Конгресс констатирует, что наиболее острая фаза финансово-экономического и банковского кризиса в России преодолена. Задачей следующего этапа реформирования банковского сектора является создание условий для устойчивого развития банковской системы, в том числе формирование системы регулирования деятельности банков на основе апробированных в международной практике подходов.
Конгресс отмечает, что комплекс мер по реформированию собственно банковской системы является необходимым, но недостаточным элементом восстановления нормального хода развития банковского дела. Требуется проведение последовательной государственной политики, направленной на структурную перестройку экономики, активизацию инвестиционной деятельности, повышение занятости и платежеспособного спроса населения, оздоровление системы государственных финансов. Для решения задачи реформирования экономики и банковского сектора большое значение имеет совершенствование законодательной базы, регламентирующей права частной собственности и их реализацию, а также ответственность собственников, процедуры банкротства и ликвидации.
В условиях дальнейшего усиления глобализации и взаимозависимости финансовых потоков, расширения влияния международных финансовых структур актуальной проблемой для России является восстановление доверия мирового банковского сообщества и иностранных инвесторов. Необходимым условием этого является открытость экономики, в том числе и банковского сектора, для иностранных инвестиций, благоприятный инвестиционный климат.
Значительное влияние на характер развития банковской системы на современном этапе и в ближайшей перспективе должны оказывать меры регулирующих органов по повышению качества банковского надзора, развитию надзора на консолидированной основе за банковскими группами и холдингами, контролю за качеством управления банками принимаемыми ими рисками, созданию условий для развития конкурентной среды, основанного на большей прозрачности деятельности кредитных организаций и укреплении рыночной дисциплины участников рынка банковских услуг. Существенной представляется реализация мероприятий по созданию системы гарантирования вкладов граждан в банках, а также механизма страхования политических и иных системных рисков по операциям в России, в том числе в приоритетных отраслях экономики.
Конгресс отмечает, что существенную роль в укреплении и развитии банковской системы играет Межведомственный координационный комитет содействия развитию банковского дела в России, в работе которого участвуют российские органы государственной власти и международные организации.
Конгресс рекомендует:
1. Кредитным организациям
Принимать только оправданные риски исходя из результатов тщательного анализа всех экономических и правовых аспектов соответствующих операций.
В качестве приоритетных направлений взаимодействия с реальным сектором экономики рассматривать:
- кредитование экспортоориентированных и импортозамещающих производств;
- участие в инвестиционных проектах развития передовых технологий;
- развитие кредитных операций с розничными клиентами — кредитования малого и среднего бизнеса, жилищного строительства (ипотеки) и потребительского кредита.
С целью более рационального использования ресурсов и снижения банковских рисков расширять практику синдицированного кредитования.
Принять меры по наращиванию капитала, привлечению стратегических инвесторов, в том числе нерезидентов.
Проводить оценку потребности в капитале с учетом международной практики.
При принятии управленческих решений больше внимания уделять адекватности капитала банка принятым рискам.
Осуществлять мероприятия, направленные на укрепление взаимного доверия, имея в виду развитие межбанковского рынка.
В целях повышения качества управления рисками активно использовать рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, а также передовые методы управления рисками, используемые в международной банковской практике, включающие экономико-статистические оценки вероятности наступления неблагоприятных для банка событий.
В целях адекватной оценки финансового состояния формировать резервы на возможные потери по ссудам и резервы под сомнительные активы в размере не менее предусмотренного требованиями Банка России.
При разработке стратегии деятельности и принятии решений анализировать и учитывать макроэкономические тенденции развития рынков услуг и капиталов, в том числе международных. Использовать принятые в международной банковской практике подходы к анализу конкурентной среды.
Существенно повысить уровень раскрытия информации о своей деятельности, достоверность учета, отчетности и информации о финансовом состоянии банка, предоставляемой партнерам, клиентам, регулирующим и надзорным органам.
Уделять более пристальное внимание работе по повышению профессионального уровня всех работников банков и этики межбанковских отношений.
2. Банку России
Разработать и ввести в практику рефинансирование банков под залог векселей и кредитных требований первоклассных заемщиков в пределах ориентиров макроэкономической устойчивости.
Продолжать работу по внедрению основополагающих принципов эффективного банковского надзора, а также применению базовых принципов Базельского комитета (минимальные требования к уровню достаточности капитала, надзорная оценка и рыночная дисциплина).
Ориентировать надзор на переход от требований по формальному соблюдению пруденциальных норм деятельности к надзору, основанному на содержательной оценке рисков, в рамках которой анализ выполнения пруденциальных норм является необходимым, но далеко не достаточным элементом. Направить тем самым внимание кредитных организаций на процесс управления рисками в целом.
Взаимодействуя с Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием, осуществить комплекс конкретных мер по переходу к международным стандартам бухгалтерского учета (IAS). Принять меры по совершенствованию методологии внутреннего контроля и аудита кредитных организаций и приближению их к международным стандартам.
Провести мероприятия по дальнейшему совершенствованию системы банковского надзора по следующим основным направлениям:
- повышение качества анализа финансового состояния банков и развитие системы раннего предупреждения возможных проблем в деятельности кредитных организаций, включающей анализ отчетности и “точечные” инспекционные проверки;
- развитие методики и практики надзора на консолидированной основе;
- рассмотрение используемых пруденциальных норм деятельности на предмет целесообразности предъявления банкам требований по соответствующим параметрам;
- разработка подходов к оценке качества внутрибанковского управления всеми видами рисков;
- развитие требований к формированию банками резерва на возможные потери по принимаемым рискам.
Провести комплексную переработку системы банковской отчетности, имея в виду как максимально возможное сокращение ее объема, так и повышение информативности.
Разработать поправки к нормативной базе лицензирования и регулирования банковской деятельности, предусматривающие повышение требований Банка России к руководителям банков по устойчивости кредитных организаций, финансового состояния их владельцев и партнеров по бизнесу.
3. Аудиторам
Совместно с Банком России разработать основные принципы и стандарты банковского аудита на основе адаптации международных требований к условиям осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Разработать и последовательно внедрять в практику стандарты, направленные на повышение качества банковского аудита.
Активно взаимодействовать с Банком России в части обмена информацией, разработки методологии анализа финансового состояния кредитных организаций.
4. Правительству Российской Федерации
Продолжить осуществление мер по структурной перестройке экономики, активизации инвестиционной деятельности, повышению занятости и платежеспособного спроса населения, оздоровлению системы государственных финансов, развитию рынка ценных бумаг и банковской системы.
Принять безотлагательные меры по совершенствованию системы налогообложения кредитных организаций, имея в виду равные ставки налогов по сравнению с другими субъектами хозяйственной деятельности, отнесение расходов по формированию резервов на возможные потери по ссудам и по другим операциям на уменьшение налогооблагаемой базы, исключение налогообложения переоценки иностранной валюты, которой оплачен уставный капитал банков.
Создать условия для привлечения капитала, в том числе иностранного, в экономику России и в ее банковский сектор, предусматривающие развитие соответствующей финансовой инфраструктуры.
Принять меры по повышению информационной прозрачности всех организаций путем внедрения международных стандартов бухгалтерского учета.
Разработать систему информирования кредитных организаций, отечественных и зарубежных инвесторов о наиболее перспективных инвестиционных проектах на территории Российской Федерации, предусматривающую комплексное раскрытие информации о данных проектах.
Содействовать скорейшему принятию подготовленного Банком России пакета законопроектов, обеспечивающих дальнейшее развитие банковского сектора.
Исходить из того, что участие кредитных организаций в финансировании развития реального сектора экономики возможно только при строгом обеспечении принципа устойчивости банков.
5. Федеральному Собранию Российской Федерации
Последовательно реализовывать в своей законотворческой деятельности конституционный принцип независимости Центрального банка Российской Федерации. Исходить из нецелесообразности выведения банковского надзора из системы Банка России.
Принять изменения и дополнения в правовую базу реформирования банковской системы, предусматривающие в том числе:
- включение показателя достаточности капитала в число критериев несостоятельности кредитных организаций;
- предоставление Банку России права уменьшать уставный капитал кредитной организации в том случае, когда он превышает величину ее собственных средств;
- обязанность банков приостанавливать на ограниченный срок проведение подозрительных сделок, связанных с трансграничным движением валютных средств.
Внести в действующее законодательство изменения, направленные на ужесточение критериев профессионального соответствия руководителей банков, повышение ответственности владельцев и руководства кредитных организаций.
Ускорить принятие второй части Налогового кодекса, содержащей единый подход к налогообложению всех субъектов хозяйствования.
Ускорить принятие Федерального закона “О гарантировании вкладов граждан в банках”.
При рассмотрении и принятии Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год” предусмотреть выделение необходимых средств на продолжение реструктуризации банковской системы.
|