Одним из направлений реализации Концепции развития налогового потенциала Чувашской Республики является формирование эффективной системы межбюджетных отношений путем ее дальнейшего реформирования. Бюджетная реформа, начавшаяся в середине 90-х годов, поставила цели: прозрачность и единство правил в распределении финансовых ресурсов, усиление заинтересованности, самостоятельность и ответственность в росте экономических потенциалов. Это послужило сильным стимулом развития инициативы в Чувашской Республике. В 1994 году мы одни из первых перешли на трансфертные взаимоотношения с органами местного самоуправления.
В короткие сроки были приняты программы социально-экономического развития, приняли решения на стимулирование инвестиций. В результате наметился рост налогооблагаемой базы, а по темпам роста налоговых поступлений мы намного опережали другие регионы.
Сегодня очень актуально заложить основы бюджетного федерализма, позволяющего проводить на региональном уровне самостоятельную налогово-бюджетную политику. До тех пор, пока региональные и местные власти не будут обладать официально признанными полномочиями по выработке и проведению собственной налоговой и бюджетной политике, они не будут заинтересованы в эффективном управлении общественными финансами, создании благоприятных условий для экономического развития соответствующих территорий.
Формирование республиканского бюджета Чувашской Республики на 2002 год осуществляется с учетом дальнейшего реформирования межбюджетных отношений. Для того, чтобы усилить заинтересованность органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического и налогового потенциала, необходимо прежде всего разграничить и распределить на постоянной основе по нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Чувашской Республики и распределить и закрепить расходные полномочия бюджетов. Для достижения этих целей были приняты 2 закона, способствующих усовершенствованию бюджетных отношений.
Налоговые доходы бюджетов каждого уровня должны в основном формироваться за счет собственных налогов. Закон «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике» четко расписывает республиканские и местные налоги. Нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований устанавливаются на долговременной основе на срок не менее 3 лет, и это утверждено законодательно. Поэтому при оценке собственных доходов муниципальных образований, принимаемых для расчета фонда финансовой помощи на 2002 год, указанные принципы учтены. Нормативы отчислений, установленные на текущий год, сохранены и на 2002 год. Они устанавливаются одинаковыми для всех местных бюджетов, не ниже минимальных размеров отчислений, установленных Федеральным Законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
В целях обеспечения стимулов для увеличения поступлений доходов в местные бюджеты и исключения планирования исходя из достигнутого в предыдущем году при оценке собственных доходов муниципальных образований на планируемый год в качестве базовых показателей применяются усредненные за последние 5 лет показатели собственных доходов. Предоставление средств фонда финансовой помощи будет осуществляться на основе прозрачных процедур и формул исходя из эффективности налоговых усилий органов местного самоуправления. Максимально стабильные формулы и принципы предоставления средств фонда финансовой помощи позволят органам местного самоуправления самостоятельно прогнозировать социально-экономическое развитие муниципального образования на перспективу. Для чего в настоящее время подготовлен и внесен на Госсовет ЧР законопроект о порядке образования и предоставления средств Фонда финансовой помощи (трансфертов) на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Чувашской Республики. Данный порядок регулирует межбюджетные отношения между органами государственной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления.
Оценка расходной части местных бюджетов, принимаемых для расчета Фонда финансовой помощи на 2002 год, приняты исходя из объема полномочий по осуществлению расходов органами местного самоуправления, установленных Законом ЧР «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» с учетом необходимых объемов финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления. Местные бюджеты будут освобождены от бремени расходов по федеральным и республиканским мандатам.
Поэтому реформа межбюджетных отношений выступает условием повышения эффективности общественного сектора, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата, достижения целей реализации Концепции развития налогового потенциала Чувашской Республики.
|