Денег в казне много, но легкая жизнь Алексею Кудрину все равно не гарантирована
Денег никогда не бывает много, даже при двукратном увеличении бюджета.
"РЕКЛАМНУЮ кампанию" по принятию бюджета-2002 можно считать начатой. А стартовала она с некоторой интриги, которая, впрочем, осталась практически незамеченной. На сайте интернетовского информационного агентства "ПРАЙМ-ТАСС" появился предварительный проект бюджета, ряд статей которого сопровождался ссылкой "секретно" или даже "совершенно секретно". Причем этим грифом были "запечатаны" такие любопытные статьи, как расходы на национальную оборону или международную деятельность. Естественно, что подобная таинственность не могла не вызвать вопросов. В самом агентстве заявили, что текст получен из Минфина и наличие грифов "секретно" - на совести чиновников Алексея Кудрина. Минфин, напротив, уверяет, что предоставляет для ознакомления единственный, абсолютно прозрачный вариант, который уже находится в правительстве. Это подтверждают и на Краснопресненской набережной, активно делясь с корреспондентом "НГ" цифрами главного финансового документа.
Такая открытость чиновников вполне понятна - именно сегодня на заседании российского правительства будет дана оценка работы ведомства Алексея Кудрина. Министрам предстоит рассмотреть проект федерального бюджета на 2002 год, который уже 26 августа должен быть передан Госдуме. И уже сейчас можно сказать, что основной проблемой бюджета-2002 опять станет обслуживание внешних долгов. А учитывая внимание президента к главному финансовому документу страны, Алексею Кудрину придется нелегко - судя по всему, Путин не испытывает особых иллюзий в отношении деятельности Минфина.
Еще в июне Путин в весьма настойчивой форме потребовал, чтобы будущий бюджет был "стопроцентно реализуемым". А если вспомнить, что нынешний пришлось перекраивать уже в феврале из-за проблем с выплатой внешних долгов, а инфляция вместо обещанных 12% составит - в лучшем случае - 18%, то такая "просьба" президента выглядит как прямое руководство к действию. Однако знакомство с новым проектом показывает, что пожеланиe президента выполнено довольно своеобразно.
Минфин опять пошел по проторенному в прошлом году пути. Инфляцию вновь обещают "дожать" до 12% (в проекте - 11-13%), а с зарубежными кредиторами, похоже, затеяна очередная игра. Напомним, что в прошлом году правительство поступило с ними весьма непринужденно - погашение советских долгов Парижскому клубу в бюджете просто отсутствовало. Переговорщики из Белого дома надеялись добиться их реструктуризации. Однако Парижский клуб не поверил в российскую бедность и вынудил правительство поправить бюджет - пришлось заплатить все, что полагалось. История получилась скандальная и при менее стабильной политической ситуации могла бы стоить Михаилу Касьянову премьерского кресла. Вряд ли повторение такого "трюка" пройдет безболезненно для кабинета министров, тем более что Россия вступает в период самых больших платежей.
В 2002 году нашей стране нужно будет заплатить около 14 млрд. долл. При этом хорошо бы кое-что оставить и на 2003 год, когда отдать кредиторам придется почти 19 млрд. долл. Свой способ избежать долговых скандалов предложил экономический советник президента Андрей Илларионов. Его идея - создание стабилизационного фонда, куда отчисляются доходы от экспорта сырья, полученные сверх расчетной цены на нефть в 12 долл. за баррель. Ясно, что в таком фонде осела бы весьма значительная сумма, которая помогла бы не только расплатиться по долгам 2002 года, но и решить "проблему-2003". Ведомство Кудрина, казалось, прислушалось к советам из Кремля - слова "стабилизационный фонд" присутствуют уже в статье 1 проекта бюджета. Однако этот фонд - структура достаточно мифическая: согласно проекту он будет сформирован из средств, оставшихся после всех необходимых выплат 2002 года, а таких остатков скорее всего не будет.
Разобраться с кредиторами в Минфине решили по-своему, еще раз подтвердив, что предпочитают сложные финансовые схемы. Все обязательства фактически разделены на три части: первая - в расходной части бюджета предусмотрена выплата процентов - около 7 млрд. долл., вторая - для погашения основной суммы долга намечено использовать первичный профицит бюджета (около 4 млрд. долл.), наконец, третья - поскольку и этого все равно не хватит, на выплату долга пойдут дополнительные доходы, объем которых пока неизвестен. Зато известен источник - все те же цены на нефть.
В ведомстве Кудрина вполне освоили двойную бухгалтерию - бюджет рассчитан исходя из цены на нефть в 22 долл./барр., но при этом специалисты министерства считают, что на самом деле топливо будет стоить 23,5 долл. Разница в полтора доллара вроде бы позволит удовлетворить все аппетиты кредиторов. Однако прогнозы нефтяных цен обычно чуть более достоверны, чем предсказания погоды, особенно если речь идет о таком сроке, как год. Ситуация 2001 года показала это весьма наглядно. К тому же и пессимистическая (18,5 долл./барр.), и оптимистическая (23,5 долл.) оценки Минфина вполне укладываются в более чем вероятный диапазон мировых цен на энергоносители, и судьба российского бюджета по-прежнему будет сильно зависеть от итогов очередных встреч нефтяных генералов.
А на случай, если нефть все-таки опустится в цене ниже 22 долл./барр., Минфин уже разработал ряд рецептов. Правда, оригинальными их никак не назовешь. Это приватизация, распродажа госзапасов и… снова кредиты МВФ. Первые два способа в нынешних условиях вряд ли принесут много денег. Таким образом, полузабытый ныне МВФ имеет шанс вновь стать вершителем судеб российской экономики, а длящееся уже не первый год воздержание от внешних кредитов, которым так гордится правительство, окажется не более чем иллюзией.
Конечно, правительство могло поступить проще - указать среди расходов бюджета все выплаты по долгам в размере 14 млрд. долл., а гипотетическими дополнительными доходами распоряжаться по своему усмотрению. Тогда бы обязательства должника - России - имели бы твердые гарантии. Правда, при этом пришлось бы существенно урезать многие другие расходы, и рапортовать об улучшении экономической ситуации стало бы гораздо сложнее. Впрочем, возможно, российские финансисты еще не потеряли надежду добиться реструктуризации долгов или внедрения активно рекламируемой премьером Касьяновым схемы "долги в обмен на инвестиции". Тогда бюджет следующего года сразу стал бы менее напряженным. Но в этом случае чиновникам следовало бы проводить более согласованную линию: многочисленные в последнее время заявления о финансовом благополучии России - не самая лучшая прелюдия к просьбе об отсрочке долга.
Впрочем, пока мы наблюдаем лишь раннюю стадию бюджетного процесса - впереди многоходовые комбинации в Думе, Совете Федерации и, что в данном случае немаловажно, позиция президента. Конечно, Владимира Путина Минфин не обидел - расходы на содержание главы государства возрастают почти в два раза. В общей сложности "президентские" расходы составят около 100 млн. долл. Но вряд ли из этого следует, что Путин спокойно подпишет отнюдь не "стопроцентно реализуемый", а, напротив, весьма рискованный бюджет.
И, несмотря на то что сам бюджет-02 по сравнению с прошлогодним вырос почти в два раза, объем проблем, которые он так и не решает, ставит под серьезный удар российское правительство. И даже если гриф "совершенно секретно" в интернетовском варианте появился не с подачи Минфина, то ведомству Кудрина, вероятно, стоило бы его ввести - слишком много вопросов вызывают нестыковки некоторых позиций документа. А небольшой скандал с засекреченностью отдельных статей бюджета просто потеряется на фоне предстоящих баталий за распределением финансовых потоков в будущем году.
Екатерина Власова
|