На прошлой неделе правительство направило в Госдуму проект бюджета - 2002. В России никогда не было такого замечательного проекта. Денег хватит на все, гордится правительство, и еще останется. Но на самом деле не хватит ни на что. И не останется.
На первый взгляд российский бюджет-2002 производит прямо-таки замечательное впечатление. Впервые в современной российской истории бюджет имеет профицит, и очень значительный - 126,5 млрд рублей, или 1,19% ВВП. Результат (в процентах к ВВП, конечно, а не в абсолютных цифрах) прямо как в США. В прошлом году бывший американский президент Билл Клинтон, покидая свой пост, с гордостью отметил, что еще 10 лет назад все эксперты предсказывали США в 2000 году значительный бюджетный дефицит, а президентская администрация обеспечила за 8 лет профицитный бюджет. Заметим, что еще 4 года назад эксперты МВФ боролись за то, чтобы хронический бюджетный дефицит в России был поменьше (собственно говоря, крупнейшим достижением тогда выглядело финансирование этого дефицита с помощью ГКО, а не кредитов ЦБ). И вот в дело вступил Владимир Путин. Когда он стал премьером, в бюджете-2000 был обеспечен первичный профицит (то есть превышение текущих доходов над текущими расходами) более чем в 3% ВВП. Когда он стал президентом, бюджет 2001 года был впервые сверстан полностью бездефицитным. И вот новое достижение - профицит.
МВФ должен быть в восторге. Ведь, в сущности, он всем развивающимся странам рекомендовал жесткую финансовую политику для того, чтобы решить мировую долговую проблему. Чтобы страны-должники не только обслуживали, но и уменьшали свои долги. А для этого нужен как раз профицитный бюджет: надо, чтобы государственные доходы превышали расходы. Тогда можно накопить деньги и расплатиться с кредиторами. У России получилось чрезвычайно эффектно. Как раз тогда, когда она отказалась от новых кредитов МВФ (и соответственно от необходимости следовать советам его экспертов), сделан профицитный бюджет. Явно по собственной инициативе. МВФ посрамлен (тем более что ему Россия сейчас платит огромные деньги, стремясь полностью ликвидировать свою задолженность). Западные кредиторы должны быть впечатлены.
Заметим, что в этом году в послании, посвященном составлению проекта бюджета-2002, Владимир Путин пошел еще дальше. Нужно составить бюджет из двух частей: первая часть должна обеспечить полное обслуживание всех текущих обязательств (втом числе, естественно, всего внешнего долга, приходящегося на этот год), а вторая - обеспечить накопление денег для платежей в предстоящие годы. Естественно, к накоплению денег следует приступить только при "благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре" Какую конъюнктуру считать благоприятной, в послании сказано не было. Поэтому правительство при составлении бюджета-2002 со второй его частью как-то не очень торопилось. Правда, экономический советник президента Андрей Илларионов все время об этой идее напоминал, предлагая создать второй бюджет (или "стабилизационный фонд") за счет экспортных пошлин на нефть и части рентных платежей (при этом он исходил не только из самой необходимости исправно платить любые долги, но и из теории, согласно которой лишние доллары чрезвычайно вредят российской экономике). Но правительственные чиновники все время сомневались, что денег хватит даже на первый бюджет, не говоря уж о втором. В итоге вроде решили уже было ограничиться одним бюджетом, зато профицитным. Но в последнюю минуту вмешался лично премьер Михаил Касьянов. Вернувшись 18 августа из отпуска, премьер узнал, что пожелание президента не выполнено и в проекте бюджета-2002 нет второго бюджета ни в виде стабилизационного фонда, ни в каком ином. Приказание было жестким: до 21 августа, когда на своем заседании правительство обсуждало проект бюджета, Минфин должен найти хоть какую-нибудь замену стабилизационному фонду. Придумано было премьером и название - финансовый резерв.
О создании этого резерва на прошлой неделе премьер Касьянов доложил президенту Путину. Как он выразился, "бюджет составлен, исходя из необходимости иметь финансовый резерв приблизительно около 60 млрд рублей". Владимир Путин в ответ заметил: "Вы совершенно правильно сделали, что рассчитали бюджет, исходя из минимальных цен на энергоресурсы. Страна не должна попасть в сложное положение из-за перепада цен". Итак, как можно судить, президент понял дело примерно следующим образом: в полном соответствии с его посланием в бюджете учтены интересы всех российских граждан и одновременно западных кредиторов. Даже при плохих нефтяных ценах они свое получат. А при хороших появится резерв на будущие годы.
А если учесть, что бюджет рассчитан на основе прогноза инфляции в 10-13%, то все оказывается совсем уж замечательно. Это в нынешнем году инфляция, оказавшаяся существенно выше запланированной (по плану- 12%, по факту- не меньше 18%), мешала гражданам в полной мере наслаждаться увеличением доходов из-за повышения зарплат и пенсий. В будущем же году ничего мешать не будет. При любых нефтяных ценах. А именно увеличение реальных доходов граждан, как неоднократно подчеркивал Владимир Путин, и должно являться главной целью российской экономической политики.
Но при ближайшем рассмотрении в бюджете-2002 оказывается не все так уж здорово. В 2002 году внешним кредиторам надо заплатить $14,2 млрд: $7,4 млрд - процентные расходы, $6,8 млрд - чтобы погасить выставленную к оплате основную часть долга. На это ни много ни мало потребуется истратить пятую часть от всех запланированных на будущий год доходов федерального бюджета с учетом части единого социального налога (1,99 трлн рублей). Если же к этой сумме прибавить возврат и обслуживание внутренних долгов (более 200 млрд рублей), то речь уже идет о трети доходов. Откуда же Минфин в своем проекте взял все эти деньги?
Оказалось, просто вспомнил прошлый год. При разработке бюджета-2001 в Минфине был придуман простой, но, как оказалось, весьма эффективный бюджетный прием. Разработчики просто убрали из бюджета расходы на погашение основной части долга Парижскому клубу ($2,4 млрд). В результате получился формально бездефицитный бюджет. Президент остался доволен. Тогда правительство думало, что эти $2,4 млрд действительно не являются бюджетными расходами, потому что долг удастся реструктурировать. Реструктурировать ничего не удалось, поскольку Парижский клуб указал на чрезвычайно высокие цены на нефть в 2000 году и значительные дополнительные доходы российского бюджета. Так что на самом деле бюджет прошлого года бездефицитным не был - его дефицит следовало запланировать как раз в $2,4 млрд. Если уж быть совсем точными, то этот дефицит следовало довести почти до $6 млрд, потому что в предполагаемые доходы было тогда еще записано $3,5 млрд кредитов международных финансовых организаций, которые так и не были получены (МВФ не горел желанием давать, а Россия демонстративно не пожелала брать).
Но в итоге все обошлось. Положение спасли допдоходы 2000 года (158 млрд рублей) и более быстрые, чем было заложено в бюджет, темпы экономического роста и темпы инфляции, что и обеспечило появление допдоходов и в этом году. По оценке Минфина, в этом году в бюджете появится излишек более чем в 100 млрд рублей, который решит все проблемы.
И вот в бюджете-2002 за скобки выносится погашение основной части госдолга (357 млрд рублей). Если их учесть в бюджете, то оказывается, что в бюджете не профицит в 126 млрд рублей, а дефицит в 231 млрд рублей (то есть в $7 млрд).
Более того, оказывается, что даже виртуальный профицит в 126 млрд рублей обеспечивается только при цене нефти $22 за баррель. Это вряд ли можно считать такими уж минимальными ценами. Что же касается финансового резерва, то его вообще предполагается пополнять за счет размещения еврооблигаций. Таким образом, становится непонятно, зачем его создавать - ведь он, по идее, предназначен для уменьшения российского внешнего долга, а ведет только к его увеличению.
Не будем уж говорить о том, что резерв нужен для того, чтобы накопить деньги для выплат внешнего долга в 2003 году - эти выплаты должны составить $19 млрд. Дня того чтобы заплатить $9 млрд процентов, денег в бюджете-2003, может, еще и хватит. Но откуда взять еще $10 млрд? Резерва в 60 млрд рублей ($2 млрд) явно недостаточно.
Впрочем, о 2003годе у правительства пока никто спрашивать не будет. В Думе, куда уже поступил для обсуждения проект бюджета, наступил только 2002 год. Депутатов интересует, что они могут предъявить своим избирателям. Дружное одобрение правительственного варианта бюджета? Вряд ли. Им нужны конкретные деньги на социальные и инвестиционные проекты в своих избирательных округах. Правительство же не оставило возможностей для маневра. По утверждению Алексея Кудрина, бюджет сверстан настолько плотно и жестко, что о торге с депутатами не может быть и речи (министр финансов пообещал только дополнительные 4 млрд рублей аграриям за счет возврата ранее выданных кредитов). Тем более что в бюджетном послании президент проводил идею о том, что депутаты должны либо одобрить бюджет, ничего в нем не меняя, либо его просто отклонить.
Однако в бюджетотерпимость депутатов верится с трудом. Им еще предстоит переизбираться. Наверняка можно гарантировать ожесточенную борьбу за передел средств между статьями. Кстати, она уже началась в рамках оборонных расходов. Министр обороны Сергей Иванов, всегда активно выступавший за увеличение расходов на НИОКР и закупки вооружения, уступил давлению Генштаба и высказался за переброску нескольких миллиардов с оборонного заказа на дополнительные закупки ГСМ. В Думе это предложение явно встретит ожесточенное сопротивление со стороны председателя комитета по промышленности Юрия Маслюкова. В его избирательном округе находятся Боткинский завод, производящий "Тополи-М", и ижевский завод "Купол", собирающий установки ПВО "Тор-М1". Им явно нужны новые госзаказы.
Хотя бы от части допдоходов депутаты отступиться не захотят. Даже в начале этого года, когда не знали, где взять деньги для Парижского клуба, депутаты вырвали 30% от той суммы допдоходов, которая поступит сверх первых 49 млрд дополнительных рублей. Настроены думцы решительно. Речь, по неофициальной информации, может действительно пойти об отклонении бюджета в первом чтении. Что будет тогда с самой Думой, это еще в Кремле посмотрят да прикинут. А вот то, что такой шаг Думы - смерть для правительства Касьянова, сомнения не вызывает. В последнее время ряд влиятельных депутатов, в том числе из фракции СПС, в кулуарных беседах ссылаются на последние кадровые веяния в Кремле. В случае неудачи Касьянова его могут заменить силови-ком. Речь в этом случае идет о необычной на первый взгляд кандидатуре - секретаре Совета безопасности Владимире Рушайло. После весенней отставки с поста главы МВД и перевода в Совбез многие аналитики списали его в почетный резерв. Во всяком случае, после ухода из Совбеза Сергея Иванова влияние этого органа явно упало. Однако сейчас кремлевские источники "Власти" утверждают, что генерал Рушайло якобы резко нарастил политический вес, что подтверждает, например, его активное участие в переговорах с американцами о судьбе ПРО. Утверждается также, что президент довольно высокого мнения об экономических познаниях бывшего главы МВД (что, в общем-то, неудивительно: Владимир Путин отдает должное и экономическим талантам предшественника Рушайло в МВД - Сергея Степашина. Президенту, по-видимому, нравятся генералы-экономисты). Во всяком случае, последний визит Путина на Украину, в ходе которого обсуждалось и множество экономических проблем, готовил именно Рушайло.
Однако скорее всего Касьянова в Кремле просто хотят подбодрить столь специфическим образом, чтобы лучше отстаивал принципиальные основы бюджета. И прежде всего использование всех допдоходов только на погашение внешних долгов, но ни в коем случае на нужды лоббистов.
Власть №34 28 августа 2001г.
Константин Смирнов, Сергей Викторов
|