- Михаил Геннадьевич, Минпромнауки прогнозирует достаточно хорошие темпы экономического роста в промышленности до 2004 года. Гарантируется, что инфляция будет низкая, констатируется факт, что доходы людей вырастут (за последние полгода реальные денежные доходы населения уже выросли), и создается общее ощущение, что у нас все будет очень хорошо. Насколько это соответствует реальности, разве нет никаких опасностей, серьезных вызовов для российской экономики?
- В краткосрочном плане у нас действительно все хорошо. Ближайший год за счет высоких мировых цен на нефть компенсирует даже последствия того, что наше правительство подчинило свою политику интересам крупных монополий, не хочет защищать собственность, не хочет ограничивать злоупотребления со стороны монополий. Но это за счет внешнего фактора, это нужно понимать очень четко. Дефолты России не угрожают, это - правда, потому что правительство построило бюджет таким образом, что главным приоритетом являются внешние выплаты, то есть даже если появятся какие-то дополнительные доходы, они не могут быть направлены на развитие российской экономики, на помощь российским бюджетополучателям, на повышение уровня жизни. Дополнительные доходы могут быть направлены исключительно на выплаты государственного долга. Причем если будет много денег, то они будут направлены на опережающие выплаты внешнего долга, что вообще является вещью беспрецедентной. Правительство тем самым показывает, что оно реально работает не на свою страну, а на внешних кредиторов. Такая политика не может в долгосрочном плане быть не то, что успешной, а быть даже безопасной для общества. Курс не изменится в течение ближайшего года, это 100%. При $37 млрд. золотовалютных резервов никаких обвалов на рынке не будет.
Однако те, кто прогнозирует на период до 2004 года, просто механически экстраполирует тенденции последних лет, они делают грубую ошибку, потому что в России качественные переломы, качественные изменения случаются по крайней мере раз в 4-5 лет. И сейчас видны причины этих качественных переломов, и более того, о них говорится уже так, что они завязли на языке.
Это, прежде всего, выплаты 2003 года - $19 млрд. Мы их выплатим, это понятно, возможности для этого есть, но они качественно снизят устойчивость российской экономики, потому что мы выплатим резерв, который нас сейчас держит на плаву.
Во-вторых, это износ основных фондов, и неминуемое до 2005 года падение цен на нефть, в-третьих. И самое главное, в-четвертых. Политика правительства такова, что неизбежна девальвация до конца 2004 года. Девальвация рубля может превратиться в катастрофу, она может быть тем кризисом, который перерастает в катарсис, повышает эффективность общества, а не подрывает ее. Здесь все зависит от умелости действий государства.
Логическая цепочка здесь следующая: неэффективность политической системы, главный фактор неэффективности, то, что правительство подчиняет себя интересам крупного бизнеса, не балансируя эти интересы интересами граждан. В результате оно не защищает собственность и не борется с произволом монополий, потому что произвол монополий - это произвол крупного бизнеса в основном. А незащищенность собственности облегчает экспансию крупного бизнеса в регионы. Нерешаемость этих проблем вызвана в первую очередь политическими факторами.
Эти политические факторы создают трудности для инвестиций в Россию, и выталкивают деньги из России. То есть теневой отток, скажем так, отток капитала из страны не уменьшится. Поскольку внешние выплаты будут расти в 2003 году, и в 2004 останутся на вполне приличном уровне. То есть в целом, учитывая 2003 год, у нас в краткосрочной перспективе внешние выплаты растут, а отток капитала самостоятельный не снижается, и в целом отток валюты из страны увеличивается. А приток валюты в страну неуклонно сокращается, потому что произвол монополий - это инфляция в условиях стабильного курса доллара. Но стабильный курс доллара предопределен опять-таки политически, потому что есть такая догма неправильная, но всеми воспринимающаяся, что стабильная экономика - это стабильный рубль. Рост инфляции при стабильном курсе доллара - это рост реального курса рубля, в прошлом году он вырос на 15,2%, за первые семь месяцев этого года на 8,8%, а соответственно это тормозит экспорт и ускоряет импорт. За последние три квартала импорт превышает экспорт.
Причем если в четвертом квартале 2000-ного года превышение было ничтожным, буквально 2%, то в первом квартале импорт рос быстрее экспорта в 2 раза, 11 и 5%-ов соответственно, а во втором квартале этого года импорт вырос на 28,9% - это абсолютный рекорд пятилетки, а экспорт вырос только на 6,7%, то есть превышение достигло 4 раз. Понятно, что такое растущее превышение импорта над экспортом, растущее превышение темпов роста импорта над темпами роста экспорта уменьшает положительное сальдо внешней торговли, соответственно, уменьшает приток капиталов в страну.
А наши реформаторы надеются и заложили это в прогноз, что к 2004 году у нас отток капитала из страны сократится в два раза, но они не делают ничего для того, чтобы это случилось, то есть они не решают проблему, которая выталкивает деньги из страны. Они рассказывают, что приток иностранного капитала вырастет более чем в три раза к 2004 году, но они мало что делают для привлечения иностранного капитала. Можно считать, что эти планы являются обычной маниловщиной.
Так что я целиком и полностью поддерживаю правительство в том, что касается ближайшего года - до августа 2002 года нам действительно ничего не грозит.
Понятно, что изменение торговой конъюнктуры, изменение мировых цен на нефть, успешные-неуспешные действия государства, конструктивные-деструктивные действия Чубайса и губернаторов - это все меняет ситуацию. И то, что я сейчас говорю, это как бы предельно пессимистический подход, может быть, мы войдем в зону валютного риска в середине 2003 года, может быть, мы войдем в зону валютного риска в день президентских выборов. Сейчас это не ясно. Ясно одно, что ближайший год нам не грозит ничего, и наше правительство может совершенно спокойно заниматься PR-ом, не занимаясь реальными проблемами.
М.Делягин
21 августа 2001
|