Объявлены итоги конкурса лизинговых компаний
Вчера комиссия Минэконом-развития подвела итоги конкурса инвестиционных проектов по лизингу российской авиатехники. Победители поставят перевозчикам 10 самолетов Ил-96 и 19 Ту-204 и Ту-214 - втрое больше, чем продано этих самолетов за последние 13 лет. На лизинговые проекты за два года будет потрачено по меньшей мере 4 млрд руб. бюджетных денег.
Российские авиакомпании не могут позволить покупку новых самолетов на условиях единовременного платежа. Возможна лишь рассрочка, точнее лизинг. Механизм его прост: лизинговая компания за счет своих средств и привлеченных банковских кредитов покупает самолеты у заводов и сдает их перевозчикам в аренду с постепенным выкупом машин (финансовый лизинг) или без выкупа (операционный лизинг).
Благодаря лоббистским усилиям авиапромышленников лизинговым компаниям была обещана финансовая поддержка государства. Чтобы понять, кого поддерживать (производители самолетов уже обзавелись собственными лизинговыми компаниями), был организован конкурс. В конкурсе участвовали Финансовая лизинговая компания (ФЛК), "Ильюшин Финанс Ко", авиализинговая компания "Туполев", "Авиакор-лизинг", "Центроли-зинг" и ЗАО "Центральная авиализинговая компания". Вчера было объявлено, что победителями стали "Ильюшин Финанс Ко" (ее основными учредителями выступили НРБ, авиакомплекс имени Ильюшина и Воронежский авиазавод) и ФЛК (50% ее акций принадлежит правительству Татарии, 33% - НК "Татнефть", 13,5%- инвесткомпании "Солид" и 4,5% бан-ку "Зенит").
Как передает агентство "Интерфакс" со ссылкой на первого заместителя министра экономического развития и торговли Ивана Матерова, объем государственной поддержки победителям в этом году составит 3 млрд руб., в 2002 году - 1 млрд руб.
Эти деньги пойдут на три формы поддержки: субсидирование процентных ставок, предоставление гарантии по кредитам и участие в капитале лизинговой компании. Заметим, что обязательным условием для участников конкурса было согласие на проведение допэмиссии с передачей государству контрольного пакета акций.
Проигравшие компании пока не дают комментариев. Победители же не скрывали торжества. Гендиректор "Ильюшин Финанс Ко" Александр Рубцов заявил „Ъ", что государство внесет в капитал компании $80 млн. С учетом этого вклада компания сможет потратить $380 млн на покупку десяти самолетов Ил-96 для "Аэрофлота" и авиакомпании "Атлант-Союз". Кроме того, "Ильюшин Финанс Ко" имеет контракт на поставку шести Ту-204 для "Крас Эйр" и "Трансаэро", но участие государства в этой сделке будет согласовано позже. Гендиректор ФЛК Евгений Зарицкий сказал корреспонденту „Ъ", что победа в конкурсе подтвердила "жизнеспособность планов поставить 13 самолетов Ту-214". Общую стоимость сделки ом не назвал, но сообщил, что базовая цена Ту-214 - $25 млн.
Комментируя итоги конкурса, замгендиректора авиакомплекса имени Ильюшина (разработчик самолета Ил-96-300) по коммерческим вопросам Юрий Юдин заявил "Ъ":. "Теперь мы и Воронежский авиазавод сможем продать в России 15 новых машин стоимостью по $35 млн. Реальной становится и первая экспортная поставка трех Ил-96-300 в Китае". А первый замгендиректора "Аэрофлота" по производственным вопросам Анатолий Волымерец заявил "Ъ": "Мы с 1997 года ждали необходимое нашему парку пополнение из шести Ил-96-300. И благодаря господдержке "Аэрофлот" их наконец получил".
Впрочем, окончательное слово должно сказать правительство, которому переданы результаты конкурса.
Леонид Заварский
Коммерсант №155
29 августа 2001г.
|