Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Публикации
Это сладкое слово "профицит"

Сегодня Правительство РФ обсудит проект бюджета на 2002 год. Его уже называют уникальным: такого финансового плана за все годы реформ у России еще не было

В чем же примечательные черты проекта нового федерального бюджета? Каковы его приоритеты? На эту тему мы беседуем с одним из разработчиков главного финансового закона года, руководителем департамента макроэкономической политики и банковской деятельности Минфина РФ Антоном СИЛУАНОВЫМ.

- Пожалуй, самая главная черта проекта бюджета-2002 - это его профицитность. То есть государство получает доходов больше, нежели расходует средств, - говорит Антон Германович. - Величину ее запроектировали в 126,5 миллиарда рублей.

- А чем так важен профицит? Бюджет государства мало чем в принципе отличается от бюджета семейного. И если мы тратим меньше, чем получаем, то у нас образуется заначка. То есть государство специально создает запасы?

- Профицит нужен для того, чтобы сдержать инфляцию и обеспечить ее прогнозируемый уровень в 10-13 процентов. Мы достигаем этого, проводя профицитную политику. Делать это придется: и в 2002 году платежный баланс России останется сильным, экспорт почти вдвое превысит импорт, и потому в страну продолжит поступать валюта. Кроме того, мы ожидаем сокращения оттока капиталов из страны.

Во-вторых, профицитная политика необходима для ослабления долгового бремени государства. Не за горами 2003 год, в котором выплаты по внешним долгам увеличиваются до 19 миллиардов долларов по сравнению с четырнадцатью в текущем году, Чтобы ослабить долговое давление на бюджет-2003. надо заранее к этому готовится.

Отмечу, что бюджет-2001 планировался без профицита и без дефицита. То есть с нулевым балансом: сколько получили - столько и потратили. Но в ходе реализации он получился уже профицитным, поскольку в него включили и реструктуризацию наших долгов Парижскому клубу, и источники внешнего финансирования в виде кредитов МВФ и Мирового банка. Ни того ни другого мы не получили, и тем не менее продолжали платить по обязательствам благодаря профициту.

В этом смысле проект федерального бюджета на 2002 год абсолютно реалистичен. Мы реально оценили источники внешнего финансирования и не планировали ни реструктуризации отсрочки по выплате долгов, ни получения кредитов от МВФ. Это разительно отличает этот проект от проектов бюджетое прошлых лет, когда мы, еще не будучи уверенными в получении и кредитов, и отсрочек, уже закладывали их в бюджет. То есть делили шкуру неубитого медведя. В 2002 году мы будем платить долги по неизменному, оригинальному (первоначальному) графику. Профицит же в 126,5 миллиарда рублей - это при среднем курсе доллара в 31,5 рубля составит около четырех миллиардов долларов.

- А в каком виде существуют эти дополнительные доходы? Это собранные государством, но непотраченные деньги? Они, наверное, лежат на специальных счетах?

- К сожалению, не все представляют себе, что это такое. Если доходы превышают расходы, это отнюдь не значит, что эти деньги где-то лежат. Профицит - это превышение наших долговых платежей над источниками финансирования дефицита бюджета. Мы должны платить по долгам (без учета процентов по ним. которые учитываются в расходной части бюджета). Так вот, все наши долговые относятся на увеличение профицита бюджета. А заимствования - наоборот, на рост дефицита.

Скажем, нам надо выплатить в 2002 году по внешним займам 6,8 миллиарда долларов, и еще 140 миллиардов рублей - по внутренним долгам. Для этого мы планируем занять 151 миллиард рублей на внутреннем рынке, и еще 1,8 миллиарда долларов - на внешнем (около 1 миллиарда по еврооблигациям, а 800 миллионов пойдут за счет старых связанных кредитов). Поэтому, если посчитать здесь все суммы превышения выплат над заимствованиями, то получается профицит - чуть более четырех миллиардов долларов. Поэтому никаких остатков средств на счетах не образуется. Разница же между выплатами и заимствованиями покрывается за счет доходов казны. Для этого есть две главные позиции: поступления от приватизации и продажи драгоценных металлов.

Источники покрытия дефицита (или профицита) ограничены. Возможности для внешних заимствований у России сейчас невелики, в проекте бюджета-2002 они учтены в пределах до одного миллиарда долларов. Выход же России на рынок заимствований с большей заявкой приведет к росту стоимости таких кредитов, что большей заявкой приведет к росту стоимости таких кредитов, что для нас неприемлемо. Есть еще внутренние заимствования. Но и этот источник невелик. В следующем году превышение внутренних заимствований над их погашением составит сумму около 10 миллиардов рублей. Если мы решим занимать деньги внутри России в больших объемах и объявим об этом - то ставки по внутренним займам сразу же возрастут. Цена таких займов превысит уровень инфляции, что сделает долг крайне дорогим, приведёт к дополнительным расходам казны. Это повысит ставки по банковским кредитам, увеличит инфляцию и оттянет деньги из промышленности в сферу спекуляций, Макроэкономическая ситуация в целом ухудшится, Именно поэтому объем внутренних заимствований на 2002 год установлен в таких небольших пределах,

В среднесрочной перспективе платежи по нашим долгам также превысят размеры наших заимствований в те же годы. Значит, на погашение наших долгов мы опять направим доходы бюджета. Никаких остатков тут быть просто не может.

- И все-таки, почему Минфин планирует занять на мировом рынке от 600 миллионов до одного миллиарда долларов? Может, лучше обойтись без итого?

- Это - один из источников средств для платежей по старым долгам. Но если доходы бюджета 2002 окажутся выше запланированных, то эти деньги будут пущены именно на эти цели, и мы сможем отказаться от внешнего займа.

- Таким образом, профицит и возврат внешних долгов по первоначальному, без всяких реструктуризаций, графику - это то, что отличает бюджет 2002 года от бюджетов последних лет?

- Это не единственное отличие. В соответствии с бюджетным посланием Президента РФ на этот год расходы федерального бюджета рассчитаны по консервативному сценарию, исходя из цены барреля нефти "Уральская" ("Орале") в 18 долларов, А вот доходы казны исчислены, исходя из оптимистического прогноза - 22 доллара за баррель. Эта разница и составит профицит. Все те "нефтяные" доходы, которые мы получим от благоприятной мировой конъюнктуры, пойдут на погашение обязательств России. Мы выполняем указание Президента: использовать высокие мировые цены на энергоносители для того, чтобы уменьшить долговое бремя страны,

- Значит, этот профицит в 4 миллиарда долларов и есть та самая вторая, "резервная" часть бюджета, о которой говорил Владимир Путин?

- Фактически да.

- А можно ли считать этот бюджет еще и социально направленным?

- Конечно. У нас значительно (в 1.6-1,8 раза) повышается оплата труда работников, которые получают зарплату по Единой тарифной сетке. Я не помню таких лет, в которые доходы бюджетников повышались бы темпами, настолько превышающими темпы инфляции.

- Но вот что интересно: проект бюджета на 2001 год по статье "Социальная политика" предусматривал расходы в 107,3 миллиарда рублей, а нынешний проект - уже 406,2 миллиарда. Рост почти вчетверо? Мы даже перепроверяли, боялись, что опечатка в сообщении.

- Точное, в 2001 году реально получилось 111,8 миллиарда на расходы по этой статье. Так просто здесь учетверять нельзя. В 2002 году продолжится консолидация ресурсов государства в бюджете, А именно - 14-процентная часть средств от единого социального налога (который заменил разрозненные взносы в государственные внебюджетные фонды) зачислена как в доходы. так и в расходы казны. А это - 257 миллиардов рублей, которые пойдут на выплату базовой величины пенсий через Пенсионный фонд. Но вы правы .- даже без учета этих 257 миллиардов получится, что в следующем году на статью "Социальная политика" ассигновано на 38 миллиардов рублей больше. Очень значителен рост затрат и на образование.

Этот бюджет уникален еще и тем, что в ходе его выполнении мы наметили проведение ряда важных структурных реформ. Налоговой, например, В первую очередь

- за счет снижения ставки налога на прибыль, за счет более льготного порядка начисления амортизации. Здесь и социальная реформа, включая и пенсионную, и судебная, и военная. На последнюю в соответствующем разделе планируется истратить 16 миллиардов рублей - против 4,2 в этом году.

Но все эти реформы требуют денег. При этом эти реформы разнонаправлены. Так, налоговая реформа снижает налоговое бремя на 1,8 процента ВВП, в то время как судебная, пенсионная или военная, наоборот, нуждаются в дополнительных средствах. Например, судебная требует дополнительных ассигнований на судебных приставов, на институт мировых судей, на содержание судов и их персонала.

Почему мы можем себе это позволить? Да, эти структурные реформы - это неотъемлемая часть экономической политики Правительства. Но финансовое обеспечение для них появляется потому, что экономика испытывает рост, а в собираемости налогов в 2002 году мы перешагнем 90-процентную планку. Средства появляются и за счет оптимизации расходов государства.

- А есть и другие отличительные черты у этого проекта?

- Отмечу радикальное сокращение числа федеральных целевых программ: со 133 до 48. Мы ликвидировали программы, которые программами по своей сути не были, предназначаясь только на "выбивание" денег. Правда, объем средств на реализацию оставшихся программ не уменьшился, а возрос. Произошла их концентрация этих программ на приоритетных направлениях.

- Фракция "Яблоко" уже объявила о разработке альтернативного бюджета, в котором хочет повысить и размер стабилизационного фонда для выплаты долгое, и пенсии неработающим пенсионерам. Вы можете это прокомментировать?

- Я не знаком с концепцией "Яблока", Разработка альтернативного документа - это законное право фракции. Но за счет чего это будет сделано? Отказаться от снижения налогового бремени невозможно. Налоговая политика на следующий год уже определена, значительного увеличения доходов бюджета добиться нельзя. Остается только маневрировать в расходной части, у кого-то отнимая деньги ради создания стабилизационнного фонда "по-яблочному", А это, ой, как не просто! Хочу заметить также, что предложения о создании такого фонда требуют дополнительного обсуждения.

Повторюсь: мне неизвестны принципы формирования фонда по принципам "Яблока", Но если они представляют из себя простое замораживание остатков средств на счетах бюджета, то это нецелесообразно. В стране, имеющей значительный государственный долг, гораздо эффективнее направлять дополнительно изысканные средства на погашение имеющихся долговых обязательств.

Владимир КУЧЕРЕНКО
Российская газета
Бюджет-2002


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки