Текст выступления вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина на брифинге после заседания правительства 21 августа 2001 года.
- Сейчас закончилось заседание правительства, которое шло почти 5 часов. И можно сказать, что эти 5 часов были результатом многомесячной работы по созданию федерального бюджета на 2002 год. Я думаю, что это больше, чем бюджет 2002 года. Это ключ к экономическому развитию страны на ближайшие 3 года, позволяющий открыть возможности для экономического роста, для повышения доходов населения в реальном выражении, для сдерживания и снижения инфляции до запланированных в следующем году 10-13%. Этот бюджет стимулирует инвестиции в Россию и улучшает инвестиционный климат.
Могу сказать главное - что бюджет начинается с налоговой реформы, со снижения налогового бремени. Общее снижение - 1,8% ВВП. Но с учетом того, что ликвидирована часть льгот, среднее снижение будет величиной 0,7% ВВП. Многие, кто раньше пользовался льготами, сейчас будут платить налоги, и собираемость налогов в связи с этим вырастет.
Премьер подчеркнул, и даже депутат Жуков с ним согласился, что это очень прочный бюджет. Бюджет, гарантирующий исполнение всех обязательств, провозглашенных государством, которые вошли в программу действий правительства и соответствуют политике правительства. Это бюджет с гарантиями.
Это бюджет, который увеличивает серьезные социальные выплаты. Я могу привести пример: если говорить о консолидированном бюджете России, на первое место во всех государственных расходах впервые вышли расходы по социальной политике. В следующем году мы ожидаем расходы по социальной политике из бюджетов всех уровней в размере 546,7 млрд рублей. На втором месте - образование, в размере 383,83 млрд рублей, на третьем месте оборона - 282,36 млрд рублей. На первое место шаг за шагом, год за годом выходят социальные статьи.
Если же говорить о бюджете федеральном, то больше всего по сравнению с предыдущим годом выросли расходы на судебную власть - на 59,4%. Существует целый перечень мер и реформ, которые будут профинансированы за счет федерального бюджета для укрепления судебной системы России.
Я бы еще назвал образование. Рост расходов здесь по сравнению с 2001 годом - на 54,3%. Это и заработная плата, это и федеральные целевые программы на развитие образования, информатизацию образовательных учреждений, это и интеграция науки и образования. На следующее место поставил бы здравоохранение - рост на 38,2%. Культура, искусство, кинематография - рост на 56,5%. Социальные расходы резко растут.
Конечно, это связано и с тем, что мы пошли на очень высокий рост зарплаты. Ставка к окладам по единой тарифной сетке в среднем вырастет на 1,89%. Приведу пример. У среднего учителя сегодня, от 7 до 14 разряда, в среднем ставка 582,1 рубля в месяц. Мы ожидаем, что эта ставка вырастет до 1168,2 рубля, в два раза. То есть основная базовая часть зарплаты учителей возрастет в 2 раза. Мы считаем, что нужно нагнать упущенное время и прошедшую инфляцию и будущую инфляцию превысить, тем самым способствуя реальному росту доходов работников бюджетной сферы.
Рост выплат будет у военнослужащих, в среднем от 80% до 220%, но с учетом отмены ряда льгот и компенсации подоходного налога это будет рост от 40 до 70%. Первые шаги будут сделаны в середине следующего года. По бюджетникам - в начале следующего года. Также вырастет денежное содержание судей и прокурорских работников на 60%. Так что предстоит очень серьезный прирост социальных расходов.
Кроме того, мы сконцентрировались на основных федеральных целевых программах. Их стало у нас 48, и на них выделено 113,8 млрд рублей. Причем капитальные вложения в них выросли с 15 до 25,5 млрд рублей, то есть произошла концентрация на основных, приоритетных задачах, которые стоят перед бюджетом.
Очень важной статьей является поддержка субъектов Российской Федерации, особенно в связи с выпадающими доходами, которые связаны с проведением налоговой реформы и снижением налогового бремени. В связи с этим мы компенсируем выпадающие доходы общим объемом трансфертов. Трансферты растут на 26,8%, покрывая выпадающие доходы.
Сегодня в ходе обсуждения мы оценили, что рост заработной платы в случае, если будет продолжаться процесс легализации заработных плат, позволит собрать подоходного налога больше, чем ожидалось от субъектов Российской Федерации. И это позволит спокойно, надежно исполнять социальные гарантии всем гражданам, включая бюджетную сферу, ветеранов, пенсионеров.
Конечно, бюджет исходит из необходимости сохранить достигнутый уровень непроцентных расходов, поскольку мы сейчас переживаем благоприятные годы для экономики. Но мы не должны их наращивать, чтобы не создавать риск опасности в случае ухудшения внутриэкономической ситуации и внешнеэкономической конъюнктуры. Поэтому непроцентные расходы на уровне консолидированного бюджета будут в следующем году примерно 24,2%. Это ниже, чем в этом году, на 0,4-0,5%. Также мы хотим сохранить на достигнутом уровне непроцентные расходы федерального бюджета. Мы ожидаем в этом году 12,54%, в следующем году хотим достичь уровня непроцентных расходов 12,48-12,5%, то есть не превышать их.
В связи с этим все дополнительные доходы, которые предполагается получить за счет благоприятной конъюнктуры, будут направлены в финансовый резерв. Такой резерв в следующем году будет создан.
Мы серьезно готовились к сегодняшнему заседанию и еще раз взвесили необходимость укрепления гарантий стабильного исполнения бюджета 2002 и 2003 гг., с погашением всех долгов, сохранением запланированных темпов инфляции и с сохранением под контролем курсовой политики рубля к доллару. Сегодня мы это можем сделать, и мы будем это делать. Бюджет обеспечивает такие возможности, даже при снижении цен на нефть или ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры.
Мы решили сегодня обнародовать дополнительный список мер, гарантирующих эти возможности. Финансовый резерв будет создан за счет дополнительных средств от приватизации. Средства от приватизации мы собираемся по сравнению с запланированными 18 млрд рублей увеличить, думаю, еще на 10-17 млрд. Мы сейчас окончательно такую оценку проведем, с учетом тех пакетов акций, которые уже объявлены для продажи. И с учетом того, что конъюнктура для инвестиций в Россию улучшается, мы собираемся увеличить внешние заимствования до $1,5-2 млрд.
Возможно, будут предприняты и другие меры, которые позволят уже в следующем году решить проблему долга и накопить задел для погашения долга в 2003 году - минимум $1,5-2 млрд. В ближайшее время мы этот задел в виде прогнозов и статей дохода сформируем как финансовый резерв и предложим Государственной думе эти средства не тратить, а направить в 2003 году на погашение долга. Тем самым мы уже в 2002 году создадим серьезные гарантии для спокойного прохождения 2003 года.
Должен сказать, что этот список еще не исчерпывающий, и в ходе августа - октября мы будем вносить дополнительные предложения, которые гарантируют исполнение всех основных внутриэкономических показателей.
Теперь об инфляции. Думаю, что во втором полугодии 2001 года по сравнению с первым полугодием поэтапно будет снижаться инфляция и по сумме второго полугодия мы увидим, что запланированные на следующий год компенсации абсолютно реалистичны. Мы будем исполнять запланированный список мер для достижения этого.
Еще хочу сказать, что бюджет-2002 достаточно напряженный в связи с тем, что очень много реформ разного рода началось: военная реформа - сокращение численности, улучшение оснащения армии, судебные реформы, пенсионные реформы, дальнейшие реформы межбюджетных отношений, улучшение налоговой системы и снижение налогового бремени. И я уже говорил про федеральные целевые программы, где произошла переориентация на меньшее количество и большую сумму выделяемых средств.
Все это очень сложно было сбалансировать. Но мы уверены, что этот бюджет прочен, исполним и что он дает новые стимулы российской экономике. Бюджет поддержан всем правительством. Нам даны три дня для доработки отдельных поручений и замечаний, которые прозвучали. Должен сказать, что здесь были очень интересные и результативные обсуждения. Появился ряд инициатив, которые мы доработаем в течение ближайших трех дней, до внесения в Государственную думу.
Премьер дал строгое указание, что после принятия, подписания и внесения бюджета в Государственную думу все члены правительства должны его защищать, а не лоббировать свои узкие ведомственные интересы. Думаю, что это достижимо, поскольку будет строго контролироваться. Я должен сказать, что чувствую поддержку своих коллег в проведении этого бюджета.
Торговаться будем меньше, сразу вам обещаю. И Президент это обещал, и премьер это подчеркнул. Мы уверены, что этот бюджет дает новый шанс экономике, и мы не хотели бы уменьшать эти шансы для российской экономики. Поэтому будем проводить этот бюджет.
Алексей Кудрин
Страна.Ru
|