При этом премьер-министр Михаил Касьянов заявил, что все это "будет происходить в условиях отвлечения значительных финансовых ресурсов федерального бюджета на погашение и обслуживание внешнего долга и обеспечение обороны и безопасности страны". Однако, добавил глава правительства, "предполагается также увеличение расходов на развитие науки и образования, социальной инфраструктуры". Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин в конце концов внес полную ясность: "На нужды образования предполагается выделить 389 миллиардов рублей, или 3,8 процента валового внутреннего продукта (ВВП). По сравнению с текущим годом расходы на образование увеличатся на 22,9 процента". После чего стало понятно, что никакого приоритета система образования не получила: как уже известно, федеральный бюджет-2002 больше федерального бюджета-2001 аж на 25,6 процента, образованию прибавят (соотносительно) меньше. А ведь министр Владимир Филиппов еще прошлой осенью проинформировал журналистов, что "правительство планирует увеличить расходы на систему образования почти на 50 процентов, рост финансирования здесь будет опережающим по сравнению со всеми другими сферами народного хозяйства". Как пояснил тогда министр, денежные средства срочно нужны на информатизацию школ и вузов, а также повышение заработной платы преподавателям для привлечения в эту сферу эффективных кадров. Увы, теперь министру можно лишь посочувствовать. Мы всегда хотим как лучше. В капитальном труде главного российского реформатора Германа Грефа, озаглавленном "Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", первая же глава посвящена именно образованию, ибо (цитирую): "Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства". Но опираться-то нам уже почти что не на что. Потому, что "подгнила" сама основа: начальное и среднее - школьное образование, которым еще совсем недавно держава так гордилась. И это в условиях, когда обществу позарез нужны высокообразованные граждане, причем само- то подрастающее поколение это неплохо понимает. Вот цифры. В лучшие (если можно так сказать) годы Союза на каждые 10 тысяч населения приходилось 220 студентов. Сейчас в переживающей кризис России на то же количество населения имеется уже 320 студентов. Всего в 1260 вузах России сегодня обучаются 4,74 млн. человек. Обучалось бы, наверное, больше, но больше взять неоткуда. В прошлом, 2000 году среднюю школу окончили 1 миллион 330 тысяч человек, а поступили в вузы 1 миллион 200 тысяч. То есть 90 процентов выпуска дружными рядами пошли в высшую школу. Ну на самом деле не 90, в эту цифру вошли и те, кто не поступил в прошлые годы, и т.д. Тем не менее у нас в вузы идут 70-75 процентов выпуска полной средней школы, тогда как в США - 65 процентов, в Японии - 60 процентов. Вроде бы все хорошо. Но объем денег, которые семьи абитуриентов вынуждены тратить на конкурсное получение бесплатного образования в 2000 году, согласно экспертным оценкам, уже составил 1,25 миллиарда долларов. Основная часть средств потрачена не на взятки, а на учителей-репетиторов, то есть на вторичное получение среднего образования. Есть еще один показатель: сегодня при вполне "приличной" безработице в индустриальных регионах России катастрофически не хватает квалифицированных рабочих. Их нет не только потому, что рухнула система профтехобразования. Их нет, ибо наша школа выпускает людей, малоспособных к приобретению сложных профессий. На какое же экономическое возрождение можно надеяться, если некому возрождать? Не будем говорить о школьных программах. Оставим в стороне оснащение школ учебными пособиями, компьютерами и т.п. Посмотрим, какими учителями Россия обеспечивает свое будущее. Известно, что если в образовании платят меньше, чем в среднем по народному хозяйству, то образование и получает с общего рынка труда менее эффективные кадры. А зарплата российского учителя не просто недостаточна - она унизительно мала. В Москве, например, мэр Юрий Лужков доплачивает педагогам 110 процентов к первичному окладу, но даже с мэрской прибавкой ставка молодого столичного учителя составит немногим более 780 рублей в месяц. И это при официальном прожиточном минимуме в столице (на апрель) для мужчин - 3822 руб. 06 коп., для женщин - 3930 руб. 66 коп. в месяц. Кстати, по заявлению министра труда А.Починка, в нынешнем году пособие по безработице в России должно достигнуть 30 процентов от прожиточного минимума. Учителя, получается, не заслуживают и этого? В других регионах ситуация, как правило, хуже. Мужчины (кроме "сумасшедших энтузиастов" да пенсионеров) уже сбежали из этой сферы: по данным Министерства образования, только за последний год - с 1999-го по 2000-й - число педагогов мужского пола в российских школах уменьшилось с 15 до 12 процентов. Общее число учителей-мужчин в российских школах - чуть больше миллиона человек, из них только 19 тысяч не достигли тридцати лет. Это меньше двух процентов! Осталось дождаться, когда из школы сбегут и женщины: Правда, по словам Алексея Кудрина, в 2002 году зарплата работников бюджетной сферы вырастет в 1,8-3,5 раза. Но какая "планка" будет установлена конкретно для учителей - пока неизвестно. Между прочим, в списке первоочередных дел американского президента Джорджа Буша на первом месте стоит образование, а создание так тревожащей нас системы ПРО - все-таки на втором. Оно и понятно: второго без первого не "осилить". Тем временем процесс деградации российской средней школы уже приобретает прогрессирующий характер.
Александр ПРОЦЕНКО, экономический обозреватель "Труда"
|