Содействие структурной перестройке наряду с улучшением макроэкономического управления и социальной защиты является главной декларированной целью политики Мирового банка в России. За все время Мировой банк выдал России кредиты примерно на 10 млрд. долл. Из них мы использовали к середине 2000 г. почти 7 млрд.
Однако вряд ли эффективность этих кредитов удовлетворяет как нас, так и сам Банк.
Сферы кредитования в России резко отличаются от направлений деятельности Банка в других странах, где главные получатели денег — транспортная структура и сельское хозяйство. Мы же основную часть кредитов получали для ТЭКа, в частности для реструктуризации угольной промышленности. Сельское хозяйство получило лишь один небольшой кредит Международной финансовой корпорации. Десятки миллионов долларов потрачены на «бумажные» проекты, то есть на подготовку рекомендаций, как проводить приватизацию в той или иной отрасли, как делать реформу в жилищно-коммунальной сфере, как формировать развитие фондового рынка и т. д. Это тоже считалось у нас структурными реформами.
Если сравнить наше сотрудничество с Мировым банком с той политикой, какую проводит, скажем, Китай, то видны очень большие различия. Китай вообще не берет денег в МВФ. Однако кредиты Мирового банка и его структур привлекают очень активно — на десятки миллиардов долларов (включая кредиты Международной ассоциации развития). Основная часть получаемых Китаем кредитов идет в сферу производства — улучшение поголовья скота, ирригацию, зернохранилища, развитие инфраструктуры. Китай получает кредиты по льготной ставке — 0,5% годовых, мы — по 7-8%. Банк финансирует Китаю примерно половину стоимости проектов, остальное — сами китайцы. У нас же на такое совместное финансирование средств не находится, хотя нелегальный вывоз капитала устойчиво держится на уровне 10% ВВП.
В такой политике Мирового банка в России есть объективные причины. Кредиты Банка могут только дополнять наши собственные инвестиции. А если их нет, то никакие внешние источники финансирования не помогут. Одна из самых серьезных наших проблем — это отсутствие рентабельных объектов. С точки зрения привлечения кредитов Банка мы оказываемся неконкурентоспособными даже с бывшими союзными республиками. Например, Мировой и Европейский банки предоставили уже несколько кредитов на модернизацию порта Вентспилс (Латвия). Мы же пока не можем получить кредиты на строительство Балтийской трубопроводной системы и нового нефтяного порта на Балтике. Причина — неудовлетворительные (с точки зрения международных стандартов) окупаемость проекта и его менеджмент.
Многие наши трудности, которые сегодня испытывает страна, — низкая зарплата, отсутствие в местном бюджете денег на оплату труда учителей, врачей, на электроэнергию — происходят из-за сложившейся структуры нашей экономики, пока еще крайне низкой доли в ВВП производства потребительских товаров и услуг.
За 90-е годы структура российской экономики еще больше ухудшилась. Наиболее резко сократились именно те отрасли, которые работают непосредственно на потребителя. Например, легкая промышленность в конце 90-х годов составила от уровня 1990 г. 14%. В то же время ТЭК уменьшил свое производство в гораздо меньших масштабах. Зависимость от экспорта нефти и газа еще больше выросла. Однако добывающая промышленность в принципе не может повысить жизненный уровень, в частности, из-за относительно тяжелых условий добычи и высокой транспортной составляющей в издержках.
Только на базе развития отраслей легкой и пищевой промышленности появятся деньги на образование, на медицину, науку, можно будет повышать занятость и жизненный уровень в большинстве регионов страны.
Чтобы Мировой банк поддержал такие изменения, с нашей стороны требуются новые прагматичные подходы к структурной политике, учитывающие реалии российской жизни.
«Век» 01.12.2000 ИНВЕСТИЦИИ
(Публикации)
Иван Королев, заместитель директора ИМЭМО, член-корреспондент РАН
|