Поднимающаяся экономика страны не имеет необходимых внутренних финансовых ресурсов для того, чтобы рост не сменился стагнацией. Опасность смены тенденций очевидна. Выход - в привлечении иностранных инвестиций, усилении внимания к иностранным инвесторам.
На первом заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям, проведенном в конце августа полномочным представителем президента РФ в Уральском федеральном округе, Петр Латышев официально объявил войну захлестнувшему Большой Урал тотальному переделу собственности, так пугающему зарубежных инвесторов. К учреждению Консультативного совета полпредство побудили не только дикие схватки собственников на уральских заводах, экономика которых оживилась после кризиса, но и отрицательный инвестиционный имидж экономики УрФО в целом.
Как полагают аналитики в аппарате полпреда, на имидж негативно влияют нестабильность федерального и регионального законодательства; неоправданное вмешательство органов государственной власти в деятельность хозяйствующих субъектов; незавершенность институциональных преобразований; коррумпированность чиновничества; высокий уровень преступности; конфликты с собственниками и менеджерами ряда российских компаний, не соблюдающими в отношениях с иностранными партнерами нормы деловой этики; сложность получения объективной информации о хозяйствующих субъектах и целых регионах, отсутствие прозрачности бизнеса. Петр Латышев намерен сформировать в округе контур благоприятных экономических, правовых, политических и организационных условий, способствующих системному устранению факторов, определяющих высокий уровень рисков вложений.
В Центр международной торговли в Екатеринбурге, где проходило заседание совета, были приглашены "сливки" иностранного бизнеса, инвестирующего капитал в российскую экономику: руководители крупнейших компаний, представители международных финансовых и коммерческих организаций, совместных предприятий.
С помощью совета федеральная вертикаль власти намерена расположить к себе мировое бизнес-сообщество, доказать иностранным инвесторам, что президент сегодня является гарантом Конституции "как никогда раньше", что для этого он занят усилением управляемости страной. Полпред Петр Латышев действует в русле новых установок Кремля: "Повышение привлекательности России - наш главный приоритет. Надо перейти от разговоров об улучшении делового климата в стране к конкретной защите законных прав инвесторов, и отечественных, и иностранных".
Патриотический пафос на грани обличительства - это сильно. Попробуем разобраться в реальном положении вещей.
Потребности и возможности
Несмотря на рост деловой и инвестиционной активности в регионе после финансового кризиса 1998 года, главным источником инвестиций (более 55%) в основной капитал остаются собственные средства предприятий. В целом это говорит о рентабельной деятельности, однако подобная структура не только не позволяет выйти на новый уровень развития, но даже не обеспечивает простое воспроизводство.
Несоответствие потребностей округа и предлагаемых инвестиционных ресурсов разительно. В рейтингах инвестиционной привлекательности областей России регионы Урала в большинстве занимают лидирующие позиции, однако в них работает всего полторы тысячи предприятий с участием иностранного капитала. Приток иностранных инвестиций в Россию в первом квартале этого года, по данным Госкомстата, увеличился на 11,1% (к аналогичному периоду прошлого года), сумма инвестиций УрФО за тот же период выросла в 2,8 раза. В первом полугодии в экономику округа вложено 774,7 млн долларов США. И это на порядок меньше того, что необходимо: инвестиционная емкость УрФО, по некоторым оценкам, сегодня составляет 15 млрд долларов, только машиностроительные отрасли Челябинской и Свердловской областей, по мнению администраций этих регионов, способны поглотить по 3 млрд долларов.
Доля округа в общем объеме инвестиций в Россию составила 12,7% (табл.1). По утверждению Латышева, на 1 апреля 2001 года округ по этому показателю занимал третье место в России. Все субъекты УрФО (кроме Курганской области) входят в двадцатку регионов с наибольшим объемом прямых иностранных инвестиций и капитальных вложений (табл.2).
Таблица 1. Иностранные инвестиции в РФ и федеральных округах
Таблица 2. Иностранные инвестиции в субъектах РФ, входящих в УрФО
Между тем задвижка, регулирующая поток иностранного капитала, лишь немного приоткрыта. Как заявляют предприниматели, они готовы вкладывать в экономику территории больше. Останавливает их то, что ведение бизнеса сопровождается слишком большими рисками. Так, Свердловская область по итогам рейтингов инвестиционной привлекательности регионов, проводимых агентством "Эксперт РА", традиционно входит в пятерку наиболее привлекательных с точки зрения экономического потенциала регионов. Вместе с тем по уровню инвестиционных рисков область находится в конце четвертого десятка среди 88 регионов.
Когда потребности в инвестициях превышают доступные ресурсы, конкуренция между территориями неизбежна. УрФО в масштабах страны обладает рядом преимуществ: это один из наиболее промышленно развитых регионов РФ, представляющий собой замкнутую систему, включающую топливно-энергетический комплекс, металлургию вместе с сырьевой базой, машиностроение, атомную промышленность, высокотехнологичный оборонный комплекс. Но эти преимущества - пока гипотетические. Анализ социально-экономического состояния УрФО, проведенный аппаратом полпреда, показал необходимость активизации интеграционных процессов между топливно-энергетическим комплексом Тюменской области, индустриальным ядром Среднего и Южного Урала и аграрным поясом юга Тюменской, а также Курганской, Челябинской и Свердловской областей. На Урале заинтересованы в активном участии иностранных партнеров в реализации столь глобальных задач. Но для этого необходимо определить те условия, при которых инвесторы будут работать с нами.
Сейчас разрабатываются конкретные инвестиционные проекты по размещению заказов крупных нефтегазодобывающих компаний на заводах Свердловской и Челябинской областей, сообщил заместитель полномочного представителя президента в УрФО Виктор Басаргин. Но пока зреют проекты, иностранный капитал предпочитает идти в те секторы экономики, где можно получить наибольшую прибыль и скорейшую отдачу. В УрФО это прежде всего нефтедобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, торговля и пищевая промышленность. Прочие инвестиции направляются в химическую и нефтехимическую промышленность, машиностроение и металлообработку. Серьезный минус - низкая доля прямых инвестиций. Основной объем составляют инвестиции на возвратной основе 79,8% (год назад - 64,8%; средний показатель по России - 62,9%). Исключение составляет Ямало-Ненецкий автономный округ, где все инвестиции в 2001 году были прямыми.
На законодательном поле пахать и пахать
По оценке и уральских и зарубежных экспертов, основная проблема, препятствующая формированию благоприятного делового климата в округе, - продолжающийся передел собственности с использованием жестких экономических и силовых приемов: преднамеренное банкротство предприятий, имущественные комплексы которых избраны в качестве объектов дележа; махинации с ведением реестров; прямой захват; давление на суды и неисполнение судебных решений. В спор между собственниками оказываются втянуты правоохранительные органы, другие территориальные подразделения федеральных структур.
Как изложено в информационной записке, розданной участникам заседания, "большинство факторов, определяющих высокий уровень инвестиционных рисков, уже устраняются на федеральном уровне принципиальными изменениями в законодательстве. В первую очередь это сокращение лицензируемых видов деятельности, формирование уведомительного порядка регистрации хозяйствующих субъектов, сокращение налогового бремени, судебная реформа, ограничение полномочий контролирующих органов и регламентирование проводимых ими проверок и так далее".
Немало нормативных актов, которых явно не хватает для того, чтобы приблизить российскую правовую среду к западной, внесены на рассмотрение нижней палаты парламента, некоторые уже приняты. В частности, в июле президент подписал новую редакцию закона об акционерных обществах, которая защищает права миноритарных акционеров. Несколько законопроектов, касающихся судебной реформы, Земельный кодекс, Кодекс законов о труде должны быть приняты на осенней сессии Госдумы.
Петр Латышев полагает, что многие базовые проблемы, мешающие притоку инвестиций, находятся в стадии разрешения: "Практически в полном объеме законодательные акты субъектов РФ приведены в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством. Немалая часть законодательных актов, которые принимались в субъектах РФ в нарушение Конституции, затрагивали в той или иной степени интересы инвесторов, и отечественных, и иностранных. Мы приступили к подготовке предложений по разграничению полномочий и предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации. Работа будет завершена в округе к 1 декабря, в Российской Федерации - к 1 июня. После чего разграничение будет закреплено федеральным законом. Он станет серьезным обеспечением правовой дисциплины. Наша судебная система получит возможность предъявить конкретные иски и конкретные претензии к тем органам государственной власти и должностным лицам, которые непосредственно отвечают за то или иное решение.
На Координационном совете мы будем обсуждать меры, которые должно принять государство, чтобы обеспечить правовую защиту всех субъектов экономической деятельности, заниматься проблемами конкретных инвесторов в федеральном округе. И здесь мои полномочия предполагают координацию деятельности органов государственной власти и управления, право контроля за выполнением законов РФ всеми органами. Вмешательство органов государственной власти в деятельность хозяйствующих субъектов было и будет, когда речь идет о неправовых действиях".
Между тем, напомним, сам институт полпредов до сих пор не имеет конституционной основы. Намерение аппарата Латышева "осуществлять жесткий контроль за решением спорных вопросов" если и позволит перевести конфликты в русло судебных разбирательств, вряд ли даст ожидаемый результат без проведения судебно-правовой реформы. Кроме того, уже сами попытки "вмешательства и реагирования" вызывают в обществе жаркие дискуссии.
Вот что заявила глава представительства немецкой экономики в России госпожа Андреа фон Кнооп: "Зависимость региональной судебной системы от администрации, ее неформальное финансирование, предоставление иных ресурсов вопреки федеральному законодательству дает администрации возможность влиять на судебные решения и является серьезным препятствием для справедливого и беспрепятственного разрешения дел. А действительно благоприятный инвестиционный климат возможен только там, где суд независим и гарантирует исполнение законов". Очень сильное впечатление производит на иностранцев и то, что суды политизированы.
Действительно, существующая судебная система России такова, что благосостояние судей (например, получение ими квартир) во многом зависит от чиновников областных администраций. Судебная реформа, находящаяся в стадии обсуждения законопроекта, должна разграничить арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Другое важное направление реформы связано с изменением статуса судей, в частности ограничением принципа их несменяемости.
Реформы реформами, но не стоит забывать о неформальном влиянии государственных служащих на участников экономического процесса. Как отметил Петр Латышев, если в период становления рынка в России многие вопросы решались "с помощью пистолета, то теперь они решаются с помощью административного ресурса". Полномочный представитель объявил о начале противостояния коррумпированным чиновникам. В полпредстве уже разрабатывается программа оптимизации бюрократического аппарата.
Сумма мнений иностранных инвесторов, высказавшихся на совете, такова: регион обладает огромным потенциалом, но нужны позитивно направленные действия властей, правительственные гарантии в виде имущества или акций. В Новгороде, Ярославле, Москве или, например, в Башкортостане инвесторы освобождены от уплаты местных налогов. Решения органов власти должны быть открыты и понятны, а вместо сотни присутственных мест следует создать одну организацию, которая будет работать с инвестором напрямую, кроме того нужны семинары, где можно было бы почерпнуть конкретные подходы к инвестированию и опыт местного бизнеса, добившегося успехов. Словом, инвестор должен чувствовать, что приход его желателен для власти.
Союз меча и капитала
Ряд заявлений Латышева о том, как много делается и будет делаться в Отечестве президентом, а во вверенном полпреду округе - им лично для того, чтобы зарубежный капитал шел на Урал, оставляли ощущение, что это более акция воздействия на общество, чем деловой раут. Поскольку дискуссия, которая изначально анонсировалась как "открытая", оказалась односторонней: опять досталось властям субъектов, входящих в УрФО, погрязших в коррупции, грубо вмешивающихся в дела предприятий с помощью карманных судей, избирательно покровительствующих местному бизнесу. Между тем никого из оппонентов полпреда на заседание не пригласили.
Похоже, президентский страж порядка и сожалеющие о невозделанности российской почвы под посев валютных зерен иностранцы могут теперь дружить против коррумпированных местных властей и чиновников, а также пользующихся их покровительством бизнесменов. Жаль только, если серьезная тема инвестиций в итоге низведется федеральной вертикалью власти до пунктика в списке противостояний региональным властям.
Комментарии
Галина Ковалева, министр экономики и труда правительства Свердловской области:
- В связи с заявлениями о неблагоприятном, отпугивающем инвесторов климате стоит привести некоторые факты. Они менее эмоционально окрашены, но более объективны. В середине прошлого года область занимала 12-е место среди субъектов РФ по объему накопленных иностранных инвестиций, однако с начала 2001 года наблюдается их резкий рост. Так, в первом полугодии объем поступивших иностранных инвестиций в долларовом выражении увеличился в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 270,1 млн долларов. При губернаторе и правительстве Свердловской области создан Консультативный совет по иностранным инвестициям, в задачи которого входит повышение эффективности инвестиционной политики; создание условий, способствующих росту инвестиционной активности; разработка новых инструментов и технологий привлечения инвестиций. Создается специализированная организация, координирующая усилия исполнительной власти, банковских и предпринимательских структур, - Фонд поддержки инвестиций при губернаторе Свердловской области.
Исследование "Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации", проведенное по заказу правительства области федеральной консультативной службой по иностранным инвестициям, выявило немало положительных факторов: простой процесс регистрации предприятий, высокое качество инфраструктуры, лояльные нормативные акты, регулирующие наем рабочей силы и защиту окружающей среды. Конечно, трудности бюрократического характера существуют (только 25% бизнесменов оценивают отношение администрации к ним как положительное, а 40% считают, что администрация им только мешает), но они последовательно преодолеваются. Считаю, что ситуация с привлечением инвестиций в Свердловской области далека от драматической. И это подтверждает тот факт, что 23 августа этого года международное рейтинговое агентство Standard & Poor's подняло долгосрочный кредитный рейтинг области до уровня ССС+.
Владимир Волков, заместитель председателя Комитета по экономическим программам развития Уральского региона:
- Разумеется, проблема инвестиционной привлекательности существует. Но мне кажется, что создание консультативного совета при полпреде больше ориентировано на формирование общественного мнения, чем на поиск конкретных решений. Хотя это тоже важный момент: сегодня в стране велико влияние аппарата президента и такой орган может охладить пыл горячих голов, которые привыкли втихую или, наоборот, публично делить собственность.
Если у государства есть определенная доля собственности в каком-либо предприятии, оно должно вмешиваться в его дела, так как затрагиваются его интересы как владельца. В остальных случаях государство не должно позволять себе прямого или косвенного вмешательства в споры акционеров и менеджеров.
Максим Колесников, директор юридического агентства "Частное право":
- Что с юридической точки зрения наиболее важно для установления нормального инвестиционного климата? Абсолютно все участники рынка заинтересованы в том, чтобы, во-первых, правоприменительная практика на всей территории РФ была единообразна, во-вторых, чтобы нормы одного и того же закона судьи читали одинаково. Важно и то, чтобы единообразной и четкой была практика исполнения судебных решений, только в этом случае их ценность будет высока. Необходимо прежде всего таким образом изменить процессуальный закон, чтобы не позволить самим судьям злоупотреблять правами, которые у них есть. В то же время надо сделать более четкой процедуру рассмотрения дела.
Людмила Колбина, Виталий Сотник, Андрей Горбатов
|