Выборы нового Президента РФ подводят черту под ельцинским десятилетием в истории страны. Сейчас становится явным, что пришло время не только новых людей, но и новых идей. Вопрос о стратегических целях развития государства приобретает, как раньше говорили, судьбоносный характер.
Но сам по себе этот вопрос не является самодовлеющим. Стратегия России в XXI в. определяется не только ее внутренними потенциями и собственными устремлениями. Она по необходимости должна учитывать процессы, развертывающиеся в мире и порождающие обстоятельства, не обязательно кон-кретно угрожающего характера, но, безусловно, вынуждающие с ними считаться и реагировать на них. Игнорирование таких обстоятельств чревато возникновением неконтролируемой ситуации, при которой могут быть утрачены благополучие, безопасность и стабильность общества. Вот эти-то обстоятельства и определяются категорией "вызов".
Многие вызовы для современной России связаны с глобализацией. Однако, думается, неконструктивно было бы рассматривать ее как жестко детерминированный процесс, формы и результаты которого должны быть познаны и приняты, как рок.
По крайней мере, сегодня остается открытым вопрос о конечной судьбе государства. Есть немало тех, кто утверждает, что оно отмирает. Вместе с тем по прогнозам американских ученых, в течение ближайших 15-20 лет на земном шаре в результате территориального передела образуется более 100 новых государств. Согласно тем же расчетам, должна распасться и Россия. Это один вызов России.
Другой связан с тем, что в процессе глобализации утверждается новое разделение труда между территориями (независимо от того, сохранится ли их государственная определенность и оформленность), закрепление за ними определенных функций в мировом хозяйстве. Есть основания говорить о том, что России в нем может выпасть доля сырьевого придатка и кладбища вредных отходов.
Еще один вызов заключается в том, что "технические достижения и открытые границы", дают возможность выхода на международный уровень и террористическим организациям, преступным синдикатам, торговцам наркотиками и лицам, участвующим в "отмывании" денег". События в Чечне (а мы не гарантированы от возникновения подобных конфликтов и в будущем) показали, что наше государство не имеет эффективной стратегии и средств для ответа на этот вызов.
Глобализация - это данность. Включение в нее имеет безальтернативный характер. Здесь действует правило, которое можно сформулировать так: история ведет тех, кто считается с объективным ходом вещей, остальных тащит. Но это вовсе не значит, что безальтернативна сама глобализация. Еще совсем не факт, что она должна развертываться по модели, безразличной к интересам и судьбе России. Россия имеет достаточный потенциал, позволяющий определять события, а не тащиться за ними. Ее стратегия должна ориентироваться на оптимальные для России направления, формы, темпы включения в процессы глобализации.
Здесь возникает еще один вызов, ответ на который предстоит определить. Речь о диалектике либерализма, консерватизма, социализма. Думается, совершенно необоснованно преданы забвению некогда гонимые идеи конвергенции. Суть проблемы становится ясной, если учесть существующие в нашем обществе и политической элите противоречивые идеи о возможности и пределах вмешательства государства в экономическую жизнь страны.
Отправной точкой для выработки стратегии в этом воросе должно быть признание того, что Россия, великая держава и другой быть просто не может. Важно иметь в виду, что вопрос о величии страны невозможно решать сугубо логическими методами. Это "не Верхняя Вольта с атомной бомбой". Четвертый вызов как раз и заключается в том, что в мире (и в стране) есть немало охотников, заинтересованных в том, чтобы на геополитическом пространстве хартленда не было бы единого, целостного, а следовательно, мощного социального организма.
Еще один вызов связан с тем, что объективно необходимая глобализация осуществляется под определяющим влиянием экономически доминирующего Запада, США и приобретает характер вестернизации, американизации стран и народов. Для нашей страны это актуализирует извечный спор западников и славянофилов. В конечном счете, все вызовы так или иначе заставляют говорить о безопасности страны и народа.
Между тем, признание катастрофического состояния оборонного комплекса стало проходной фразой для всех, кто говорит о военной сфере, будь то "пар-тия власти" или оппозиция, политики или военачальники, эксперты или журналисты. Шестилетнее военное "реформирование" ничего хорошего стране и обществу, государству и армии не принесло.
Так не следует ли признать либо порочность самой установки с помощью реформы привести военную организацию в состояние, соответствующее требованиям дня, либо принципиальные ошибки в определении концепции, направлений и приоритетов военного строительства, либо, наконец, демагогическое использование идеи реформы в спекулятивных целях, ничего общего не имеющих с заботой о военной безопасности страны?
Стране и армии нужны не сомнительные эксперименты с отрицательным результатом, называемые военной реформой, а четко сформулированная легитимная, то есть понятая и поддерживаемая гражданской и военной общественностью, и законная, то есть соответствующая нормам международного права и Конституции страны и закрепленная специальным государственно-правовым актом программа военного строительства. Вопрос о его цели, содержании, последовательности и темпах составляет предмет отдельного разговора. Хорошую основу для него составляет новая военная доктрина.
Давно известно: лечение начинается с постановки диагноза. Четкое определение того, что и почему "болит" у России, поможет найти верные средства ее выздоровления.
О.Бельков,
доктор философских наук,
профессор
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(17);%>
|