Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Россия в условиях глобализации.
Международные аспекты российской инновационной политики

Cоциально-экономические перспективы России, ее место в мировом экономическом и научно-техническом пространстве зависят от того, насколько эффективно государство будет формировать благоприятный инвестиционный климат в стране и поддерживать конкурентоспособные отрасли.

Решение этой задачи - одна из основных целей стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Для решительного прорыва в экономическом развитии государство должно отчетливо осознать определяющую роль науки в общественном развитии. В XXI в. безопасность страны и ее технологическая независимость будут определяться научно-технологическим потенциалом, прежде всего уровнем фундаментальной науки, квалификации кадров и инновационного потенциала.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ

Главная отличительная черта XX в. - невиданное развитие науки и техники. Мировой информационно-технологический рынок - рынок результатов интеллектуальной деятельности в овеществленной и неовеществленной форме - становится важнейшей сферой международных экономических отношений. Место страны в современном мире определяется сегодня не столько изобилием рабочих рук и сырья, сколько качеством человеческого капитала, уровнем образования и практического использования знаний, инновационной активностью экономики.

Вместе с тем усиливается дифференциация темпов экономического роста отдельных государств и, как результат, - разрыв между уровнями научно-технического развития национальных экономик. Так, пятерка ведущих стран - США, Япония, Германия, Франция и Великобритания - расходуют на НИОКР в настоящее время больше средств, чем все остальные государства мира вместе взятые, причем доля США в указанной группе превышает 50%.

Стратегической моделью и локомотивом роста экономики большинства промышленно развитых стран стали разработка новейших технологий, производство на их основе высокотехнологичных товаров и услуг, выход с ними на мировые рынки и развертывание международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся глобальной экономики. В докладе Мирового экономического форума "Глобальная конкурентоспособность 2000" встроенность в систему мировых экономических связей считается одним из трех основных факторов, определяющих конкурентоспособность экономики страны.

В 90-е годы в мировом хозяйстве произошли сдвиги, связанные главным образом с либерализацией международного экономического обмена и продвижением через системы ООН, ВТО и других международных правительственных организаций стратегии новой глобальной политической и экономической архитектуры мирового порядка при трансформации роли государства в регулировании экономики.

Научно-технический прогресс, особенно в сфере создания новых информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечил формирование целостного международного финансово-экономического организма, способствовал демократизации общественной жизни, переплетению национальных культур, становлению единого общепланетарного подхода к проблеме взаимодействия человечества с окружающей средой.

Современные процессы глобализации в научно-технической сфере отразились на содержании и направленности исследований и разработок. Фундаментальная наука, интернациональная по сути, окончательно преодолевает межгосударственные барьеры и становится общецивилизационным средством проникновения в тайны мироздания, самопознания человечества, прогнозирования мирового развития.

В области прикладных исследований и разработок все отчетливее видна ориентация на создание технологий общемирового применения, имеющих перспективные международные рынки сбыта и интегрирующих производственные и социальные системы отдельных стран и регионов мира. Либерализация внутренних рынков в развитых странах в условиях интенсивного технологического развития заставляет промышленные компании всеми силами бороться за быстро изменяющийся рынок, особенно в сфере высоких технологий. В развитых странах в 80-90-е годы темпы роста наукоемких отраслей промышленности были в среднем в 1.5-2 раза выше, чем по промышленности в целом. Однако и в традиционных отраслях экономики сохранение конкурентоспособности также во многом зависит от умения быстро внедрять наиболее эффективные передовые технологии.

Глобализация мирового хозяйства, рост масштабов экономической экспансии ТНК, дальнейший прогресс в развитии электронных средств связи, а также интернационализация науки обусловливают тенденцию к расширению международного сотрудничества в сфере НИОКР. При этом государственные органы различных стран адаптируют национальные системы регулирования науки к требованиям международного сотрудничества.

Важный элемент глобализации - создание мировой научно-технологической инфраструктуры, базовыми элементами которой являются международные сети и объединения усилий научно-технических организаций, ученых и специалистов разных стран, а также дистанционное использование зарубежных интеллектуальных ресурсов на основе современных информационно-коммуникационных компьютерных средств. Сделаны важные шаги в направлении унификации стандартов, систем сертификации, механизмов охраны прав интеллектуальной собственности и т.п.

Сегодня в число главных тенденций мирового развития относят формирование новой мировой экономической инфраструктуры, основанной на качественно новых видах товаров - результатах интеллектуальной деятельности. При этом выделяются 4 основные формы международного взаимодействия в инновационной сфере: лицензирование; прямые иностранные инвестиции; совместные предприятия; слияния и стратегические альянсы компаний разных стран, нередко конкурирующих друг с другом. По данным информационно-аналитического агентства деловой информации "Томсон файнэншл секьюритиз дейта", сумма сделок по приобретению и слиянию, заключенных в мире в 1999 г., достигла 3.16 трлн. долл., (в 1998 г. - 2.6 трлн. долл.).

Ведущую роль в глобальном технологическом развитии играют мощные транснациональные корпорации. Их стратегия переключается с создания зарубежных научно-технических подразделений, позволяющих аккумулировать научно-технические ресурсы и обеспечивать сбыт наукоемкой продукции, на формирование сетевых структур, дающих возможность рационально комбинировать ресурсы разных стран, регулируя развитие национальных научно-инновационных комплексов и научно-технических потенциалов различных государств в желаемом направлении. Наиболее продвинутой формой глобализации стали международные и межкорпоративные технологические альянсы, которые, как правило, контролируются ведущими мировыми финансовыми группами.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ В 90-е ГОДЫ

В минувшем десятилетии на характер международного научно-технического сотрудничества (МНТС) России оказали существенное влияние коренные изменения в системе внешнеэкономических связей России, прежде всего либерализация внешнеэкономической деятельности на основе отмены госмонополии на внешнеторговые и валютные операции. Это облегчило выход отечественных предприятий научно-технической сферы на внешние рынки, открыло доступ иностранной научно-технической продукции и капиталов на внутренний рынок. Следствием реформ стала либерализация международных научно-технических обменов и большая открытость российской науки. В сложный период становления рыночных отношений, сокращения масштабов финансирования науки, распада сложившихся научно-технических, производственных и финансово-экономических связей между предприятиями бывшего СССР, международное научно-технологическое сотрудничество стало для России жизненно важным в сохранении отечественного научно-технологического потенциала.

В первые годы реформ финансовая поддержка, полученная по линии зарубежных фондов (Международный научный фонд Дж. Сороса, программа Фулбрайт, Фонд Форда, фонд МакАртуров, Фонд гражданских исследований и разработок для государств бывшего СССР и др.) и международных организаций и программ (ИНТАС, ЭВРИКА, КОПЕРНИКУС, ТАСИС и пр.), реально помогла российским ученым и специалистам выжить в это трудное время. Так, только через созданный в 1992 г. Международный научный фонд для поддержки фундаментальной науки в бывшем СССР было выделено 100 млн. долл. (индивидуальные гранты ученым, коллективные гранты для научных групп, финансирование поездок на конференции и пр.).

В частности, было распределено по 500 долл. между 30 или 40 тыс. российских ученых. В 1998 г. доля совокупных иностранных инвестиций, привлекаемых в сферу науки и технологий России при активном использовании каналов и возможностей МНТС, составила, по нашей оценке, 10.3% от общих расходов на гражданские исследования и разработки, или около 250 млн. долл.. Во многих государственных научных центрах (ГНЦ) доля валютных поступлений от МНТС доходит до 15-20% общего финансирования выполняемых работ. Подавляющая часть зарубежных источников финансирования исследований и разработок - 74.5% - приходится на предпринимательский сектор науки (74,5%), 22,8% - на государственный сектор (включая РАН и отраслевые академии) и лишь 2,6% - на сектор высшего образования, отражая, таким образом, структуру спроса на выполняемые в России исследования и разработки со стороны зарубежных заказчиков.

Значение финансовой поддержки для сохранения российского научного потенциала трудно переоценить. Можно привести следующий пример. В конкурсе совместных проектов Фонда гражданских исследований и разработок для государств бывшего СССР (CRDF) в 1996-1998 гг. по одному из грантов были разработаны стойкие к магнитным полям фотоумножители, которые в 4 раза дешевле японских. После исчерпания гранта Фонд выделил деньги на продолжение уже прикладных работ. В итоге российская научная группа (МИФИ и СПб НПО "Электрон") не только выжила, но и добилась двадцатикратного роста финансирования, кроме того у нее появился деловой партнер.

Однако значение МНТС для российской сферы науки и технологий не ограничивается только финансовой помощью зарубежных стран. В 90-е годы существенно расширился спектр направлений совместных исследований и разработок, стали использоваться новые формы и механизмы международного взаимодействия в научно-технической сфере. Особую важность приобрели совместные исследования глобального характера, определяющие перспективы существования цивилизации, ее устойчивого и безопасного развития. Российская фундаментальная наука (по целому ряду направлений она остается мировым лидером) за годы экономических преобразований в стране стала поистине интернациональной. Возросла доля совместных публикаций ученых из России и других стран в общем потоке мировой научной литературы.

Интенсивность международных связей российских ученых даже выше среднемировой: доля публикаций в мировых журналах, подготовленных ими совместно с зарубежными авторами в 1991-1995 гг. составляла 21% их общего числа, в том числе в области физики - 30%, наук о Земле и космических исследований - 32%, математики - 33%. В последующие годы масштабы публикаций российских ученых за рубежом не снижались. В частности, их доля в общем количестве публикаций в научно-технических журналах Западной Европы (15 стран Европейского Союза, Швейцарии и Норвегии) в 1998-1999 гг. составила (%): в области физики - 31.6, химии - 20.1 материаловедения - 7.1, наук о жизни - 6.8, междисциплинарных наук - 5.5, наук о Земле - 3.6, математики 3.4.

Именно в фундаментальной науке все еще воплощен один из наших важнейших выигрышных конкурентных потенциалов. Показателен такой пример: ГНЦ Институт физики высоких энергий за 5 лет заключил более 50 контрактов на сумму примерно 2.5 млн. марок с немецким физическим центром DESY, располагающим вторым в мире по энергии протонов ускорителем HERA. Наши специалисты активно участвуют в разработке, изготовлении и испытаниях электрофизического оборудования, в создании автоматизированных систем управления и программного обеспечения для физических исследований.

В 90-е годы удалось не только обеспечить выполнение российских обязательств по ранее подписанным межправительственным и межведомственным соглашениям о научно-техническом сотрудничестве, но и существенно расширить его тематику и географию. Были установлены взаимовыгодные отношения, в частности, с Израилем, Южной Кореей, ЮАР, контакты с которыми на государственном уровне еще в недалеком прошлом представлялись маловероятными. Получили развитие совместные исследования в областях науки и технологий, которые ранее носили закрытый характер (суперкомпьютерные технологии, акустическая термометрия океана, телекоммуникации и пр.).

Особое внимание в последнее время уделялось восстановлению прежних интеграционных связей с государствами СНГ, в частности, для развития научных школ и совместного использования уникальных научных объектов. Международные научно-технологические связи России в немалой степени содействовали адаптации научно-технологической политики России к мировым тенденциям развития науки и техники, научного менеджмента и образования. Сотрудничество с большинством стран перешло на качественно новую договорно-правовую базу, учитывающую факторы реформирования российской науки и перехода к рыночным формам хозяйствования. В настоящее время МНТС осуществляется с 50 странами дальнего и ближнего зарубежья, а также с большинством ведущих международных организаций научно-технического профиля в рамках 52 межправительственных и более 100 межведомственных соглашений.

России очень важно использовать преимущества глобализации мировой экономики, учитывать новые правила игры на мировых рынках наукоемких товаров, интеллектуальной собственности и услуг. В то же время необходима осторожность и взвешенность в выборе форм и методов международного экономического и научно-технологического сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ

Открытое соприкосновение России с мировым рынком выявило невысокую конкурентоспособность отечественных технологий и наукоемкой продукции, особенно в гражданском секторе. Оно открыло двери для интенсивной импортной интервенции, что, в свою очередь, дополнительно стимулировало спад производства, ослабление инновационной активности в производственных отраслях, значительную эмиграцию отечественной научно-технической интеллигенции и нежелательную утечку интеллектуальной собственности из России. Ущерб страны от утечки умов за последние годы по различным оценкам составил 35-50 млрд. долл.

После 1991 г. доля наукоемкой продукции в экспорте российской обрабатывающей промышленности упала в 8 раз. В общем объеме экспорта она составляет менее 1%. Многие сегменты российского рынка захвачены зарубежными технологиями или продукцией, созданной на их базе. В настоящее время доля России в общемировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0.3% (КНР, например, - в 6%). Сходная ситуация для России наблюдается и на мировом рынке интеллектуальной продукции - рынке технологий (патенты, лицензии, ноу хау, товарные знаки, промышленные образцы и пр.). Коммерческий обмен технологиями осуществлялся с 79 зарубежными странами, включая 30 стран ОЭСР и 6 стран СНГ. В 1998 г. экспорт российских технологий оценивался в 41.8 млн. долл., многократно уступая уровню ведущих промышленных стран (1.8 млрд. долл. - Франция, 32.8 млрд. долл. - США).

Стоимость импортированных технологий - 57.7 млн. долл. При этом как по экспорту, так и по импорту преобладали торговые сделки со странами ОЭСР, на долю которых приходилось соответственно 67.5 и 81.7%. Наибольшее число соглашений по экспорту технологий заключалось с партнерами из США (21.6% соглашений), Германии (11.3%), Франции (5.5%), по импорту технологий - с партнерами из Германии (18% соглашений), США (16.5%) и Великобритании (9.9%). Удельный вес стран СНГ в передаче и приобретении технологий очень мал - соответственно 13 и 3.9%. При этом большая часть технологий экспортировалась на Украину, в Белоруссию и Казахстан. Основная доля сделок по импорту технологий приходилась на Украину (69%). Что касается остальных стран-партнеров, наибольшее число соглашений об экспорте технологий было достигнуто с Китаем (6.3% соглашений), об импорте технологий - с Кипром (5.7%).

Сравнительно небольшие объемы внутреннего российского рынка лицензий и международного трансфера российских технологий не снижали остроты таких проблем, как обеспечение охраны объектов промышленной собственности в стране и за рубежом; создание благоприятных условий для обмена наукоемкими технологиями; пресечение недобросовестной конкуренции и соблюдение антимонопольного законодательства. Нерешенность этих проблем не только снижает эффективность торговли технологиями, но и приводит к потере значительной части отечественного научно-технического потенциала. Вместе с тем научно-технический потенциал России весьма значителен. Интерес зарубежных предпринимателей к отечественным научно-техническим результатам остается по-прежнему высоким.

Например, аппаратура для надежной защиты от радиации и перегрева международной космической станции, поставленная в США Ракетно-космической Корпорацией "Энергия" и изготовленная по новой технологии, разработанной в НИИ "Аргон", вызвала восхищение американских специалистов. Она в несколько сот раз дешевле американских аналогов и имеет 15-летний срок эксплуатации в космосе. На фоне утраты российскими исследователями возможности работать по специальности или потери у них интереса к своей профессиональной деятельности на территории России зарубежные фирмы получают все больше возможности для использования российского научно-технического потенциала как за рубежом, так и у нас в стране.

Спад производства и инновационной активности российских предприятий (до 5% в 1998 г. против 60-70% в конце 80-х годов, в развитых странах показатель инновационной активности в 10-15 раз выше) предопределил ранжировку отраслей российской промышленности по степени конкурентоспособности производимой ими продукции, а, следовательно, по уровню спроса на нее на внешнем и внутреннем рынке на следующие три группы:

Прежде всего - это отрасли, преимущественно сырьевые, которые уже зарекомендовали себя на мировом рынке и которым необходимо добиться самофинансирования. Эта группа нуждается в государственной поддержке для повышения эффективности производственного потенциала и дальнейшего закрепления на мировом рынке. К таким отраслям следует отнести ТЭК, металлургию, химию, алмазную и лесную отрасли.

Вторая группа - отрасли, продукция которых потенциально конкурентоспособна на мировом рынке (авиационная и ракетно-космическая техника, атомные технологии, продукция энергомашиностроения, электротехника, импортзамещающее оборудование для ТЭК, наукоемкие виды медицинской техники, лазерная техника и технология, тяжелое станкостроение, биотехнологии, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность и др.). Этим отраслям необходима государственная поддержка для обеспечения выхода на мировой рынок.

Третья группа - отрасли, ориентированные в первую очередь на внутренний рынок (легкая и пищевая промышленность, автомобилестроение, транспортное, дорожное и сельхозмашиностроение, текстильная промышленность). Эти отрасли нуждаются в особой защите от импорта и содействии росту инновационной деятельности.

Инновационная активность товаропроизводителей прямо воздействует на повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировом рынке. Только оперативное и эффективное освоение промышленностью передовых технологий способно решить проблему выхода отечественных товаропроизводителей на внешний рынок. Предполагается, что на это в первую очередь будут направлены усилия созданного в 2000 г. Министерства промышленности, науки и технологий.

Масштабы мирового рынка гражданских технологий, наукоемких товаров и услуг (более 2 трлн. долл. США) говорят о том, что для России получение сегмента этого рынка, соответствующего ее научному потенциалу, развитие экспорта гражданских технологий, наукоемких товаров и услуг и повышение национальной конкурентоспособности должны стать одним из наиболее важных направлений государственной политики. Россия должна войти в мировое сообщество на правах партнера, а не просителя, найти свою нишу на мировых рынках интеллектуальной собственности, наукоемких товаров и услуг.

ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ

Особенности нынешней экономической ситуации, а также сложившиеся в России традиции взаимоотношений науки и общества позволяют сделать вывод о том, что в ближайшие годы существенную часть заботы о поддержке науки и практической реализации ее результатов, должно будет нести государство. Мировой опыт также подтверждает, что государственное регулирование в экономически сложные периоды оказывается действенным инструментом аккумулирования и целесообразного расходования средств для построения рыночной инфраструктуры, ориентированной на использование конкурентных преимуществ страны. Государство в этот период должно также играть существенную роль в продвижении на мировые рынки результатов научно-технической деятельности наукоемких товаров, интеллектуальной деятельности и услуг.

Речь не идет о каком-то сужении прав международной деятельности российских предприятий и организаций. Наоборот, государство должно всемерно поддерживать свободу выборов партнеров и направлений международного научно-технологического обмена в соответствии с требованиями рынка, но при строгом контроле с его стороны за соблюдением интересов экономической и научно-технической безопасности страны. Государство должно регламентировать четкие правила этой деятельности, создавать стимулы к развитию инновационной деятельности с привлечением зарубежного научно-технического и финансового капитала, оказывать помощь в коммерциализации результатов отечественных НИОКР в материальной и нематериальной формах на мировом рынке, а также в импорте необходимых научно-технических продуктов в Россию.

Преодоление кризисного состояния научно-технологической сферы России, стратегический замысел перевода экономики России на инновационный путь развития требуют долговременной стратегии государства, направленной на максимальное использование национальных ресурсов в комбинации с использованием зарубежных инновационных технологий, управленческого опыта и финансовых средств, нужен также новый подход к оценке роли и места науки и технологий в общественном прогрессе, формулирования и реализации ясных национальных целей, цементирующих общество. Лишь тогда можно будет реально добиться того, что политика государства в сфере науки и инноваций действительно будет приоритетным направлением его деятельности. Наука должна использоваться для непредвзятой оценки состояния отечественной экономики, взвешенного анализа последствий принимаемых государственных решений, программирования и прогнозирования экономического и научно-технического развития.

Переплетение различных сфер и аспектов экономической деятельности, взаимосвязь и взаимозависимость национальных научной и инновационной системы и экономики обусловливают необходимость интегрированного использования прямых и косвенных методов государственного регулирования в рамках государственной политики в области МНТС. Государственная политика России в данной сфере, являясь составной частью государственной научно-технологической политики, призвана обеспечить соответствие МНТС задачам развития и реформирования российской сферы науки и технологий в новых условиях. Создание нового Министерства промышленности, науки и технологий находится в русле усиления взаимосвязи научно-технологической, промышленной, инновационной, торгово-экономической и внешней политики государства, концентрации усилий государства на решении приоритетных долгосрочных целей в сфере МНТС. Среди них:

o содействие переходу России на инновационный путь развития и формированию российской инновационно-технологической составляющей многополярного мира;

o полноправное и экономически эффективное участие России в глобальных интеграционных процессах в сфере науки, технологий и наукоемкого производства;

o повышение уровня конкурентоспособности отечественной науки и технологий, выход на мировой рынок интеллектуальных продуктов, наукоемких товаров и услуг;

o развитие новых форм международного сотрудничества, усиление роли инновационно-технологического звена в МНТС России;

o гармонизация инфраструктуры МНТС и ее адаптация к мировой практике;

o обеспечение научно-технологической безопасности страны.

Указанные цели были определены как стратегические для России в области МНТС в 2000 г., когда правительство одобрило Концепцию государственной политики РФ в области международного научно-технического сотрудничества. Разработка Концепции проходила при активном участии ЦИСН.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МНТС РОССИИ

Концепция определила основные направления и задачи государственной политики России в области международного научно-технического взаимодействия на федеральном и региональном уровнях. В ней также названы меры, направленные на повышение эффективности сотрудничества, рост конкурентоспособности отечественной экономики, перевод ее на инновационный путь развития и обеспечение социально-экономической и научно-технологической безопасности страны.

В Концепции выделяются три основных направления государственной политики в области МНТС: межгосударственное научно-техническое сотрудничество, международное инновационно-технологическое сотрудничество и создание современной, отвечающей мировым стандартам инфраструктуры МНТС. Определены приоритетные направления совершенствования механизмов государственного регулирования МНТС России. В их числе важное место должно занять повышение роли и заинтересованности ученого и изобретателя при выборе направлений и реализации проектов МНТС, облегчение международной мобильности научно-технического персонала.

Намечаются дифференцированные подходы к регулированию коммерческого и некоммерческого научно-технического сотрудничества. В рамках последнего предполагается сделать акцент на приоритетных для страны направлениях исследований, активном участии в решении глобальных проблем цивилизации, обеспечении адекватной оценки мировым сообществом потенциала российской фундаментальной науки, формировании глобальной научно-технической инфраструктуры.

В рамках коммерческого инновационно-технологического сотрудничества (в основном межфирменного) предполагается содействие продвижению отечественной наукоемкой продукции на мировые рынки и стимулирование роста инновационной активности зарубежного капитала в России. Коммерческие связи с зарубежными партнерами охватывают сотрудничество, обязательно заканчивающееся коммерческим обменом результатами национальной или совместной интеллектуальной деятельности - куплей-продажей или арендой технологий в овеществленной форме (оборудование, наукоемкая продукция) или патентно-лицензионным обменом, реализацией на рынке ноу хау, использованием различных форм коммерциализации совместного продукта. Именно в этой сфере в России осуществляется недостаток опыта и образовательной подготовки.

Использование преимуществ международного разделения труда и развитие международного сотрудничества России в сфере инноваций и коммерциализации технологий должно сыграть роль катализатора инновационной деятельности в стране, содействующего наилучшему вхождению зарубежных стандартов и опыта коммерциализации технологий в отечественную практику.

Включение России в мировые интеграционные процессы в сфере науки и технологий предусматривается через развитие еще недостаточно нами освоенных форм совместных межгосударственных программ фундаментальных и прикладных исследований, международных интеграционных центров науки и технологий и создания для этого межгосударственных координирующих органов. Особое внимание будет уделяться сотрудничеству государственных научных центров, инновационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов России с аналогичными зарубежными структурами. Позитивные результаты такого сотрудничества уже имеются. Так, НПО "Энергомаш" (подмосковный город Химки) вышло на мировой рынок с ракетным кислородно-керосиновым двигателем РД-180, доработанным по контракту с "Пратт энд Уитни" и предназначенным для использования на ракетеносителе "Атлас 2AR" американской компании "Локхид Мартин".

Начались запуски с космодрома на мысе Канаверал американской ракетыносителя "Атлас", оснащенной российским двигателем РД-180. НПО "Энергомаш" осуществляет не только совместные работы по двигателям РД-180 и РД-191 (для семейства российских ракет-носителей "Ангара"), но и перспективные НИОКР по созданию двигателей будущего, в частности трехкомпонентного двигателя.

Однако имеются и объективные трудности на пути эффективной реализации совместных проектов с зарубежными партнерами. Прежде всего это касается обеспечения равноправных условий сотрудничества, для чего у российских участников зачастую не имеется достаточных финансовых средств.

Предоставление в качестве вклада российской стороны интеллектуальной собственности также требует значительных расходов на патентование и поддержание патентных прав за рубежом. Поэтому сегодня МНТС, как это ни парадоксально, само нуждается в государственной поддержке.

В ближайшие годы государство должно создавать условия для привлечения в Россию зарубежных научных лабораторий и наукоемких промышленных фирм, осуществляющих НИОКР, формирования совместных технологических альянсов, научно-технологических консорциумов, научно-производственных кластеров, технологических инкубаторов, организации свободных зон торговли наукоемкими товарами и услугами и т.п. На повестке дня - формирование крупных корпоративных структур (в основном финансово-промышленных групп - ФПГ) в отраслях высоких технологий - сфере острейшей конкурентной борьбы, а также отечественных транснациональных корпораций.

Российские научные организации и производители наукоемкой продукции стали осваивать все эти новые формы международного сотрудничества сравнительно недавно. Они позволяют им приобретать навыки выхода на внешние рынки наукоемкой продукции. Участие в международных технологических альянсах в отраслях высоких технологий, обслуживающих массовый спрос населения, стало средством повышения внутренней конкурентоспособности российских предприятий на основе получения от зарубежных партнеров новых технологий, освоения современных методов управления.

На создаваемой пилотной модели международного партнерства по коммерциализации российских технологий в технопарке г.Яньтай (КНР) сегодня уже отрабатывается комплекс организационно-правовых мероприятий и конкретных механизмов трансфера российских технологий зарубежным партнерам.

Организационная интеграция обеспечивает намного более тесное международное сотрудничество, чем разовое объединение усилий участников для совместных работ. Успешными примерами совместной организации могут служить Объединенный институт ядерных исследований (г.Дубна), Российско-французский институт по информатике и прикладной математике на базе МГУ и НИИ по информатике и автоматике, российско-американский учебно-исследовательский центр космической медицины, российско-германское бюро по инновационному предпринимательству и др.

Объединение ресурсов различных стран позволяет проводить работы, непосильные для отдельных, даже самых богатых государств. Одним из наиболее значимых примеров в этой области является реализация суперпроекта XXI в. по созданию в Европейском центре ядерных исследований сверхмощного ускорительного комплекса "Большой Адронный коллайдер" стоимостью около 3 млрд. долл., в котором Россия принимает активное участие.

Указанные направления инновационно-технологической интеграции в мирохозяйственный комплекс перспективны не только в плане привлечения в российскую сферу науки и технологий дополнительных зарубежных источников финансирования и увеличения поступлений в бюджет, но также и в плане создания новых рабочих мест в отечественной экономике.

Международная инновационная деятельность, связанная с разработкой принципиально новых продуктов, процессов и технологий, способных повлиять на образ жизни общества, может помочь выходу страны на мировой рынок товаров и услуг, привлечь отечественные и зарубежные прямые инвестиции в сферу отечественной науки и производства, принести реальный экономический и социальный эффект. Параллельно с созданием новых технологий и продуктов должен осуществляться процесс освоения импортируемых технологических новинок, что должно сказаться на повышении технологического уровня производства в целом.

МЕХАНИЗМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Дальнейшее расширение и развитие новых форм МНТС России, особенно в контексте перехода к инновационно-технологическому сотрудничеству, требует целого комплекса организационных, договорно-правовых, нормативно-законодательных и других мероприятий, направленных на повышение эффективности МНТС и его совместимости с мировой практикой.

Интенсификация инновационной деятельности в России возможна только при обеспечении ее соответствующими инвестициями. Поэтому особое внимание будет уделяться расширению привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), зарубежного венчурного и банковского капитала, работе российских высокотехнологичных компаний на международном фондовом рынке, разработке схем их вывода на мировой рынок, стимулированию использования мировой практики предпринимательства и партнерства государства и частного сектора.

Одно из важнейших первоочередных мероприятий, необходимых для становления и развития системы венчурного инвестирования в России, - популяризация возможностей, перспективности и эффективности венчурного бизнеса на примере успешного его развития за рубежом. Так, большинство компаний в области компьютерной техники и технологий, уже являющихся ведущими в этой области, такие как, например, "Хьюлетт Паккард", были профинансированы в свое время венчурными фондами. В США обороты предприятий, пользующихся поддержкой венчурного капитала, растут быстрее, чем у 500 крупнейших (по списку журнала "Форчун") компаний. Успех этих предприятий обусловлен их более высокими расходами на НИОКР в расчете на одного работающего.

Как показывает анализ зарубежного опыта, несмотря на то, что венчурное инвестирование высокотехнологичных проектов охватывает в среднем 5-7 лет, (что требует политической и экономической стабильности в стране-реципиенте и характеризуется повышенными рисками), оно доходнее других видов инвестиций.

Необходимо заметить, что высокий научный потенциал, высококвалифицированная рабочая сила, большой внутренний рынок с неудовлетворенным спросом на товары широкого потребления, а также богатые природные ресурсы России, по некоторым оценкам, позволяют освоить ежегодно порядка 30 млрд. долл. иностранных инвестиций, в том числе около 10 млрд. долл. прямых. Однако мировой рынок прямых иностранных инвестиций, оцениваемый более чем в 300 млрд. долл., для России остается пока малодоступным из-за неблагоприятного инвестиционного климата в нашей стране.

В сфере науки из более 4 тыс. организаций, выполняющих исследования и разработки, лишь 58 являются организациями с иностранным или смешанным капиталом. Объемы привлекаемых ПИИ далеки от потребностей российской экономики, не говоря уж о потребностях сферы науки и инноваций. В структуре привлеченных инвестиций подавляющая доля приходится на ТЭК и пищевую промышленность. Экспорт предприятий с иностранным участием носит в основном сырьевой характер. Импорт охватывает главным образом сферу торговли, общественного питания и промышленности.

Целевое привлечение ПИИ в научно-технологическую сферу России должно стимулироваться использованием налоговых инструментов, предоставлением льготного режима в отношении поставок импортного оборудования, сырья и комплектующих, используемых в деятельности научно-инновационных предприятий с ПИИ, а также в отношении экспорта их продукции. Роль государства будет заключаться в выработке приемлемых форм международного научно-технического сотрудничества, порядка привлечения иностранных инвестиций в национальные исследования и разработки и в обеспечении паритетного участия иностранных исследовательских фирм в национальных научно-технологических программах и государственно-частных проектах международного партнерства в сфере науки и технологий, в реализации той формы МНТС, которая активно используется промышленно развитыми странами. При этом стимулирование ПИИ в конкретные отрасли и предприятия, не должно рассматриваться отдельно от других отраслей и предприятий, связанных с ними в рамках научно-производственного цикла.

Для обеспечения технологической безопасности страны основное внимание будет уделяться вопросам защиты интеллектуальной собственности от утечки и неправомерного использования за рубежом, в том числе в судебном порядке, правовой и финансовой регламентации НИОКР, выполняемых по заказам иностранных организаций и фирм, в том числе в области технологий и техники военного назначения. Чтобы минимизировать ущерб, нанесенный миграцией наших научных кадров за рубеж, к решению задач отечественной науки будут привлекаться эмигрировавшие российские ученые.

Политика государства в области распределения, контроля и использования прав на результаты интеллектуальной деятельности и должна стать одной из важнейших составляющих не только системы международного научно-технологического, военно-технического сотрудничества и экспортного контроля, но и всей промышленной политики России. Зарубежный опыт показывает, что деятельность на рынке интеллектуальной собственности (патенты, патентные лицензии, беспатентные лицензии, ноу хау и пр.) дает возможность странам покрывать госбюджетный дефицит в сфере науки, например за счет роялти и других платежей, получаемых от зарубежных фирм-партнеров по результатам коммерциализации технологий.

На государственном уровне принимаются меры по защите от недооценки российских научно-технических разработок, передаваемых за рубеж, особенно находящихся на стадии предварительных итогов НИР, когда они еще не готовы к эффективной капитализации и представляют собой дешевое "необогащенное научное сырье". В этом плане целесообразно использовать имеющийся зарубежный опыт (в частности США) правового регулирования результатов интеллектуальной деятельности, полученных с использованием государственных средств.

В этом отношении уместно упомянуть разрабатываемую Концепцию государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технологической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета. Предполагается, что государство должно закрепить за собой исключительные права только на результаты научно-технологической деятельности, связанные с интересами обороны и национальной безопасности, а также на результаты, относительно которых оно имеет намерение самостоятельно довести разработки до промышленного применения и реализации готовой продукции. В иных случаях права на результаты научно-технологической деятельности должны отдаваться организациям - разработчикам новой техники. Представляется, что это будет способствовать активизации международной инновационно-технологической деятельности российских предприятий, защите отечественного научно-технологического потенциала.

В этом же русле находится решение правительства Российской Федерации о подписании Программы сотрудничества между Россией и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В нем предусмотрены дальнейшая гармонизация законодательства РФ с учетом международных тенденций, усиление защиты прав и значения интеллектуальной собственности в РФ, подключение Роспатента к глобальной информационной сети Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), обеспечение доступа иностранных заинтересованных лиц к знаниям и опыту, накопленным в РФ. Для сопряжения российских научно-технических инноваций с внешним миром, с условиями логистической поддержки за рубежом изделий российского наукоемкого и промышленного экспорта будет усилена государственная научно-технологическая политика, направленная на стандартизацию наукоемкой продукции и сертификацию наукоемких производств, гармонизацию их с международной практикой. Без этого невозможно равноправное международное научно-технологическое сотрудничество.

Это особенно важно ввиду того, что российские фирмы, в том числе и крупные, зачастую просто не готовы самостоятельно принимать ответственные решения по использованию тех или иных стандартов. Эту работу целесообразно проводить в рамках конкретных проектов, связанных с продвижением российской продукции на внешние рынки, с организацией международной научно-производственной кооперации, с решением конкретных проблем эксплуатации российской техники за рубежом и ее сопряжения с зарубежной инфраструктурой. Такая работа особенно важна в свете подготовки России к вступлению в ВТО.

В целях облегчения доступа ведущих национальных научных центров к информационным ресурсам зарубежных стран в области науки и технологий на основе современных телекоммуникационных технологий, а также для стимулирования экспорта высоких российских технологий, наукоемких товаров и услуг необходимо создать эффективную информационную инфраструктуру российской науки и образования.

Для расширения доступа к информации о новых технологиях, разработанных в научных организациях государственного или предпринимательского сектора за счет средств государственного бюджета, необходимо создать сеть специализированных виртуальных технопарков, ведущих базы данных по технологиям и бизнес-планам, с предоставлением информации в Интернет. Информация о новых формах МНТС и возможностях участия в них России также должна получить должное отражение на Интернет страницах федеральных органов исполнительной власти.

Эффективность МНТС России, осуществляемого с использованием бюджетных средств, и международной деятельности государства в области науки и технологий в целом, их соответствие геополитическим интересам России должны получать периодическую оценку правительства.

Решить все эти задачи Россия должна за чрезвычайно короткий период - к 2010-2015 гг. У нас уже имеется положительный опыт. Так, чрезвычайно важной для отечественной экономики оказалась международная поддержка совместных проектов гражданской направленности, выполняемых с российской стороны учеными и специалистами из военной сферы. В этой области мы уже имеем пример кооперации в рамках Международного научно-технического центра (МНТЦ), созданного в 1992 г. США, ЕС, Японией и Россией, к которым в дальнейшем присоединились Норвегия, Южная Корея, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Грузия, Армения. За все годы из более 2100 проектов 700 получили финансирование примерно на 260 млн. долл. (на безвозвратной основе).

Возможности МНТС используются для реформирования российской науки. По линии программы технического содействия ТАСИС в 1999 г. был осуществлен проект "Развитие науки и технологий в условиях рыночной экономики России". В его рамках осуществлена широкая программа подготовки российских менеджеров различных категорий в области управления научно-техническим комплексом страны в условиях рыночных реформ. При участии Американского фонда гражданских исследований и развития для независимых государств бывшего Советского Союза планируется создать инновационный исследовательский центр в Томске. Центр будет оказывать поддержку ученым-экспериментаторам в научных и технологических исследованях, для которых необходимо сложное современное оборудование, содействовать внедрению научно-технологических результатов в производство с целью развития экономики региона, переходу от оборонных исследований к гражданским.

В последние годы продолжалась целенаправленная работа по вовлечению в МНТС субъектов Российской Федерации. Новые возможности активизации международного сотрудничества на уровне регионов открыл принятый в 1998 г. федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации".

В интересах развития инновационной инфраструктуры России активно использовался потенциал международных организаций и программ. Так, с ЮНИДО выполняется программа сотрудничества, предусматривающая реализацию на территории ряда субъектов РФ проектов, направленных на внедрение рыночных механизмов в управлении научно-технической сферой, повышение ее инвестиционной привлекательности, развитие малого и среднего предпринимательства в области наукоемкого производства и продвижение российских технологий на рынки третьих стран. В рамках программы ТАСИС реализуется проект в области наукоградов, нацеленный на создание рыночно-ориентированной инфраструктуры российской инновационной сферы.

Таким образом, сегодня на повестке дня - решение качественно новых, сложных и многоплановых задач в области МНТС. С одной стороны, это поддержка проводимых в стране исследований и разработок, сохранение и обновление отечественного научно-технического потенциала, создание условий для ускоренного вхождения России в мировое научное сообщество. С другой - это необходимость обеспечить национальные интересы, прежде всего технологическую безопасность и защиту интеллектуальной собственности.

Движение по этому пути сдерживает ряд факторов. Это отсутствие должной координации между федеральными органами исполнительной власти, научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями; недостаточная увязка тематики сотрудничества с задачами государственных научно-технических программ и основных направлений научных работ ГНЦ; медленное развитие совместной с иностранными партнерами инновационной деятельности и перевода определенной части международных научно-технических отношений на коммерческую основу; несовершенство нормативно-правовой базы сотрудничества, в том числе налогового и таможенного регулирования; недостаточность государственной финансовой поддержки МНТС.

Перед Россией в полный рост встала задача выработать долгосрочную стратегию развития науки и инноваций, способную вывести национальную экономику на путь устойчивого прогресса, опирающегося на достижения НТП, на процессы международной научно-технологической кооперации и интеграции. Подобная стратегия должна определит объекты воздействия, комплексную оценку ситуации, выработку, средств и методов воздействия и вариантов решений. Она должна представлять собой детальный и всесторонний план достижения поставленной цели перехода к инновационной экономике.

Максимально используя имеющиеся возможности и инструменты, Россия может и должна занять в научно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами достойное место, соответствующее ее реальным экономическим и политическим возможностям и интересам.

Л.Миндели, В.Заварухин
2001 г.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList   

    Все стулья
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    Все стулья