономика

В последние годы корпорации всей планеты (за исключением отдельных депрессивных стран типа России) привыкли жить в условиях мира, стабильности, предсказуемости, растущей экономики и снижающихся налогов. В США расходы бюджета за 1990-е уменьшились с 20,4% до 17,6% ВВП. Снижение цен на перемещение товаров и телекоммуникации дало огромный толчок развитию рекламы, консалтинга, послужило транснационализации образовательных услуг. Одним из самых быстроразвивающихся секторов экономики стал туризм.

Теперь вектор развернулся в обратную сторону, причем так круто, что пока не видно, когда закончится разбухание государственного сектора. Войны и депрессии вообще способствуют отходу от принципов рыночной экономики. Ситуацию усугубляют американская и мировая рецессии, начавшиеся еще до террористических актов. Замедление темпов роста экономики приводит к падению спроса, снижению расходов корпораций, уменьшению объемов инвестиций и прибылей (по ряду прогнозов, в этом году корпоративные прибыли в США упадут на 14 – 18%) и т.д.

В России острее других резкое ухудшение условий ведения бизнеса почувствовала черная и цветная металлургия. Упали цены на никель и платиноиды, причем не в последнюю очередь из-за спада производства в мировой автоиндустрии. Стальной рынок переживает острейший кризис перепроизводства, что приводит к снижению цен и к новым торговым барьерам, устанавливаемым ведущими импортерами (США и ЕС). На очереди – попытка США вынудить Китай, Россию и в меньшей степени страны Юго-Восточной Азии сократить «избыточные» с точки зрения мирового рынка мощности.

Другие российские экспортеры пока не столкнулись со сколько-нибудь серьезным ухудшением ситуации. Но в том, что это произойдет уже довольно скоро, сомневаться не приходится. Если не будет сокращения поставок нефти из Персидского залива, довольно затяжным окажется снижение цены на нефть. Кроме того, российским компаниям грозит и ряд специфических рисков. Все-таки на юге России гораздо более неспокойно, чем в южных штатах США, а Закавказье и Средняя Азия как очаги напряженности куда взрывоопаснее Латинской Америки.

Активно работающие на юге России и на Каспии нефтекомпании все это ощутили уже в полной мере: то перерабатывающий завод взорвут, то часть трубопровода унесут... Наконец, с новой угрозой столкнулись и российские экспортеры оружия: под предлогом борьбы с терроризмом США намерены снять ограничения на поставки вооружения в Индию, Китай, Иран, во Вьетнам, в Сирию и другие страны. А это как раз основные покупатели российского оружия.

Затраты «рискового» времени

Первая составляющая «террористического» налога – рост неналоговых затрат компаний. О ней пока и будем говорить: расходы государств растут, но это не сразу выльется в увеличение налогов. А бизнес-издержки уже выросли.

Раньше других увеличиваются таможенные расходы: государства усиливают охрану своих границ. Для компаний это означает рост финансовых затрат и увеличение сроков, необходимых для прохождения таможни. «После всех разговоров о глобализации мы внезапно осознали, что национальные границы все еще существуют», – говорит экономист Джон Стиглиц из Колумбийского университета (США). А в 1990-е уже казалось, что границ нет. Пожалуй, не было двух других стран, настолько доверяющих друг другу, как США и Канада. Теперь же американские таможенники особенно тщательно досматривают и грузы, и людей, прибывающих из этой страны.

Суда, собирающиеся зайти в американские порты, должны теперь предоставлять список экипажа и декларацию о грузе не за 24 часа, а за 96 часов до прибытия. Машиностроительные компании Caterpillar Inc. и Deere & Co. объявили, что расходы крупнейших импортеров на пересечение американской границы из-за усиления мер безопасности вырастут на $4 млрд. Вице-президент занимающейся грузовыми авиаперевозками Danzas AEI Intercontinental Риг Кенни предупреждает своих клиентов об ожидаемом ужесточении таможенных процедур. По прогнозам, годовой объем транспортных и страховых расходов американских импортеров (без увеличения объемов импорта) вырастет с нынешних $36 млрд до $42 млрд. И даже электронная коммуникация теряет свою прелесть из-за усиления надзора.

Затем начинают расти транспортные расходы. В основном это связано с увеличившимся риском транспортников стать объектами терактов и возросшими в связи с этим расходами на страховку. По той же причине транспортные профсоюзы активно требуют увеличения зарплаты и резервов «на несчастный случай». Наконец, не только авиакомпаниям, но и другим транспортникам в ближайшее время придется сильно потратиться на новые системы безопасности.

Однако в целом прогноз относительно динамики цен на перевозки неясен. Падение объема морских перевозок вынуждает моряков снижать цены. Еще до 11 сентября морской трафик между Юго-Восточной Азией и восточным побережьем США снизился на 11%, и до конца года он может уменьшиться еще на такую же величину. В результате за сентябрь цена фрахта в отдельных случаях снизилась почти на 20%, а стоимость доставки контейнера из Китая на западное побережье США упала по сравнению с пиковыми 1999 – 2000 годами более чем вдвое. В условиях, когда контейнерные мощности превышают снизившийся спрос на перевозки, транспортники вынуждены консолидироваться – процессы слияний и поглощений на этом рынке резко активизировались. Недавно о создании нового альянса объявили пять китайских, японских и корейских судовых компаний.

Теракты затруднили работу экспресс-перевозчиков, имевших льготы по ускоренной «растаможке» грузов. Представитель компании UPS, которая активно занимается доставкой компонентов для компьютерной индустрии и телекоммуникационных производств, отмечает, что авиационная администрация США запретила перевозить грузы пассажирскими рейсами. Естественно, держать на каждом направлении грузовой чартер экспресс-перевозчики не могут, поэтому та же UPS, оценивающая в $130 млн рост своих издержек, вызванных терактами, ищет альтернативные решения. Но все эти решения заведомо более дороги и медленны.

Растут и страховые тарифы, что тоже вполне объяснимо: еще один-два теракта, сопоставимых по масштабам с событиями 11 сентября, и крупнейшие страховые и перестраховочные компании без повышения тарифов окажутся банкротами. Страховщики закладывают террористические риски в спешно пересматриваемые ставки и оценивают их весьма высоко. По прогнозам, в будущем году страховые издержки компаний, составляющие порядка 2 – 2,5% от объема всех затрат, вырастут в полтора раза (в том числе по страхованию недвижимости на 80 – 100%)

Однако даже рост страховой премии не спасает страховщиков. В условиях растущих рисков они пытаются сделать государство «страховщиком последней инстанции». Впрочем, по данным Electronic Data Systems, избыточная капитализация индустрии страхования недвижимости и несчастных случаев составляла перед 11 сентября примерно $100 млрд. То есть в принципе страховщики могут расплатиться и сами: проблемы не у отрасли, а у отдельных компаний.

Тем не менее государства, похоже, не оставят страховщиков наедине с рынком, а введут новую статью расходов за счет налогоплательщиков. Риски в военное время велики, и протекционистски настроенная команда Джорджа Буша подает пример другим, избавляя национальный бизнес от сложных проблем и не учитывая, что страхование грозит превратиться из частного бизнеса в государственный. В мирное время бюджеты могут получать от страховой деятельности прибыли, а в «рисковое» – покрывать потери компаний и граждан за общий счет.

То же самое касается и авиакомпаний. Нынешние низкие доходы не позволяют им увеличивать страховые взносы и тратить существенные средства на оборудование аэропортов и самолетов системами безопасности. Что делает в этой ситуации американское государство? Дает компаниям $15 млрд в виде прямой помощи и гарантий по займам. И обещает дальнейшую поддержку. Фактически тем самым в отдельно взятой отрасли перестает действовать закон о банкротстве. Кроме того, правительство берет на себя большую часть расходов по оборудованию аэропортов системами безопасности и их охране.

А поскольку мировой рынок авиаперевозок един, то вслед за американцами (и вопреки собственному желанию) адекватную помощь авиакомпаниям вынужден оказать ЕС. Иначе европейские авиакомпании просто не смогут конкурировать с американскими авиаперевозчиками, имеющими мощную государственную поддержку. В перспективе такая политика ведет либо к огосударствлению отрасли, либо к ухудшению условий конкуренции и последующему разделу рынка небольшим числом перевозчиков, поддерживаемых национальными правительствами.

Борис Грозовский
Журнал "Компания"
ЗАО "Издательский дом "Курьер". 2001


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList   

    vsestulya
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    vsestulya