Индустрия паевых инвестиционных фондов (ПИФов) переживает новое рождение. Только за последний месяц к первичному размещению приступили пять ПИФов, а в ближайшее время на рынок должны выйти еще столько же. Это рекордные темпы за всю пятилетнюю историю отрасли. И вполне возможно, что именно активность отечественных паевых фондов станет причиной нового взлета российского фондового рынка — подобно тому, как это случилось в Польше в середине 90-х годов.
Российский фондовый рынок всю свою недолгую историю зависел от настроений иностранных инвесторов. Именно с приходом новых денег с Запада российские участники связывали подъем котировок ценных бумаг отечественных эмитентов. А падения обычно были вызваны либо «медвежьей» игрой нерезидентов, либо их бегством из России в связи с кризисными явлениями на развивающихся рынках. Однако за последние полгода ситуация изменилась.
Кризисы в странах emerging markets, например Турции или Аргентине, уже не оказывают на российский рынок былого влияния. Стагнация на фондовых рынках развитых стран, прежде всего в США, также слабо сказывается на положении России. Погоду на рынке все больше определяют отечественные инвесторы. Их деньги идут на фондовый рынок по различным каналам, однако все большую популярность завоевывает сравнительно молодой для российского рынка инструмент — паевые инвестиционные фонды.
Первые ПИФы появились на российском рынке в конце 1996 года. В настоящее время работают более четырех десятков ПИФов под управлением двух десятков компаний. Суммарные чистые активы фондов на начало июля превысили 7,77 млрд руб. При этом 90% чистых активов сосредоточено в ПИФах под управлением всего трех компаний — «НИКойл», «Менеджмент-Центр» и «Альфа Инвест Менеджмент».
За последний месяц к первичному размещению приступили пять ПИФов. Это рекордные темпы за всю историю существования ПИФов. Однако и это, судя по всему, не предел. Ведь в дополнение к работающим на рынке компаниям в этом году лицензии на осуществление деятельности по управлению активами инвестфондов получили восемь компаний. И они не будут откладывать надолго начало размещения паев.
Такая активность вполне понятна: промышленный подъем последних лет заметно обогатил отечественных инвесторов, а паевые фонды имеют явные преимущества по сравнению с альтернативными формами вложений. Во-первых, при работе с любыми финансовыми и нефинансовыми инструментами фонд не платит налог на прибыль. Конечно, инвестор, вложивший деньги в фонд, должен будет заплатить налоги. Но только после того, как реализует свои паи. А пока стоимость пая растет, инвестор ничего не платит. Во-вторых, более доступным становится выход на фондовый рынок. Первоначальные взносы по карману и рядовому инвестору — 5-10 тыс. руб. Для предприятий и институциональных инвесторов (страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов) ПИФы также снижают планку инвестирования. Индивидуальное доверительное управление, предлагаемое банками или инвестиционными компаниями, довольно дорого. Да и работать они предпочитают со значительными суммами — от 3-5 млн руб. Через ПИФы порог для крупных инвесторов снижается до 50-150 тыс. руб.
Довольно жесткий контроль установлен за деятельностью ПИФов и управляющих компаний со стороны Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ). Нормативные акты регламентируют структуру и порядок инвестиций, работу с вкладчиками. А регулярная отчетность фондов по стоимости чистых активов и стоимости пая (по открытым — ежедневная, по интервальным — раз в месяц), публикуемая в средствах массовой информации, в том числе и в «Коммерсанте», позволяет инвесторам оперативно следить за своими вложениями. Кроме того, ежеквартально ПИФы публикуют подробные отчеты о структуре инвестиционных портфелей и финансовых результатах.
Конечно, все эти преимущества не должны заслонять того факта, что ПИФы являются преимущественно долгосрочным финансовым инструментом. И не следует от них ждать немедленного выигрыша. Кроме того, они ни в коей мере не гарантируют доходов. Так, по итогам прошлого года стоимость паев в большинстве ПИФов снизилась (см. «Коммерсантъ-Деньги» #6 от 14 февраля 2001 года). Это произошло из-за резкого падения российского рынка акций.
Как бы то ни было, бурное развитие индустрии паевых фондов свидетельствует об активизации борьбы за средства инвесторов. И скоро на этом рынке станет довольно тесно.
Пока управляющие компании ориентируются на крупных, институциональных инвесторов, в основном на пенсионные фонды и страховые компании. Ведь здесь есть за что побороться. Резервы страховых компаний на начало года оценивались в 50 млрд руб., резервы пенсионных фондов — около 17 млрд руб. (на 1 апреля). При этом очевидно, что привлечение одного НПФ или страховщика обойдется управляющей компании дешевле, чем привлечение сотен физических лиц с сопоставимым объемом денег.
Конечно, у крупных страховых компаний и пенсионных фондов есть свои возможности работать через собственные инвестиционные компании. Однако для большинства, у которого сосредоточено не менее трети всех резервов, содержание собственной управляющей компании довольно накладно.
Кстати, одной из основных причин, резко повысивших интерес к паевым фондам, стало снятие инспекцией НПФ ряда ограничений на инвестиции пенсионных фондов. Теперь если структура ПИФа соответствует структуре размещения резервов НПФ, пенсионный фонд имеет право инвестировать в него все свои резервы.
В результате на рынке уже появились четыре ПИФа («Дружина», «Пенсионный», «ЛУКойл фонд профессиональный», «АВК — фонд сбережений»), ориентированных на работу со средствами НПФ. При этом борьба за пенсионные резервы разгорается нешуточная. На публику уже был вынесен один скандал в связи с длительным отказом ФКЦБ регистрировать изменения правил в фонде «Пенсионный» управляющей компании «Паллада Эссет Менеджмент», и именно из-за названия фонда, в котором комиссия усмотрела недобросовестную конкуренцию (Ъ писал об этом, в частности, 29 июня 2001 года).
Физические лица пока оказались оттеснены на второй план — и это несмотря на то, что в общем объеме чистых активов ПИФов их средства занимают не менее 70%. Такая парадоксальная ситуация — следствие ваучерной приватизации. Дело в том, что крупные паевые фонды семейства «ЛУКойл» и «Альфа-капитал» ведут родословную от чековых фондов.
Прохладное отношение к физическим лицам вполне объяснимо: работа с ними довольно затратна. Население в массе своей настроено консервативно и предпочитает либо делать сбережения в иностранной валюте, либо вкладывать их в банки. А значит, нужны большие затраты на рекламу. К тому же необходимо значительно увеличивать количество пунктов приема пайщиков либо работать через филиальные сети банков и страховых компаний. И все это снижает прибыли управляющей компании.
В результате основными регионами по работе с пайщиками остаются Москва и Санкт-Петербург, в меньшей степени — Урал и Новосибирск. К тому же в России пока не сформировался как таковой средний класс, способный на долгосрочные и сравнительно объемные инвестиции. Сейчас это небольшая прослойка, которая пока не делает погоды. Поэтому нынешние свои рекламные компании ориентируют прежде всего на продвижение собственных брэндов и популяризацию самой индустрии ПИФов, чем на немедленное привлечение населения.
Между тем от исхода борьбы за средства крупных инвесторов будет зависеть и то, кто будет управлять почти неограниченными (и по объемам, и по срокам) деньгами населения в ближайшие годы. Ведь в настоящее время, по разным оценкам, в чулках граждане России хранят $20-70 млрд. И даже десятая часть этих сбережений, оказавшись на фондовом рынке, произведет настоящую революцию. В свое время — в середине 90-х годов — произошел фондовый бум в Польше. Тогда именно активность паевых фондов, работающих со средствами населения, привела к стремительному росту и расширению фондового рынка.
ПРИВАТИЗАЦИЯ
(Публикации)
Коммерсантъ № 116, 05.07.2001
Дмитрий Ладыгин
|