Финансирование программ регионального развития
Бюджетное выравнивание не решает проблему сокращения различий в уровне развития регионов. Более того, при ориентации только на текущие потребности (расходы) в относительном выигрыше оказываются территории с более высоким уровнем обеспеченности социальными объектами. Не происходит и перемещения инвестиций в отстающие регионы, которые, как правило, проигрывают конкуренцию экономически более развитым территориям из-за низкой инфраструктурной обеспеченности. Поэтому необходимы специальные программы по выравниванию территориальных различий в уровне развития социальной и, частично, производственной инфраструктуры.
Могут быть предложены, как минимум, 3 взаимодополняющих варианта.
Первый вариант - финансирование региональных программ через бюджеты субъектов Федерации.
В этом случае из федерального бюджета регионам должны выделяться целевые инвестиционные субвенции (например, на строительство школ, больниц, очистных сооружений, дорог, мостов, развитие систем связи и т.д.). Ответственность за разработку и реализацию соответствующих проектов несут региональные власти, а Федерация оказывает поддержку в форме долевого участия в их финансировании.
При этом, регионы должны быть заблаговременно разделены на несколько групп, в зависимости от финансового потенциала и уровня развития инфраструктуры. Для каждой группы вводится предельный уровень участия федерального бюджета в финансировании программ развития регионов (от, например, 10% для самых "богатых" и наиболее развитых до 80-90% для самых "бедных" и наименее развитых регионов).
Предоставление федеральных средств может быть организовано либо в рамках "конкурса" проектов и программ, либо в "автоматическом" режиме.
В первом случае решение об участии федерального бюджета в финансировании программ регионального развития заблаговременно принимается отдельно по каждому региону (программе, проекту) уполномоченным на то органом (например, Министерством экономики). Это несколько усложняет процедуру, но гарантирует достаточно жесткий отбор финансируемых при участии Федерации программ.
Во втором случае распределение предусмотренной в федеральном бюджете инвестиций (например, в образование) между регионами проводится по специальным формулам. Получение этих средств должно быть обусловлено выделением бюджетами регионов на эти цели определенного минимума собственных средств, но распоряжаются федеральными субвенциями региональные и местные органы власти и управления. Недостатком этого подхода является снижение контроля со стороны федеральных структур за обоснованностью расходования федеральных средств, преимуществом - менее громоздкая процедура, поощряющая самостоятельность и ответственность региональных властей.
Возможно также сочетание обоих этих подходов. Например, для инвестиций в образование используется формула, а для требующих более тщательного экономического обоснования проекты по развитию транспортной инфраструктуры - конкурс. Или крупные (долгосрочные) проекты и программы проходят через конкурсный отбор, а более мелкие (кратко- и среднесрочные) - финансируются с помощью формального распределения.
Второй вариант - совместное (долевое) финансирование федеральных программ развития регионов.
Этот вариант может применяться к крупным программам и проектам общенационального (межрегионального) значения. Ответственность за их разработку и реализацию несут федеральные структуры управления, а заинтересованные в них региональные власти могут (должны) вносить свой взнос (например, в размере от 10 до 40% общего объема финансирования).
Такие программы могут быть "закрытыми" и "открытыми". "Закрытая" программа - это федеральная программа по развитию четко названных регионов (например, федеральная программа развития Забайкалья и Дальнего Востока, Центральной России, республик Северного Кавказа, зоны Севера и т.д.). "Открытая" программа - это программа, в которой могут принять участие все регионы, удовлетворяющие заранее известным критериям (например, программа развития приграничных районов, программа поддержки депрессивных регионов, программа оздоровления окружающей среды в зонах экологического бедствия, программа развития малых городов и т.д.).
Организационной формой выполнения "долевых" программ мог бы стать инвестиционный контракт (соглашение) между соответствующими федеральными структурами и региональными (местными) органами власти и управления. Возможно также создание с участием федеральных и региональных структур специальных органов управления (администраций) таких программ и/или юридических лиц (корпораций регионального развития).
Наконец, для программ, реализующим четко выраженные федеральные (общенациональные) интересы, возможен
вариант финансирования только из федерального бюджета
Программа поддержки депрессивных регионов
Дата последнего обновления 30 октября 1996 г.
|