В пятницу Минфин провел последнюю - перед внесением в правительство - коллегию по проекту бюджета на 2002 год. 14 августа основной финансовый документ страны будет представлен в правительство, а уже к началу сентября поступит в Государственную Думу и Совет Федерации.
Последние два месяца в Минфине занимались пересчетом показателей темпов роста в будущем году ВВП и доходной части бюджета. В результате был повышен данный в июне прогноз ВВП 2002 года с 10,27 до 10,6 триллиона рублей. Дело в том, что Госкомстат изменил принцип расчета (раньше считал к 1995 году, а теперь к 1999-му). Поэтому получилось, что экономика России в первом полугодии 2001 года развивается лучше, чем предполагалось, и растет со скоростью 5,5% вместо 4%. До ухода в отпуск Михаил Касьянов заявил, что объем ВВП в 2002 году будет не 10,27 трлн руб., как предварительно рассчитывали, а 10,6 трлн. В пятницу, 10 августа коллегия Минфина утвердила доходы федерального бюджета в объеме 1995,4 млрд рублей, а расходы в сумме 1867,3 млрд рублей с учетом выплат из федерального бюджета пенсий. Профицит федерального бюджета в 2002 году составит 128 млрд.
Финансовым властям нет смысла скрывать, что бюджеты ближайших лет будут верстаться под выплату внешних долгов. Поэтому Алексей Кудрин заявил в пятницу: "Бюджет 2002 года станет основой и ключом к решению проблем 2003-2004 годов, в том числе и проблем с выплатами внешних долгов". Чтобы ни имел в виду министр финансов, очевидно, что возможность откладывать для решения проблемы-2003 будет только в том случае, если нефть будет дороже 22 долларов за баррель. В противном случае придется добиваться новых займов для обслуживания кредитов и одновременно вести переговоры о реструктуризации долгов.
Похоже, правительство предпринимает шаги, чтобы снизить зависимость от долговой проблемы. По неофициальной информации, российские долги сейчас активно выкупаются - по словам исполнительного вице-президента компании "Тройка-Диалог" Олега Вьюгина, об этом свидетельствуют рынки. Понятно, что скупка долгов прежде всего в интересах российского правительства, к тому же Минфин старается создать заделы на черный день. Уже сейчас остатки на счетах составляют около 100 млрд рублей.
Стабилизационный фонд, о котором говорил Президент в своем послании, правительство формировать не намерено. Вместо него реализована идея двух сценариев: оптимистического и пессимистического. Ее основное отличие от предложений президентского советника Илларионова в том, что в таком случае дополнительные доходы, если они будут, не нужно согласовывать с Думой. То есть они поступят в полное распоряжение Минфина, у которого в 2003 году каждый нефтедоллар будет на счету. Противники этой схемы упирают на ее непрозрачность. Но финансовые власти больше пугает перспектива участия в дележе допдоходов думских лоббистов, что с учетом грядущих выплат может окончиться плачевно.
Кроме того, на днях в СМИ появилась информация (которую в Минфине подтверждать отказались, но и не опровергли) о готовящейся долговой стратегии государства. Она, по сведениям анонимного источника, близкого к Белому дому, в том числе предполагает и возобновление переговоров с МВФ. При этом реформа системы управления госдолгом, которая бы могла способствовать сглаживанию проблемы 2003 года, по-прежнему пробуксовывает.
Еще одним интересным моментом является, какой инфляционный показатель будет заложен в проект бюджета. Предполагавшиеся изначально 12-13% выглядят в свете того, что творится с ценами в этом году, излишне оптимистично. Между тем Минфин еще снизил этот показатель - до 10-13%. С передачей ФЭК функций по регулированию цен на услуги естественных монополий надежд на сдерживание роста тарифов никто не питает. До реализации единой тарифной политики, которую в энергетической комиссии сейчас разрабатывают (она предусматривает установку тарифов вместе с бюджетом на год вперед), еще далеко. А рост цен на электроэнергию, железнодорожные перевозки и особенно на газ в следующем году, наверное, будет существенным. Очевидно, что дополнительные инфляционные доходы Минфин также планирует направить на обслуживание внешних обязательств.
Алексей Игорев
|