Чтобы заработать на нем в десять раз больше
Вчера правительство утвердило федеральную программу "Развитие гражданской авиатехники России в 2002-2010 годы и на период до 2015 года". На нужды авиапрома из бюджета предполагается выделить свыше 31 млрд руб. В свою очередь, авиазаводы, КБ и авиаперевозчики в виде налогов должны будут выплатить в бюджет 300 млрд руб.
Гендиректор Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев сообщил "Интерфаксу", что на реализацию программы предполагается выделить более 150 млрд руб. Из них федеральный бюджет даст 31, 431 млрд руб. , а остальные средства поступят из внебюджетных источников, включая частных инвесторов. На первом этапе реализации программы в 2002-2005 годах предстоит довести характеристики самолетов, выпускаемых с 1992 года, до уровня новых международных норм, в том числе по шуму и бортовому оборудованию. А также профинансировать научно-технические разработки нового поколения гражданских самолетов - в 2006-2015 годах планируется создание и выпуск авиатехники, способной конкурировать с разрабатываемыми сегодня западными образцами.
Если программа будет реализована, к 2015 году в России и на экспорт будет продано самолетов и вертолетов на 1 трлн руб. Федеральный бюджет в виде налогов получит порядка 300 млрд руб. Кроме того, к 2015 году в авиапроме будет создано 500 тыс. новых рабочих мест. А за счет прекращения импорта самолетов будет предотвращен отток из России около $50 млрд.
Авиапромышленники пока осторожно комментируют программу. Так, замгендиректора по коммерческим вопросам авиакомплекса имени Ильюшина Юрий Юдин заявил "Ъ", что ее еще предстоит изучить. И учесть, что бюджетные долги отрасли достигают 60 млрд руб. По словам гендиректора лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" Александра Рубцова, только на опытно-конструкторские работы авиапрому необходимо минимум $100 млн в год. При этом необходимый ежегодный объем финансовых вливаний в отрасль составляет $1 млрд. Реально же. по его мнению, на получение бюджетных средств отрасль может рассчитывать только после 2003 года, когда западным кредиторам будет выплачено $19 млрд госдолга.
Программа еще может быть скорректирована. По словам Юрия Коптева, ее еще предстоит обсудить на встрече авиастроителей с Владимиром Путиным, которая состоится в сентябре-октябре.
***
Россия будет летать по-европейски
Вчера Европейская комиссия по безопасности полетов и аэронавигации (Eurocontrol) и Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) России подписали соглашение о сотрудничестве. Оно предусматривает взаимодействие в области обеспечения безопасности полетов и вводимых в странах ЕС новых норм по уровню шума. Кроме того, Eurocontrol предложила ГСГА ввести в России новые европейские нормы по эшелонированию полетов гражданских самолетов. Совет Eurocontrol в июне этого года принял решение о переходе стран ЕС с 24 января 2002 года на новые нормы эшелонирования для увеличения пропускной способности полетов. Если сегодня на высотах от 8100м до 12100м трассы полетов проходят через каждые 600 м в вертикальной плоскости, то по новым нормам они будут сокращены до 300 м. По мнению ГСГА, сегодня Россия обладает резервами по пропускной способности полетов. Поэтому переход на европейские нормы эшелонирования над территорией России произойдет не ранее 2004 года. В связи с этим ГСГА обещает в течение двух-трех месяцев решить все вопросы, связанные с обеспечением безопасности полетов в переходных зонах, где начнут соприкасаться воздушные пространства с разными нормами эшелонирования. ГСГА также приняла решение о переходе Калининграда, как особой территории РФ, не имеющей границы с Россией, на новые нормы эшелонирования одновременно с ЕС.
Фото:
- До одобрения авиационной программы президентом Юрий Коптев боится говорить о ней слишком много
Леонид Заварский Коммерсант (Москва).
|