Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Экономические финансовые реформы в России и зарубежом
Стратегия развития России до 2010 года Концепция

К началу 21 века наша страна столкнулась с реальной угрозой оказаться на периферии цивилизованного мира вследствие прогрессирующего отставания: социального, технологического, экономического.

Цели стратегии - качественное повышение уровня жизни на основе самореализации каждого гражданина, сохранение независимости и культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достижение этих целей невозможно без предельного раскрепощения общества, позволяющего включить его внутренние источники развития. В стране должно возобладать оптимистическое мировосприятие, должно восстановиться практически полностью утраченное доверие между гражданами и государством, а также между гражданами и бизнесом.

Продвижение к названным целям должно отслеживаться обществом по таким количественным и качественным критериям, как резкое повышение уровня жизни населения (увеличение среднедушевых доходов более чем в 2 раза, радикальное снижение уровня бедности); рост доли людей, самостоятельно строящих свое благосостояние; возникновение культа образования, самоценности и независимости личности (увеличение национальных расходов на образование не менее чем вдвое); увеличение конкурентоспособности российской экономики (рост доли несырьевого экспорта); прогрессивные сдвиги в структуре экономики, соответствующие мировым тенденциям; поддержание социально приемлемых уровня и структуры занятости; безусловное поддержание платежеспособности государства; возникновение и развитие общественных институтов (в том числе, саморегулируемых организаций); повышение действенности местного самоуправления; упрочение независимости судебной системы и безусловное исполнение законов; уход власти (в том числе региональной) от хозяйственной деятельности.

Единственным способом достижения этих целей является экономический рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики. Экономический рост может быть обеспечен сочетанием накопления капитальных и трудовых ресурсов, повышения эффективности их использования и пробуждения предпринимательской инициативы. Развитие последних лет привело к истощению капитальной базы российской экономики, старению основных фондов, которые не смогут стать основным источником устойчивого роста. Технологический прорыв станет возможным только по мере накопления критической массы нового капитала. Таким образом, основным фактором роста в краткосрочной перспективе становится высвобождение предпринимательской инициативы на основе дерегулирования экономики и обеспечения равных условий конкуренции. В результате будет обеспечено более полное вовлечение и остальных факторов.

Базовые элементы стратегии - экономическая политика, направленная на обеспечение равных условий конкуренции, защиту прав собственности, снятие административных барьеров предпринимательской деятельности, повышение уровня открытости экономики и налоговая реформа; а также создание эффективного государства, выполняющего функции гаранта внешней и внутренней безопасности, а также социальной, политической и экономической стабильности. Широкую поддержку и реализацию предлагаемой стратегии должен обеспечить новый социальный контракт наиболее активных слоев российского общества с реформированной властью.

Обеспечение равных условий конкуренции

Исходным условием формирования эффективной экономической системы является существование частной собственности в сфере производства. Другим ключевым условием является конкурентная среда, создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов на всей территории страны. Конкуренция является движущей силой повышения эффективности производства. Совершенствование антимонопольного законодательства, направленного на обеспечение равных условий конкуренции - один из важнейших приоритетов экономической политики. Обеспечение равных условий конкуренции будет достигаться на основе:

  • резкого сокращения (отмены) всех ранее выданных льгот, в первую очередь -налоговых и ценовых;
  • обеспечения прозрачности (открытости) информации о принимаемых государством решениях по распределению любого рода ресурсов;
  • ужесточения санкций за нарушение положений антимонопольного законодательства;
  • приведения в соответствие региональных нормативных актов федеральному законодательству;
  • снижения степени влияния естественных монополистов на процесс принятия важнейших решений, как на общегосударственном уровне, так и в регионах;
  • невмешательства исполнительной власти в функционирование конкурентной среды на стороне одного из экономических агентов;
  • недопущения искусственной монополизации рынков; устранение препятствий для банкротства неэффективных предприятий. Высвобождение предпринимательской инициативы в первую очередь стимулирует развитие малого и среднего бизнеса, который способствует быстрому созданию рабочих мест и реализует процедуру естественного отбора наиболее эффективно работающих предпринимателей. Развитие сектора малых предприятий, не требующих масштабных начальных инвестиций, может стать важным фактором роста экономики России и снижения социальной напряженности.

Защита прав собственности

В условиях существенного повышения роли частного сектора в экономическом и социальном развитии страны ключевой для России становится проблема защиты прав собственности. Для решения этой проблемы необходимо: - сделать однородным объект права собственности (объединение земельных участков и недвижимости, возведенной на них, с точки зрения единства прав правообладателя);

  • усовершенствовать механизм государственной регистрации прав на объекты недвижимости, введя полную имущественную ответственность государства перед добросовестным приобретателем в случае признания ничтожной сделки;
  • распространить возможности регистрации прав собственности на объекты незавершенного строительства;
  • ужесточить ответственность за нарушение прав миноритарных акционеров, обеспечить ее реальное применение;
  • ужесточить контроль над сделками с аффилированными лицами;
  • исключить возможность ведения реестра акционеров менеджментом предприятий (в акционерных обществах до 500 акционеров);
  • легализовать институт независимой оценки;
  • обеспечить раскрытие информации о финансово-хозяйственной деятельности в акционерных обществах и о структуре акционеров (включая аффилированные структуры), ускорить переход к международным стандартам бухгалтерского учета;
  • законодательно ограничить возможности осуществления крупных сделок размывания уставного капитала, вывода активов, реорганизаций в нарушение прав акционеров и кредиторов;
  • устранить практику трансфертного ценообразования, нарушающего права акционеров.

    Дерегулирование

    Важнейшей предпосылкой устойчивого экономического роста является обеспечение оптимального баланса во взаимоотношения частного предпринимательства и государства. Это будет достигаться на основе:

  • снижения "барьеров входа" на рынок, перехода к уведомительному принципу регистрации бизнеса "в одном окне", отказа от избыточного лицензирования, а также контроля и проверок, в первую очередь на региональном уровне, обеспечение единого порядка лицензирования на всей территории страны;
  • максимального разделения функций надзорных и лицензирующих органов;
  • реализации конституционного запрета ограничений на движение товаров, капитала, рабочей силы по территории страны;
  • максимальной детализации управленческих и контрольных процедур в текстах законов; минимизации числа подзаконных актов; устранения двойственности толкования подзаконных актов, нацеленных на регулирование предпринимательской деятельности;
  • реформирования трудового законодательства, преодоления пережитков оставшихся в наследство от советского трудового права;
  • упрощения налоговой системы;
  • реформы таможенного законодательства- приводящей к снижению средней ставки тарифа, ограничению дифференциации тарифов и штрафов, укрупнению номенклатуры товарных групп, исключению регулятивных функций таможенных органов;
  • совершенствования таможенных процедур в направлении унификации методов и уменьшения количества объектов, на которые распространяется таможенное оформление и контроль товаров;
  • продолжения приватизации, максимального ухода государства от участия в хозяйственном обороте; стимулирования развития саморегулируемых организаций, по сути замещающих ряд государственных институтов в рыночных условиях.

Сокращение государственных обязательств и государственного потребления

Основой благоприятного инвестиционного климата и высокого уровня экономической свободы является максимально полное выполнение взаимных обязательств государства и всех остальных субъектов экономики, не оставляющее пространства для произвола в выполнении законов. Первоочередной задачей бюджетной политики является приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами, что включает следующие элементы:

  • проведение инвентаризации расходов и нефинансируемых обязательств расширенного правительства с целью оценки эффективности существующих расходов и приведения бюджетного законодательства на всех уровнях власти в соответствие с Бюджетным кодексом (включая консолидацию внебюджетных средств распорядителей бюджетными ресурсами и других бюджетных организаций);
  • отмену или приостановку законодательно установленных обязательств государства, финансирование которых признается невозможным или неэффективным ("нефинансируемые мандаты");
  • максимально быструю (с учетом социальных факторов) ликвидацию неявного перекрестного субсидирования в промышленности с включением необходимых прямых субсидий в государственный бюджет;
  • завершение процесса урегулирования отношений с внешними и внутренними кредиторами и дебиторами расширенного правительства, включая урегулирование отношений с Парижским клубом, кредиторской задолженности правительства перед предприятиями, взаимоотношений с Банком России, налоговой задолженности предприятий перед бюджетами всех уровней, долгов России со стороны других стран;
  • переход к бездефицитному исполнению бюджета как для создания эффективного сигнала о характере макроэкономической политики, так и в целях долгосрочного решения долговой проблемы. Для снижения налогового бремени необходимы структурные бюджетные реформы, связанные с существенным снижением большинства категорий расходов. Эти реформы включают:
  • поэтапную ликвидацию большей части прямых субсидий промышленности и другим секторам экономики (в особенности, ЖКХ), а также неэффективной части государственных инвестиций с введением необходимых социальных компенсаций;
  • реструктуризацию системы социальной защиты путем проведения пенсионной реформы (предусматривающей поэтапное замещение части распределительной системы накопительной системой), снижения и возможной консолидации в бюджете расходов по социальному страхованию и службе занятости, максимального обеспечения принципа адресности социальных гарантий в рамках имеющихся ресурсов;
  • реструктуризацию и уменьшение размеров системы управления с одновременным существенным повышением финансового обеспечения остающихся структур;
  • реструктуризацию и возможное повышение расходов на осуществление наиболее значимых функций государства с учетом невозможности или неэффективности замещения этих фуккций рыночными механизмами в короткие сроки, включая расходы на образование и здравоохранение, оборону и судебную систему. Важнейшим элементом бюджетных реформ является улучшение бюджетного процесса, которое будет достигнуто за счет: завершения создания системы казначейского исполнения бюджета, охватывающей все бюджетные операции и уровни бюджетной системы;
  • осуществления бюджетного планирования на основе оценки эффективности расходов, анализа последствий проводимых структурных реформ, сценарного макроэкономического прогнозирования (с участием Банка России); консолидации большинства внебюджетных фондов и повышения прозрачности региональных бюджетов.

    Налоговая реформа

    Реализация перечисленных реформ позволит в максимально короткие сроки провести реформу налоговой системы, которая - наряду с неуклонным выполнением государством своих обязательств - приведет к резкому повышению доверия к государству. Эта реформа предусматривает:

  • поэтапное снижение номинального налогового бремени с радикальными шагами уже в 2001 году. включая ликвидацию всех налогов с оборота, чувствительное снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, приведение норм налогообложения прибыли, добавленной стоимости и личных доходов в соответствие с международными стандартами, существенное снижение импортных и экспортных (в последующие годы) пошлин вплоть до ликвидации к концу периода планирования;
  • значительное упрощение налоговой системы и создание равных условий для налогоплательщиков путем снижения числа налогов и установления их исчерпывающего списка в Налоговом кодексе, а также отмены большинства налоговых льгот уже в 2001 году;
  • улучшение налогового администрирования.

    Социальная политика: переход к модели субсидиарного государства

    Переход к модели "субсидиарного государства" означает, что государство должно снять с себя ответственность за предоставление основной части социальных услуг тем гражданам, которые обладают самостоятельными источниками финансирования социальных потребностей. Эти граждане за счет собственных доходов должны оплачивать практически все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, профессионального образования, а также значительную часть расходов на лечение, школьное образование и пенсионное обеспечение. Предоставление большинства таких услуг в перспективе должно производиться преимущественно на конкурентной основе предприятиями негосударственных форм собственности. Вместе с тем, функции государства в социальной сфере должны сосредоточиться преимущественно на оказании социальной помощи, а также предоставлении ограниченной номенклатуры бесплатных услуг в области здравоохранения и образования той части населения, которая без государственной помощи не может избежать крайней степени нуждаемости и лишилась бы доступа к основным социальным услугам. Реализация этой модели в различных сферах социальной политики предполагает следующие основные меры.

    В сфере социальной поддержки населения:

  • сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг (предприятиям транспорта, связи, жилишно-коммунального хозяйства), а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу;
  • предоставление социальной помощи преимущественно в адресной форме и лишь тем домохозяйствам, которые находятся в состоянии крайней нуждаемости и имеют фактическое потребление на уровне существенно ниже прожиточного минимума;
  • передача полномочий по установлению условий и размеров предоставления социальной помощи на уровень субъектов федерации и местного самоуправления;
  • повышение роли частной филантропии и волонтерства, а также расширение предоставления социальных услуг негосударственными некоммерческими организациями на основе активного взаимодействия с ними органов социальной зашиты на местах.

    В сфере пенсионного обеспечения:

  • постепенный переход к преимущественно накопительному финансированию пенсий для работающего населения, при этом накопительные пенсии в перспективе должны формироваться через негосударственные пенсионные фонды.;
  • переход к индексации государственных пенсий по индексу потребительских цен, а не по заработной плате при опережающей индексации минимальных пенсий, с тем, чтобы довести их размер до 80% прожиточного минимума пенсионера;
  • отказ от значительной дифференциации государственных трудовых пенсий по старости в существующей системе пенсионного обеспечения, которые постепенно превратятся в минимальную всеобщую гарантию пенсионного обеспечения по старости, близкую по размерам к прожиточному минимуму пенсионера;
  • полный перевод на накопительные и страховые механизмы финансирования всех досрочных пенсий; поэтапное повышение общеустановленного возраста выхода на пенсию.

    В системе здравоохранения:

  • сохранение всеобщей доступности базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, при уменьшении ее стоимости путем внедрения более эффективных методов медицинской помощи;
  • предоставление любых услуг сверх этой программы должны осуществляться на платной основе;
  • обеспечение для пациентов реального права выбора врачей и лечебных учреждений путем развития конкуренции страховых компаний и учреждений здравоохранения в рамках системы обязательного и добровольного медицинского страхования, а также на основе постепенного разгосударствления значительной части учреждений здравоохранения.

    В сфере образования:

  • обеспечение всеобщей доступности бесплатного школьного образования в рамках федерального образовательного стандарта на основе нормативного подушевого финансирования;
  • постепенное внедрение механизмов образовательных сертификатов и образовательного кредита в профессиональном образовании, которые со временем должны заменить существующие механизмы государственного финансирования профессионального образования;
  • рационализация расходов на образование, включая сокращение бюджетного финансирования по дополнительным предметам, не включенным в федеральный образовательный стандарт, пересмотр в сторону повышения ограничения на предельный размер классов, реструктуризацию школьного образования в сельской местности, реорганизацию профессиональных учебных заведений, не отвечающих текущим и перспективным потребностям рынка труда;
  • придание статуса юридического лица всем учреждениям школьного образования, повышение прозрачности финансовых потоков и системы управления профессиональными учебными заведениями, а также обеспечение эффективных механизмов разгосударствления образовательных учреждений при равенстве доступа к государственному финансированию образовательных учреждений всех форм собственности.

    В области жилишно-коммунальной реформы:

    В течение ближайших 5 лет переход к полному покрытию населением затрат на оплату жилья и коммунальных услуг, включая амортизацию и капитальный ремонт жилого фонда, и устранению перекрестного субсидирования коммунальных услуг;

  • развитие программы жилищных компенсаций, направленной на частичное возмещение расходов на жилье и коммунальные услуги малообеспеченным семьям; а также формирование социального жилого фонда для неплатежеспособных квартиросъемщиков; ускоренное развитие инфраструктуры рынка жилья;
  • развитие механизмов, содействующих территориальной мобильности рабочей силы, включая ипотечное кредитование, развитие негосударственных компаний специализирующихся на сдаче в коммерческую аренду жилых помещений.

    В сфере регулирования рынка труда:

  • пересмотр действующего трудового законодательства, направленный стимулирование спроса на рабочую силу в формальном секторе экономики путем повышения гибкости трудовых отношений, отмены неоправданных ограничений на увольнение избыточных работников, расширения сферы действия срочных договоров, передачи государству обязательств по социальной защите уязвимых категорий работников; повышение роли и действенности процедур обеспечивающих, защиту прав работников, соблюдение индивидуальных и коллективных трудовых договоров, включая развитие специализированной системы досудебного посредничества при урегулировании трудовых споров и усиление роли независимых профсоюзов в представительстве интересов работников на уровне предприятия.

    Эффективное государство и гражданское общество

    Роль государства в гражданском обществе - гарантировать его внешнюю и внутреннюю безопасность и стабильность институциональной среды, обеспечить предсказуемость для деятельности экономических агентов. Эффективность государства в выполнении этой роли заключается не только в определении четких целей и возможности их достижения с наименьшими затратами, но и в степени "одобрения" этих целей обществом, а, следовательно, в степени доверия к власти. Эффективность государства должна обеспечиваться не только в рамках демократических институтов, но и посредством этих институтов. Это требует сужения сфер непосредственной ответственности государства, передача ее в саморегулирующиеся объединения участников тех или иных или иных видов хозяйственной и социальной деятельности и в территориальные объединения жителей на местах.

    Создание эффективного государства подразумевает проведение судебной реформы, реформы правоохранительных органов и гражданских институтов правовой защиты реформы исполнительной власти и государственной службы.

    Судебная реформа, в частности, включает:

  • объединение подсистем судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • введение принципа несовпадения территориальных судебных структур с территориальным делением; обеспечение полного процессуального равенства сторон перед судом (прежде всего государства и гражданина);
  • введение административной юстиции (вид судебного процесса для удовлетворения притязаний гражданина к государству);
  • расширение начал диспозитивности, т.е. свободного усмотрения субъекта в сфере распоряжения его правами; реализации его интересов в суде. Этот особенно важно для модернизации уголовного судопроизводства, в котором по-прежнему царствует "публичное" качало, стесняющее права потерпевшего и препятствующее реализации идей восстановительного (примирительного) правосудия в противовес традиционно советскому карательному правосудию;
  • введение апелляционной инстанции и апелляционных начал (возможность сторон участвовать в рассмотрении дела судами второй и третьей инстанций); вытеснение квазиюстиции, представленной в виде судебных функций правоохранительных органов, особенно прокуратуры. До сих пор именно прокуратура принимает решение об аресте, органы дознания и предварительного следствия прекращают дела по так называемым нереабилитирующим основаниям, признавая человека виновным до суда и без суда;
  • реформирование судейского сообщества (в т.ч. отказ от согласования кандидатур с субъектами РФ). Отказ от пожизненного назначения судей и ротация руководителей судов;
  • существенное увеличение количества судей и судебных исполнителей. Реформа правоохранительных органов включает:
  • концентрация функции предварительного расследования (следствия) в одном органе; превращение прокуратуры исключительно в орган, поддерживающий государственное обвинение (расследование уголовных дел, поддержание обвинения в суде). Следовательно, должны быть ликвидированы функции так называемого прокурорского надзора. Их сменит судебный контроль. Принцип: если чьи-то права нарушены законом, актом управления, следователем, милиционером и т.п., незаконный акт, решение, действие потерпевшая сторона обжалует в суде. Разумеется, это возможно при доступном правосудии (в этом случае весь следственный аппарат может быть передан прокуратуре). Должны быть также изъяты у прокуратуры функция принесения протестов на судебные решения; функция участника гражданского судебного процесса в пользу одной из спорящих сторон; функция координации правоохранительной деятельности; освобождение МВД России от функций, которые снижают эффективность главной функции - противодействия-тяжким видам преступлений. Для этого необходимо:

    1) выделить, т.е. передать функции, которые эффективнее выполнять на местном уровне (охрана общественного порядка, регулирование дорожного движения, пожарная безопасность);

    2) передать функции "вневедомственной охраны" частным структурам при обеспечении государственного контроля;

    3) вывести из подчинения МВД внутренние войска и на их базе создать национальную гвардию, подчиненную исключительно Президенту РФ;

    5) строго описать функции и полномочия отрядов полицейского "спецназа" - ОМОНов, СОБРов и отделить их от прямого подчинения оперативно-розыскным подразделениям;

    6) по остающимся у МВД функциям ввести окружной принцип их дислокации (несовпадение с административно-территориальным делением);

  • проведение в иных органах исполнительной власти ревизии распределения между ними функций дознания и оперативно-розыскных функций, а также собственных подразделений "спецназа" в целях более четкого распределения их компетенции и зон ответственности;
  • Проведение реформы гражданских институтов правовой защиты (адвокатура, нотариат, иные).

    Реформа исполнительной власти включает:

  • обеспечение единства в единой системе исполнительной власти (определение конкретных функций федеральных органов, осуществляемых строго централизованно; образование территориальных органов федеральных ведомств по окружному принципу и на основе ясных критериев; финансирование централизованных функций исключительно из федерального бюджета; контроль за исполнительными органами субъектов РФ по исполнению федеральных законов; право федеральных органов исполнительной власти давать им в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания; право при необходимости возбуждать вопрос о привлечении к дисциплинарной, материальной ответственности руководителей соответствующих органов субъектов РФ); формулирование программных целей и задач деятельности исполнительной власти, конкретизация и доведение их до каждого звена (органа) исполнительной власти;
  • внедрение господства принципа собственной компетенция, определяющего правовой характер управления и служащий основой для формирования обоснованной системы и структуры органов исполнительной власти; сужение поля административного усмотрения;
  • установление трехвидовой системы исполнительных органов (министерство, служба, агентство) в зависимости от решаемых задач и применяемых средств. Закрепление системы в законе о федеральных органах исполнительной власти; стабилизация структуры Правительства и всей системы исполнительной власти;
  • превращение Правительства из "учреждения" в Кабинет министров (устранение института "блоковых" зампредов, устранение отраслевых (межотраслевых) департаментов в Аппарате Правительства; устранение постоянно действующих комиссий при Правительстве).

Реформа государственной службы подразумевает переход от службы "государевой" к службе публичной на основе системы заслуг и достоинств и включает:

  • повышение уровня оплаты труда госслужащих и усиление социальных гарантий;
  • разграничение "карьерных чиновников" и "политических назначенцев" и определение правового статуса тех и других (разные системы подбора, освобождения, социальных гарантий); изменение соотношения между прямыми и косвенными расходами на содержание служащих в пользу прямых расходов (условно говоря, предоставление чиновнику самому распоряжаться средствами); конкурсная система отбора и аттестация служащих (с гарантиями от субъективизма "начальства");
  • введение процедур административной деятельности (прежде всего при взаимоотношениях чиновника с гражданином) в связке с введением административной юстиции как системы судебной ответственности чиновников за нарушения прав граждан; - унификация общих требований к публичной службе по всей России.

Укрепление федерализма на основе устранения асимметрии прав и ответственности

Укрепление федерализма будет основано на укреплении федеральной власти посредством коренного изменения предметов ведения и полномочий в пользу субъектов Федерации и местного самоуправления с ужесточением ответственности за нарушения федерального законодательства. Это подразумевает:

  • переход к "сенаторской" форме представительства в -Совете Федерации;
  • законодательное совершенствование института федерального вмешательства в действия органов власти субъектов Федерации в случаях превышения ими своих полномочий, порядка его осуществления;
  • уменьшение числа территориальных органов федеральной власти, вывод их из-под формальной и неформальной зависимости от регионов, переход к окружному принципу дислокации территориальных подразделений федеральных органов власти (границы округов не совпадают с границами субъектов Федерации). Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти образуются только в случаях необходимости реализации в регионах федеральных полномочий. Полномочия по предметам совместного ведения, за исключением ряда "силовых", поэтапно передаются "на места"; исключительно федеральное финансовое и социальное обеспечение территориальных подразделений федеральных ведомств; отказ от практики согласования с субъектами Федерации вопросов федерального ведения (о назначениях, присвоении воинских и т.п. званий и т.д.); создание "модельных" правовых актов для субъектов Федерации одновременно или вскоре после принятия федеральных законов;
  • мониторинг регионального законотворчества.

Реформа межбюджетных отношений подразумевает постепенную децентрализацию бюджетной системы, т.е. расширение "официальных" полномочий и ответственности субнапиональных властей при одновременном создании и жестком соблюдении единых "правил игры" по всей стране. На переходном этапе, до достижения сбалансированности бюджетных полномочий и ответственности, децентрализация полномочий будет сопровождаться централизацией бюджетных ресурсов. Ключевые задачи реформ включают:

  • прозрачное и подотчетное управление общественными финансами в интересах населения;
  • поддержание на всей территории страны равного доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям; создание стимулов для субнациональных властей проводить структурные реформы, поддерживать конкурентную и инвестиционно привлекательную среду. Для этого необходимо: четкое разграничение расходных полномочий и ответственности между уровнями власти; прямой запрет на принятие законов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы; сокращение "федеральных мандатов". Часть из них должна финансироваться напрямую из. федерального бюджета (например, коммунальные расходы федеральных учреждений,- отдельные виды ведомственных льгот), часть - отменена (некоторые виды ведомственных, территориальных льгот), часть - переведена в форму целевых субвенций регионам (социальные пособия и льготы, которые в перспективе должны быть заменены единым пособием по нуждаемости, которое будет выплачиваться непосредственно из федерального бюджета через систему органов социальной защиты). Большая часть потеряет статус "федеральных мандатов" (т.е. норм, устанавливаемых федеральным законодательством) и будет отдана на усмотрение региональным и местным властям. Заработная плата в бюджетной сфере должна устанавливаться региональными (местными) властями исходя из имеющихся возможностей, без федерального регулирования. На переходном этапе предлагается софинансировать из федерального - бюджета ежегодную индексацию и/или "базовую" зарплату (50% нынешнего уровня) в форме федеральных субвенций регионам;
  • отказ от системы "расщепления" налогов. Закрепление доходных источников за уровнями бюджета по принципу: один налог - один бюджет, при существенном расширении налоговых полномочий (в рамках "закрытого" перечня налогов) региональных и особенно местных властей;
  • сохранение законодательных ограничений на уровень дефицита и задолженности региональных и местных бюджетов (в случаях нарушения финансовых обязательств и высокой зависимости от финансовой помощи вводить режим внешнего финансового управления);
  • перевод бюджетов всех уровней на казначейскую систему исполнения.

Реализация предлагаемой стратегии должна обеспечить темпы роста ВВП как -минимум в 5-6 процентов в среднем за год на протяжении 10- летнего периода. Это позволит увеличить к 2010 году объем ВВП не менее чем на 70 процентов. В отдельные годы рост может ускоряться до 8-10 процентов. Этот рост будет неравномерным по отраслям экономики, что вкупе с изменением структуры цен существенным образом трансформирует номинальную структуру ВВП. К концу периода динамика частного потребления может начать превышать рост инвестиций, сократится чистый экспорт, не исключено, что он может принимать и отрицательные значения, если Россия станет надежным реципиентом капитала. Существенно, что при этом будет происходить укрепление рубля в реальном выражении, приближение рыночного курса к паритету покупательной способности. Стратегия не исключает и более динамичного развития страны на период до 2010 года, более того, такая возможность имеется, однако, учитывая потенциально возможные осложнения, которые могут быть вызваны как колебаниями мировой конъюнктуры, так и принципиальной невозможностью учета всех внутренних факторов, которые будут действовать в долгосрочной перспективе, следует избегать чрезмерного оптимизма в оценке потенциальной экономической динамики. Преломление негативных тенденций в экономике может существенным образом содействовать улучшению демографической ситуации, повышению рождаемости, что однако позитивно скажется не ранее, чем через несколько десятков лет. Непринятие же скорейших мер по нормализации экономической ситуации в стране, создания условий для устойчивого роста экономики будет угрожать не только социальной стабильности, но и существованию России как государства.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    Все стулья.ру
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    Все стулья.ру