Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Общие вопросы процесса глобализации.
Россия и процессы глобализации Что делать?

Тезисы Совета по внешней и оборонной политике

Введение

Данные тезисы не претендуют на создание сколько-нибудь законченной всеобъемлющей стра-тегии приспособления России к новому миру, одной из важнейших черт которого являются процес-сы, объединяемые термином "глобализация". Доклад - еще одна попытка стимулировать дискус-сию о том, как нашему обществу и государству встраиваться в мир XXI века.

Помимо главной цели - поиска ответа на вопрос "Что делать России?" - данный доклад, как и весь проект, имеет вторую достаточно важную цель - стимулирование интереса российского поли-тического класса к реалиям нового мира, в котором живет и будет жить Россия.

Доклад базируется на серии докладов и исследований, заказанных СВОП, на изучении имею-щейся литературы и - главное на серии обсуждений, проведенных в СВОП осенью-зимой 2000-2001 гг., которые значительно продвинули понимание участников этих дискуссий - видных пред-ставителей политических, научных и деловых кругов страны, журналистов - в отношении того, что такое глобализация. На завершающем этапе этой серии обсуждений были подготовлены тезисы, которые спровоцировали весьма интересную и содержательную дискуссию на IХ Ассамблее СВОП.

На ней впервые удалось серьезно продвинуться в направлении главной цели - нащупать отве-ты на вопрос "Что делать России?".

Но ясного и однозначного ответа добиться пока не удалось. СВОП планирует и дальше продол-жить обсуждения проблемы, будировать эту тему, стимулировать внимание к ней общественных, научных кругов, руководства страны.

1. Изменения в экономике, социальной сфере

1.1. Под глобализацией понимаются многие процессы - и увеличение доли внешней торговли в мировом валовом продукте, и информационная революция, и качественное увеличение объемов, убыстрение скорости передвижения финансов и капиталов, и огромный рост перемещения самих людей, и обострение традиционных и появление новых глобальных проблем. Многие эти явления существовали десятилетия или даже столетия тому назад. За исключением относительно коротких исторических периодов интернационализация хозяйственной жизни, сжатие расстояния и времени являлись одной из доминирующих черт развития человечества.

В начале ХХ века доля экспорта в ВНП Великобритании превышала 30 процентов (в сегодняш-них США - около 9-11 процентов), а почти половина торговавшихся на Лондонской бирже ценных бумаг представляли собой акции иностранных компаний. В конце XIX века - первом десятилетии ХХ века из Европы в США и другие страны эмигрировало более 12 процентов населения континента по состоянию на 1880 г. Таким образом, формально по некоторым показателям для наиболее раз-витых стран степень интернационализации мировой экономики и социальной жизни была в те годы не ниже нынешней.

Но процессы, начавшиеся в последние два десятилетия и бурно развивающиеся, получившие название "глобализация", имеют качественные отличия от той интернационализации, о которой говорилось выше. Во-первых, происходит резкое ускорение и обострение всех этих процессов и проблем. Во-вторых, и это главное, возникли новые процессы, прежде всего информационная ре-волюция, резко убыстрившая научно-технический прогресс. Соединение факторов позволяет ут-верждать, что мир, в котором существует и будет жить Россия, вступает в новую стадию своего раз-вития. При этом, как и всегда, крайне неравномерно и противоречиво.

1.2. Таким образом, глобализация базируется не столько на росте потоков людей и товаров, сколько на активизации обмена информацией и знаниями, на быстром, хотя и неравномерном росте доли информационной и интеллектуальной составляющей в мировом валовом продукте, быстром увеличении значения для развития человеческого капитала. Информационные потоки, идущие че-рез телевидение, Интернет стали оказывать качественно более сильное воздействие на отдельных людей и общества, чем поколение назад.

1.3. Интернационализация движения капиталов, рассматриваемая чуть ли не как важнейших элемент глобализации, представляется скорее формальным внешним ее признаком, нежели отраже-нием сущностных процессов, которыми остается обмен информацией и технологиями. Фундамен-тальной чертой нынешних процессов глобализации является формирование явственно выделяю-щихся информационных и инновационных центров современного мира, задающих стандарты ин-формационных технологий, уровень технологий производственного назначения, и поставляющих большую часть оборудования для производства и передачи информации, и отстающей периферии, поставленной перед необходимость обмена собственной промышленной продукции или просто при-родных ресурсов на информационные и иные передовые технологии. Возникающее сетевое обще-ство резко повышает степень влияния развитого западного мира на остальное человечество.

1.4. Вопреки распространенному мнению сам западный мир в новых условиях начинает стано-виться относительно более замкнутым, препятствуя проникновению товаров и людей из стран пе-риферии.

Более 70 процентов мировых иностранных инвестиций приходится на капиталовложения США, ЕС и Японии друг в друга, а объем товаров, покупаемых странами членами ОЭСР у прочих стран, не превышает 2 процента их суммарного ВНП. Западный мир, получая доступ к новым источникам сы-рья и материалов, сокращая свою зависимость от внешних рынков, становится все более самодоста-точным.

1.5. На протяжении последних лет бурное развитие новых технологий, особенно информацион-ных, привело к углублению пропасти между развитым и развивающимся мирами. Если уровень до-ходов в странах центра и на периферии различался в середине 60-х годов ХХ века в 17-24, то сего-дня - в 60-70 раз. Развитые страны все больше выступают поставщиками безграничного возобнов-ляемого ресурса - информации, получая взамен ограниченные материальные ресурсы из стран пе-риферии; тем самым они обладают новым механизмом формирования богатства: сама максимизация потребления порождает в развитых странах рост человеческого капитала - их основного ресурса.

Передовые страны, в первую очередь США, используя внешнеэкономический обмен, получают растущую интеллектуальную ренту, которую они реинвестируют в новые технологии, в образова-ние. Доля интеллектуальной составляющей в цене товара, в мировом валовом продукте постоянно растет, доля природной (ресурсной) составляющей постоянно сокращается. Так, например, даже повышение цены на нефть в последние годы не привело к восстановлению "нефтяной доли" в ми-ровом валовом продукте по сравнению с нефтяным кризисом 1970-х годов. Сейчас нефть стоит от-носительно (по покупательному паритету) вдвое дешевле. Такие же процессы происходят, хотя и не в столь явной форме и неровно, между передовыми отраслями новой экономики (информатика, связь, биотехнологии и т.д.) и традиционными промышленными отраслями. Благодаря этому, за-крепляется и увеличивается разрыв между странами т.н. "золотого миллиарда" и большинством основного мира.

Нынешний спад в мировой экономике, более всего ударивший по "перекаченным" капиталами отраслям "новой экономики", не развернул вспять указанных тенденций, а лишь замедлил их.

1.6. Мировое экономическое соперничество сводится в подобной ситуации во многом к борьбе между развивающимися и новыми индустриальными странами за права и возможности поставок своей продукции в страны Центра. В данном контексте США и ЕС остаются безусловными лидерами в мировой экономике (США даже повысили свою долю в мировом ВНП с 21,4 до 23,9 процента на протяжении 90-х годов, чем компенсировали ее падение в 80-е годы). Китай, некоторые страны ЮВА и, при определенных условиях, отдельные государства Латинской Америки имеют шансы по-высить свою роль, в то время как Япония, где налицо постиндустриальный уровень издержек, но вполне индустриальная структура производства, станет, вероятно, наиболее показательной жерт-вой, покинув второе место в мировой экономической табели о рангах к 2010 г.

1.7. Еще одной отличительной чертой сегодняшней глобализации является неизмеримое увели-чение свободы перетока финансовых потоков и их объемов (до 1,5 трлн. долларов в день). Они в значительной мере вышли из-под контроля национальных правительств. Это повышает уровень непредсказуемости мировой экономической ситуации, особенно для относительно слабых госу-дарств. Система регулирования международных финансов и мировой экономики, созданная после Второй мировой войны, в растущей степени отстает от темпов интернационализации, особенно в финансовой сфере.

1.8. Интернационализация большинства сфер общественной жизни и экономики, ускоренный обмен огромными объемами информации приводят к росту производительности труда и, в целом, общественного производства. Налицо рост общемирового ВНП, почти повсеместный рост ВНП на душу населения. Даже в большинстве бедных государств решена проблема голода (хотя и не каче-ства питания и, тем более - жизни). Это обстоятельство до известной меры снижает остроту потен-циального противостояния по поводу увеличивающегося разрыва между "Севером" и "Югом", но не снимает его глубины. Эта глубина порождается, в частности, тем, что люди в бедных и отсталых странах могут каждый день через телевидение видеть картинки другого мира, что не может не вы-зывать раздражения, зависти, отчаяния.

1.9. Происходит трансформация роли государства, особенно, в развитом мире. Информацион-ные, финансовые и иные процессы, связанные с глобализацией, уменьшают возможности нацио-нальных правительств контролировать внутриполитическую ситуацию и управлять ею. Отдельные государства, находясь под усиливающимся воздействием ситуации на мировом рынке, теряют суве-ренитет над экономикой. Они все меньше могут контролировать положение в сфере международной экономики, финансов. Выходят из-под контроля информационные потоки. Многие функции, ранее выполнявшиеся правительствами, переходят к транснациональным корпорациям, институтам граж-данского общества. Национальные и международные неправительственные организации - право-защитные, религиозные, экономические, благотворительные и иные - оказывают растущее влияние на общественное мнение, формирование политики, выработку законов, сами выполняют функции социальной защиты и даже принимают участие в деятельности комитетов и комиссий ООН. Прави-тельства частично утрачивают монополию на реализацию властных полномочий. Власть растекает-ся. В то же время у государства сохраняется преимущество (или монополия) в решении таких за-дач, как обеспечение порядка и обороноспособности, предоставление социальных услуг, регулиро-вание рынка, поддержание транспортной инфраструктуры, контроль за добычей природных ресур-сов, регулирование миграции, решение внутренних этнических проблем и других. А в передовых странах частичная утрата власти правительствами компенсируется ее перехватом независимыми организациями. В этих же странах государство сохраняет и порой даже увеличивает свою роль в стимулировании научно-технических разработок, фундаментальной науки. Например, во многом вся кампания в США по развертыванию системы НПРО, не имеющая ни ясных очертаний, ни очевид-ной военно-стратегической полезности, во многом диктуется именно желанием стимулировать через госбюджет научные и технические разработки и закрепить технологическое лидерство США в мире.

1.10. Наиболее передовые государства для сохранения своей власти и влияния связей с общест-вом в быстроизменяющемся мире, ставящем все новые и новые проблемы, начинают все более ак-тивно взаимодействовать с возникающим "сетевым сообществом" общественных организаций, с ор-ганизациями гражданского общества. Им делегируется часть полномочий. Одновременно их влия-ние привлекается для поддержки тех или иных направлений правительственной политики. Такого взаимодействия в России почти нет и это потенциально серьезно ослабляет российскую государст-венность. Бюрократия в одиночку в растущей степени не может справляться с увеличивающимся числом проблем, с постоянно усложняющейся повесткой дня.

1.11. Внутри развитых стран вновь стало нарастать социальное расслоение. В отрыв пошли представители сфер высоких технологий, особенно информатики. Одновременно ускорившиеся из-менения в сфере экономики сделали менее устойчивым и предсказуемым положение традиционного среднего класса, представителей "старых" отраслей экономики. Среди них стали нарастать на-строения неуверенности, протеста, выразившиеся, в частности, в антиглобализационном движении, в появлении "новых, новых" левых, устраивающих дебоши на встречах "большой восьмерки", ли-деров ЕС, в Давосе и т.д. Огромная проблема многих европейских стран - постоянно высокая без-работица, порождающая среду для радикальных движений. Эти силы и настроения сливаются с экологическими и иными протестными движениями. При этом, несмотря на крайние формы протес-та, очевидную одиозность подобных выступлений, руководящие круги западных государств серьез-но напуганы. Пример - заявление "восьмерки" в Генуе, посвященное преимущественно пробле-мам, навязанным протестным движением - помощи бедным странам, охране окружающей среды, борьбе с болезнями в Африке - и обходящее многие иные, не менее важные проблемы.

1.12. Внутри государств, в наибольшей степени подверженных влияниям глобализационных процессов, происходят процессы трансформации политических структур. Слабеют традиционные партии. Население становится более открытым к внешним информационным и политическим воз-действиям, появляется больше возможностей для самовыражения, в т.ч. культурно-национального. Одновременно усиливается уязвимость обществ перед лицом внешней идеологической манипуля-ции, возникновение иррациональных политических мод.

У лидеров Запада пока нет ответов на новые социальные вызовы.

1.13. Большая информационная прозрачность мира, императивы рыночной конкурентоспособно-сти ускоряют распространение демократических ценностей, число формально демократических го-сударств растет. Но это не означает окончательной победы демократических ценностей. Создаются всеобъемлющие электронные базы данных о телеметрических параметрах, структуре ДНК, отпечат-ках пальцев, привычках и т.п. каждого живущего на планете. Таким образом, резко возрастают возможности для вмешательства в личную жизнь и даже для глобального контроля за поведением общества и человека. Это уже входит в очевидное противоречие с рядом основополагающих демо-кратических принципов и требует дополнительных мер по защите сферы частной жизни.

1.14. Тенденция к прогрессирующему выходу экономики из-под контроля национальных госу-дарств, перетекание экономической и финансовой власти к транснациональным актерам - корпо-рациям, банкам, также опосредованно ведет к ослаблению демократии. Ведь только государства или опосредованно - объединения государств - подотчетны электорату. Когда демократические государства относительно слабеют, их население уменьшает свои возможности контроля и воздей-ствия на то, что происходит с их обществами и странами.

1.15. Одновременно идут процессы виртуализации и квази-демократизации международных от-ношений. Правительства в растущей степени вынуждены реагировать не на реальные вызовы, а на телевизионные картинки или на тех людей или организации, которые имеют регулярный доступ на CNN или умело пользуются возможностями Интернета. Рост влияния международных неправитель-ственных общественных организаций частично восполняет "демократический дефицит". Но одно-временно эти организации часто отражают лишь очень узкие специфические интересы, которые мо-гут противоречить целям большинства и их руководство формируется не на демократической осно-ве.

1.16. В целом растущая информационная открытость, податливость современного общества и человека в отношении информационного воздействия повышает роль образа, репутации государств и стран как фактора их силы или слабости, привлекательности в качестве объекта для инвестирова-ния. Страны в растущей степени являются на мировом информационно-идеологическом, а опосре-дованно - и финансовом, и инвестиционном рынках - не тем, что они есть, а тем, как они выглядят и как их представляют. Существуют государства с явно завышенным имиджем. У России - при признании всех ее проблем - имидж явно занижен.

1.17. Имеют тенденцию к усугублению большинство традиционных глобальных проблем: за-грязнение окружающей среды, изменение климата, сокращение площади лесов, запасов рыбы в ми-ровом океане и запасов питьевой воды, распространение ВИЧ-инфекции и др. Международное со-общество в целом демонстрирует неспособность адекватно ответить на эти вызовы.

1.18. Новой открытостью мира весьма эффективно воспользовались преступные сообщества, произошла быстрая интернационализация криминальной деятельности. Так, например, общий объ-ем операций в наркобизнесе превысил в конце 90-х гг. полтриллиона долларов. Рост преступной деятельности серьезно обгоняет национальные и, особенно международные возможности по борьбе с ней, становится важной глобальной проблемой. Например, борьба с наркоманией и наркотрафи-ком ведется через спорадические контакты спецслужб, а "координируется" в рамках ООН специ-альной конференцией, которая, к сожалению, является типичной "говорильней".

2. Международно-стратегический контекст

2.1. Глобализация накладывается на другой крупнейший исторический процесс - распад сло-жившейся после мировой войны международной системы, происшедший в результате исторического поражения коммунизма, развала СССР и исчезновения биполярной структуры международных отно-шений. Результат - эрозия правил поведения, организаций, межгосударственных связей, сложив-шихся под воздействием биполярности. Сочетание глобализации и распада старой международной системы, как правило, увеличивает динамичность обоих. Четко выявить влияние каждого из этих факторов не представляется возможным. Они накладываются друг на друга, взаимопереплетены. Вместе с тем, в данном разделе предпринимается попытка сделать упор на те изменения в междуна-родных отношениях, которые связаны прежде всего с глобализацией.

2.2. Глобализация, информационная революция относительно ослабляя государства и способст-вуя подъему национального самосознания во всех уголках планеты, поддерживает тенденцию к увеличению числа игроков на мировой арене. Перед второй мировой войной в мире насчитывалось около 50 государств, сейчас их более 250-ти. При создании ООН в нем было представлено 51 госу-дарство, на сегодняшний день - почти 190. В будущем национальным меньшинствам окажется лег-че создавать независимые государства. По некоторым оценкам через четверть века на земле может существовать до 500 стран. Принцип самоопределения вплоть до отделения ведет к размножению недееспособных государств. Видимо, он устарел.

2.3. Глобализация способствует стиранию грани между внутренней и внешней политикой госу-дарств. Энергетическая, научно-техническая, транспортная, социальная, экологическая политика все сильнее интернационализируется. Министерства иностранных дел постепенно утрачивают при-вычную роль единственного или даже основного представителя страны на международной арене. Все острее встает проблема институционального обеспечения, координации внешнеполитических линий различных ведомств, причем как внутри государств, так и между ними.

2.4. Старые организации, многие правила международного поведения становятся все менее эф-фективными, новые даже не успевают утвердиться. Так в надежде ответить на новые вызовы и со-хранить себя НАТО приняла концепцию гуманитарной интервенции - и провалилась. США, скорее всего, не удастся закрепиться в роли единоличного лидера - отсюда еще большая нестабильность. Российскому руководству предстоит предпринять совместно с партнерами по миру серьезные усилия по модернизации системы глобального управления или приспосабливаться к жизни во все более хаотичном мире.

2.5. В силу целого ряда причин (в первую очередь, стремясь обеспечить финансирование за счет госбюджета очередного технологического рынка) США намереваются выйти из Договора по ПРО. Будут разрушены соответственно и система режимов и правил, регулировавших ситуацию в области ядерного сдерживания, контроля над стратегическими вооружениями. Новых правил пока не выра-батывается. Более того, складывается впечатление, что мир вступает в "новую ядерную эру", усу-губленную появлением высокоточного оружия, "югославским синдромом". Появление высокоточно-го оружия уменьшает потребности в ядерном у развитых стран и увеличивает у тех, кто может стать мишенью для этого высокоточного оружия.

2.6. Началось распространение ядерного оружия и ракетных технологий. При этом новыми ядерными державами становятся не "изгои" или "падающие государства", а страны "второго" (по нашей условной классификации (см. п.2.16)) мира. США, видимо, исходят из неизбежности даль-нейшего распространения, стремятся замедлить его до создания средств собственной защиты. В свою очередь планы США по созданию НПРО подстегивают Китай к ускорению наращивания ядер-ного потенциала. Это пугает Индию и подтолкнет ее к аналогичным мерам. Реакция Индии будет пугать ее соседей и так далее. Скорее всего, мир пропустил возможность исключить ядерное ору-жие из арсенала международных отношений, и мы находимся на заре "новой ядерной эры". СВОП создал группу по изучению новой роли ядерного оружия, с точки зрения интересов России.

2.7. Новой растущей угрозой мировой стабильности становится международный терроризм. Уда-ры по Нью-Йорку и Вашингтону сделали его одним из определяющих факторов международных от-ношений. Борьба с ним требует создания широкой антитеррористической коалиции ответственных государств и политических сил.

2.8. Быстрое перераспределение мощи и влияния в зоне развивающихся и бывших развиваю-щихся государств, "югославский синдром" (боязнь стать жертвой очередной "гуманитарной интер-венции" или просто нападения), относительное удешевление базовых систем вооружений, транс-граничный переток know-how, престижность обладания мощными вооруженными силами делает оружие более применимым (и полезным с точки зрения политических интересов элит) в регионах вне так называемой Евроатлантической зоны.

2.9. В самой же этой "зоне" оружие и вооруженность теряют свое значение. И это уменьшает возможности США воздействовать на партнеров, а через них - на весь остальной мир. Складывает-ся впечатление, что в этой ситуации Вашингтон пытается искусственно увеличить роль военно-политического фактора в трансатлантических отношениях, в первую очередь через политическое "подкачивание", усиление роли НАТО. Это проявляется в стратегии расширения альянса, в "вы-дающейся" по своей бессмысленности и неэффективности войне против Югославии. В случае даль-нейшего нарастания отчужденности и противоречий между ЕС и США, можно ожидать новой, более масштабной волны расширения.

2.10. Все это ставит перед Россией нелегкие вопросы в отношении роли и места вооруженных сил в ее национальной стратегии, соотношения обычного и ядерного компонентов.

2.11. Объективно складывается система международных отношений, при которой США являются и бесспорным экономическим лидером, в том числе в области новой экономики, и военно-политическим гегемоном (помимо ядерной области). Это лидерство выгодно, хотя и не нравится, большинству стран западного мира. Пока этому не видят реалистической альтернативы в условиях нарастающей нестабильности международных отношений. Кроме того, опора на США позволяет экономить ресурсы, уходить от ответственности. Сами США проводят линию на укрепление своего лидерства через односторонние действия, ослабление неконтролируемых ими организаций (ООН), усиление контролируемых (НАТО), ограничение потенциальных конкурентов (ЕС). Еще более оче-видна последняя линия в попытках ограничить рост влияния Китая. Вместе с тем в силу процессов, связанных с глобализацией и другими мировыми тенденциями, объективно происходит не усиление позиций США, а их относительное ослабление, ограничение их возможности навязывать свою волю. Они - единоличный лидер, но лидер относительно все менее эффективный. Классический пример провала этого лидерства - вышедший из-под контроля процесс распространения ядерного оружия.

2.12. Претензии США на мировое лидерство будут наталкиваться на нехватку возможностей для их реализации. Мировая система будет колебаться между попытками однополярного доминирова-ния и фактической размытостью и неуправляемостью.

2.13. В мире, несмотря на тенденцию к экономической и финансовой глобализации, и частично благодаря ей, постепенно и неравномерно создаются три крупнейшие экономико-политические группировки - исторически быстро объединяющаяся Европа, Северная Америка и медленно оформ-ляющаяся азиатская группировка. Эти три группы будут потенциально приблизительно равны по экономической мощи. При этом тенденция к региональной интеграции пока обгоняет тенденцию к глобализации и созданию системы глобального управления. Количество государств-членов ЕС к 2010 г., по всей вероятности, возрастет до 25, а членов НАФТА - до 34.

2.14. Европа в рамках ЕС, видимо, пока не вступает в эру постнационального государства, не федерализируется, как еще недавно предсказывали многие. Крайне медленно создаются ее внеш-неполитическая составляющая, общая политика в области безопасности. Но как экономический ин-теграционный союз ЕС развивается весьма динамично, является мощным притяжением для всей Ев-ропы, будет, видимо, достаточно быстро расширяться. (Что будет препятствовать жесткому опреде-лению его единого внешнеполитического и военного лица.) ЕС становится естественным, если не единственно возможным, полюсом притяжения для России. (Азиатская группировка будет разви-ваться довольно медленно.) СНГ может стать более взаимно полезным инструментом обеспечения общих интересов безопасности. Но в области экономики в нем продолжают в большинстве случаев превалировать дезинтеграционные процессы. К тому же почти половина стран СНГ может быть от-несена к категории "падающих" государств.

2.15. Нарастают экономико-политические разногласия между США и ЕС, достигшие одного из самых высоких уровней за весь послевоенный период. Вместе с тем, нет никаких оснований пола-гать, что эти противоречия окажут существенное воздействие на военно-политическую составляю-щую отношений. Она выгодна как США, так и Западной Европе.

2.16. Достигнутый во многих азиатских государствах (Китай, Индия, "новые тигры") высокий уровень экономического развития, повышение уровня образованности элит и населения, и как ре-зультат - рост самосознания этих элит, позволяет говорить о возможности появления нового "ази-атского вызова". Азиатские государства, которые традиционно подчинялись западному (европей-скому или американскому) доминированию, имеют все меньше оснований продолжать следовать подобной логике. Это уже проявляется в экономике, и будет все сильнее проявляться в военно-политической сфере и во внешней политике. Потенциально самый существенный вызов - лидерст-во в азиатской группировке Китая - пока маловероятен. Группировка будет складываться доволь-но медленно. В упреждающем плане США пытаются ограничить рост влияния Китая. Налицо тен-денция к превращению его в соперника США номер один. Нарастание американо-китайский трений - один из наиболее трудных вызовов для России. Она заинтересована в их смягчении, в том числе и с помощью собственных дипломатический посреднических усилий.

2.17. Появление и кристаллизация трех центров экономико-политического влияния сопровож-дается формированием еще условно трех групп государств по иному признаку. Глобализация сти-мулирует все большее расслоение государств по признаку их развитости и возможных перспектив в будущем.

2.17.1. Первая группа - страны первого мира, уходящие в отрыв от всех остальных. Имен-но они в первую очередь смогли воспользоваться плодами информационной революции, боль-шей финансовой и торговой открытости. Это - Северная Америка, Западная Европа, Япония (которая, правда, испытывает трудности), к ним могут примкнуть некоторые "новые индустри-альные страны".

2.17.2. Вторая группа - большинство новых индустриальных стран, совершивших рывок в 60-90-е годы, но сейчас, развивающихся недостаточно быстро, чтобы в обозримом будущем на-деяться войти в "первый мир". Для этих государств, концентрирующихся в Восточной и Южной Азии, Латинской Америке, Центральной и Восточной Европе, цель на обозримую перспективу - закрепиться на периферии развитого мира. Но вряд ли они, особенно государства Дальнего Востока и Южной Азии, надолго смирятся с ролью подчиненной политической периферии.

2.17.3. Третья весьма широкая группа - т.н. "падающие" государства (в экваториальной Африке, Центральной Азии, ряд стран бывшего СССР), доля которых в мировом ВНП продолжает сокращаться. Информационная революция, экономическая глобализация затрагивают их лишь по касательной, анклавно. Большинство из этих государств не могут поддерживать элементар-ный порядок на своей территории, становятся жертвами бесконечных междоусобиц, рассадни-ками международного терроризма, наркотрафика, потенциальными источниками распростране-ния "ОМП бедных" - биологического и химического. В ситуации растущей "прозрачности" со-временного мира, роста относительной уязвимости развитых обществ эти страны превращаются в растущую угрозу международной стабильности.

2.18. Россия сталкивается с серией чрезвычайно трудных дилемм.

2.18.1. В силу исторической традиции, геостратегического положения и, в первую очередь, из-за обладания мощным ядерным потенциалом, она принадлежит к клубу "великих держав". Внешние атрибуты этого - членство в СБ ООН, "восьмерке", участие в саммитах ЕС.

2.18.2. По своему экономическому потенциалу она находится в нижней части "второго ми-ра" (по нашей условной классификации), хотя и обладает пока рядом уникальных технологий и все еще лучшим, чем в этой группе государств, уровнем образования населения. Но все эти по-казатели снижаются.

2.18.3. По степени участия в информационной революции, в процессах интернационализа-ции производства и капитала Россия находится далеко от лидеров второй группы - где-то на 50-м месте в мире. Фактически эта революция пока проходит без нас.

2.18.4. В стратегическом плане Россия исторически стремится к союзу с передовым Западом - в первую очередь с Европой. Но, во-первых, российская элита сама не решила, хочет ли она по-настоящему в Европу, для чего надо начинать систематически вводить у себя стандарты ЕС. Во-вторых, Запад не подпускает Россию слишком близко. Расширение НАТО объективно изоли-рует Россию, ослабляет ее роль в вопросах европейской безопасности. Расширение ЕС прибли-жает пояс стабильности и благосостояния к России. Но до сих пор сотрудничество с ЕС концен-трировалось не столько на экономической и социальной интеграции России, в чем мы заинтере-сованы в наибольшей степени, сколько на диалоге в области внешней политики.

2.19. При заложенной траектории экономического развития, даже относительно успешно разви-ваясь, Россия будет продолжать отставать от Запада, ее доля в мировом ВНП будет уменьшаться еще по крайней мере 10-15 лет.

3. Что делать России?

3.1. Единое мнение всех выступавших на Ассамблее СВОП и других дискуссиях вне зависимости от их интеллектуальных склонностей или политических взглядов: глобализация - есть объективный процесс, несущий для России как существенные возможности, так и определенные опасности. И главное - от него нельзя укрыться, защититься. Любые подобные попытки будут вести лишь к еще большему отставанию страны, мы все равно будем втягиваться в новый глобализующийся мир, но, как правило, на наименее выгодных для себя условиях. Вопрос в том, какой должна быть наиболее оптимальной стратегия приспособления страны и общества к глобализации. Именно этому и посвя-щен раздел "Что делать России?"

3.2. Первое и самое главное - энергично продолжать структурные экономические и социальные реформы, которые руководством России уже начаты, для модернизации страны. В данном разделе мы обратим внимание на те направления реформ, которые имеют самое непосредственное отноше-ние к приспособлению к существованию в условиях глобализации.

3.3. Ясно, что необходимо продолжать процесс модернизации и укрепления государства и госап-парата, который уже начат нынешним руководством. Но следует иметь в виду, что реформирование с опорой преимущественно на госаппарат, чиновничество в новых условиях может оказаться еще менее продуктивными, чем в прошлом, в силу резкого нарастания количества и сложности проблем, которые нужно одновременно решать, необходимости включения творческих усилий и интересов масс людей, организаций и институтов гражданского общества.

Слабость гражданского общества в России - одна из структурных помех успешному приспособ-лению России к развитию в условиях глобализации, помех схожих с общей слабостью государствен-ного аппарата в недавнем прошлом. Для модернизации помимо общих структурных условий, стране необходимы два локомотива - эффективное правительство и сильное гражданское общество его дополняющее, с ним взаимодействующим, если нужно критикующее и ограничивающее.

3.4. Главный способ начать преодолевать отставание России хотя бы в среднесрочной и долго-срочной перспективе - вложения в сохранение и улучшение человеческого капитала - главного из потенциальных источников силы страны. Обсуждение реформы образования затянулось. Заявле-ния и решения руководства страны, сделанные в начале сентября, внушают надежду, по требуются экстраординарные и срочные меры.

3.4.1. В реформе нуждаются все уровни образования. Требуется резкое увеличение его фи-нансирования на всех этих уровнях. Тем более, что государство может "потянуть" увеличение финансирования в этой области легче, чем во многих других сферах. Ведь ныне бюджет выде-ляет не образование всего около полутора миллиардов условных единиц и увеличение, напри-мер, этой части бюджета вдвое будет гораздо более легким, чем скажем, аналогичное увеличе-ние расходов на оборону.

3.4.2. Необходима переподготовка учителей, улучшение их социального статуса, ударные усилия по компьютеризации средней школы (за 4-6 лет) и вузов (за 2-3 года). Но, пожалуй, наиболее актуальным является улучшение качества образования на уровне магистратуры - ас-пирантуры, особенно последней. Именно здесь мы отстаем от передовых стран и их вузов, оче-виднее всего и больше всего.

3.4.3. Нуждается в резком увеличении финансирования в том числе за счет частных, корпо-ративных средств система переподготовки взрослых, т.н. непрерывного образования. Здесь мы потеряли за последнее десятилетие многое даже по сравнению с 70-80-ми гг. Система адапта-ции населения и быстро меняющимся требованиям рынка будет не только содействовать улуч-шению качества человеческого капитала России, но и служить важнейшим социальным демпфе-ром и фактором развития.

3.4.4. Целесообразно пересмотреть в том числе во взаимодействии с зарубежными партне-рами практику стажировок и обучения российских студентов за рубежом. Их число ничтожно мало. Даже в Европе китайских, например, студентов обучаются много больше, чем русских. Обучение за рубежом позволяет впитывать в себя не только новые технологии или социальный опыт, но создавать профессиональные и человеческие связи, которые через годы будут содей-ствовать перетоку капиталов, решению многих проблем для нашей страны, отдельным городам и предприятиям.

3.4.5. Крайне важно поднять проблему информатизации страны на самый высокий полити-ческий уровень, сделать ее одним из главных приоритетов государственной, даже президент-ской политики. У нас нет даже органа, ответственного за координацию госполитики в этой об-ласти. Идет межведомственная борьба между ФАПСИ, Минсвязи. Совет безопасности выпустил соответствующую доктрину, в которой главный упор сделан не столько на целесообразности ус-коренной информатизации страны, сколько на необходимости усиления защиты информации. (Проблема важная, но другого порядка). У нас нет общей политики, которая стимулировала бы развитие и внедрение соответствующих технологий. Возможно, стоит использовать американ-ский опыт и создать регулярно собирающийся президентский совет по информатике и внедре-нию интернет-технологий.

3.5. Вторым важнейшим направлением выгодного для России встраивания в новый глобальный мир и улучшения человеческого капитала должна стать стратегия всемерного привлечения инвести-ций в экономику. Начавшиеся структурные реформы, резкое понижение подоходного налога на фи-зических лиц, определенное снижение налога на прибыль, снижение нормы обязательной продажи валютной выручки, общая политическая стабилизация несколько улучшила инвестиционный климат в нашей стране. Но он еще чрезвычайно далек от необходимого. Помимо продолжения общих структурных реформ необходимы, в частности, следующие меры.

3.5.1. Усиление борьбы с коррупцией и криминалитетом в экономике. Иначе "коррупцион-ный" и "криминальный" налоги прямо или опосредованно - политически - съедают позитив-ный эффект от сокращения государственного налогового бремени. Эти два "налога" серьезно ухудшают инвестиционную привлекательность России.

3.5.2. Защита собственника и собственности и не в последнюю очередь малого и среднего бизнеса должно стать главной задачей всей государственной политики, правоохранительных органов.

3.5.3. Необходимо решение проблемы сокращения и реструктуризации внешнего и внутрен-него долга, в том числе, возможно, даже используя внешнеполитический ресурс, идя на "раз-мены". Этот долг больше, чем обычно называется. Помимо необходимости выплат в ближай-шие годы 30-40% бюджета странам "парижского клуба", существует еще долг странам в этот клуб не входящим, а также внутренний долг. В совокупности подлежащий выплате долг будет составлять в ближайшие годы до 40-55% бюджета. Это будет лишать страну какого-либо ма-невренности в экономической и политической областях, перекроет возможности вложения даже в "человеческий капитал". Платить нужно. Но все заплатить невозможно без чрезмерных из-держек. Идти же услужливо предлагаемым путем взятия новых кредитов для покрытия этого долга означает лишь продление ситуации на десятилетия. Необходимо добиваться политиче-ского решения. В противном случае бессмысленно накопленный долг будет десятилетиями по-давлять инвестиционную активность, экономический рост и социальное развитие.

3.5.4. Нерешенным в дискуссиях СВОП вопросом является необходимость создания специ-ального координирующего органа в правительстве или администрации Президента, который за-нимался бы защитой инвесторов, особенно иностранных. Большинство специалистов высказы-вается против. В то же время сохраняется меньшинство, которое полагает целесообразным создания такого органа из-за особой непривлекательности России в качестве объекта для инве-стиций.

3.5.5. Подавляющее большинство участников дискуссия считает остро необходимым созда-ние координирующей системы органов, прежде всего, государственных, которые занимались бы формированием в мире более привлекательного образа России, в том числе инвестиционного. На международном "имиджевом" рынке Россия явно "недооценена", особенно в последние год-полтора. Это одна из важнейших причин "недооцененности" России и на международном рын-ке капиталов.

3.5.6. В ситуации голода на капиталы, депрессивного состояния многих регионов страны ин-вестиции необходимо привлекать в любые отрасли с тем, чтобы создавать рабочие места, рас-ширять налогооблагаемую базу. Вместе с тем, в стране существует ряд отраслей, которые по-тенциально конкурентоспособны в мире, могут выступать локомотивами экономического разви-тия, выгодного для страны внедрения в новую мировую экономику. Это, прежде всего, ядерная энергетика, ракетно-космическая отрасль, газ и продукты его переработки, авиационная про-мышленность, производство ряда видов вооружений и военной техники некоторые программы развития информатики и биотехнологии.

Несмотря на то, что большинство участников дискуссии выступило против прямого государ-ственного инвестирования даже в эти отрасли, считая такое инвестирование как правило заве-домо неэффективным, господдержка таких отраслей, политическая, структурная, тарифная, возможно даже кредитная, но через эффективный механизм контроля над использованием кре-дитов, видимо, необходима.

3.4.7. Необходима в этой связи и хотя бы индикативная научно-техническая политика. Она до сих пор отсутствует. И это при том, что научно-техническая сфера, прорывные технологии прямо или косвенно (через финансирование программ типа НПРО) поддерживаются даже в государствах с самой либеральной экономической политикой.

3.6. России для получения равных условий доступа на мировые рынки, для создания условий для усиления конкуренции внутри страны необходимо скорейшее вступление во Всемирную торго-вую организацию. Но нельзя делать такое вступление политической целью, за которую у нас уже начинают требовать политическую плату, не стоит ставить четкие временные рамки для вступления. Они сужают поле для маневра. Пример политики Китая должен быть в этой области заразительным. Длительная тарифная защита ведет к прогрессирующему отставанию и загниванию экономики. Но в то же время стоит добиваться максимально выгодных переходных условий, чтобы не обрушить це-лые отрасли хозяйства.

3.7. Расчеты на "чудодейственные рецепты" в экономике, на перескакивание через этапы раз-вития контрпродуктивны, отвлекают от задач систематического структурного реформирования эко-номики и общества. Они напоминают традиционную российскую деморализующую надежду на чу-до. Вместе с тем, искать точки роста, отрасли, через которые возможно обеспечить убыстрение развития необходимо. Некоторые из них были уже названы в пункте 2.4.6.

3.8. Особый упор целесообразно сделать на содействие созданию инфраструктуры финансового рынка, полуразрушенного кризисом 1998 г. До сих пор значительная часть финансового обслужи-вания операций внутри страны проводится через финансовые учреждения-нерезиденты. Возможно, необходимо дополнительно привлекать иностранные банки и иные финансовые учреждения для ра-боты на нашей территории, учитывая высокий уровень недоверия к нашим банкам. В любом случае реформа банковской сферы, создание инфраструктуры финансового рынка требует дополнительно-го внимания государства.

3.9. Невозобновляемые ресурсы конечны, относительная их цена в мировом ВНП падает, а себе-стоимость в России - возрастает. Вместе с тем, пока эти ресурсы относительно конкурентоспособ-ны, государственная политика должна быть направлена на достижение, во-первых, максимально эффективного использования "природной ренты" для модернизации науки, образования, перспек-тивных отраслей; во-вторых, что крайне важно, на стимулирование модернизации самих этих ре-сурсодобывающих производств, быстрого роста капиталовложений в них самих. Даже в средне-срочной перспективе ресурсодобывающие отрасли останутся главным источником бюджетных средств. Этот источник необходимо сохранить, стимулируя капиталовложения в их модернизацию. Иначе мы можем потерять позиции даже на рынке ресурсов.

3.10. В этом контексте стране необходимо разработать комплексную современную, рыночную, отвечающую реалиям современного мира, требованиям рынка и возможностям современной России стратегию нового освоения Сибири. СВОП развернул программу исследования данного вопроса, в течение осени 2001 г. представит первую серию разработок.

3.11. Высокодинамичный, в растущей степени непредсказуемый мир требует сложного геостра-тегического простраивания России.

3.11.1. Ясно, что при нынешней экономической слабости Россия не может позволить себе ослабление ядерного фактора в своей политике, особенно, учитывая растущую непредсказуе-мость и нестабильность международных отношений, высокую вероятность распространения ОМП. Необходимо модернизировать обычные силы, но они без мощного ядерного, хотя бы и более компактного, чем сейчас, ядерного потенциала, не помогут. И чем дальше, тем больше. Другое приоритетное направление развитие вооруженных сил - потенциал разведки, спецопе-раций, воздушно-десантные войска и средства стратегической мобильности.

3.11.2. В то же время России необходимо максимально конструктивное взаимодействие с ос-новными игроками на мировой арене. Большим достижением стало сближение с Китаем, подпи-сание с ним "большого договора", создание "шанхайской шестерки", активизация связей с АСЕАН, партнерские отношения с Индией. Партнерство и дружба с Китаем открывает большие возможности и на западном направлении.

3.11.3. Позитивной является и стратегия избежания конфронтации с США, в частности, по вопросу о НПРО, ее параметры не ясны, неясно, будет ли она вообще сколько-нибудь серьезно затрагивать прямые интересы безопасности России. Корректные, а лучше конструктивные от-ношения с США являются важным условием получения Россией доступа к достижениям новой экономики и финансовым рынкам. Вместе с тем, опыт прошедшего десятилетия однозначно убеждает: за геополитические уступки благодарности ни серьезными кредитами, ни списанием долгов, ожидать не стоит. (Если речь не идет о четко оговоренной сделке.)

3.11.4. В любом случае игры, особенно риторические, в "многополярность", которая пони-мается большинством в мире как противодействие США, да и Западу, слишком дороги и непраг-матичны. Тем более, что вырисовывающаяся конфигурация международных отношений будет предполагать возможности ограниченного сотрудничества с США в одних областях и ограничен-ного соперничества в других. В целом же параллельные или общие интересы превалируют над интересами, которые разделяют две страны.

3.11.5. Однозначно непродуктивным, отвлекающим от задач модернизации и экономическо-го и социального развития, был бы курс на сколачивание антиамериканской или антизападной коалиции с государствами недовольными складывающимся мировым порядком (или беспоряд-ком). Россия может поддерживать некоторые идеи и лозунги т.н. антиглобалистского движения (например, охрану окружающей среды), но она имеет свою собственную повестку дня, которая предполагает сотрудничество, а не конфронтацию со странами "первого мира" - главным ис-точником технологии, капитала.

3.11.6. Курс на вхождение в новую глобальную экономику, на выгодное приспособление к процессам глобализации предполагает при дружеских отношениях с Китаем, прагматичных, взаимовыгодных отношениях со странами "второго мира", преимущественную ориентацию на сближение со странами "первого мира" и, прежде всего, с Европой.

3.11.7. Видимо, курс на сближение с ЕС, но не поверхностный - в виде диалога по полити-ческим вопросам или проблемам безопасности, а сущностный, мог бы стать одним из коренных направлений приспособления России к новому глобальному миру. Содержанием такого курса, помимо линии на вступление в ВТО, должен стать поэтапное принятие Россией промышленных, экологических, юридических и других стандартов ЕС с тем, чтобы обеспечить максимально глу-бокое вхождение России в общее экономическое пространство Евросоюза. Затем лет через 10-15, когда ЕС будет насчитывать 25-30 стран, возможна постановка вопроса и о членстве России в нем. Естественно, что это будет другой ЕС и другая Россия. Учитывая культурную историю России, направленность ее торговых и экономических связей, другой разумной альтернативы у России нет. Такая линия, повторим, не означает отказа от прагматического сотрудничества с другими партнерами.

Нет нужды официально ставить вопрос о членстве в ЕС уже сейчас. Он вызовет противо-действие. Но реально двигаться в этом направлении необходимо как можно более энергично, заставляя европейских партнеров реагировать на российские инициативы в направлении инте-грации. Сближению России и ЕС могли бы серьезно содействовать и организации гражданского общества. В этой связи мы поддерживаем идею создания общественного комитета "Россия - в объединенной Европе".

3.11.8. В Европе складывается де-факто система безопасности на основе НАТО. (ОБСЕ бы-стро и неумолимо слабеет, возможности ЕС в сфере безопасности имеют смутные перспективы.) НАТО, несмотря на неудачу в Косово, сохраняется, расширяется и будет расширяться. Поме-шать этому России становится все труднее, особенно после подписания Основополагающего ак-та Россия-НАТО, де-факто легитимизировавшего расширение Альянса. В этой ситуации вместо того, чтобы тратить политические и иные ресурсы на борьбу против расширения, можно либо просто не замечать его, как и идущего вместе с ним ослабления политических позиций России в Европе, либо подумать о том, чтобы прямо поставить вопрос о быстрейшем вхождении России, хотя бы в политическую организацию НАТО. Аргументы "за" вступление стали перевешивать аргументы "против". Противиться вступлению России при правильно поставленной политике будет все труднее. При участии России НАТО может перерасти в универсальную организацию европейской и международной безопасности, лишиться своих дестабилизирующих черт.

Можно не делать заявки на вступление и все равно оказаться через 10 потраченных на про-тиводействие лет одной из нескольких европейских стран-не членов НАТО.

3.11.9. В любом случае необходимо делать выбор в пользу участия в большой военно-политической коалиции ответственных государств против любых форм международного терро-ризма, распространения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения. Уча-стие в такой коалиции будет иметь крупные издержки для России. Но попытки отсидеться в стороне будут стоить еще дороже. Мы объективно будем скатываться, особенно в глазах обще-ственного мнения в лагерь отсталых, недовольных, не имеющих будущего, поддерживающих радикализм и терроризм. В этой ситуации попытки хотя бы относительно выгодно вписаться в процессы глобализации будут обречены на провал.

Степень участия России в коалиции должна зависать от оценки опасностей, возможности влиять на принятие решений. Наконец, за участие в коалиции, которое несет немало опасно-стей для России, можно запросить конкретную цену: прощение советских долгов и реструктури-зацию российских, принятие России в НАТО или по крайней мере нерасширение Альянса до рос-сийских границ, пока в него не будет принята сама Россия.

3.12. Глобализация предъявляет повышенные требования к компетенции государственного управления, качеству политического класса и интеллектуальной элиты. Здесь предстоит преодо-леть очень большое отставание, чтобы сохранить возможность разговаривать на одном профессио-нальном языке с элитами стран "первого мира". Необходимы дополнительные усилия по изучению процессов, происходящих вне России, этого самого глобализующегося мира, по обучению россий-ской элиты этим новым реалиям. СВОП планирует расширить свою деятельность в этой сфере.

3.13. Государство само должно меняться, чтобы не потерять конкурентоспособность в глобали-зующемся мире. Последствия глобализации можно осилить только в рамках дисциплинированно и компетентно проводящейся государственной политики, повышения эффективности и чистоты всего управления, обеспечивающего тесную координацию внутренних и внешних усилий власти, негосу-дарственных, общественных и предпринимательских структур во благо страны. Необходима даль-нейшая консолидация элит вокруг целей национального возрождения и развития в условиях нового глобализующегося мира.

2001


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList   

    Все стулья.ру
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    Все стулья.ру