Минфин внес в правительство основные параметры федерального бюджета на 2002 год. Параметры довольно-таки оптимистичные: средняя цена на российскую нефть — $22 за баррель, курс доллара — 31,5 руб., а инфляция и вовсе 12—13%. И авторы проекта почему-то уверены, что этот бюджет исполним. Даже если цены на нефть снизятся.
По мнению вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, предложения его ведомства позволяют подготовить «устойчивый, сбалансированный бюджет с полным общим профицитом в 1,26% ВВП». «В разрабатываемом нами сегодня бюджете, — заявил вице-премьер ИТАР-ТАСС, — доходы и расходы будут выполнены как при пессимистичном, так и при оптимистичном прогнозе мировых цен на основные товары российского экспорта».
Далее из слов Кудрина следовало, что даже если российская нефть упадет в цене даже до $17 за баррель (в среднем по итогам года), основные макроэкономические параметры в целом будут такими же, как при $22 за баррель.
Довольно интересная мысль, что и говорить. До сих пор авторы проектов федерального бюджета действовали иначе: устанавливали среднегодовую цену на нефть на уровне, скажем, $18—19 за баррель, а потом Минфин рапортовал о сверхдоходах государства, поскольку реальные цены порой превышали $25/барр. (как в этом году), а то и $30/барр. (как в 2000 году). Что же заставило министерство изменить тактику? Не иначе как вал критики в адрес правительства по поводу этого нехитрого трюка — об истинных причинах остается только гадать.
Как бы то ни было, Кудрин заявляет, что при $17/барр. непроцентные расходы бюджета — те самые зарплаты военным, учителям и милиционерам — будут произведены в полном объеме. А расходы эти, между прочим, немаленькие: 1 трлн. 223,3 млрд. руб., или 11,9% ВВП. К тому же с 2002 года в соответствии с пенсионной реформой часть пенсий будет выплачиваться не из Пенсионного фонда, как сейчас, а из бюджета. С учетом этого непроцентные расходы возрастают до 1 трлн. 475,8 млрд. руб., или 14,4% ВВП. Для сравнения: процентные расходы, то есть выплаты по внешним долгам, тоже по определению немаленькие, в будущем году прогнозируются на уровне 2,8% ВВП (289 млрд. руб.).
Рост непроцентных расходов, который, собственно, происходит не первый год (за это правительство регулярно критикует президентский советник по экономике Андрей Илларионов), будет, если верить Минфину, чисто арифметическим — только за счет того, что Минфин берет на себя часть функций Пенсионного фонда РФ. Однако в целом эта новация вы-глядит довольно-таки подозрительно: функции-то у ПФР забирают с деньгами в придачу.
Понятно ведь, что при снижении цен на нефть до $17 за баррель придется где-то искать деньги на выплаты тем же военным с милиционерами. А они задержек не любят, в чем власти могли убедиться хотя бы в ходе недавних инспекционных визитов Путина в Чечню.
Конечно, пенсионеры от задержек пенсий тоже вряд ли придут в восторг. И на рейтинге президента Путина это тоже отразится не лучшим образом. Однако в Кремле, по всей видимости, рассудили, что эта часть электората в массе своей навсегда закреплена за КПРФ. А у КПРФ, как принято считать в последнее время, шансов потеснить сторонников Путина практически нет. Так что все дело за тем, удастся ли вице-премьеру Кудрину уговорить думских коммунистов проголосовать за такой сбалансированный и устойчивый бюджет.
Ольга ПРОСКУРНИНА
|