Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Россия в третьей цивилизационной революции

Введение


Россия... История никогда не обрекала ее на безвестье, будь то периоды великодержавных взлетов или "смутные времена" внутренних раздраев. И все же внимание мирового соообщества народов к сегодняшней России представляется беспрецедентным. Демократизирующаяся страна фактичски стала одним из главных символов меняющегося мира, "великого модернизационного процесса" современности. Именно здесь и сейчас, в России, решается вопрос о всеобщности третьей цивилизационной революции, о планетарном масштабе ее преобразовательных возможност Россия... История никогда не обрекала ее на безвестъе, будь-то периоды великодержавных взлетов или "смутные времена" внутренних раздраев. И все же внимание мирового сообщества народов к сегодняшней России представляется беспрецедентным. Демократизирующаяся страна фактически стала однимей. Вместе с тем страна, если пользоваться определением В.Гущина, предстает "испытательным полем, на котором сконцентрированы все острейшие проблемы современности, все кризисы, все невзгоды - экономические, политические, социальные, религиозные, национальные и любые другие, какие только можно себе представить"1. И опыт, и результаты российского реформирования обречены на вызности и трагизма происходящих в России перемен носит пока что в основном интуитивно-эмоциональную окраску или же отмечено печатью идейно-мировоззренческих предпочтений. И это понятно, ибо для обыденного сознания большинства ее граждан прошлого уже нет, оход за пределы национальных границ, их интернационализация объективно неизбежна; равно справедливо и утверждение, что в преобразованиях в России, при всей их специфичности и "особости", проявляются глубокие закономерности мирового развития на стадии перехода человечества к освоению постиндустриальной цивилизации.

Внутреннее осознание грандионо разрушено, будущего еще нет, и оно призрачно, иллюзорно, так как его ценности контрастируют с устоявшимся менталитетом, настоящее же противоречиво, неустойчиво, крайне болезненно в связи с тем, что меняются не только форма жизнеустройства, но и основы жизнедеятельности общества. Ситуация в этом плане усугубилась несколькими обстоятельствами: полным банкротством советского обществоведения, оказавшегося неспособным не только адекватно отражать мировые процессы, но и реальности в собственной стране; развитиемотставание "вдогонку" (Е.Сабуров отмечал по этому поводу, что "как всегда в русской истории, причиной перемен явилось нарастающее в развитии от стран-соперниц"), что обусловило соблазн "заимствования" концепций и опыта, приведшего к успеху ряд западных стран2; восстановлением в "своих естественных правах" плюрализма общественной мысли, что вызвало настоящую революцию в духовной жизни россиян, предоставив в их распоряжение широчайшую палитру взглядов, теорий, концепций отечественных и зарубежных мыслителей прошлого и настоящего; в целом противоречивостью "прочтения" мировой наукой всеобщего кризиса современного человечества и перспектив его развития.

О богатстве и разнообразии "интеллектуального рынка" современной России можно судить по нескольким примерам, очерчивающим разброс мнений по основополагающим характеристикам развития нашей страны. Если В.Б.Пастухов утверждает, что "Россия еще не взошла в свое Новое время", поэтому "все институты, характерные для европейского Нового времени, находятся в России и других осколках бывшего Советского Союза в эмбриональном состоянии", что "здесь так и не произошла полная эмансипация политической власти, государство не приобрело значения всеобщего и, как следствие, не сложилась нация"3, то Д.Ольшанский констатирует, как само собой разумевшееся, что "русские как сколько-нибудь единый и целостный этнос, как реальная общность, обладающая единым специфическим национально-этническим самосозсбалансированногонанием, уже почти не существуют"4. Если Б.Г.Капустин рассматривает варианты возможного становления в РОССИИ " гражданского общества"5, то Э.А.Поздняков считает, что "достаточно развитое гражданское общество существовало у нас уке в Московской Руси, задолго до того, как что-то похожее стало появляться в Западной Европе"6. Если В.Гущин видит новую Россию вновь "имперской"7, Э.А.Поздняков уверен в неотвратимости воссоздания "исторической России8, то Д.Ольшанский проповедует неизбежность и желательность "тотального распада" страны, выдвигает идею создания "Русской республики как центра будущей национальной защищенности и в пеpcпективе, межнациональной стабильности всей страны. Не надо гнаться за размерами территории - достаточно иметь такое государственно-территориальное образование хотя бы в качестве символа"9. Если А.Ахиезер считает, что Россия "застряла между двумя цивилизациями", и раскол между "русской идеей" и западным либерализмом является "машиной, порождающей дезорганизацию"10, то В.Н.Шевченко пишет о России как о примере "негативного синтеза" Запада и Востока11. Если Г.В.Осипов утверждает, что существуют лишь предпосылки вхождения России в постиндустриальное информационное общество12, то В.Н.Шевченко исходит из того, что в таком случае "мы рискуем вновь получить еще одну абстрактно-всеобщую модель, теперь уже, несомненно, "срисованную" с постиндустриального общества, модель, с которой Россия распрощалась недавно и, хотелось бы верить, навсегда"13. Если сторонники "возвращения России в цивилизационное русло развития" подразумевают под этим ее интеграцию в евроатлантическую цивилизацию, то их оппоненты призывают искать источники самообновления страны "в истории, в прошлом народа, в глубинных истоках его духа", так как, "опершись на это прошлое, проще выйти из нынешних бед, легче обозначить и контуры будущего"14.

При всей многоплановости и противоречивости нынешней общественной дискуссии о судьбах России, нередко выступающей в форме традиционных для страны вопросов "что делать?" и "кто виноват?", почти консенсусным выглядит убеждение в необходимости глубокого ее реформирования, новой самоидентификации в современном мире. Политическая борьба с достаточно схоластического, если исходить из тенденций мирового развития, вопрошания "куда развиваться России?", сейчас фактически переведена в плоскость поиска ответов на то, как развиваться процессу модернизации страны, как обеспечить оптимальный, с наименьшими издержками путь усвоения ценностей постиндустриализма, не утратив при этом своей исторической индивидуальности. Понимание этого должно воплотиться в научно обоснованную стратегию реформирования, которая была бы поддержана всем народом и давала возможность использовать его творческий потенциал для строительства новой России. Она, эта стратегия, должна исходить как из культурно-исторической "особости" страны, так и из объективных тенденций развития, характеризующих современный, быстро меняющийся мир. Именно на таком подходе основывается рассмотрение российской проблематики в настоящей работе.

1. Гущин В. И все-таки имперской России быть //Независимая газета. - 17. 09.1993.
2. Сабуров Е. Всему нужен хозяин //Независимая газета. -06.10.1993.
3. Пастухов В.Б. "Новые русские": появление идеологии //Полис. - 1993. - № 3. - С.15-26.
4. Ольшанский Д. Политическая психология распада //Независимая газета. - 16.02.1992.
5. Капустин Б.Г. Россия и Запад на пути к миру миров. -М., 1993.
6. Поздняков Э.А. Россия сегодня и завтра //Международная жизнь. - 1993. - № 2. - С.27.
7. Гущин В. Указ. раб.
8. Поздняков Э.А. Россия - великая держава //Международная жизнь. - 1993. - № I. - С.7-17.
9. Ольшанский Д. О "национальной гордости" новых "великороссов" //Россия. - 1992. - № 27. - 7 июля.
10. Аврамова Е.М., Здравомыслова О.М., Турунцев Е.Б. Россия в поисках идентичности (опыт социологического анализа одной конференции) //Социс. - 1992. - № I. - С.144.
11. Шевченко В.Н. Официальный марксизм потерпел неудачу в России: что дальше? //Философские перспективы человечества: Сб. - М.; 1993. - С.34-42.
12. Осипов Г.В. Место и роль глобальных проблем в концепции безопасности Российской Федерации //Безопасность. -1993. - I* 8. - С.31.
13. Шевченко В.Н. указ. раб. - С.42.
14. Поздняков Э.А. Россия - великая держава... -

М.А.Мунтян
Доктор исторических наук, профессор
Декабрь 1993 г.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList   

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки