Мало кто из депутатов сумел пока подержать в руках правительственный
проект бюджета на 2002 год. Толстенный фолиант еще только размножается. Познакомиться с документом в первом приближении смогло только руководство профильного бюджетного комитета Госдумы. Предварительное резюме высказал в беседе с корреспондентом нашей газеты заместитель председателя комитета Виталий Шуба, разговор с которым начался с бюджета текущего года.
- Виталий Борисович, будут ли выдержаны основные параметры финансового плана 2001 года?
- На мой взгляд, бюджет будет выполнен как по доходам, так и по расходам. И то задание, которое давалось правительству в части дополнительных поступлений, также будет перевыполнено. Думаю, что прибавка составит около 300 млрд. рублей, таким образом, доходная часть увеличится
с 1 трлн. 193 млрд. до без малого 1,5 трлн. рублей. Вместе с тем правительство не выдержит запланированные макроэкономические показатели, прежде всего это касается инфляции, которая планировалась не выше 12 процентов, а по моим прежним прогнозам, которые подтверждаются, она составит реально около 20 процентов.
- Какие последствия это будет иметь для реального сектора экономики, не говоря о населении?
- Для потребителей это означает падение реальных доходов на указанную величину. И для производства это тоже не подарок: рост цен на услуги естественных монополий - от энергоносителей до тарифов на транспортные перевозки, что в целом сказывается на конечной цене продукции, порождая новый виток инфляции.
- Что вы считаете безусловными достоинствами нового проекта бюджета на 2002 год и его явными недостатками?
- Если на 2001 год правительство внесло бездефицитный бюджет, то на 2002 год запланирован профицит в размере 126 млрд. рублей. Достоинство это или недостаток - посмотрим по ходу обсуждения проекта. Правительство как бы страхуется от неблагоприятных изменений конъюнктуры мировых цен на энергоносители и поэтому рассчитывает доходы по двум возможным сценариям: от 23,5 до 17,5 доллара за баррель нефти.
- Насколько увеличиваются будущие расходы и доходы по сравнению с текущим финансовым планом страны?
- Доходы запланированы в размере 1 трлн. 998 млрд. рублей, при этом нужно учитывать, что впервые в доход включена часть единого социального налога в размере 257 млрд. рублей. Это те средства, которые должны быть переданы в Пенсионный фонд, что соответствует концепции проводимой пенсионной реформы. Расходы предусмотрены в размере 1 трлн. 872 млрд. рублей, профицит, таким образом, составит 126 млрд. рублей.
- Этот задел запланирован на случай форсмажорных обстоятельств, например резкого падения цен на нефть?
- Да. Концептуально правительство предлагает также, если и цены на нефть будут в нашу пользу, и образуется профицит, и, возможно, будут получены дополнительные доходы сверх запланированного, то эти средства направить на погашение, обслуживание государственного долга, а также на создание специального резерва для погашения обязательств 2003 года.
- Бюджет держится на двух столпах - налоги и экспорт сырья. Если вдруг рухнут цены на нефть до уровня 10-11 долларов за баррель, как это уже
случалось, что нас тогда ожидает - новый август 1998 года?
- Нет, не думаю. Такие резкие скачки практически исключены. Убежден, что самая низкая точка отсчета будет находиться на уровне 18 долларов за баррель, что и предусматривает пессимистический сценарий правительства.
- Ряд видных экономистов уже метнул свои критические стрелы, упрекая исполнительную власть в том, что она больше озабочена долгами, чем состо-янием отечественной экономики. Справедливы ли упреки?- Думаю, нет. Что до долгов, они у нас ведь не только внешние, но и внутренние. Почему-то считается, что обязательства пepeд зарубежными кредиторами - это святое, а выплаты населению можно отодвинуть на второй план. Это несправедливо. Надо компенсировать и вклады населения, которые обесценило государство. Далее, если посмотреть структуру расходов бюджета, то видно, что он социально ориентирован. Более чем в полтора раза увеличится финансирование образования, здравоохранения, повысятся социальные выплаты. Без изменения останется лишь поддержка реального сектора экономики - промышленности и сельского хозяйства, являющихся поставщиками налогов.
- Производственная сфера формально осталась при своих, а реально, с учетом инфляции, сильно проиграет?
- Этот вопрос нужно разделить на две части. Подъем экономики происходит за счет не только бюджетных инструментов, но и налоговой политики. После снижения налогового бремени.
- А как с финансированием армии и силовых структур?
- Расходы будут увеличены. По разделу "национальная оборона" - в 1,3 раза, на остальных "силовиков" - в 1,25 раза.
- Бюджет традиционно будет проходить через Думу с большим скрипом. Возможен ли вариант, к которому призывает фракция "Федерация" верхней палаты - отвергнуть проект в первом чтении?
- Да, обсуждение наверняка будет сложным. Предмет жарких дискуссий - разделение доходов и расходов между федеральным центром и регионами. Это всегда накаляет страсти, причем "перетягивание каната постоянно заканчивается в пользу первого. На этот раз центр берет обязательства увеличить зарплату бюджетникам в 1,89 раза, не уточняя, для кого.
Только для федеральных служащих? А как с остальными, при том, что большая часть бюджетного "пирога" остается в Москве, а основное число бюджетополучателей находится в ведении региональных и местных бюджетов? Пока это неясно. Сегодня соотношение доходов консолидированного бюджета между центром и регионами составляет 52:48 процентов, хотя Бюджетный кодекс требует равных пропорций. А если взять только налоговые доходы, то картина 2002 года будет выглядеть еще хуже: 62 процента оставляет за собой Федерация, а на местах остается 38 процента. И если повышается заработная плата учителям, врачам, санитаркам, работникам коммунальной сферы и другим бюджетникам, то на местах должны быть для этого необходимые средства.
- Ваш прогноз: примут бюджет в первом чтении или отвергнут?
- У нас есть несколько вариантов развития событий. Первый - принять. Второй - отклонить и отправить на доработку правительству или же отклонить и создать трехстороннюю согласительную комиссию: Дума, Совет Федерации, исполнительная власть. Третий - отклонитъ бюджет и поставить вопрос о доверии правительству. Не думаю, впрочем, что подобный радикальный вариант пройдет.
На мой взгляд, более конструктивным является вариант создания (в случае отклонения) согласительной комиссии. Сейчас процедура такова: документ будут обсуждать комитеты, фракции, все депута-ты и члены Совета Федерации, законодательные собрания регионов. Затем бюджетный комитет сводит полученные замечания в единый документ, готовит сводное заключение и вносит предложение на пленарное заседание. Каким оно будет, я сейчас за всех предсказать не берусь.
- Когда состоится первое чтение?
- Принят следующий график. С 11 сентября документ будет обсуждаться в бюджетном подкомитете. Параллельно комитеты Госдумы до 19 сентября должны представить свои заключения в комитет по бюджету, который, в свою очередь, представит на Совет Думы свое сводное заключение
25 сентября. Первое чтение запланировано провести 28 сентября.
Беседовал Сергей ГУК
Время
29 августа 2001г.
|