Ключевые слова и словосочетания: инвестиции, капиталовложения, процессы
инвестирования, Всемирный банк (МБРР), МВФ, ЕБРР, прямые (реальные) инвестиции,
портфельные инвестиции, прочие инвестиции.
Экономика России находится в состоянии перехода от
плановой к рыночной. Этот процесс требует принятия большого количества решений
относительно капиталовложений. Оздоровление и модернизация существующих
промышленных предприятий, их эффективное и прибыльное функционирование очень
важны для экономики в целом.
Одной из характерных черт современной рыночной экономики
является прагматизм участников отношений. Любая материальная или нематериальная
ценность в системе таких отношений представляет интерес лишь в том случае, если
обладание ею способствует достижению каких-то целей, прежде всего
экономического характера. Не составляет исключения и инвестиционная
деятельность.
Процесс инвестирования
характерен для любой экономики, поскольку всегда имеются субъекты экономики,
нуждающиеся в инвестициях – предприятия, которым необходимо развитие, и
субъекты, которые желают инвестировать средства – к примеру банки, вкладывающие
в проекты имеющиеся средства для
получения дохода.
Без процессов инвестирования невозможно как развитие
экономики страны в целом, так и отдельных предприятий. В случае отсутствия процессов инвестирования и модернизации на
предприятии, срабатывает так называемый эффект пловца против течения: если
предприятие перестает развиваться, то оно постепенно отстает от других.
Участники экономической системы – предприятие, отрасль
или национальное хозяйство в целом – постоянно ощущают потребность в средствах,
необходимых для создания и расширения, реконструкции лил технического
перевооружения основного и связанного с ним оборотного капитала. Поскольку
потребность в финансовых ресурсах всегда велика, а возможности ограничены,
проблема выбора приоритетных направлений,
политики в области инвестиций и оценка их эффективности достаточно
сложная, но вместе с тем необходимая.
Эффективная экономика не возникает сама по себе. Она,
как правило, не только результат последовательной государственной политики, но
и профессионального управления на местах весьма сложными экономическими
процессами, и в частности, в управлении инвестиционными проектами с
привлечением инвесторов, обеспечивающими эффективное решение целевых задач.
Основой деловой активности инвестора является
наращивание экономического потенциала предприятия. Вкладывая капитал в
какой-либо инвестиционный проект, предполагается не только возместить свои
вложения через определенный промежуток времени, но и получить достаточную
прибыль. Оценка величины этой прибыли базируется на прогнозе будущих поступлений
от инвестиций и по существу означает решение дилеммы - выгоден или нет рассматриваемый
проект.
В доперестроечный период, когда доминировали
централизованно-плановые методы распределения финансовых и других ресурсов,
оценка эффективности капитальных вложений и новой техники осуществлялась на
основе типовой методики, на базе которой и были разработаны методические
положения практически для всех отраслей народного хозяйства и промышленности.
Принятые в 1988 году Государственным комитетом СССР по науке и технике
Методические рекомендации по комплексной оценке эффективности мероприятий,
направленных на ускорение научно-технического прогресса, соответствовали
общепринятым в мировой практике методам экономического обоснования проектов.
Эти методики в целом сыграли положительную роль при экономическом обосновании
эффективности капитальных вложений и новой техники, оценке сравниваемых
вариантов и в определенной степени препятствовали принятию экономически
необоснованных решений. Вместе с тем в рыночных условиях хозяйствования многие
из них оказались невостребованными из-за своей статичности, отсутствия учета
возможных рисков и неопределенности, взаимосвязи реальных и номинальных денег в
условиях инфляции.
Для административно-командной экономики было не столь
важным отсутствие внимания к денежным потокам, учету реальных данных баланса
предприятия, других факторов. Действующие в прошлом методы оценки капитальных
вложений и новой техники разрабатывались, в основном, применительно к условиям
затратной экономики и безвозмездной системы кредитования. При расчете основных
показателей оценки часто использовались несопоставимые величины: прибыль
учитывалась в будущей стоимости, инвестиции - в текущей. Нормативные
коэффициенты экономической эффективности задавались директивно без достаточного
обоснования; капитальные вложения выделялись, как правило, не под реальную, а
под расчетную эффективность, которая часто оказывалась завышенной, а
необходимые средства, наоборот, заниженными.
Сегодня во всем мире в качестве стандарта принята
концепция технико-экономического обоснования инвестиционных проектов,
разработанная ЮНИДО (United Industrial Development Organization) – Международной специализированной организацией ООН
по промышленному развитию. Ее используют для оценки новых инвестиций и передачи технологий; эта концепция в полной
мере используется для проектов по
оздоровлению, расширению, модернизации и перепрофилированию действующих
производств. Благодаря широкому признанию, она также облегчает создание
совместных предприятий и международное финансирование. Таким образом, эта
разработанная и признанная международной методология весьма полезна для любых
экономических систем, и в первую очередь для экономик в период перехода к
рыночным условиям.
Экономическое обоснование эффективности инвестиций позволяет сравнивать
возможные варианты вложения средств в технические, технологические,
организационные и другие мероприятия, разработанные в каждом конкретном
проекте. Оценка и обоснование финансовых результатов, их эффективности
позволяет разработчикам проектов и менеджерам быть более компетентными в
вопросах конкретного инвестиционного проекта, принимать лучшее решение из
возможных.
Для расширения производства, реконструкции или
технического перевооружения предприятия
необходимы определенные вложения капитала, характеризующие процессы
инвестирования. Под инвестициями понимается помещение капитала, денежных
средств в какие-либо предприятия, организации, краткосрочные и долгосрочные
проекты с целью получения прибыли и достижения положительного социального
эффекта. Процесс вложения инвестиций
называется инвестированием или инвестиционной деятельностью. Инвестирование
предполагает вложения денежных средств
в оборот, где будет получена прибыль даже с учетом инфляционных процессов.
Каждый участник инвестиционного рынка выполняет определенные
функции в инвестиционной деятельности, способствует рациональному использованию
трудовых, производственных, финансовых и других ресурсов. Большое влияние на
функционирование отечественного инвестиционного рынка оказывают зарубежные
инвестиционные институты.
К крупнейшим международным финансовым организациям
относятся Всемирный банк и Международный валютный фонд, организованные в 1944
году по решению валютно-финансовой конференции ООН. Штаб-квартиры этих
учреждений находятся в Вашингтоне (США). Эти финансовые институты концентрируют
свое внимание на расширении и укреплении экономики стран, являющихся их членами.
Цель основания Всемирного банка - обеспечение
международного потока долгосрочных инвестиций для оказания помощи странам,
пострадавшим во время Второй мировой войны. Но вскоре банк отошел от своей
первоначальной роли содействия реконструкции и развитию в Европе и стал первым
в мире банком, инвестирующим развивающиеся страны. В настоящее время Всемирный
банк представляет собой международное финансовое учреждение, оказывающее
содействие экономическому развитию стран - членов банка. Всемирный банк имеет
более 40 отделений по всему миру и персонал свыше 6 тысяч человек.
На современном этапе своей деятельности Всемирный банк
выполняет следующие функции:
-
способствует развитию экономически отсталых стран мира;
-
оказывает помощь развивающимся странам путем долгосрочного
кредитования инвестиционных проектов и программ развития;
-
предоставляет специальную финансовую помощь странам, имеющим
ВНП менее 1,2 тыс. долларов США на душу населения.
Приоритетные направления инвестиционной активности
Всемирного банка - проекты в области промышленности и сельского хозяйства,
энергетики и транспорта, образования и здравоохранения, развития городского хозяйства,
водоснабжения и связи. Техническая помощь, финансируемая из средств Всемирного
банка, включает и различные категории услуг: инженерно-консультационные,
административно-организационная помощь, содействие в руководстве. Важным
элементом технической помощи банка являются технико-экономические обоснования
проектов, выполняемые при поддержке программы развития ООН.
Основная задача Всемирного банка, отраженная в его
официальном названии Международный банк реконструкции и развития, -
стимулирование экономического развития развивающихся стран путем предоставления
им долгосрочных (как правило, на 15-20 лет) займов. Всемирный банк - это
инвестиционный банк, являющийся посредником между инвестором и получателем;
владельцы банка - правительства 172 стран, имеющих акционерный капитал в банке
около 180 млрд. американских долларов. Займы предоставляются только на
производственные цели после тщательного анализа возможностей их погашения
страной-должником и, как правило, под государственные правительственные
гарантии.
Международный валютный фонд - межправительственная
валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения
ООН, включающая 175 стран-участниц. Это институт сотрудничества, функция
которого - установление упорядоченной системы платежей и денежных поступлений
между странами. МВФ не является банком и не занимается посредническими
операциями между вкладчиками и заемщиками, его нельзя назвать институтом
кредитования, каковым является Всемирный банк. И тем не менее фонд имеет в
своем распоряжении финансовые ресурсы, оцениваемые более чем в 125 млн.
долларов. В МВФ около 2 тыс. служащих из более чем 100 стран-членов, большая их
часть работает в штаб-квартире в Вашингтоне, а также имеются три небольших
отделения в Париже. Фонд оказывает странам Восточной Европы финансовую помощь,
дает экспертные оценки при создании тех финансовых и экономических структур,
которые необходимы для функционирования свободного предпринимательства.
Официальные цели МВФ - содействовать международному
сотрудничеству в валютно-финансовой сфере и развитию мировой торговли,
регулировать валютные отношения стран-участниц. МВФ предоставляет кратко- и
среднесрочные кредиты. Активы фонда образуются преимущественно за счет взносов
(квот) стран-участниц, каждая из которых вносит пропорциональную своей
экономике сумму, пересматриваемую каждые 5 лет. Квота России - 6 млрд. долл.,
США - около 25 млрд. долл. (примерно 20% общей суммы). От количества квот
зависит и количество голосов стран-членов МВФ.
Основные функции МВФ на современном этапе:
-
осуществление надзора за международной валютной системой и
содействие стабилизации курсов валют стран-членов;
-
оказание помощи кредитами всем членам фонда, испытывающим
трудности с платежным балансом;
-
пополнение запасов валюты стран-членов путем специальных прав
заимствования и образование финансовых ресурсов преимущественно за счет взносов
своих членов.
Сравнительно новым международным институтом, начавшим
свою деятельность с 1991 года, является Европейский банк реконструкции и
развития (ЕБРР). Его капитал - 10 млрд. экю, штаб-квартира находится в Лондоне.
У банка есть представительства во многих странах. Членами банка являются 40
стран. Банк представляет собой международную организацию, цель которой -
содействие странам Центральной и Восточной Европы в создании рыночной
экономики; в его Уставе есть запись о том, что он всю свою деятельность
направляет на экономически ориентированное и устойчивое развитие. Основным
критерием при принятии решения о предоставлении займа для ЕБРР является наличие
у претендентов сильных партнеров и хорошо обоснованного бизнес-плана или
технико-экономического обоснования.
Предприятия, осуществляющие инвестиционную деятельность,
прежде чем вложить средства, должны оценить свои финансовые возможности и
последствия, то есть выполнить многоэтапный прединвестиционный процесс от идеи
возможных инвестиций до оценки их эффективности с помощью системы
количественных показателей и принятия решения. Для этого прежде всего следует оценить
возникающие затраты на исследование и обоснование, проектирование и
строительство, запуск в эксплуатацию инвестиционного проекта, а также пользу,
преимущество и возможные доходы от функционирования объекта.
Роль
процессов инвестирования на макроэкономическом уровне заключается в обеспечении
механизма финансирования роста и развития экономики страны в целом; роль инвестирования
на микроэкономическом уровне проявляется в том, что инвестиции увеличивают ценность
предприятия и это делает его привлекательным для партнеров по бизнесу, а также
процессы инвестирования на предприятии позволяют получить дополнительные
доходы, что положительно сказывается на многих финансовых и экономических
показателях работы предприятия.
Вложения в физические активы предприятия, затраты на создание новых
основных средств, а также на расширение, реконструкцию, техническое
перевооружение и модернизацию действующих основных средств относят к так
называемым реальным инвестициям. Новым строительством является возведение
зданий и сооружений на новых площадках в целях создания новых производственных
мощностей. Расширение предприятия представляет собой строительство новых и
расширение существующих производственных объектов и цехов предприятия для
создания дополнительных и новых производственных мощностей. Реконструкция
предприятия – это полное или частичное переоборудование производства,
приводящее к увеличению объемов производства на основе новой технологии, к
улучшению сортамента и качества продукции, к механизации и автоматизации
производства.
В
российской практике инвестирования зачастую реализуется вариант реконструкции с
расширением предприятия. Этот вариант инвестирования, как правило, используется
в случаях, когда открываются новые рыночные возможности и возникает
необходимость занять новую нишу рынка.
В
современном мире процессы инвестирования имеют очень широкое распространение.
Иностранные инвестиции вкладываются во все страны мира, как в экономически
слабые, развивающиеся и реформирующие национальную экономику, так и в
экономически развитые, богатые. Ежегодно в мировое хозяйство инвестируется
около полутриллиона американских долларов, и эта цифра постоянно растет. Так, если 1995 году общий объем прямых инвестиций в мире
составил 315 млрд.$, то 1998 году этот показатель
уже составил 440 млрд.$.
Прямые инвестиции в последние
десятилетия растут более высокими темпами, чем производство мирового ВВП и даже
чем мировая торговля. Основными
инвесторами являются страны, участвующие в Совещаниях глав государств и
правительств семи индустриально развитых государств по экономическим вопросам:
США, Франция, Германия, Англия, Италия, Япония и Канада. Целью совещаний
является выработка странами Запада единой стратегии по наиболее сложным вопросам
экономической политики. На них обсуждаются перспективы мировой экономики,
валютно-финансовые вопросы, проблемы мировой торговли и иностранных инвестиций.
Инвестиционная деятельность США носит относительно стабильный характер.
США - крупнейший в мире инвестор, и в то же время - основной объект
инвестирования другими странами. Общая сумма американских вложений за
рубежом превышает 100 млрд. долл.,
в то же время из-за рубежа в США поступает ежегодно порядка 90
млрд. долл. Привлекательность США для
инвестиций в основном объясняется их
открытой экономикой и чрезвычайной предрасположенностью к инвестициям. В стране
создана хорошая инфраструктура, имеются научные центры и большое количество
высококлассных специалистов любого профиля. Рынок США постоянно увеличивается и
открывает все новые возможности. Основной сектор привлечения зарубежных
инвестиций - это производство, в то время как американские инвесторы
предпочитают вкладывать средства в области финансов и страхования.
Американские
компании занимают лидирующие позиции по разработке высоких технологий – от
программного обеспечения до биотехнологий; значительные инвестиции вкладываются
в человеческий фактор. В США на 100 работающих приходится 63 компьютера, все
больше работников повышают квалификацию в связи с требованиями
предпринимателей. Компьютерные средства обучения становятся доступными для
широких масс, за квалифицированный труд платится повышенная заработная
плата. Вся инвестиционная деятельность
способствует повышению качества, а следовательно и конкурентоспособности
выпускаемой продукции.
Инвестиции в страны Западной Европы в 1998 году составили 115 млрд. $ при обратном потоке 196 млрд. $. Крупным получателем инвестиций из Евросоюза являются
страны Центральной и Восточной Европы, но понемногу их поток меняет свое
направление в сторону развивающихся стран.
Германия проводит аккумулятивную инвестиционную политику: привлекая
большое количество иностранных инвестиций в свою страну, сама инвестирует за
рубеж гораздо меньше. Только в 1995 году в экономику Германии зарубежные
инвесторы вложили свыше 150 миллиардов дойчмарок, а ее капиталовложения за
рубежом составили лишь 250 миллионов DM.
Основной зарубежный регион прямого инвестирования Германии - Западная Европа -
три четверти всех инвестиций.
Предприятия российской промышленности, и в частности Магнитогорский металлургический
комбинат, связывают реализацию своих инвестиционных программ именно с
германскими инвесторами в лице консорциума немецких банков во главе с Дрезднер
Банком. Кроме того, кредит, предоставленный по межправительственной кредитной
линии Германия – Россия в размере 143 миллиона немецких марок, был включен в
1998 году Государственной Думой в бюджет внешних заимствований Российской Федерации.
Политику в области инвестиций такой страны, как Франция, характеризует
открытость для иностранного капитала. Этому способствует высокая
конкурентоспособность ее продукции, растущие инвестиции за рубежом и
значительные объемы экспорта.
Особенность японской модели реформирования экономики заключается в том, что в достижении ее
современного уровня иностранный капитал сыграл незначительную роль. На протяжении
одного поколения Япония стала одной из богатейших стран мира. Одной из основных
причин этого является бережливость и предприимчивость японцев. Именно высокие
темпы экономии позволяют Японии поддерживать весьма высокие темпы инвестиций.
Сегодня на долю японских банков приходится около ¾ активов 500
крупнейших финансовых учреждений Азии.
Темпы роста японских инвестиций в последние годы снижаются в связи с
азиатским финансовым кризисом и структурным кризисом японской экономики. Около
40% японских инвестиций идет в США и около трети - в соседние развивающиеся
страны. Инвестиции в Японию возросли в 1997 году до 3,2 млрд. $, что, однако, не слишком много по сравнению с другими
развитыми странами и во многом объясняется закрытостью японской экономики.
Таблица
Показатель объема прямых инвестиций по развитым
странам и регионам (млрд. $)
Регион
(страна)
|
Инвестиции в
развитые страны
|
Инвестиции из
развитых стран
|
1996 год
|
1997 год
|
1996 год
|
1997 год
|
Западная Европа
|
99,95
|
114,86
|
168,46
|
195,60
|
Северная Америка
|
82,85
|
98,99
|
83,35
|
127,51
|
Япония
|
2,28
|
3,22
|
23,43
|
25,99
|
Второе место в современном мире после США в качестве объекта инвестиций
занимает Китай. Это и неудивительно, ведь в КНР для иностранных инвесторов
созданы благоприятные налоговые условия. Так, предприятия с иностранным
участием в промышленности, созданные на срок не менее 10 лет, освобождаются от
уплаты налога на прибыль в первые 2 года деятельности, а в последующие 3 года
ставка налога уменьшается наполовину. При реинвестировании иностранным
партнером прибыли на срок не менее 5 лет ему возвращается с реинвестированной
суммы 40% внесенного налога.
Около
тысячи китайских фирм имеют свыше 4,5 тыс. зарубежных клиентов в более чем 130
странах мира. Среди развивающихся стран Китай стал экспортером инвестиций,
способствующим наращиванию международного капитала. Эту страну с пятой частью
населения планеты называют сегодня кандидатом в сверхдержавы. Динамичный
характер роста экономики Китая (11-13 % ВВП в год) привлекает внимание всех
стран. Несмотря на заметное расширение сферы рыночного регулирования, в
экономике Китая продолжает господствовать государственный сектор. Однако, много
сделано и для создания акционерных обществ; суживаются рамки централизованного
государственного планирования и материально-технического снабжения.
Правительство Китая в настоящее время контролирует только четверть всех
инвестиций.
В
1997 году инвестиции в Китай составили 45,3 млрд. долл., но в последние годы
поток инвестиций в эту страну уменьшился, в частности, за счет кризиса у своих
основных инвесторов - Японии, Гонконга, Южной Кореи, а также замедляющихся
темпов роста экономики Китая, что отпугивает инвесторов, ориентирующихся на его
внутренний рынок.
В любом случае, каждая страна
находится на определенном этапе экономического развития, обладает присущим только ей
экономическим и научно-техническим потенциалом, имеет свои традиции,
особый менталитет и образ мышления людей. Среди источников экономического роста
немаловажное значение имеет и инвестиционная политика. Правильно и своевременно
отражая назревшие потребности каждого предприятия в отдельности и общества в
целом, именно она способна активизировать экономический рост. Однако сами по
себе значительные объемы инвестиций еще
не решают проблемы экономического роста. Важно, насколько эффективно они
используются.
Для
Российской Федерации отслеживание и анализ новейших тенденций в системе
международного инвестирования имеет поистине огромное значение. Наша страна
обладает громадным собственным ресурсным потенциалом, но, как показывает
практика многих стран, успешный запуск механизмов рыночной конкуренции и
экономического роста, эффективное включение страны в существующую систему
международного разделения труда, требуют активного использования возможностей,
связанных с привлечением крупномасштабных инвестиций из-за рубежа. В настоящее
время российская экономика сталкивается с серьезной нехваткой капиталов в
реальном секторе. Учитывая российские масштабы, вряд ли стоит рассчитывать на
иностранные инвестиции как на панацею от всех проблем. Однако, исходя из
мирового опыта, иностранные инвестиции являются неотъемлемой частью процесса
экономического развития страны. Мировой опыт свидетельствует, что и
высокоразвитые, и быстроразвивающиеся страны активно используют внешние
инвестиции для повышения эффективности национальной экономики.
Экономика России развивается в последние годы в условиях экономической
нестабильности и инвестиционного спада. Высокий уровень инфляции, экономическая
и социальная нестабильность, другие негативные факторы являются причинами
неудовлетворительного инвестиционного климата в нашей стране. Сегодня предельно
ясно, что кризис на финансовом рынке затрудняет деятельность предприятий, не
позволяет осуществлять финансирование перспективных проектов и программ.
Средства, выделяемые на эти цели, явно недостаточны, ибо капитал практически не
ввозится в страну, а по-прежнему вывозится за ее пределы; а имеющиеся средства
вкладываются преимущественно в краткосрочные проекты. Все это неблагоприятно
сказывается на процессе привлечения источников финансирования инвестиций.
Кредитные же линии, предоставляемые зарубежными инвесторами, в том числе и
Международным валютным фондом, незначительны.
В то
же время наметились и некоторые положительные тенденции – стала увеличиваться
доля средств предприятий, направляемых на реконструкцию и модернизацию
действующих производств. Можно предположить, что в ближайшее время произойдет
оживление инвестиционной активности в России, прежде всего за счет инвестиций,
направляемых в непроизводственную сферу, мелкий и средний бизнес, а также в
отрасли топливно-энергетического комплекса и металлургической промышленности.
Своеобразный
парадокс инвестиционного процесса в России состоит в том, что если во многих
странах мира приросты объемов иностранных инвестиций обычно следуют за
отечественными, то у нас в 90-х годах наблюдалось падение объемов отечественных
инвестиций при двукратном росте зарубежных. Но абсолютные объемы иностранных
инвестиций в Россию пока еще очень малы.
Привлечение иностранного капитала относится не к
конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития российской
экономики. Нужно сделать все возможное, чтобы в ближайшие годы поднять уровень
этих вложений до 10-20 млрд. долл. и более. По наиболее оптимистичным оценкам,
в перспективе возможно вовлечь в Россию до 10% объема мирового рынка капитала.
Типичными причинами, тормозящими приток иностранных инвестиций в регионы
страны, являются:
-
несовершенство
действующей системы налогообложения;
-
проблемы таможенного
регулирования;
-
преступность и
коррупция;
-
недостаточный доступ к
финансовым ресурсам;
-
нехватка
квалифицированных кадров.
Нет
иных более действенных способов для спасения нашей кризисной экономики, чем
верная и последовательная инвестиционная политика. Надо решительнее выходить из
состояния ожидания «золотого зарубежного ливня» и всерьез заняться мобилизацией
внутренних ресурсов. Для этого важно было бы соблюсти два условия:
1) само государство не может больше уклоняться от
прямого участия в инвестиционном процессе;
2) именно государство должно принять все меры, чтобы
восстановить доверие частных инвесторов и рядовых россиян к обязательствам
государства и банковским структурам.
Только так можно будет изменить парадоксальную ситуацию, когда страна
задыхается от дефицита инвестиционных ресурсов, а ее граждане четверть своих
совокупных доходов хранят в «чулке». Сегодня как никогда актуален вопрос
участия государства в инвестиционном «разогреве» российской экономики. В любом
случае, наиболее перспективным является вложение средств прежде всего в
стимулирование инвестиций, которые должны послужить экономическому росту
страны.
Проблема увеличения инвестиционных средств и капитальных вложений должна
решаться не только на государственном уровне, но и в микроэкономическом плане -
на каждом отдельно взятом предприятии. В современном российском менеджменте все
чаще фигурируют такие противоположные друг другу понятия, как «менеджер роста»
и «менеджер выживания». Предприятия, руководимые менеджерами выживания,
находятся, как правило, в плачевном состоянии, в состоянии ожидания какой-то
небесной манны. Руководители такого типа во всем обвиняют лишь государство и
считают, что только оно виновато в существующих проблемах.
В то
самое время прогрессивные руководители, так называемые «менеджеры роста»,
поняли, что государство должно подниматься из руин именно из регионов,
благодаря успешной работе каждого отдельного предприятия. Менеджеры роста
поняли, что в жизни правило «деньги к деньгам» работает неукоснительно. Поиск
инвестора - занятие чаще всего малоперспективное. Никто ничего не даст, не
выделит никаких средств, если дело идет плохо. Начинать надо с выявления
внутренних резервов. Уже потом, когда деньги будут заработаны самостоятельно,
на наживку обязательно клюнут и инвесторы.
Одной из предпосылок благополучия экономики любой страны является
региональная инвестиционная политика с ярко выраженными промышленными
приоритетами. Стратегические инвесторы заинтересованы прежде всего в долгосрочных
вложениях в наиболее перспективные динамично развивающиеся компании в любой
стране, и Россия здесь не является исключением.
Иностранный капитал предпочитает идти в те сектора экономики, где можно
получить наибольшую прибыль и скорейшую отдачу. Иностранные инвесторы, естественно, предпочитают российские
регионы с высоким потенциалом и незначительным риском; в то же время
значительная часть отечественных инвестиций направляется в высокодоходные сырьевые
регионы с высоким и средним риском инвестирования. Если наиболее
предпочтительной законодательной средой для деятельности иностранных инвесторов
является наличие льготного федерального законодательного режима, то
значительная часть российских инвесторов привычна к отсутствию законодательства.
Резервы улучшения инвестиционного климата большинства регионов России
связаны со снижением инвестиционного риска и совершенствованием законодательной
базы деятельности инвесторов. Существенное повышение потенциала для многих регионов
потребует значительных инвестиций и длительного времени. Например, в Москве и
Санкт-Петербурге основной задачей является улучшение экологической и
криминальной ситуации, В Татарстане - снижение социального риска, в
Краснодарском крае - снижение политического и экономического риска.
В
настоящее время, когда требуются крупные инвестиции для восстановления и
развития реального сектора российской экономики, поступление нескольких
миллиардов долларов (с учетом того, что расходная часть годового бюджета России
составляет порядка 20 млрд. $) иностранных
инвестиций может рассматриваться как одно из важных условий вывода российской
экономики из кризиса. Экономический потенциал России (богатые природные
ресурсы, высокий промышленный и научный потенциал, потенциально большой
внутренний рынок) позволяет аккумулировать ежегодно около 30 млрд. $ иностранных
инвестиций, в том числе 10 млрд. $ прямых.
За
период 1991-1998 гг. в экономику России было привлечено всего около 38 млрд.
долл. иностранных инвестиций (в том числе 43% - 16,3 млрд. $ прямых). В 1998 году приток иностранных инвестиций в
экономику России составил 11,77 млрд. долл. (в том числе 3,36 млрд. $ прямых). Сегодня объемы иностранных инвестиций в
России составляют порядка 1% от общемировых, а вложения в реальный сектор -
менее 0,5%. Эти размеры получаемых
средств далеко не соответствуют фактическим потребностям страны. Следует
заметить, что проводившаяся Россией в течение 1992-1998 гг. политика в области
иностранных инвестиций не способствовала привлечению в реальный сектор
экономики серьезных инвесторов. Вообще, структура иностранных вложений в России
за прошедшие 8 лет изменилась негативно: если в 1991-1995 гг. доля прямых в
общем объеме инвестиций составляла около 70%, то в 1998 году этот показатель
составил менее 30% (см. табл.).
Таблица
Объемы привлечения в Россию иностранных инвестиций за
1991-1998 годы (млрд. $)
Период (годы)
|
Всего
|
Прямые
|
Портфельные
|
Прочие
|
Доля прямых, %
|
1991-1993
|
2,92
|
2,57
|
0,07
|
0,28
|
88
|
1994
|
1,05
|
0,55
|
0
|
0,5
|
52,4
|
1995
|
2,98
|
2,02
|
0,04
|
0,92
|
67,7
|
1996
|
6,97
|
2,43
|
0,13
|
4,41
|
34,9
|
1997
|
12,37
|
5,39
|
0,7
|
6,28
|
43,3
|
1998
|
11,77
|
3,36
|
0,19
|
8,22
|
28,5
|
Итого
1991-1998
|
38,06
|
16,32
|
1,13
|
20,61
|
42,9
|
Примечание. Все
инвестиции подразделяют на три основные группы:
-
прямые (реальные),
-
портфельные,
-
прочие.
Прямые (реальные) инвестиции - это
в основном долгосрочные вложения средств непосредственно в средства
производства и предметы потребления. Они представляют собой финансовые вложения
в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связаны с приобретением
реальных активов. При этом может быть использован и заемный капитал, в том
числе и банковский кредит. Прямые инвестиции непосредственно участвуют в
производственном процессе, например, вложения средств в здания, оборудование,
товарно-материальные запасы и т.д. Прямые инвестиции могут представлять собой
взносы в уставный фонд, кредиты от зарубежных совладельцев предприятий.
Портфельные инвестиции - это
вложение капитала в проекты, связанные, например, с формированием портфеля
(совокупности собранных воедино различных инвестиционных ценностей) и
приобретением ценных бумаг и других активов. В данном случае основной задачей
инвестора является формирование и управление оптимальным инвестиционным
портфелем, осуществляемое, как правило, посредством операции покупки и продажи
ценных бумаг на фондовом рынке.
Прочие инвестиции - это инвестиции
в виде торговых кредитов, банковских вкладов, кредитов от международных
финансовых организаций: Всемирного банка, МВФ, ЕБРР.
Необходимо отметить, что
осуществленные в 1996-1998 гг. многомиллиардные внешние заимствования не решили
проблемы финансовой стабилизации страны, привели к росту внешнего долга, что
отвлекло валютные ресурсы, предназначавшиеся для реализации инвестиционных
проектов в стране. Необходимо также акцентировать внимание на том, что приток
зарубежного капитала создавал и создает ряд угроз для экономической
безопасности России, а именно:
-
усиление сырьевой направленности экономики;
-
свертывание производства в важнейших отраслях обрабатывающей
промышленности (в частности машиностроение);
-
завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам
товаров народного потребления;
-
приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях
установления контроля над стратегически важными предприятиями;
-
рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов на его
погашение.
В России должна быть изменена
политика в отношении инвестиций. Следует отказаться от практики постоянного
сокращения отечественных инвестиций и вкладывать в производство прежде всего
российские средства. Необходимо создать условия, при которых иностранным
инвесторам станет выгодно не вывозить, а реинвестировать полученную прибыль в
те отрасли производства, в развитии которых заинтересована Россия.
Острый дефицит капитальных вложений
в российское производство требует разработки мер по активизации инвестиционных
процессов, и поэтому от иностранных инвестиций отказываться нелогично. Но
приток инвестиций следовало бы регулировать на основе тщательно разработанной
государственной концепции. Надо
определить приоритетные сферы, в которых участие иностранных инвесторов наиболее
желательно и выделить отрасли, куда доступ иностранным инвесторам
запрещен. Наиболее важной мерой
является разработка системы льгот для размещения зарубежного капитала в России,
как это сделано, например, в Китае. С учетом установленных приоритетов следует
поощрять все категории иностранных инвесторов для прямых инвестиций. Но самое
важное, чего следует добиться в данном вопросе, чтобы в российской
инвестиционной политике в процессе предоставления льгот четко акцентировался
приоритет национальных интересов. Инвестиционная политика должна осуществляться
именно в интересах страны, исключительно ради ее блага и процветания.
Панкин С.А.,
экономист.
|